Всякая молитва есть песнь Богу

Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru

Эта мысль пришла ко мне совершенно неожиданно – среди хлопот, проблем, огорчений, в нелегкий период моей жизни… на июньском закате, когда я вышла из маршрутки и побрела степной тропинкой от трассы к родному селу, где ждала меня больная мама.

Неожиданно – не значит случайно, тем паче – беспричинно. Последнее время, читая Псалтирь, привычно листая молитвослов, я задавала себе вопрос: чем я отличаюсь от древних псалмопевцев? Почему я не могу от сердца призвать: «Воскликнете Господеви вся земля, работайте Господеви в веселии, работайте пред Ним в радости…» (Пс. 99, 1–2)? Почему так мало радости в моей работе, почему я испытываю ложный стыд за свои молитвы? Почему молитвы, оставшиеся нам от святых отцов, не становятся моими, почему, произнося их, я испытываю чувство неудобства и неестественности моих усилий?

Мысль же моя, или открытие, или откровение – как хотите, – состояла вот в чем: всякая наша молитва должна быть песней, песнью. Не в буквальном, конечно, смысле, особенно если вокальные данные подкачали: песнью внутренней, песнью души, духа. Да, именно всякая молитва, каждая: покаянная, благодарственная, просящая о чем-то конкретном; читаемая по молитвослову, по Часослову или просто из души вырвавшаяся…

Ввсе псалмы при этом – песни. Они обращены к Богу, они родились только потому, что Он есть – и Он есть любовь

Псалмы ведь тоже разные – и по смыслу, и по тональности: покаянные, прославляющие, горестные, ликующие... Когда-то псалмопевец отчаянно умоляет Бога о помощи, а когда-то преисполняется радостью от того, что и помощь получил, и много более. Но все псалмы при этом – песни. Почему? Они обращены к Богу, они родились только потому, что Он есть – и Он есть любовь. Именно это заставляет псалмопевца поднимать, возвышать голос, исполнять его надеждой; именно это дает голосу, то есть сердцу человека – крылья. Крылья птицы дают ей относительную – не абсолютную – свободу от земного притяжения; и точно так же крылья молитвы дают человеку относительную, но притом бесценную свободу от тяжести его падшего греховного и косного естества.

Бредя с рюкзаком за спиной по тропинке среди цветущих степных трав, перебираясь через рельсы, я думала: разве не должно и с нами происходить то же, что с псалмопевцами древности? Когда-то мы умоляем Господа простить нам грех – но потому ведь и умоляем, что известно нам Его милосердие и терпение, что опытно знаем и переживаем мы это чудо, это таинство – исцеление пораженной грехом человеческой души. Наша мольба о прощении исполнена надежды, и потому должна обрести крылья – стать песнью. 50-й Псалом согрешившего, упавшего и поднявшегося Давида, так поразивший меня когда-то, в самом начале моего воцерковления – песнь, которая не умещается в грудной клетке, отрывает человека от земли, поднимает, показывая ему оттуда, сверху, путь из скорби в радость… Разве это не пример для нас?

Когда-то мы слезно просим о помощи в навалившихся скорбях, об облегчении нашего креста, исцелении наших ран – но ведь потому и просим, что помним: «С ним есмь в скорби; изму его и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое» (Пс. 90, 15–16). И обращаем внимание: сначала Он с нами в нашей скорби, и лишь потом – изымет нас из нее; значит, таково Его о нас промышление, значит, скорбь тоже нужна, и время пребывания нашего в ней – не потерянное. Если мы это чувствуем, если мы это глубоко проживаем, молитва действительно становится песнью нашего сердца – песнью любви, отвечающей на Любовь.

А когда-то мы благодарим Его за дары, или просим нас научить, наставить, укрепить, подать нам благодать Духа... И во всех этих случаях голос наш отправляется вверх, к Небу, окрыляется надеждой, обретает ту самую – относительную, но свободу полета. «Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение» (Пс. 117, 14). Господь – наше пение: Его бытие, Его присутствие в нас, Его Промысл в нашей жизни – делают нас поющими, и иначе не может быть…

