Старец Софроний и другие совершенные о Христе люди

Ответы на антропологические вопросы

Митрополит Афанасий Лимасольский делится воспоминаниями о встрече со старцем Софронием (Сахаровым) и наставлениями святого об Исповеди, смирении, пренебрежении помыслами.

Архимандрит Софроний (Сахаров) Архимандрит Софроний (Сахаров)

Быть сложным человеком — это мука

— Как научиться простоте?

— Хороший вопрос, но ответ трудно воплотить в жизнь. Не то что бы трудно, но мы, к сожалению, сложные люди, особенно те, кто помоложе. Усложненность — это мучение, быть сложным человеком — мука. Усложненность — результат и той среды, в которой мы росли, и того, как мы привыкли думать. А еще и нашей жизни вдали от Божественной благодати. Простой человек — истинная сладость! Он благодатен — ты его видишь, ему радуешься, и единственное, чего тебе хочется, это быть с ним рядом. Такой человек — благодушный, свободный, тебе с ним легко и покойно. Сложный человек — несчастный, выдохшийся, он утомляет, и ты сам от него всегда устаешь.

Как стяжать простоту? Самый элементарный способ — пожить рядом с простыми людьми. Простые люди учат простоте. Если в нашем окружении есть такие — наши бабушки, дедушки или другие простые нравом люди, — поживем с ними и понаблюдаем, как они думают, как ведут себя. Постараемся следовать их примеру, и так научимся быть простыми.

Но и духовно простота приобретается. Через очищение от страстей. Если мы избегаем страстей и грехов, каемся в них и горько плачем, то этот наш плач, хранение святых заповедей, удержание себя от мирского греховного знания, нежелание думать греховно и становиться лукавыми людьми, вместе с чтением и изучением Священного Писания, житий святых, поможет нам стяжать блаженную простоту. Блаженная простота, этот дар Святого Духа, подается человеку, который возделывает молитву, живет в Святых Таинах и не загрязняет ум мирским образом мысли.

Старец Софроний: совершенный во Христе человек

Это было году в 1970-м. Перед Рождеством по старому стилю. Стояла зима. Я тогда прочитал книгу святого Софрония Эссекского «Видеть Бога как Он есть». Она была у геронды Дионисия из Дионисата, духовного и святого человека, который жил рядом со старцем Софронием. Я взял у него эту книгу и передал ее нашему геронде Иосифу, и мы вместе читали ее. Когда мы дочитали до конца, геронда Иосиф произнес: «Это великий святой!» Он был поражен глубиной богословских смыслов, духовных (не академических!), и невероятным опытом святого Софрония. Воспользовавшись этой ситуацией «духовного восторга», я говорю: «Геронда, а не поехать ли нам, не взять ли благословение у старца Софрония, пока он жив?» Геронда Иосиф ответил: «Ну, как же мы поедем в Англию?! Ты думаешь, детка, это так просто?» И я предложил: «Благословите, я все устрою». Он согласился. Я был тогда помоложе и поживее, чем сейчас, организовал наше путешествие в Англию. И вместе с герондой Иосифом мы на несколько дней поехали в Англию, через одного нашего знакомого договорившись о встрече со старцем Софронием.

Святой Софроний ждал нас у монастырской ограды, во вратах обители. Он крестился и клал поклоны

Прямо из аэропорта мы направились в монастырь, приехали туда вечером, около одиннадцати. Стоял страшный холод. Святой Софроний ждал нас у монастырской ограды, во вратах обители. Он ждал нас в этом холоде вместе с некоторыми другими братьями. И лишь геронда Иосиф вышел из такси, старец Софроний начал класть поклоны. Он крестился и клал поклоны. Он наклонялся так низко, насколько ему позволяли его силы — он был уже старенький. Нам стало неловко. Он обнял нас, поцеловал и сказал: «Добро пожаловать в Англию! Идемте в церковь, помолимся». Мы пошли в церковь, помолились. Старец очень трогательно помянул нас.

