Призывай непрестанно Христа

О книге «Тайная жизнь сердца. Практика Иисусовой молитвы»

Иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские)

В издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный странник» вышла книга «Тайная жизнь сердца. Практика Иисусовой молитвы». Мы живем в мире греха и глобальных потрясений. Где искать тишину и гармонию? Как стяжать радость, которую никто не сможет у нас отнять? Лучший способ обрести внутренний мир – научиться творить Иисусову молитву. В книге собраны размышления и высказывания наиболее авторитетных подвижников и святых нашего времени об умно-сердечном делании. Доступным современному человеку языком рассказано, как мирянину научиться творить молитву, познать и умиротворить тайную жизнь своего сердца.

10 апреля в 13:00 в Николо-Угрешской духовной семинарии состоится презентация книги (адрес: Московская область, г. Дзержинский, площадь святителя Николая, дом 1, корп. 6). Встречу проведет доктор богословия, иеромонах Кирилл (Зинковский).

Современный мир не знает покоя и тишины. Стремительно развивающиеся технологии, новые способы коммуникаций и получения информации, сам образ жизни – всё ускоряется, бежит вперед. Но что человек получает вместе с этим видимым прогрессом? Вместе с ним приходят усталость и даже опустошенность. Как же нащупать тот верный путь, который приведет к неложному покою и даст возможность обрести подлинные радость и счастье, которые ничем и никем не смогут быть разрушены и отняты?

«Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 20–21) – в Евангелии мы находим очень точное указание на то, куда направлен главный вектор внимания Господа по отношению к человеку и в чем состоит наша подлинная радость.

«Постарайся войти во внутреннюю свою комнату, и увидишь комнату небесную… Лестница этого Царства внутри тебя, сокровенна в душе твоей. В самого себя погрузись от греха и найдешь там ступени, по которым в состоянии будешь восходить»[1].

Эти святоотеческие слова раскрывают неизмеримую глубину человеческой души и человеческого сердца, бесконечный потенциал развития человеческой личности в синергии с Богом, в сотрудничестве с благодатью, преподаваемой нам от Отца через Сына в Духе Святом. Таинства Церкви, Священное Писание, огромное наследие Священного Предания, святоотеческие тексты, молитва, посильная аскеза, духовное руководство, христианские добродетели – все это является дарами Божиими, призванными способствовать открытию этого Царства Божия, сокрытого внутри нас, но во многом непознанного, забываемого, утрачиваемого нами.

В истории об изгнании Адама и Евы из рая речь идет о потере внутреннего Царства, без которого внешнее благополучие не имеет никакого значения

Повествование Книги Бытия об изгнании Адама и Евы из рая (см.: Быт. 3: 23–24) обычно воспринимается современным человеком буквально, как внешний феномен, состоящий в потере неких комфортных благодатных условий эдемского сада. Но речь идет прежде всего о потере внутреннего Царства, без которого внешнее благополучие не имеет никакого значения, не может утешить человека, что и подтверждается нашей повседневной жизнью. Ведь отнюдь не случайны такие старые русские поговорки: «Душу кашей не приманишь», «С милым и в шалаше рай», «Хоть мошна пуста, да душа чиста» и другие. Об этом свидетельствует и опыт любого человека, живущего на земле: когда ум и сердце находятся в мирном согласии, когда на сердце свет, радость, любовь, то внешние обстоятельства жизни перестают иметь какое-то существенное, детерминистское значение, человек перестает пытаться надрывно восполнить внутреннюю радость внешними, никогда, по сути, не насыщающими нас «радостями».

С момента грехопадения человек желал вернуть потерянное им Царство Божие. И Господь выстраивал историю человечества так, чтобы дать возможность любимому Своему творению вернуться в объятия любви Отчей. С пришествием в мир Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, каждому человеку этот путь стал открыт.

Покаяние, причащение Святых Христовых Таин и молитва Иисусова составляют единый путь

Молитва Иисусова призвана дать человеку возможность личного общения с Создателем, того общения, в котором пребывали Адам и Ева в раю. Но путь восстановления этой связи с Богом, Который неизменен в Своей любви к человеку и всегда открыт нам навстречу, долог и требует постоянного духовного труда. Как жизнь в Церкви невозможна без личного желания, усилия и устремленности к спасению, так и личная молитва не будет иметь настоящей силы и полноты вне церковной жизни. Поэтому необходимы оба этих делания, обогащающие и восполняющие друг друга. Покаяние, причащение Святых Христовых Таин и молитва Иисусова составляют единый путь.

