Православный календарьПравославный календарь
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.

Божия Матерь и дьякон Николай с зелеными волосами

Фото: iveron.ru Фото: iveron.ru

Произошел однажды у нас в храме забавный случай. На воскресную литургию пришел молодой парнишка. Парнишка как парнишка. Только в шапке. А лицо мужеского пола в головном уборе в церкви, как известно, – персона нон грата. Ну только если это не какой-нибудь епископ.

И шапка у парня была еще такая… Не простая и скромная, а вызывающая и провокационная. Яркая, разноцветная и по форме – как ведро. Сплошной соблазн, а не шапка.

***

Вошел парень в «ведре» в храм, встал недалеко от двери и начал креститься… Корявенько, конечно, неумело… Но, слава Богу, хоть первоочередность плечей не попутал.

Вошел парень в «ведре» в храм, встал недалеко от двери и начал креститься… Корявенько, конечно, неумело…

Я как раз неподалеку располагалась, поэтому могла наблюдать. Отдала младшую дочку Машу ее крестной причащать и наслаждалась относительным молитвенным одиночеством. Если не считать народа вокруг.

В общем, так он и крестился, не сняв своей чудо-шапки. А православный люд, глядя на это непотребство, прямо извелся весь. Бабушка одна наша, казалось, прямо рядом с этим парнем душу Богу сейчас отдаст – так тяжело она вздыхала. В какой-то момент мне даже показалось, что она сейчас просто выдует парня из храма.

Он недоуменно на нее посмотрел, отодвинулся чуть подальше и опять как ни в чем не бывало принялся себе коряво креститься.

Бабушка задышала так, как изображают в кино, когда кого-то хватает сердечный приступ. И я подумала, что она сейчас (опять же, как в фильмах) в предсмертном рывке протянет к злосчастной шапке руку… И, не дотянувшись, с грохотом откинется назад…

– Головной убор снимите, – еле сдерживая смех, шепнул на ухо парню мужчина, стоявший тут же.

– Аааа… Извините… Секундочку…

И парнишка с готовностью сдернул «ведро». А оттуда, из-под этой шапки, как пружины, ликующе выпрыгнули какие-то невообразимые дреды и заколыхались в такт церковным песнопениям. Мало того, у парня оказались выбриты виски, и на них были изображены какие-то узоры…

На бабушку я боялась даже посмотреть. Но с ее стороны послышался даже не вздох, а хрип. Потом все затихло. Казалось, что она вообще перестала дышать. Я запереживала – не хватил ли ее взаправду сердечный приступ. Но нет…

– Сыночек, ты шапочку-то лучше надень, – как будто бы даже сдувшись, подковыляла она к пареньку, – Бог простит.

Мы с тем мужчиной, который посоветовал несчастному снять головной убор, еле сдерживая смех и слезы, выползли из храма.

***

Все это никак не связано, но тогда, глядя на того парня с дредами, я вспомнила одну историю.

Случилось это не сейчас…

К одному священнику, отцу Николаю, пришла в храм мама и привела сына-подростка. Парень этот для того времени и для той непродвинутой провинциальной местности выглядел угрожающе. У него тоже были выбриты виски, а оставшаяся растительность на голове была выкрашена в зеленый цвет.

Семья эта, как позже выяснилось, была совершенно не церковной. Но, видимо, несчастную мать этот образ ее чада настолько угнетал, что решила она прибегнуть к радикальным воспитательным мерам – божественным. Ну и жаловалась отцу Николаю: «Мол, так и так… Объясните неразумному, что приличные люди так не ходят. Боженька накажет…»

Батюшка, как и положено нормальному священнику, стал парню проповедовать, что Господь всех и так красивыми создал, может, не стоит так вот прямо…

– Вон, смотри – Богородица, – показал он на икону. – Она тоже мать. Как ты думаешь, рада бы она была, если бы ее Сын…

Но осекся, понял, что перегнул свою воспитательную речь.

А Богородица глядела с иконы и как будто улыбалась…

– Пап, привет, – раздался мальчишеский голос.

К батюшке радостно подпорхнул под отеческое благословение отрок – его сын Василий… С синими волосами…

И к батюшке радостно подпорхнул под отеческое благословение отрок… Его сын Василий… С синими волосами… Именно в тот день он почему-то решил по пути из школы забежать к папеньке в храм.

Не знаю уж, что чувствовал в этот момент несчастный отец Николай. Но в душе матери «зеленого» подростка явно творилось неладное.

