Царство Самуила и Болгарский Патриархат в его пределах

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Предыдущие фрагменты:

Памятник Царю Самуилу в Скопье Памятник Царю Самуилу в Скопье В середине IX столетия, после утраты независимости Болгарии, она была разделена на комитаты. Один из них был образован на западе страны, с включением в его состав Северной Македонии, Старой Сербии (Рашки), Черногории (Дукли) и юга Албании. Административным центром комитата стал Средец (София). Должность комита занял Николай Шишман. Его зависимость от Императора была почти только номинальной. Комит Николай умер в 970-м г. Его супруга носила характерно армянское имя Рипсиме, или Рипсимия, что, вероятно, говорит о ее происхождении. Присутствие в Болгарии, особенно на юго-востоке страны, выходцев из Армении – факт известный, связанный с тем, что болгары овладели северной частью Фракии и Македонии, куда ромейское правительство многократно переселяло армян из восточных фем.

Четыре сына комита Николая Шишмана, прозванные комитопулами, после смерти отца

«поделили оставшиеся независимыми западные земли между собой. Давид правил болгарами в Фессалии и южной Македонии. Второй брат, Моисей, поселился в Струмице, третий брат, Аарон, взял власть над Средецем. Наконец, младший брат, Самуил, правил Видином»[1].

Нет документальных оснований предполагать, что библейские имена комитопулов связаны с их еврейским происхождением, – в ту эпоху такие имена нередко давали армянам.

Комитопулы Давид, Моисей, Аарон и Самуил подняли восстание против господства ромеев

В 976-м г., после смерти Иоанна Цимисхия, в Империи вспыхнул мятеж Варды Склира. Воспользовавшись этим, комитопулы Давид, Моисей, Аарон и Самуил подняли восстание против господства ромеев. Брата убитого на границе Бориса II Романа переправили в Видин, к Самуилу, и тот признал его Царем Болгарии. Правда, командовать войсками и править в своей области Самуил продолжал сам, но уже именем Романа, всецело погруженного в молитвы и попечение о церквях и монастырях, хотя иногда он все-таки участвовал в походах.

В ходе восстания болгары овладели территорией, расположенной между Дунаем и Стара-Планинскими горами. При осаде крепости Серес комитопул Моисей был убит камнем, брошенным с крепостной стены. Близ города Преспы от руки наемного убийцы пал старший из комитопулов – Давид. После гибели братьев Аарон правил на востоке Болгарии. Посланцы Императора ромеев Василия II вступили с ним в переговоры. Мир между ромеями и болгарами договорились скрепить династическим браком – женитьбой Аарона на сестре Императора. Из Константинополя к нему прибыл митрополит Севастийский, сопровождавший невесту. Но по прибытии гостей выяснилось, что невеста не была сестрой Императора. В наказание за участие в мошенничестве митрополит Севастийский был сожжен заживо.

Переговоры Аарона с посланниками Императора дали основание Самуилу заподозрить своего старшего брата в том, что тот пытался, опираясь на поддержку ромеев, устранить его от власти и править Болгарией единолично. Самуил обвинил брата в измене. Разлад между ними обернулся междоусобной войной. 14 июня 987 г. в сражении под Дупницей Аарон погиб. За его гибелью последовало умерщвление почти всей его семьи. В живых был оставлен лишь один его сын – Иван Владислав.

Самуил обвинил брата в измене. Разлад между ними обернулся междоусобной войной

Когда «старшие комитопулы, Давид, Моисей и Аарон, один за другим сошли со сцены… власть перешла к младшему, Самуилу»[2].

Свою новую столицу он устроил на острове, расположенном на озере Преспе, близ Охрида. В ходе войны с ромеями Самуил овладел не только теми землями, где жили болгары, но и многими городами в Эпире и Фессалии. Самым значительным из них была фессалийская Ларисса, жителей которой он, по словам Иоанна Кедрина,

«переселил во внутренние области Болгарии целыми семьями и, зачислив их в свои воинские списки, пользовался их содействием в войне против Византии. Перенес же и мощи св. Ахиллея, епископа Лариссы при Константине Великом, и положил их в Преспе, где была его столица»[3].