В монастыре мы оставались два дня и две ночи. Все это время мы встречались со старцем Софронием и разговаривали с ним: он делился воспоминаниями о Святой Горе, о старце Иосифе Исихасте, о святом Силуане, рассказывал об опыте служения с ним Божественной литургии. Мы беседовали на разные духовные темы. То, что произвело на нас сильное впечатление, — само ощущение от старца Софрония. Это был совершенный во Христе человек. Геронда Иосиф так сказал о нем: «Если вы хотите увидеть совершенного человека, взгляните на этого старца. Если желаете узнать, как Евангелие меняет человека, посмотрите на него: это действительно совершенный во Христе человек». Таким было наше впечатление. После старец Софроний благословил нас со всем благородством, духовным и человеческим, со всей серьезностью и возвышенностью он беседовал с нами, со всем смирением и любовью нас привечал. Образ его святости мы всегда будем иметь перед собой!

Что делать с обидчиком?

— Если человек постоянно обижает меня, как реагировать по-христиански?

— Отличительная черта христианина — смирение. Если мы смиримся, то получим огромную пользу. Поэтому тот, кто нас смиряет, благодетельствует нам. Но необходимо и рассуждение. К примеру, учитель, родитель, тот, кто должен воспитывать детей, может, конечно, смириться, когда дети его не слушаются и плохо себя ведут, но это пагубно для детей. И ради их же пользы нужно педагогическими методами привести их в чувство. В такой ситуации нельзя «со смирением» сказать: пускай класс или комната превратятся в авгиевы конюшни, и все стоит вверх дном. Это ради моего смирения! Так неправильно: озорникам нет пользы продолжать свои проказы.

Нельзя «со смирением» сказать: пускай класс превратится в авгиевы конюшни, и все стоит вверх дном. Озорникам нет пользы продолжать свои проказы

Если брат нас огорчает и обижает по своему дурному расположению, и ничего не поделаешь, нам нужно терпеть и молиться. И духовно нам это поможет. Но если мы несем ответственность за этого брата, если мы учителя, родители, работодатели, то, конечно, тут с рассуждением, спокойно нужно навести порядок — так, чтобы и дело, которое мы обязаны делать, двигалось вперед, но и чтобы брату не было вреда. Ведь в конечном итоге плохо самому брату, скверно себя ведущему по отношению к нам.

Лучший способ руководить помыслами — пренебречь ими

— Как различить помыслы?

— Помыслы исходят из трех источников: от Бога, от диавола, от человека. От Бога исходят добрые и святые помыслы: они приносят радость и мир в сердце человека. От диавола исходят дурные помыслы: они приносят смущение, мрак, сквернословие, нечестие. От человека, от его окружения исходят помыслы человеческие, и поскольку мы, к сожалению, страстные, то часто производим злые помыслы.

Что говорит нам помысел: доброе? Если доброе и согласное с заповедями Божиими и Святым Евангелием, мы его сохраняем. Если же помысел говорит противоположное закону Божию и Святому Евангелию, мы его отбрасываем.

Как руководить помыслами? Святые отцы нам советуют пренебережение. Лучший способ управлять помыслами — пренебрегать ими, не брать их в рассуждение. Если ты видишь, что помысел недобрый, тревожит тебя, смущает, помрачает твой ум, угнетает, гони его, не держи в себе. Не придавай ему значения. Не занимай им свой ум. Иначе потеряешь время, настроение и силу.

Руководство помыслами — целая духовная наука. Пренебережение — лучшее из средств. Если человек не научится пренебрегать помыслами, он будет постоянно страдать.

Гордость и отчаяние — две стороны одной медали

Думаю, и так нас учат святые отцы, это две стороны одной медали — эгоизма. Эгоист думает, что он и никто другой — святой, ангел, никогда не ошибается. А поскольку в действительности он несовершенен и ошибается так же, как и все, будучи самым обычным человеком, он впадает от своего эгоизма в отчаяние. Отчаяние — не добро. Оно есть выражение эгоизма. Смиренный человек, если и совершит грех, скажет: ну, ладно, я же человек! Кается в содеянном грехе, смиряется, исповедуется, подвизается и поднимается. Он умоляет Бога помочь ему и не отчаивается.