Не может? – остановила я себя вопросом уже возле заросшего сельского пруда, по которому шныряли забавные лысушки. Если не может, почему же я так мало похожа на поющую? Почему моя молитва не есть песнь? Потому что меня тяготят жизненные обстоятельства? Потому что в мире творится нечто страшное и, может быть, апокалиптическое?.. Но страшное творилось и во времена Давида тоже, и скорби, и тяготы, и болезни были всегда. Это не причина унывать, это, скорее, напротив, – причина обретать в Нем единственную подлинную надежду и непреходящую радость…

Думать на ходу иногда бывает слишком трудно. Поэтому я сняла рюкзак и присела на мертвое поваленное дерево. И стала перебирать в памяти другие песни Псалтири – те, что внезапно открылись и поразили меня в последние несколько лет моей жизни. В 31-м псалмопевец молится, зовет Бога «весь день» – всякий день, – но чувствует лишь страшную тяжесть («отяготе на мне рука Твоя») и боль. И вот, он понимает, что сам запер перед собою двери, не раскаявшись во грехе. «Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Пс. 31, 5). Нечестие прощено, и человек обретает любовь, и от всего сердца называет Господа своей радостью (Пс. 31, 7). И слышит Его голос: «Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои» (Пс. 31, 8). И вряд ли можно усомниться, что это песнь.

Псалом 142 – поразительная молитва человека, которому трудно, тяжко, и который видит выход – не просто в том, чтобы изменились его внешние обстоятельства, но в том, чтобы совпасть с Богом, научиться творить Его волю, познать Истину, освобождающую от печали и оживляющую душу:

«Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 142, 8).

«Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох» (Пс. 142, 9).

«Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142, 10).

«Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою» (Пс. 142, 11).

Результат бывает в спорте, а в жизни с Богом бывает то, что Он даст

Поднимаясь с бревнышка, я сказала себе, что все это надо помнить, но не надо при этом требовать от себя невозможного. Вообще, не нужно требовать от себя никакого результата. Результат бывает в спорте, а в жизни с Богом бывает то, что Он даст. Вот сейчас Он дал тебе эту счастливую мысль: что всякая молитва призвана быть песнью Ему. Не случайно же эта мысль в твоей голове возникла, и не для того, чтобы остаться без продолжения. «Дар не остается без усугубления, разве только когда нет за него благодарности» – преподобный Исаак Сирин. Есть ли в тебе благодарность? Если не находишь, средство простое – поблагодари. Скажи вслух – «Господи, благодарю тебя за мысль благую, Тобою мне дарованную».

Я хлопнула родной калиткой и вступила в обычную круговерть: ужин, лекарства, стирка, собака… Что надо делать, чтобы в этих хлопотах, в этой усталости не забыть о своем обретении, не дать погаснуть свету в сердце?

Переделав, наконец, всё и уложив маму спать, ухожу в свой красный угол. И чувствую, что молюсь уже иначе, не так, как вчера. Чуть-чуть, но – иначе. Наверное, моя молитва когда-то сможет стать песнью к Богу.