– Так, идем отсюда, – потащила она сына к выходу. – Я думала – тут приличные люди… А вы…

Это уже бедному настоятелю.

А сын ее улыбался во всю свою челюсть и показывал батюшке и его сыну большой палец. Мол: «Молодцы, чуваки! Свои люди!»

Это священническое фиаско отца Николая тем не менее обернулось совершенно неожиданными последствиями.

***

Сын той женщины (по имени тоже, кстати, Николай) начал наведываться в храм. Во-первых, в качестве подросткового протеста – чтобы насолить родительнице. Та долго не могла отойти от зрелища поповского чада с синими волосами. И чехвостила «эту церковь», испортившую всю ее педагогику на чем свет стоит.

А во-вторых, интересно стало парню, что это за церковники такие, что их дети тоже волосы красят, как нормальные люди.

Нельзя сказать, что отец Николай сам был в большом восторге от внешнего вида Васьки. Но смирялся и молился. Господь управит…

В общем, стал Коля появляться на том подворье. С Василием подружился, с другими обитавшими там ребятами. Да и с самим настоятелем тоже. В алтаре стал помогать вместе с тем же поповским сыном. Прихожане, правда, посмеивались:

– Модные какие у вас пономари, батюшка.

Тот только вздыхал и руками разводил.

Втянулся Николай… Нравилось ему в храме. К вере пришел. Сам захотел креститься. Но это еще раньше – до алтаря. Исповедовался, причащался. Скорбел только, что родители его в церковь не ходят. Отец хотя бы молчит, а мать злится, когда он на службы собирается. Хотя в остальном женщина она хорошая, добрая, в сыне души не чающая.

– Ты молись, Господь управит, – только и говорил ему батюшка.

И Коля молился…

А где-то через год маму его машина сбила.

***

Умирала она в больнице. Когда была еще в сознании, Колька к ней отца Николая привел. Провинция, наших строгостей нет. А в те времена – тем более.

Как ни странно, Колина мама креститься захотела. Наверное, чтобы с сыном потом быть. Отец Николай ведь что-то ей говорил в той больнице. Соборовал ее батюшка, исповедовал, причастил впервые в жизни. Молились все… Но чуда не случилось.

Отпевали ее на том приходе. Колька плакал и все не мог принять, что сирота он теперь, нет у него матери. Отец его тоже плакал и прижимал к себе сына:

– Одни мы теперь с тобой.

Много раз потом Коля подходил к батюшке:

– Это ей за то, что Церковь ругала?

– Ну почему же «за то», милый… Она мать, она для тебя лучшего хотела. Не все понимала, но заботилась же о тебе. Господь ей перед смертью милость какую сотворил. Крестилась, причастилась. Не всем праведникам дано. Но Он знает… И каждого Бог ведет к Себе своим путем. А почему таким, а не другим… Это Его дело.

– Я так по ней скучаю! – плакал Колька.

– Конечно, скучаешь… Так ты пойди вон к Богородице, помолись, утешения попроси. Она – Мать всех людей. Поможет…

Колька часто теперь молился у местной иконы Божией Матери, которой когда-то стыдил его отец Николай

И Колька часто теперь молился у местной иконы Божией Матери. Которой когда-то стыдил его отец Николай. Что не рада была бы такому сыну с зелеными волосами. Выплакивал ей свою мальчишескую боль. И слышали люди, как, всхлипывая, повторял:

– Верни мне маму!

***

Начал ходить в тот храм и Колькин отец. Беда часто приводит к Богу. Тоже крестился. Они же все некрещеными были – вся семья.

Приход был к ним обоим ласков – горе ведь какое. Особо внимательна была Оленька, незамужняя, но в относительных летах уже женщина. Она часто у той иконы Божией Матери стояла – за подсвечником следила. То пирожков им с отцом принесет, то вареников домашних. То вместе с ними из храма уходит после службы. То обнимет Кольку за плечи. Он дернется раздраженно, а она в другой раз опять…

Отцу Колькиному это даже вроде как нравилось, а парень злился:

– Что она пристала?!?

А потом грянуло…

– Николай, ты уже большой! Должен понять. Мы с тетей Олей решили пожениться.

Два дня отсиживался Колька у друга своего Васьки. Отец Николай разрешил. Позвонил только батюшка родителю, предупредил, чтобы не волновался.

– Я не хочу, чтобы она с нами жила! – кричал парень. – Отец маму предал! Новую жену себе хочет завести вместо нее.