Смиренный человек, если и совершит грех, скажет: ну, ладно, я же человек! Он умоляет Бога помочь ему и не отчаивается

Отчаяние — великое падение, великий грех. Смиренный не теряет мужества, уповает на Господа, просит оставить ему прегрешение, призывает Его благодать. В смирении — спасение. Гордый же создает в своем уме ложный образ самого себя, а, когда оказывается, что в действительности все не так, как он думает, отчаивается, теряет настроение делать что-либо, у него опускаются руки. Поэтому отчаяние и гордость — две стороны одной медали.

— Как правильно исповедоваться?

— Исповедь — это духовная баня, которая очищает нас от наших грехов. Когда мы исповедуемся, необходимо четко называть свои грехи и проступки, не в деталях, не стоит расписывать грехи, в особенности плотские, но нужно называть их своими именами, конкретно, чтобы духовник мог определить нашу духовную болезнь и дать подходящие духовные лекарства, от которых нам станет лучше. Нужно исповедоваться с чувством раскаяния. А стыд, который мы испытываем, — есть дело смирения и покаяния.

Смирение сберегает сокровище духа

— В Евангелии от Матфея есть рассказ о том, как Христос исцелил прокаженного и говорит ему: не рассказывай никому. Почему? Ведь эти чудеса Господь совершал не только для тех людей, но для многих!

— То, что Господь делал, Он делал для нас, желая показать пути спасения нам. Ему Самому это было не нужно — Он Бог совершенный и совершенный человек. Он дал образец нам, как поступать: показал, что нужно жить смиренно, незаметно, приписывать славу не себе, а воздавать ее Единому Богу и нашему Отцу.

При этом в каких-то случаях Христос говорил: иди, расскажи всем, в других — не говори никому. Все зависело от того, в каком духовном состоянии находился исцеленный, переживший чудо. Мы тоже часто советуем человеку: то, что ты видел, то, что с тобой произошло, никому не рассказывай. Потому что если расскажешь, то навредишь себе. Ты не сможешь распорядиться этим знанием и разбухнешь от гордости и тщеславия. Главное: всему должно сопутствовать смирение. Смирение сберегает сокровище духа.

Если бы мы жили во времена Христа

Я помню, мы тогда беседовали с нашим герондой, приснопамятным отцом Иосифом, в нашем скиту. И говорим: «Геронда, как было бы хорошо нам жить во времена Христа! Мы бы увидели Христа! Увидели бы Его земную жизнь», — произнес один брат, преисполненный любви и благоговения. Старец ответил: «Счастье, братия, что мы не живем в те времена. Особенно я, потому что уверен, что если бы жил во времена Христа, то стал бы одним из тех, кто распинал Его, бичевал и поносил. Я и сейчас каждый день бичую Христа своими грехами и распинаю. Оскорбляю Его своей греховной жизнью ежедневно. А живи я тогда, было бы еще хуже». Святые имели великое смирение! У них не было сердечной уверенности в себе самих.

Отец Паисий Дионисиатский: «мать» Христа

Человек сокровенной жизни... Он жил в Дионисиате.

Киприот, вырос в ЮАР, жил в Англии. Был очень успешен в своих экономических и торговых начинаниях. В какой-то момент он познакомился со святым Софронием Эссекским. Обратился к Богу. Пришел на Святую Гору, в монастырь Дионисиат, где стал монахом. Там он очень строго подвизался.

Этот монах был примером монашеской жизни. Последовательный, незаметный, смиренный, исполненный послушания и очень сокровенный. Он никуда не ходил. Никто о нем не знал. Он имел многие дарования Святого Духа. Человек непрестанной молитвы. Человек большой любви. Человек, которого Господь просвещал и открывал ему Свою всесвятую волю о людях, которые обращались к нему.