Через молитвенное призывание имени Господа мы имеем возможность вступить в живое, личное общение с Ним.

«Непрестанно сохраняйте в сердце имя Господа Иисуса, чтобы сердце впитало Господа, и Господь – сердце, и таким образом два стали едино»[2].

Святая Троица, по образу Которой создано человечество, пребывает в вечной любви и непрестанно изливает любовь на все творение. К такой любви призывает нас Христос: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (Ин. 15: 9). По любви Господа к нам и по нашей ответной любви к Нему мы не можем Его не призывать! Подразумевая именно эту любовь, апостол Павел говорит христианам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Ведь по-настоящему Любящим нас, значит, и наиболее заслуживающим ответной любви, абсолютно достойным стать наиболее Милым и Возлюбленным нашему сердцу, является Господь наш Иисус Христос. А в Нем и через Него – все люди и все творение Божие!

Молитва Иисусова призывает нас прочувствовать единство заповеди о любви в ее двух аспектах – к Богу и к людям

Молитва Иисусова призывает нас прочувствовать единство заповеди о любви в ее двух аспектах – к Богу и к людям. Богоподобное единство было утеряно Адамом в грехопадении, принесшем внутреннее разобщение ума и сердца каждой отдельной личности и разделение людей между собой. Христос, Новый Адам, в воплощении стал непостижимым «мостиком» между Богом Троицей и человечеством. Поэтому осознанное призывание Его помогает врачевать искаженное грехом человеческое естество, восстанавливая единство и целостность внутри нас и между нами.

Практика духовной жизни показывает, что Иисусова молитва является наиболее подходящей молитвой для вскрытия внутренних засовов нашего сердечного человека. Наш внутренний мир, о котором святой апостол Петр говорит как о «сокровенном сердца человеке в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (см.: 1 Пет. 3: 1–6), таит поистине радостный и богатейший духовный потенциал. Внутри нас кроме страстей, тьмы и повреждений есть и то евангельское серебро, которое было сокрыто ленивым рабом в земле без подобающего приумножения (см.: Мф. 25: 14–30). Царство Божие, дар Духа Святого, принятые в миропомазании как «залог», ожидают оживления благодатью Божией при содействии наших трудов.

Часто мы забываем, что вся наша жизнь содержится в Божием Промысле, и начинаем погружаться в какие-то свои волнения и переживания, образно говоря, «отключаясь» от Промысла. Молитва Иисусова возвращает наше сознание в русло Промышления Бога о нас. Призывание имени Божиего в повседневной жизни позволяет нам оторваться от страстей, подчас захлестывающих нас и застилающих наши очи. Здесь, в молитве Иисусовой, сокрыта та радость, которая поможет преодолевать «зло мира сего» и о которой говорит Христос: «…но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22).

К великому сожалению, большая часть людей не знает или недооценивает молитвенный опыт Церкви, столетиями и тысячелетиями передаваемый как драгоценность и взращиваемый молитвенной практикой святых. Иные же считают молитву умно-сердечную, исихастскую, лишь аналогом психосоматических методик, разработанных в различных псевдо-духовных практиках с целью «успокоения» себя и «самопознания». Предостережем читателей, что индуистские, буддистские и иные мантры, нацеленные на гордую и самочинную «саморегуляцию», далеко не являются аналогом Иисусовой молитвы. Если первые представляют собой по сути технические приемы, то последняя есть средство и путь общения с Личностью Христа Бога, а через Него – со всей Святой Троицей!

Делание Иисусовой молитвы святые отцы рекомендуют не только монахам, но и всем христианам

Известны случаи, когда человек с усердием и горячностью встает на путь исихазма, пытается научиться умно-сердечной молитве, но надрывается и опускает руки из-за недостатка терпения и опыта, иные впадают в «прелесть» от фанатичного и нетерпеливого подхода к молитве. Здесь уместно вспомнить евангельскую притчу о сеятеле (см.: Лк. 8: 5–15). Эта притча – в том числе о внутреннем, умно-сердечном делании и возможности принести плод внутри нашего сердца в результате терпеливой работы духа. Потому и делание Иисусовой молитвы святые отцы рекомендуют не только монахам, но и всем христианам, даже только начинающим свою духовную жизнь. Главными условиями безопасности и успешности такого молитвенного труда являются деятельное смирение в нашем быту, послушание и отсутствие тщеславного поиска особых духовных состояний.