– Да не вместо, милый, не вместо. Кто ж ее вам заменит, – гладил его по голове священник. – Но вам же обоим тепло нужно… Женское…

Так вошла в их с отцом жизнь Ольга…

***

– Долго я злился, – рассказывал мне несколько лет назад дьякон Николай.

Да… Это был он – тот самый Колька. Вырос, закончил семинарию, женился. Рукополагали его в том самом храме. И стали они служить вместе. Отец Николай-старший и отец Николай-младший. Васька-попенок, дружок его, другой путь выбрал. Но тоже – хороший.

– Злился, ершился, – продолжал он. – Как еж колючий. Особенно когда сестренку родили. Все думал: «Старая она, куда лезет». Хотя ей сорок три было. Могут еще женщины в этом возрасте. Да она и молилась много о ребеночке. У той иконы Божией Матери… Но думал я, что теперь вообще отцу я буду не нужен. Но тетя Оля… Она такая… Сколько же в ней терпения, любви… Она даже мамины фотографии не разрешила убрать, хотя отец хотел. «Коленькина мать», – сказала. Не навязывалась мне, но в каждой мелочи показывала, что я им нужен, дорог… Грела, как могла.

Прошло время. Стерлись углы. Сиротская боль у Кольки не то чтобы прошла, но зарубцевались шрамы. И однажды он понял – шрамы эти его каждую минуту «мазала» своей любовью тетя Оля.

Мамой он ее так и не назвал. Но это и не надо. Но однажды на службе после исповеди подошел к ней, обнял за плечи и сказал: «Простите меня». А она одной рукой прижимала к себе дочь, а другой – его. И текли слезы. А откуда-то сбоку растроганно подкашливал отец…

Она, терявшая, знала, как больно терять. Нет, Она не вернула маму. Но она вернула в нашу жизнь любовь

– Мы тогда стояли на своем любимом месте – у той иконы Божией Матери, – рассказывал мне отец Николай-младший. – И я вдруг вспомнил, как с улыбкой смотрела Пречистая на меня, когда я впервые пришел в храм со своими зелеными волосами. И как жалела Она меня, когда рыдал я у ее иконы и просил вернуть мне мамку. Как будто бы плакала со мной. Она, терявшая, знала, как больно терять. И обнимала своим теплом. Как мама… Нет, Она не вернула ее. Но она вернула в нашу жизнь любовь. Она подарила нам тетю Олю, сестренку Женьку… А мама… Мама тоже у Нее. Я это чувствую. А потом, через годы, я понял, что Пречистая меня самого приняла, как сына… И вот я – дьякон. А Она всегда рядом. Любящая мать всех людей.

…Я смотрела тогда на того парня с дредами, надевшего обратно свою дурацкую шапку, и думала, что, наверное, с какой-нибудь из икон смотрит на него сейчас Божия Матерь. И улыбается. Ласково, с любовью. Мать всех людей. Как когда-то на дьякона Николая с его зелеными волосами. Сейчас-то они у него нормальные. Он вообще – лысый. Но кто знает, что ждет этого парня в «ведре» впереди. И что уготовили для него Пречистая и Ее Сын… Кто знает, да…

