Три условия спасения

Чтобы спастись, недостаточно считать себя православным христианином лишь по факту Крещения. Нужно верить, и, следовательно, нужно быть знакомым с основами своей веры. Верить в то, что «что-то есть», равнозначно тому, чтобы верить в то, что «чего-то нет». Это не вера, а, скорее, предчувствие веры. Такая вера не имеет спасительной силы.

Первое условие – знать

Духовная жизнь имеет свои законы, которые исполняются независимо от наших знаний о них. Даже в юриспруденции незнание закона не освобождает от ответственности. Но более уместными здесь будут параллели из мира физического. К примеру, закон всемирного тяготения действует вне зависимости от наших знаний о нем. В огне мы, к сожалению, горим, в воде – тонем, если падаем с высоты – травмируемся. Совершая грех, мы раним свою душу.

Совершая грех, мы раним свою душу

Знание догматов и заповедей нам жизненно необходимо. Это знание в наши дни доступно всем желающим. У нас не будет возможности смягчить свою вечную участь оправданиями людей, которые жили в советское время. Тогда, действительно, даже Священное Писание было трудно достать, не говоря уже о святоотеческой литературе. Были случаи, когда евангельский текст буквально собирали из цитат, рассеянных в художественных произведениях, и даже из «Словаря атеиста». Книги святых отцов перепечатывали на печатной машинке и переписывали от руки.

Нет такой книги, прочтение которой гарантирует нам вечное блаженство, даже если эта книга – Библия

То ли дело сейчас: книжные магазины и склады забиты печатными изданиями духовной литературы, огромное количество церковной литературы размещено в Интернете и на электронных носителях. Православные сайты, порталы, аудио, видео, целые православные телеканалы несут нам знания о православном христианстве и о духовной жизни. Конечно, сейчас существует другая проблема: как в этом море разливанном не утонуть и не принять ошибочные идеи за истину. Тем не менее в источниках знаний о Православии недостатка нет.

Но, как известно, знание само по себе не спасает. Нет такой книги, прочтение которой гарантирует нам вечное блаженство, даже если эта книга – Библия. Эта ситуация существует не только в духовной жизни, но и в любой человеческой деятельности. Мы можем выучить наизусть правила вождения и все дорожные знаки, но без практики далеко мы не уедем…

Второе условие – исполнять

«Вера от слышания» (Рим. 10, 17), но само «слышание» бесплодно, если не ведет к исполнению. Сам Господь сказал: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28). Поэтому следующее условие нашего спасения – исполнение заповедей. Эта ступень так же необходима, как и предыдущая: «Не всякий, говорящий Мне: ‟Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21)».

Но здесь человек обычно встречается с трудностями, которые порой кажутся непреодолимыми. И трудности эти носят по большей части внутренний характер. Это наш привычный образ жизни, наше обычное поведение, наши устоявшиеся реакции. «Стяжи добрый навык, – говорили отцы, – и навык спасет тебя». Между тем человек, который привык жить «как все», придя в Церковь, с горечью обнаруживает, что многое из того, что он делает, входит в противоречие с христианским учением. Некоторые на этой ступени и останавливаются, не находя в себе сил справиться с многолетними привычками.

Но здесь важно понять, что своими силами мы действительно не можем внутренне измениться. А ведь христианство заключается, прежде всего, не во внешних проявлениях, а в преображении души, что недостижимо без Божественной помощи: «Человекам это невозможно, – сказал Господь, – но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк. 10, 27).

А чтобы получить эту помощь, нужно о ней попросить.

Третье условие – просить

Некоторые люди задаются вопросом: «Зачем мне о чем-то просить? Разве Бог Сам не знает, что мне нужно?» Что здесь можно ответить? Конечно же, Бог все знает, в том числе и то, в чем мы нуждаемся. Но дело в том, что Бог не нарушает дарованную нам способность выбора. Если мы просим Его о помощи, Он приходит и помогает, если же нет, то Он не делает нас добродетельными насильно, что и невозможно по причине данного нам образа Божия, включающего в себя свободу волеизъявления.

Наша молитва является проводником, через который нас достигает Божественная помощь. Наша, пусть и несовершенная, молитва позволяет Богу входить в нашу жизнь и действовать на нас изнутри.

Молитва позволяет Богу входить в нашу жизнь и действовать на нас изнутри

Это дело всей жизни. Искомый результат не достигается легко и требует усилий с нашей стороны. Но если мы привыкаем прибегать во всех своих трудностях к помощи свыше, то эта помощь не замедлит: «и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13). Если же при этом мы благодарим Бога за полученные дары и, кроме того, не забываем о Нем в спокойные, мирные времена, но стараемся всю свою жизнь наполнить молитвой, то мы уже здесь, на земле, несмотря на все трудности и скорби, начинаем предвкушать постепенно приближающееся будущее блаженство.

Несколько расширительно понимая толкования святых отцов, мы можем трактовать выполнение этих трех условий – знать, исполнять и просить – как отклик на призыв Спасителя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), где принятие учения Церкви требует отказа от многих личных представлений, взятие креста совершается через жизнь по заповедям, а следование за Христом поддерживается молитвой.

Таким образом, продвигаясь в своем стремлении к небесам по обозначенным ступеням, мы приобретаем «надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр. 6, 18–20).

Андрей Горбачев

26 октября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Валерий28 октября 2022, 17:47
//человек, который привык жить «как все», придя в Церковь, с горечью обнаруживает, что многое из того, что он делает, входит в противоречие с христианским учением. Некоторые на этой ступени и останавливаются, не находя в себе сил справиться с многолетними привычками.// Необходимо обращения к аскетическому опыту Церкви для поиска сил справиться с многолетними привычками и страстями. Церковь щедро делится Своим богатством.
Солнышкина28 октября 2022, 14:32
Спаси Господи! Коротко и ясно!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×