В Третьяковской галерее открылась выставка «Александр Иванов. На пути к храму». На ней представлена часть работ из огромного графического наследия художника, которое хранится в Третьяковской галерее (более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов).
На выставке можно увидеть эскизы неосуществленного запрестольного образа «Воскресение Христово» в храме Христа Спасителя в Москве, сделанные в 1845-м году. В итоге заказ на написание композиции Воскресения Христова достался Карлу Брюллову, но нам остались размышления Александра Иванова над иконографией, плоды его раздумий и штудий – три иконографических варианта, трактующих сюжет Воскресения: «Вознесение праведных», «Изведение из гробов», «Праведники парят над пустыми гробами». К каждому из них было исполнено несколько эскизов-вариантов.
Когда смотришь на них, видишь, как художник ищет более точные, на его взгляд, композицию, образы, то больше опираясь на западноевропейские традиции, то на традиции восточнохристианского искусства, традиции иконы, вкладывая в работы и собственные размышления на тему евангельских событий. Все работы сделаны в течение трех месяцев.
«Вознесение Христово. Вознесение праведных. 1845. Эскиз. Первый вариант. – Самый первый эскиз совмещает западноевропейский вариант изображения Воскресения Христова – Христа, восставшего из гроба. Здесь единственный раз мы видим Его полуобнаженную фигуру, прикрытую лишь погребальной пеленой. В руках Он держит крест и белое знамя, как символом победы над смертью. Фигура Христа окружена прозрачным святящимся ореолом, сквозь который видны фигуры парящих воскресших праведников. Любопытно, что каждого праведника в этой композиции держит свой ангел. В нижней части работы мы видим рушащиеся и падающие стены, разрушенные врата ада, поверженную смерть и падающих служителей ада, – рассказывает куратор выставки Маргарита Крылова.
В нижней части работы, прямо у края изобразительного пространства – изображение ангела у пустого гроба Господня, сообщившего жёнам-мироносицам: «Его нет здесь – Он воскрес» (Мф. 28, 6). Подобное совмещение различных планов, разновременных событий идет именно из традиции восточнохристианской иконописи.
Но в целом видно, что это еще поиски, в композиции нет выстроенности, гармонии.
Маргарита Крылова замечает, что если смотреть на работу, видно: художник предполагал, что изображение будет на вогнутой поверхности, на поверхности алтарной апсиды.
Во втором варианте на эту тему поверженная смерть оказывается в самом низу работы, а сцена с женами-мироносицами поднимается выше. Одеяния парящего Воскресшего Христа – традиционные хитон и гиматий, хотя в Его руках – те же крест и знамя. Вокруг Него – Божественное свечение в форме традиционной для иконы мандорлы. Здесь некоторых праведников сопровождают ангелы, а некоторых – уже нет, композиция работы более сгармонизирована. Среди праведников можно увидеть фигуру Иоанна Крестителя, Царя Давида, играющего на арфе, Царя Соломона с моделью Иерусалимского храма...
В цветной работе «Воскресение Христово. Праведники парят над пустыми гробами. 1845. Эскиз, первый вариант» – мы видим совмещение двух планов. Первый – условно здешний, земной, ведь Событие Воскресения Христова произошли здесь, в конкретной точке времени и пространства. Отсюда – намек на глубину, пейзаж с кипарисами, с виднеющимся вдали Иерусалимом, Гроб Господень, на котором сидит сияющий белыми одеяниями ангел, павшие ниц жены-мироносицы. И на эту земную реальность словно накладывается реальность мира Горнего, реальность Божественного, и для ее изображения Иванов использует все-таки элементы языка иконы.
На эту земную реальность словно накладывается реальность мира Горнего
Потому здесь и изображения более плоскостные. Земной ночной пейзаж перекрывает золотой круг (а мы помним, что в восточно-христианском искусстве золото традиционно не цвет, а указание на Божественный свет). В центре круга, в красных пасхальных одеяниях – Христос. Над Его фигурой – открытые врата Рая, под Ним – поверженные врата ада с изображением сцен грехопадения. Четкая смысловая и визуальная вертикаль проходит именно через фигуру Христа, ведь именно благодаря Ему стали возможны победа над адом, раскрытие врат Царствия Небесного, куда устремляются Адам и Ева.