Развивая наступление на ромеев, Самуил к 989 г. овладел городами Берией и Сервией, окрестностями Фессалоники, и на западе Балкан – Эпиром. Кроме Черноморского побережья, Болгария приобрела выход на Эгейское море и Адриатику. Но в этом же году мятеж Варды Склира был окончательно подавлен, а сам Варда помилован. Василий II смог теперь направить основные усилия на войну с Болгарией; ромеи перешли в контрнаступление, шаг за шагом отвоевывая утраченные территории. В военных действиях участвовал и состоявший при Самуиле Роман, носивший титул Царя. В 991-м г. он снова оказался в плену у ромеев. В хронике сирийского христианского писателя Яхьи Антиохийского, писавшего на арабском языке, об этом поражении болгар помещено такое сообщение:

«И встретил Царь Василий болгар, и обратил их в бегство, и взял в плен их Царя, и возвратил его в темницу, из которой он бежал. И спасся комитопул, начальник его войск, и управлял государством болгарским. И оставался Царь Василий враждовать с ними и воевать их страны в течение четырех лет»[4].

В 995-м г. Василий II отправился на восточную границу, которая была атакована державой Фатимидов. Воспользовавшись уходом основных сил имперской армии в Азию, Самуил занял ранее утраченные земли, восстановил контроль над Восточной Болгарией и, вторгшись в имперскую Македонию, взял Фессалонику. Затем он повел войско в Фессалию, прошел через Фермопильское ущелье и, продвигаясь дальше на юг по Аттике, приблизился к Пелопоннесу. Чтоб отразить болгарскую угрозу, Василий II в 996-м г. послал против Самуила отборное войско под командованием лучшего полководца Империи – магистра Никифора Урана. Две враждебных армии встретились у вышедшей из берегов реки Сперхий, расположившись на двух ее берегах. Ночью незаметно для противника ромеи перешли ее вброд и напали на спящих болгар. Внезапность нападения обрекла их на катастрофическое поражение. Это была резня, в которой при незначительных потерях у ромеев погибло большинство болгарских воинов. 12 тысяч болгар было захвачено в плен. Самуил и участвовавший в сражении его сын Гавриил Радомир получили ранения и бежали с остатками разбитого войска с поля битвы. Самуил вынужден был оставить не только греческую Фессалию, но и юго-восточную часть Болгарии, закрепившись на западе страны.

В 997-м г. к Самуилу пришла печальная весть о смерти Болгарского Царя Романа в плену, в катакомбах Константинополя. Тогда преемник Патриарха Дамиана Герман, при котором Первосвятительская кафедра была перенесена в Преспу, венчал Самуила на Болгарское царство. Свою столицу Самуил перенес из Преспы в расположенный неподалеку от нее город Охрид, устроив резиденцию в перестроенной старинной крепости, которая после этого стала называться Самуиловой твердыней. Стремясь к международному признанию своего царского титула и не имея ни малейшей возможности добиться этого от Константинополя, Самуил обратился к Папе Римскому Григорию V, и тот пожаловал ему титул Императора болгар.

Самуил обратился к Папе Римскому ГригориюV, и тот пожаловал ему титул Императора болгар

Боевые действия между болгарами и ромеями продолжались с тех пор из года в год, с перерывами на зимнее время. Болгария, располагавшая значительно меньшими ресурсами, в конце концов подорвала свою способность сопротивляться. Окончательный исход противостояния пришелся на 1014 г. 29 июля состоялось решающее сражение в Кампулунгском ущелье в Родопах, в котором ромейским войском командовал сам Император Василий. По приказу Самуила там были возведены мощные укрепления, которые несколько раз были безуспешно атакованы ромеями. Но военачальник Никифор Ксифий с отрядом воинов сумел прорваться в обнаруженном им уязвимом месте и ударил по болгарам с тыла. Тем самым исход сражения был решен. Тысячи болгарских воинов пали в этой битве. Рискуя жизнью, царский сын Гавриил Радомир помог отцу выбраться из лагеря, и они вместе добрались до Прилепской крепости. 15 тысяч болгар были захвачены в плен и по приказу Императора Василия II, прозванного после этой победы Булгароктоном (Болгаробойцей), ослеплены. Полтораста пленникам оставлено было по одному глазу, чтобы они могли, как поводыри, отвести каждый по сотне слепцов к Царю Самуилу в Прилеп. Когда Самуил увидел нескончаемую вереницу приведенных к нему своих ослепленных воинов, с ним случился удар, после которого он не смог оправиться, скончавшись в октябре 1014 г.