Когда я впервые пришел в Дионисиат в 1976-м году, в октябре-ноябре, где-то так, у меня было много помыслов относительно того, оставаться мне на Святой Горе или нет. И как-то к вечеру я из монастыря Святого Павла пешком отправился в Дионисиат, там шло повечерие. Сел в приделе. Я никого не знал (был тогда 18-летним студентом), и меня тоже, разумеется, не знал никто. И вот, я в своей стасидии в приделе Похвалы Пресвятой Богородицы сидел и думал о своем, смотрел на дионисиатских старчиков: они тоже погрузились в стасидии во мраке собора и читали повечерие, так просто, смиренно, тихо... Меня охватило отчаяние, разочарование, нахлынул поток помыслов: и что мне делать на этой Святой Горе? здесь одни престарелые! эти монахи казались мне живыми трупами. Ни секунды не останусь! У меня было ощущение мертвого царства от этого монастыря. Только я подумал об этом, ко мне приблизился монах — он зажигал лампады в соборе — и говорит: «Не думай так! Те, кого ты видишь, не мертвы. Они не покойники. Все эти отцы преисполнены жизни, жизни во Христе. А когда человек живет во Христе, это и есть настоящая жизнь». Я поблагодарил его и больше ничего не сказал. Я не знал его, как и никого другого там. Но как только я ушел, то понял, что это и был ответ на мои мысли.

Позже я снова встретился с этим монахом. Звали его отец Паисий. Он следил за порядком в церкви, и поскольку он тоже был киприотом, мы познакомились и стали дружить. О нем старец Гавриил Дионисатский как-то сказал: «Этот монах похож на того, которого описывает святой Симеон Новый Богослов словами ‟он сделался ‟матерью” Христа”». Я спросил: «Что значит — ‟матерью” Христа?» Геронда ответил: «Как мать вынашивает ребенка во чреве, осознает это, рождает ребенка, становится его матерью, так и человек подвизается во Христе. Он ‟зачинает” Христа в своем существе, в своем сердце, становится богоносцем. Этот монах — ‟мать” Христа, потому что имеет Христа в сердце».

Конечно, я остался на Святой Горе. И часто посещал Дионисиат. Мы беседовали с этим святым старцем, преисполненным сладости, смирения, любви и послушания. Он всегда упокоевал нас своим видом и сладкими, утешительными словами.

Человек непрестанной молитвы, в конце жизни он получил благословение монастыря и ушел в пустыню, на удаленную кафизму Святого Иакова, и оставался там почти до конца своей жизни, наслаждаясь пустынножительством в тишине и молитве.

Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевела с новогреческого Александра Никифорова

11 июля 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Школа свободы и любви архимандрита Софрония (Сахарова) Школа свободы и любви архимандрита Софрония (Сахарова)
Ольга Орлова
Школа свободы и любви архимандрита Софрония (Сахарова) Школа свободы и любви архимандрита Софрония (Сахарова)
Ольга Орлова
Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными (Ин. 8:32). Только познавший Истину может так писать о свободе, как это делал архимандрит Софроний (Сахаров).
Сердце твое пусть бьется со Христом Сердце твое пусть бьется со Христом
Архим. Мелхиседек (Велник)
Сердце твое пусть бьется со Христом Сердце твое пусть бьется со Христом
Беседа с настоятелем монастыря Путна архимандритом Мелхиседеком (Велником)
Настоятель монастыря Путна о своих духовных учителях, о том, как формируются настоящие монахи и что важнее всего для мирянина.
Старец Софроний и его изречения Старец Софроний и его изречения Старец Софроний и его изречения «Жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна»
Старец Софроний и его изречения
11 июля отошел ко Господу известный подвижник и духовный писатель архимандрит Софроний (Сахаров). Почтим память старца, вспомнив его наставления.
Комментарии
Кира21 июля 2022, 00:59
Интересный рассказ и мудрые наставления. Спаси Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×