Православный календарьПравославный календарь
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.

Перед лицом вечности у тебя есть шанс

О книге Николая Гаврилова «Утешение»

Издательство «Вольный странник» выпустило новую книгу – «Утешение» Николая Гаврилова. Это книга о войне. Необычная. Простая. Книга о мальчиках и мамах. Еще много о ком. Страшная книга со счастливым концом.

Мой институтский преподаватель, доктор филологических наук Георгий Векшин, говорит, что русский сюжет – это всегда сюжет преображения. Это преображение редко соседствует с благополучной – в нашем обыденном понимании – жизнью. Оно может произойти там, где вроде бы нет места вожделенному для читателя хэппи-энду. Может произойти и как бы между строк – незаметно, неочевидно.

Вот, например, как у Пушкина в «Капитанской дочке». Нам кажется, что счастливый конец – это свадьба Гринева и Маши, благополучный выход из страшной и запутанной ситуации. Но у Пушкина не бывает таких простых, предсказуемых ходов. О главном он говорит не напрямую, ведет читателя сотнями тропок к самостоятельному осознанию – в чем был момент истины в этой конкретной истории. И если мы будем следовать пушкинской логике – логике любви, – то увидим очень неожиданный счастливый конец. Конец жизни Пугачева. Это сложно понять. Он – разбойник, бес во плоти, душегубец. Но он принял в свою душу дружбу и любовь мальчишки Гринева. И перед казнью искал его глаза в толпе. И увидел. А если хоть кто-то продолжает воспринимать тебя как человека, ты спасен, ты можешь измениться, преобразиться. Может быть, не здесь. Но перед лицом вечности у тебя есть шанс.

Русский сюжет – это всегда сюжет преображения. Это преображение редко соседствует с благополучной – в нашем обыденном понимании – жизнью

Прочитайте с этими мыслями книгу Николая Гаврилова. И вы увидите, как можно из самого невыносимого выйти к счастливому концу преображения. Увидите тех, у кого появился шанс перед лицом вечности. Тех, кого невозможно простить по законам земной справедливости. И тех, кто, кажется, несчастнее всех на свете. Увидите, как легко перепутать злое и доброе, непосильное и легкое, необязательное и необходимое.

Почему-то книга начинается словами Василия Гроссмана: «Скажите, писатели, – почему вы так плохо пишете о войне?» Почему так? Этот вопрос – и Гроссман, и Гаврилов – задают не только другим, но и себе. Они понимают, что нельзя выразить словом все. Что-то останется. Да и то, что сказал, не будет окончательной правдой. Правда рождается только в сердце, ее не высказать. И каждый доходит до этой правды сквозь жизнь.

Любое искусство – в том числе книги – может только размягчить сердце, прослезить затвердевшую душу, дать подсказку, ориентир. Любое искусство – но если оно не выдуманное, а выстраданное.

Тот же мой преподаватель говорит еще одну важную вещь: все настоящее в русском сюжете проявляется перед лицом смерти. Это в литературе. Но для чуткого сердца – и в жизни.

Я слышала, военные говорят: если мы начнем ненавидеть, то мы проиграем. Я видела слезы их жен. Я пропускала эти слезы через сердце. Как пропускает каждый, кто хоть как-то соприкасается. Я боялась разговаривать с женами погибших и просто умерших.

А еще я знала бабушку, у которой убили любимого сына. Она знала, кто. И не могла простить. Чем старше она становилась, тем цикличнее становились ее мысли. Любой разговор сводился только к этому. Не к смерти сына, а к злобе на тех, кто убил.

Когда она слегла, рядом с ней никого не было. Мы жили несколькими этажами ниже и могли часто проведывать ее. Она никогда не ходила в храм. Только часто передавала мне деньги на свечки: «Поставь сама за моих». И к Пасхе просила отнести на освящение ее куличи. Я не предлагала сходить в церковь ей самой, но тут осмелилась и пригласила к ней батюшку – поговорить, исповедоваться. Она была уже слабой, но, когда пришел священник, очень смиренный и тихий, громко ругалась на убийц своего сына. Я не знаю, как священник разговаривал с ней. Из соседней комнаты слышала только ее голос, но через полчаса она пару раз повторила: «Я прощаю, прощаю. Я все простила им».