Когда Самуил увидел своих ослепленных воинов, с ним случился удар

Царский престол перешел к единственному сыну Самуила Гавриилу Радомиру. 15 октября он был венчан на царство Патриархом Филиппом. В ту пору ему было уже более 50 лет. Столицей царства при нем стал город Битола, откуда его власть распространялась на северо-запад Македонии и на горный массив близ Адриатики, где большинство жителей составляли албанцы. Император Василий, узнав о смерти Самуила, попытался взять Битолу, но ему не удалось овладеть Битольской крепостью, и ромеи отступили, по пути захватив Прилеп. Находясь в Салониках, Василий Болгаробойца получил послание от Царя Гавриила, в котором тот изъявлял готовность признать верховную власть Императора ромеев, сохранив автономию Болгарского государства, но Василий не ответил на мирное предложение, решив добить Болгарию.

В августе 1015 г. двоюродный брат Царя Гавриила Иван Владислав собственноручно убил его на охоте, в которой они оба участвовали, и, опираясь на поддержку знати, захватил царский престол. В начале своего правления Иван Владислав направил посланников к Императору Василию с заверением его в послушании, но вскоре затем, уверившись в прочности своей власти, обратил оружие против ромеев, возобновив борьбу за независимость Болгарии, силы которой, однако, были уже на исходе. Ромеи взяли Охрид и сожгли расположенный в нем царский дворец. И все же на время болгары смогли перейти в контрнаступление. Иван Владислав осадил приморский Диррахий. Болгары выиграли сражение с ромеями под Битолой, после чего те отступили. В феврале 1018 г. Иван Владислав погиб в бою; по другой версии, он пал жертвой заговора.

Правительницей Болгарии осталась его вдова Мария, которая, возможно, была дочерью Царя Бориса II. Начался распад государства – болгарские вельможи, комиты областей, переходили на службу Императору. В Струмицу, где тогда находился Василий Болгаробойца, прибыл Патриарх Болгарии Давид

«с письмом от Царицы Марии… отдававшейся на милость Царя и отказывавшейся от всех своих прав и притязаний»[5].

Начался распад государства – болгарские вельможи, комиты областей, переходили на службу Императору

При торжественном въезде Императора в столицу Самуила Охрид его приветствовала Мария со своими детьми, духовенством и знатью. Правителем Болгарии со званием катепана и с резиденцией в Скопье был назначен ромейский патрикий Давид Арианит. В конце 1018 г. власть Императора ромеев признали старший сын Ивана Владислава и его младшие братья Алусиан и Аарон, некоторое время продолжавшие партизанскую борьбу с оккупировавшими Болгарию ромейскими войсками. Сыновья Ивана Владислава были удостоены почетных титулов. За ними и за болгарскими вельможами Император Василий сохранил их земельные владения в Болгарии.

Яхья Антиохийский так резюмировал исход затяжной войны болгар с ромеями:

«И написали вожди болгар Царю Василию, унижаясь перед ним и выражая свое желание, чтобы он принял находившиеся в их руках крепости и области, и прося о его разрешения прибыть к нему и действовать согласно его приказаниям. И пошел тогда Царь в Болгарию… и вышли ему навстречу все тамошние вожди… И принял он их крепости, и оказал им милости, и дал каждому из них должности согласно тому, чего требовали его заслуги. И оставил себе сильные крепости, и назначил над ними правителей из греков, и срыл остальные. И устроил дела Болгарии, и назначил туда василиков, т. е. управляющих всеми делами и имуществами. И стало государство Болгарское присоединенным к государству греков, и сделал он его катепанатом. И было это в 44-м году его царствования. И вернулся он в Константинополь. И вступили в брак дочери болгар с сыновьями греков, и дочери греков с сыновьями болгар, и смешал он одних с другими, и тем уничтожил старую вражду, которая была между ними»[6].

Государство Царя Самуила и его потомков некоторые историки считают вторым периодом в истории первого Болгарского царства. И эта позиция обоснована тем несомненным обстоятельством, что и сам Самуил, и его окружение, как это отразилось в официальных документах и нарративных источниках, сознавали себя болгарами. Другие историки, учитывая тот факт, что территория, откуда началась экспансия комитопулов, продолженная единолично Самуилом, находилась на западной периферии Болгарии, придерживаются иной концепции, считая, что это было другое и новое государство, Западно-Болгарское, и даже некоторые авторы оспаривают правомерность усвоения ему болгарского имени, называя царство Самуила Македонским государством. Но очевидно, что в ту эпоху македонского этноса не существовало. Историческую Македонию населяли грекоязычные ромеи и славяноязычные болгары, речь которых имела лишь незначительные диалектные особенности. В качестве меньшинств в царстве Самуила обитали также албанцы и романоязычные влахи. Возможно также, что некоторые потомки армянских переселенцев, в массе своей славяноязычные и грекоязычные, сохраняли не только память о своем армянском происхождении, но и знание языка своих предков.