Марина Бирюкова

5 июля 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Игорь Ковалев10 июля 2022, 01:34
Продолжение//.Марина.// Свт. Феофан Затворник:"Наконец то,–говорите,– поняла я,что есть радостотворный плач,или радостопечалие»,– и решаетесь развивать в сердце сильнейшее и сильнейшее сокрушение.–Се добре,и предобре!Бог благословит. Однако ж ведайте,что это радостопечалие подается,а не приобретается.Состояние это похоже на то,какое испытываем,увидавшись с родными после долгой разлуки:и радостно и жалостливо,–слезы текут. Радостопечалие бывает,когда Господь свидится с душой и душа с Господом. От св. причастия можно этого ожидать.И бывает.Увидьте из сего,что сокрушение надо развивать,но оно не есть радостопечалие,а пролагает к нему путь.Радостопечалие подает Господь душе... "
Игорь Ковалев10 июля 2022, 01:28
Марина.Не про тщеславную радость цитаты св. Отцов приводил,а как раз про молитвенную и после Таинств.Для нас безопасно радостопечалие,т.к.и отличить радость по Богу от обольщения не можем и в самомнение не впадём.У меня была такая радость на молитве,немного со смущением,хорошо почти сразу опомнился,т.к. как раз читал свт. Игнатия Брянчанинова. Св.Григорий Синаит:«Величайшее есть оружие – держать себя в молитве и плаче,чтобы от молитвенной радости не впасть в самомнение,но сохранить себя невредимым,избрав радостопечалие."
Марина 9 июля 2022, 10:58
Игорь, я боюсь, что мы с вами о разных вещах говорим. Быть христианином и не стремиться к радости о Христе - невозможно.Молиться без радости о Господе -все равно, что в тюрьму себя запирать, а мы призваны к свободе, как апостол писал. Но - одно дело радость о Боге, другое - радость от того, что ты, якобы, достиг высоких духовных степеней, и тебе что-то такое особенное уже даровано. Вот такая радость, действительно, опасна как прелесть. Но к тексту это не имеет отношения. В тексте речь - не о достижении высоких степеней, а об открытии радости, необходимой каждому христианину.
Игорь Ковалев 8 июля 2022, 21:45
Марина."И как можно запрещать христианину радость, если христианство - религия радости"//Радость бывает разная и в своё время. Прп. Иоанн Лествичник:"Размышляя о свойстве умиления,изумляюсь тому,каким образом плач и, так называемая,печаль заключают в себе радость и веселие,как мед заключается в соте.Чему же из сего научаемся? Тому,что такое умиление есть поистине дар Господень.Нет тогда в душе бессладостной сладости,потому что Бог утешает сокрушенных сердцем сокровенным образом." "Слезы об исходе из сей жизни рождают страх; а когда страх породит безбоязненность (т.е. упование), тогда воссияет радость; когда же достигнет конца радость нескончаемая, прозябает цвет святой любви"
Игорь Ковалев 8 июля 2022, 14:07
Марина 8 июля//Прославлять Бога можно и нужно всегда,а вот преждевременно стремиться к радости и "молитве-песне" ОПАСНО.Эти состояния дар Бога и подаются в своё время, мы можем себя только подготовить к принятию этого дара покаянием,очищением сердца от страстей. Игумен Никон Воробьёв:"Когда будем ожидать духовных радостей — тогда как раз можем(чаще всего так и бывает)не получить их. Правильное устроение души: считать себя недостойным никаких духовных утешений. Больше того,преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Рукою смирения отвергай приходящую радость,как недостойный ее,чтобы не обольстится ею и не принять волка вместо пастыря»"
Марина 8 июля 2022, 11:04
Игорю Ковалеву. А как же тогда "Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему?.." А "Слава Тебе, показавшему нам свет"? А "...поем Отца и Сына, и Святаго Духа Бога"? Церковь неустанно воспевает Бога, довольно один раз прийти на всенощную, на Литургию, чтобы в этом убедиться. И как бы мы могли читать прославляющие Бога псалмы, если мы сами Его прославить не можем иил не имеем права? Что, просто как попугаи барабанили бы эти слова? Ради чего?..Кстати, Давид ведь не был безгрешным! И как можно запрещать христианину радость, если христианство - религия радости? - здесь много цитат можно было бы привести, и апостолов, и Самого Христа. Не надо вырывать слова из контекста и пугать людей.
Игорь Ковалев 7 июля 2022, 20:54
Ксения 5 июля 2022, 21:11 "И вдруг труд, одинаковый каждый день и забивающий мысли и желания,приводит к потере молитвы-песни"//Мы не можем потерять молитву- песню,потому,что не можем её иметь,в отличии от пророка Давида и других святых.А , если приходят мысли о молитве - песне или радость на молитве,то это от лукавого.Прп. Иоанн Лествичник:"Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее,чтобы не обольститься ею,и не принять волка вместо пастыря."В нашем состоянии,"на реках Вавилонских можно и должно только плакать".
Игорь Ковалев 6 июля 2022, 11:00
«Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?»(Пс. 136:4) Толкования Свт. Игнатий (Брянчанинов): "Отречемся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и не способные к ним. Нет возможности воспеть песнь Господню на земли чуждей - в сердце,обладаемом страстями, если ж услышим приглашение воспеть ее,то да знаем наверно,что приглашение это делается пленившими нас. На реках Вавилонских можно и должно только плакать"
Ксения 5 июля 2022, 21:11
Наверное, такие мысли как попытка взлететь, определить любовь. Хорошо, когда мысли, спутанные в клубок, вдруг приводят к выводу о песне- молитве к Богу. И вдруг труд, одинаковый каждый день и забивающий мысли и желания, приводит к потере молитвы-песни. И тогда, вплетенные в молитвы святых, имена близких напоминают, что ты жив и молишься. Пусть не песней, пусть хотя бы названием! Господи, ТЫ - ЛЮБОВь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×