Святые отцы и опытные делатели молитвы оставили нам множество трудов и мыслей об Иисусовой молитве. Их стоит методично осваивать желающему молиться, однако нельзя применять все прочитанное опрометчиво и сходу к себе. Всегда стоит обращать внимание прежде всего на посильное покаяние и духовное руководство. Так, святой праведный старец Алексий Мечев советовал всем христианам произносить Иисусову молитву «в простоте»[3], в любое время дня и ночи, в любых обстоятельствах. Он отмечал при этом, что важно не число произносимых молитв, но смиренное устроение, покаянное чувство и нерассеянность[4].

Праведный Алексий Мечев советовал всем христианам произносить Иисусову молитву «в простоте», в любое время дня и ночи, в любых обстоятельствах

Отметим также, что в стяжании умно-сердечной молитвы важно и умение молчать перед Богом, слышать не только себя любимого в своих обращениях ко Господу, но и различать тонкое, ненавязчивое веяние Духа Божиего (см.: 3 Цар. 19: 12), терпеливо пренебрегать наваливающимися на ум помыслами, делать разумные паузы в самом произнесении молитвы, чтобы не претворить молитвословие в бессмысленное многословие пред Богом (см.: Мф. 6: 7).

В завершение хотелось бы пожелать читателю, как и себе самим, чтобы молитва Иисусова, произносимая как можно чаще в простоте, смирении и благоговении вместе с участием в жизни Церкви и ее таинствах, стала бы пульсом ежедневной жизни, важных и малых дел, преображая их, и главное, внутреннего нашего человека, который Божией благодатью вместе с этим терпеливым деланием смог бы достичь Царства Небесного.

Иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские),
доктора богословия

7 апреля 2022 г.

ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ СЕРДЦА. ПРАКТИКА ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ:

  • Предисловие
  • Часть I. Непрестанная молитва – устав Рая
    Суть и значение Иисусовой молитвы
    • Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр). Сила Имени
    • Схиархимандрит Эмилиан (Вафидис). Кто не слышал об афонской молитве?
    • Преподобный Силуан Афонский. Об умном безмолвии и чистой молитве
  • Часть II. Дыхание жизни
    Практика Иисусовой молитвы
    • Схиигумен Савва (Остапенко). Сладчайшее Имя
    • Преподобный Иосиф Исихаст. Призывай непрестанно Христа
    • Архимандрит Ефрем (Мораитис). Отеческие советы
    • Преподобный Паисий Святогорец. Главное, чтобы ум твой был с Богом
    • Преподобный Софроний Афонский. Этапы и практика молитвы
    • Митрополит Лимасольский Афанасий (Николау). Условия для совершенной молитвы
    • Архимандрит Рафаил (Карелин). Враги молитвы
    • Святитель Феофан Затворник. Об уклонениях от правого пути непрестанной молитвы
    • Протоиерей Валентин Свенцицкий. Монастырь в миру
  • Часть III. Когда в сердце вселится Христос
    Плоды Иисусовой молитвы
    • Сергей Николаевич Большаков. На высотах духа
    • Митрополит Навпактский и Свято-Власиевский Иерофей (Влахос). Плоды Иисусовой молитвы

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

[1] Исаак Сирин, преподобный. Слово 2 // Он же. Творения. Слова подвижнические. Сергиев Посад: Тип. Троице-Сергиевой Лавры, 1911. С. 9–17. Здесь: с. 10.

[2] Иоанн Златоуст, святитель. Святоотеческие сотницы. М: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 113–119. Здесь: с. 114. В греческом оригинале стоит глагол «καταπίῃ» от «καταπίνω» – поглотить или впитать, воспринять См.: Иоанн Златоуст, святитель. Послание к монахам (PG 60, 753).

[3] Арсений (Жадановский), епископ. Отец Алексей Мечев // Он же. Воспоминания. М.: ПСТБИ: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1995. С. 14–31. Здесь: с. 20.

[4] См.: «Дайте нам от елея вашего…» Советы опытных духовников. Сост. Г. А. Пыльнева. Саратов, 2009. URL: http://lubovbezusl.ru/publ/samopoznanie/o/f/91-1-0-5229 (дата обращения – 09.02.2021).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Кира 1 июля 2022, 16:02
Спаси, Господи. Очень нужная книга
Иулиания 7 апреля 2022, 14:38
Усталость и опусташенность. Именно так себя и ощущаю. Мегаполис забирает все силы. И даже участие в Таинствах не помогают.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×