В источниках имеются лишь скупые сведения о Предстоятелях Болгарской Церкви, хронологические границы их патриаршего служения известны приблизительно

В источниках имеются лишь скупые сведения о Предстоятелях Болгарской Церкви, даже хронологические границы их патриаршего служения известны приблизительно. С 944 по 972 г. Болгарскую Церковь возглавлял Патриарх Дамиан. После захвата Доростола Императором Иоанном Цимисхием в 971-м г. Патриарх Дамиан перенес свою резиденцию из этого города во владения комитопулов, в Средец (Софию). Оттуда она была перемещена в Воден (Эдессу), затем в Моглен, потом в Преспу, и наконец, с 997 г. патриаршая кафедра находилась в столице Самуила Охриде. Преемник Патриарха Дамиана Герман, при котором Первосвятительский престол был перемещен в Преспу, в конце своего патриаршего служения, в 990-м г., принял схиму с именем Гавриил и скончался в монастыре. На последнее десятилетие X века приходится патриаршество Николая, а в начале XI века Болгарскую Церковь возглавлял Филипп.

«Патриарх Филипп, согласно списку Дюканжа, был первым, чья кафедра находилась в Охриде»[7].

В 1018-м г. его место занял последний автокефальный Предстоятель Болгарской Церкви Иоанн Дебарский, который по распоряжению Императора Василия Болгаробойцы в 1019-м г. был лишен патриаршего сана и именовался с тех пор архиепископом Охридским. Так, за падением Болгарского царства последовало упразднение церковной автокефалии Болгарии. В юрисдикции архиепископии, обладавшей автономией в составе Константинопольского Патриархата, состояла 31 епархия.

После кончины Иоанна, последовавшей в 1037-м г., на Охридскую кафедру Константинопольский синод поставил грекоязычного ромея Леона Пафлагонийского. И он, и его преемники принимали меры, направленные на эллинизацию архиепископата, населенного славяноязычными болгарами. Природные носители греческого языка со временем все чаще ставились священниками на приходы, дискриминация славянского элемента еще радикальнее производилась при подборе кандидатов на замещение епископских кафедр. Из богослужения вытеснялся славянский язык, хотя он и не был запрещен для употребления в приходских и монастырских церквях.

[1] Самуил, Царь Болгарии. – https\\ru.m.wikipedia

[2] Успенский Ф.И. История Византийской Империи. Период Македонской династии (867–1057). М., 1997. С. 406.

[3] Там же. с. 406.

[4] Там же, с. 418.

[5] Там же, с. 425.

[6] Там же, с. 428.

[7] Болгарская Церковь. –Православная Энциклопедия. Т. V. С. 622.

Смотри также
Царь Болгарии святой Петр и преподобный Иоанн Рыльский Царь Болгарии святой Петр и преподобный Иоанн Рыльский
Прот. Владислав Цыпин
Царь Болгарии святой Петр и преподобный Иоанн Рыльский Царь Болгарии святой Петр и преподобный Иоанн Рыльский
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Царь Петр не был великим государственным деятелем, но едва ли на него стоит возлагать вину за пережитые Болгарией утраты.
«Золотой век» христианской болгарской письменности «Золотой век» христианской болгарской письменности
Прот. Владислав Цыпин
«Золотой век» христианской болгарской письменности «Золотой век» христианской болгарской письменности
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
За время правления Симеона была создана целая библиотека христианских книг на языке, названном впоследствии старославянским.
Симеон Великий и Болгарская Церковь в его царствование Симеон Великий и Болгарская Церковь в его царствование
Прот. Владислав Цыпин
Симеон Великий и Болгарская Церковь в его царствование Симеон Великий и Болгарская Церковь в его царствование
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Болгария стала одним из самых могущественных государств Европы.
Комментарии
Тамара20 мая 2023, 01:39
Вот такая была тяжёлая история Болгарского царства и Болгарской автокефальной церкви !! Но в настоящее время Болгарская церковь снова есть!! Слава Богу за всё!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×