Вокруг Христа – лучи на желтом же (золотом) фоне, прямая иллюстрация к словам Евангелия: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).
– Еще один вариант, который разрабатывал Александр Иванов – «Изведение из гробов», – говорит Маргарита Крылова. – В третьем варианте мы видим композицию, близкую иконографии «Сошествие во Ад», где Христос показывается попирающим врата Ада и протягивающим руку Адаму. Наверху у Александра Иванова – Небесное воинство, пять парящих ангелов, в руках у которых, приглядевшись, можно увидеть едва намеченные изображения орудий страстей.
Тут же видны встающие из разверстых гробов, согласно Евангелию: «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27, 52).
В четвертом варианте на эту тему отсутствует изображение Адама, простирающего руку к Спасителю, – Адам и Ева помещаются ниже. Мы видим сидящего во гробе Иоанна Крестителя. На заднем плане – изображение деревьев, гор.
Заключительный, цветной пятый вариант схож с карандашным рисунком.
– Интересно, что поля работы напоминают ковчег иконы, – замечает Маргарита Крылова.
В заключительном эскизе «Воскресение Христово. Праведники парят над пустыми гробами» Иванов всё-таки во многом опирается на традиции восточнохристианского искусства.
– Здесь мы видим и Сошествие во ад, но главной темой становится ликование праведников, – говорит Маргарита Крылова. – Христос изображен здесь с протянутыми к людям руками. Он несет с Собой жизнь, спасение, воскресение.
Фигура Христа в сиянии славы устремлена вверх, к звездному небу, которое мыслится как Вселенная
В самом низу изображен ад, раскрытые гробы. Поверженные обитатели ада напоминают фигуру олицетворения ада на некоторых византийских и древнерусских иконах и фресках.
Вся композиция в целом, центр которой – фигура Христа в красном одеянии, в сиянии славы, устремлена вверх, к звездному небу, которое мыслится как Вселенная, ведь произошедшее Событие – вселенского масштаба, оно изменило ход истории человечества. И вроде бы Иванов использует язык искусства XIX века, но при этом, как уже не раз говорилось, опирается на традиции восточнохристианского искусства, и потому здесь даже горы на заднем плане мыслятся как иконные горки.
Все эти работы очень перекликаются со знаменитым полотном Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)», которое расположено в соседнем зале (1837–1857). В ней – начало пути Спасителя, того пути, который потом приведет сюда, к Воскресению, к победе над смертью, к спасению человечества.
На открытии выставки, которое как раз проходило в большом зале, где висит масштабная картина «Явление Христа народу», Ирина Шуманова, заведующая Отделом графики XVIII – начала ХХ века Третьяковской галереи, говорила, что поиски и находки Александра Иванова так или иначе потом будет проявляться у последующих поколений русских художников, и привела в пример роспись Михаила Нестерова «Путь ко Христу» в Покровском храме Марфо-Мариинской обители (1910–1911).
Путь ко Христу. Художник: Михаил Нестеров
Это действительно важное сопоставление, помогающее зримо представить цепочку размышлений русских художников о Боге, о библейской истории... Только, в отличие от героев картины Иванова, все персонажи работы Нестерова знают, к Кому идут, знают, что перед ними – единственно возможный Путь спасения, ведь случились уже События, о которых размышляет Александр Иванов в указанных выше графических работах.
Кроме них, на выставке можно увидеть рисунки 1846–1848 годов на сюжеты из Ветхого Завета, получившие название «Протобиблейские эскизы», потому, что они предшествуют знаменитым «Библейским эскизам» художника.
Выставка позволяет увидеть не только творческие и духовные поиски Александра Иванова, она уводит глубже – к размышлениям о том, какое место Бог, вера занимают в русском искусстве, о преемственности, взаимосвязях и традиции в нем.