Через несколько недель эта бабушка умерла. Другим человеком. Мирным, не шумным. Если хотела вспомнить о своей горькой обиде, то сама закрывала себе рот. Ей было легче оттого, что она впустила в себя это прощение.

Я не буду рассказывать о сюжете «Утешения». Но такие мысли приходят после прочтения этой книги.

А еще в моей голове оживают фрески из нашего храма. Как Христос несет крест. И рядом идет Его Мама. Но не может забрать этот крест. Как потом Его, уже мертвого, снимают с креста. И рядом Мама. Держит Его за руку. Как в детстве. Это острое чувство – понимание, что тогда произошло с Ней, – пронзило мою душу только тогда, когда я родила сына. Сыновья – они не такие, как дочки. Их почему-то до боли жалко, они долго-долго кажутся маленькими, даже если не слушаются, даже если грубят и хулиганят. С ними, когда они становятся подростками, иногда совсем не хочется иметь дела. Но память об их детстве заставляет плакать – от жалости.

У Игоря Растеряева есть песня «Мама». Там сын – пьяница пропащий. Но вот едет к маме в деревню. И мысленно видит ее – старушку, стоящую у окна. Она смотрит вдаль. Она помнит его маленьким и добрым. Но он не успевает с ней повидаться, приезжает уже на ее могилу. И небо, как в детстве, отражается в его глазах. Впервые, наверное, после детства. И у него тоже есть шанс. Потому что есть мама. Была и есть.

Так же и в этой книге. Есть мама, есть сын. И много еще разных сыновей. И щемящее чувство – как в стихах Варлама Шаламова. Щемящее, но не безысходное, не отчаянное, не безнадежное, не унылое:

Вот потому-то средь притворства
И растлевающего зла
И сердце все еще не черство,
И кровь моя еще тепла.

Я положила бы эту книгу, несмотря на страшные образы войны, на стол своим подросткам – и старшей дочке и средним сыновьям

Я дала бы эту книгу нашим родителям, у которых нет времени не то что почитать, а даже просто посидеть, – из-за работы, огорода, внуков, болезней. Я положила бы ее, несмотря на страшные образы войны, на стол своим подросткам – и старшей дочке и средним сыновьям. Я рассказала бы отдельные истории из нее своим младшим детям – даже детсадовцу. Я поделилась бы ее надеждой с приветливыми стариками, которых каждый день встречаю на улице. Я обязательно буду говорить о ней с мужем – глубокими вечерами на кухне, когда все спят. У нее нет читательского адреса – она нужна всем. Чтоб размягчить сердце. Чтоб подсказать, хоть немножко, где выход: для кого-то – из горя, для кого-то – из подлости, для кого-то – из ненависти, для кого-то – из страха, для кого-то – из безделья, прикрытого не совсем нужными делами.

Недавно автор этой книги стал лауреатом новой литературно-исторической премии Союза писателей – за следование классическим традициям русского романа. А классический русский роман в своей основе хранит идею преображения. Поздравляем Николая Гаврилова и благодарим от всего сердца.

Мария Тряпкина

21 июня 2022 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 623 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Приобрести книгу «Утешение» можно на сайте издательства Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник».

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алла 1 июля 2022, 06:53
Благодарю за рецензию! Прочитала. Отличная книга! Даёт много о чём подумать. И пореветь. В наше военное время особенно полезно читать.
Тамара22 июня 2022, 00:50
Спасибо за такое описания книги Гаврилова "Утешение"!!! Очень захотелось прочесть эту книгу!!!!
Инна21 июня 2022, 10:54
Трогательный отзыв, грустный и настоящий. Похож на калейдоскоп из детства. Особенно понравилось про сыновей. Всё так. "Кто тебя обидел, милый, дорогой? Все твои я страхи разведу рукой. Слёзки превратятся в капельки дождя. Ты не плачь, сыночек, у тебя есть я".
Надежда21 июня 2022, 04:47
Милости Божией Вам! От души благодарна за Ваши удивительные многогранные, животрепещущие отзывы! за богатство познаний и щедрое раздаяние!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×