Елена Кучеренко

30 марта 2023 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 2031 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга24 января 2024, 11:44
Катерина 1 апреля 2023, 08:37 Прекрасный рассказ. Для себя в очередной раз сделала мысленную заметку о своем внешнем виде перед входом в храм. Скольких нетвердых в молитве отвлекли в храме дурацкая одежда, разговоры или вот эти "водоросли" .... Катерине: Знаете, в отличие от рассказа, Ваш комментарий точно бы заставил меня задуматься, а зачем мне такая церковь, где я за все буду отвечать, вне зависимости от раскаяния. После Вашего комментария нападает такое уныние, что, вероятно, и за него Вы тоже отвечать будете.
Светлана 11 апреля 2023, 11:16
Моим дредам сегодня ровно год. За этот год ни один человек на приходе не сделал замечание. Это просто прическа, ничего экстраординарного в ней нет. Господь в душу смотрит, а не на голову. Лично наблюдала на службе мужчину с серьгой в ухе, исповедовался, причащался. Возможно я не права, но мне кажется что есть вещи, к которым можно быть снисходительными, чтобы не оттолкнуть человека, серьги со временем вынимаются, юбки удлиняются, дреды расплетаются, а любовь остаётся. Господь все управляет к благу.
Светлана 5 апреля 2023, 00:52
Благодарю за рассказ... Плакала... Такое тепло и умиление как будто я стою перед иконой Богородицы и она смотрит на меня и любит и улыбается. Этот ваш рассказ особенный - благодатный. Удалось передать духовную составляющую. Все рассказы ваши читаю...Этот духоносный.
Н 4 апреля 2023, 23:41
Катерина, спасибо за совет! :)
Татьяна 3 апреля 2023, 10:05
1)Диакона с зелёными волосами просто быть не может...по многим причинам. 2)легко читается 3)интересный рассказ
Катерина 3 апреля 2023, 00:06
Н 1 апреля 2023, 21:28 --- разнообразность восприятия мира (произведения искусства в том числе) индивидуумом это признак свободы, данной нам Творцом. А у Вас эта свобода другого человека вызывает внутреннее возмущение и даже отторжение. Советую подумать об этом.
Hola 2 апреля 2023, 22:34
Антоний31 марта 2023, 07:31 Сколько людей, столько и ситуаций. Бывает, когда родных детей обделяют в пользу мачехи. Неисповедимы пути Господни. Свобода - не опасный дар, просто мы не знаем к чему приведет тот или иной поступок, даже правильный (с нашей точки зрения)
Н 1 апреля 2023, 21:28
Катерина, главная идея рассказа не в том, как люди выглядят в храме и что у кого на уме. Каждый видит то, что ему ближе, наверное.
Катерина 1 апреля 2023, 08:37
Прекрасный рассказ. Для себя в очередной раз сделала мысленную заметку о своем внешнем виде перед входом в храм. Скольких нетвердыхв молитве отвлекли в храме дурацкая одежда, разговоры или вот эти "водоросли" на голове - я насчитала в рассказе трех. И когда-нибудь на Страшном Суде ответим же за вольно или невольно, но соблазненных нами. Словом. Делом. Но соблазняли же. И ответят и двое смеющихся во время богослужения, и старушка, "приклеевшаяся" мыслями к "водорослям", а не к молитве. Но и сам упомянутый в рассказе Колька. Его друг, сын священника. Сам священник, взрастивший синеволосое чудо. Да, мы все меняемся, в чем-то расскаиваемся. Но ответить прийдется всё-равно.
Дмитрий31 марта 2023, 15:44
Благодарение Господу Богу нашему
Ирина НК31 марта 2023, 14:23
Елена, спасибо огромное за рассказ!
Антоний31 марта 2023, 07:31
Дорогой(ая) Hola, мачеха может, конечно, в некоторых ситуациях, "выжить" неродных детей из дома и сердца мужа (а то и со свету сжить). Но и иное возможно: подарит она детям мужа любовь, пробудет долгие годы нянькой, подарит им свою молодость, а потом - муж квартиру подарит детям, дети мужа вырастут и возненавидят, муж умрет, из квартиры собственники выпишут, и останется пожилая дама одна без крыши над головой (ее брошенный родительский дом за годы жизни с мужем ссутулился, а потом и вовсе рухнул)... Жизнь - сцена, где каждый может оказаться кротким голубем, что дарит окружающим мир и тепло, а может - ядовитой змеёй, что незаметно таится в ожидании шанса нанести укус. Свобода - опасный дар!
р. Б. Алла 30 марта 2023, 21:18
Елена, с нетерпением жду ваш новый рассказ! Очень легко, с юмором и лёгкой грустинкой написано!
Евгений 30 марта 2023, 17:34
Спасибо большое ,дорогой автор ,за Ваш прекрасный рассказ. Во время поста- лучшее чтение
Hola30 марта 2023, 15:20
Как только умерла мама Коли, сразу можно было сказать - готовься, будет у тебя мачеха. Молись, чтобы не выжила тебя из сердца отца и дома. Разве женщины упустят такой случай женить на себе приличного мужика. А то что люди приходят в храм в неформальном виде... Спасибо что приходят, молятся, интересуются. Над первой частью долго смеялась
Антоний30 марта 2023, 11:03
"Но кто знает, что ждет этого парня в «ведре» впереди?" - каждый сам выбирает дорогу. Каждый сам решает и несёт ответственность за выбор. Свобода - величайший дар, предполагающий величайшую ответственность.
вадим30 марта 2023, 09:56
Да !Неисповедимы пути Господни...
Марина 30 марта 2023, 04:36
Леночка спасибо вам за ваши
душеполезные рассказы. Очень люблю вас читать. Помощи Божией вам и вашей семье
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Елена Кучеренко

Новые материалы

Выбор читателей

×