Чтобы спастись, недостаточно считать себя православным христианином лишь по факту Крещения. Нужно верить, и, следовательно, нужно быть знакомым с основами своей веры. Верить в то, что «что-то есть», равнозначно тому, чтобы верить в то, что «чего-то нет». Это не вера, а, скорее, предчувствие веры. Такая вера не имеет спасительной силы.
Первое условие – знать
Духовная жизнь имеет свои законы, которые исполняются независимо от наших знаний о них. Даже в юриспруденции незнание закона не освобождает от ответственности. Но более уместными здесь будут параллели из мира физического. К примеру, закон всемирного тяготения действует вне зависимости от наших знаний о нем. В огне мы, к сожалению, горим, в воде – тонем, если падаем с высоты – травмируемся. Совершая грех, мы раним свою душу.
Совершая грех, мы раним свою душу
Знание догматов и заповедей нам жизненно необходимо. Это знание в наши дни доступно всем желающим. У нас не будет возможности смягчить свою вечную участь оправданиями людей, которые жили в советское время. Тогда, действительно, даже Священное Писание было трудно достать, не говоря уже о святоотеческой литературе. Были случаи, когда евангельский текст буквально собирали из цитат, рассеянных в художественных произведениях, и даже из «Словаря атеиста». Книги святых отцов перепечатывали на печатной машинке и переписывали от руки.
Нет такой книги, прочтение которой гарантирует нам вечное блаженство, даже если эта книга – Библия
То ли дело сейчас: книжные магазины и склады забиты печатными изданиями духовной литературы, огромное количество церковной литературы размещено в Интернете и на электронных носителях. Православные сайты, порталы, аудио, видео, целые православные телеканалы несут нам знания о православном христианстве и о духовной жизни. Конечно, сейчас существует другая проблема: как в этом море разливанном не утонуть и не принять ошибочные идеи за истину. Тем не менее в источниках знаний о Православии недостатка нет.
Но, как известно, знание само по себе не спасает. Нет такой книги, прочтение которой гарантирует нам вечное блаженство, даже если эта книга – Библия. Эта ситуация существует не только в духовной жизни, но и в любой человеческой деятельности. Мы можем выучить наизусть правила вождения и все дорожные знаки, но без практики далеко мы не уедем…
Второе условие – исполнять
«Вера от слышания» (Рим. 10, 17), но само «слышание» бесплодно, если не ведет к исполнению. Сам Господь сказал: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28). Поэтому следующее условие нашего спасения – исполнение заповедей. Эта ступень так же необходима, как и предыдущая: «Не всякий, говорящий Мне: ‟Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21)».
Но здесь человек обычно встречается с трудностями, которые порой кажутся непреодолимыми. И трудности эти носят по большей части внутренний характер. Это наш привычный образ жизни, наше обычное поведение, наши устоявшиеся реакции. «Стяжи добрый навык, – говорили отцы, – и навык спасет тебя». Между тем человек, который привык жить «как все», придя в Церковь, с горечью обнаруживает, что многое из того, что он делает, входит в противоречие с христианским учением. Некоторые на этой ступени и останавливаются, не находя в себе сил справиться с многолетними привычками.
Но здесь важно понять, что своими силами мы действительно не можем внутренне измениться. А ведь христианство заключается, прежде всего, не во внешних проявлениях, а в преображении души, что недостижимо без Божественной помощи: «Человекам это невозможно, – сказал Господь, – но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк. 10, 27).
А чтобы получить эту помощь, нужно о ней попросить.
Третье условие – просить
Некоторые люди задаются вопросом: «Зачем мне о чем-то просить? Разве Бог Сам не знает, что мне нужно?» Что здесь можно ответить? Конечно же, Бог все знает, в том числе и то, в чем мы нуждаемся. Но дело в том, что Бог не нарушает дарованную нам способность выбора. Если мы просим Его о помощи, Он приходит и помогает, если же нет, то Он не делает нас добродетельными насильно, что и невозможно по причине данного нам образа Божия, включающего в себя свободу волеизъявления.
Наша молитва является проводником, через который нас достигает Божественная помощь. Наша, пусть и несовершенная, молитва позволяет Богу входить в нашу жизнь и действовать на нас изнутри.
Молитва позволяет Богу входить в нашу жизнь и действовать на нас изнутри
Это дело всей жизни. Искомый результат не достигается легко и требует усилий с нашей стороны. Но если мы привыкаем прибегать во всех своих трудностях к помощи свыше, то эта помощь не замедлит: «и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13). Если же при этом мы благодарим Бога за полученные дары и, кроме того, не забываем о Нем в спокойные, мирные времена, но стараемся всю свою жизнь наполнить молитвой, то мы уже здесь, на земле, несмотря на все трудности и скорби, начинаем предвкушать постепенно приближающееся будущее блаженство.
Несколько расширительно понимая толкования святых отцов, мы можем трактовать выполнение этих трех условий – знать, исполнять и просить – как отклик на призыв Спасителя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), где принятие учения Церкви требует отказа от многих личных представлений, взятие креста совершается через жизнь по заповедям, а следование за Христом поддерживается молитвой.
Таким образом, продвигаясь в своем стремлении к небесам по обозначенным ступеням, мы приобретаем «надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр. 6, 18–20).