Царь Болгарии святой Петр и преподобный Иоанн Рыльский

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Предыдущие фрагменты:

Святой Петр, царь Болгарии Святой Петр, царь Болгарии В 927-м г., после смерти своего отца Симеона, по его воле на Болгарский престол взошел святой Петр, матерью которого была вторая жена Симеона Мариам, армянка по происхождению. Старшего сына от первой жены Куберы, Михаила, Царь Симеон в свое время повелел постричь в монахи.

Хотя правление Петра началось с вторжения в принадлежавшую Империи Восточную Фракию и захвата крепости Визы, Петр стремился к миру с ромеями, тем более что ему доложили о том, что хорваты и мадьяры собираются напасть на Болгарию. Переговоры между двумя державами, начавшиеся в болгарской Месемврии, завершились в октябре 927 г. в Константинополе визитом туда Петра и подписанием договора, который предусматривал прекращение военных действий, возобновление выплаты Империей дани болгарам, признание ромейской стороной принадлежности Болгарии сделанных ею ранее приобретений за счет имперской территории, а также брак Петра на внучке Императора Романа Лакапина Марии, которой по этому поводу было усвоено имя Ирина, очевидно, в память о святой Царице, восстановившей официальное почитание икон, но также и в ознаменование мира – «ирини» – между двумя ранее враждовавшими народами. Самым главным дипломатическим достижением болгарской стороны стало признание имперским правительством царского титула правителя Болгарии. Тем самым он не ставился еще на одну доску с Императором ромеев, но, как видно из «Отчета о посольстве в Константинополь» Лиутпранда Кремонского,

«когда Петр, василевс Болгарии, женился на дочери Христофора, было подписано symphona, то есть соглашение, клятвенно подтвержденное, о том, что болгарские апостолы, то есть послы, должны пользоваться… предпочтением, почетом и уважением перед послами всех прочих народов»[1].

Правда, если о статусе «василевса Болгарии», как он виделся тогда в Константинополе, судить по дипломатическому протоколу, который зафиксирован в «Книге церемоний» Константина Порфирогенета, составленной в середине X века, то в ней, по словам Д. Оболенского,

«Болгарский правитель занимал почетное, но… не главное место: выше вассальных князей Кавказа и задунайских народов – русских, печенегов, мадьяр, но ниже франкских правителей и багдадского халифа. Важно также, что он назван в списке ‟духовным сыном” Императора. Отсюда следует, что ранг Болгарии на иерархической лестнице был понижен. Теперь, когда эта страна перестала угрожать Империи, духовное ‟братство”, дарованное Симеону, можно было отменить»[2].

В правление святого Петра Болгария не претендовала, как при его отце, на полное равенство с Империей ромеев и в своей внешней политике считалась с ее интересами, избегала конфликтов с нею, даже и ценою потерь. Когда сербский князь Чеслав Клонимирович в 933-м г. бежал из болгарского плена и вернул себе престол, Петр не предпринял никаких действий, чтобы предотвратить возвращение Сербии под ромейский протекторат. Этот курс Царя столкнулся с оппозицией, во главе которой оказался его брат Иоанн: уже в 928-м г.

«Против болгарина Петра стал строить козни его брат Иоанн и другие вельможи Симеона. Они были изобличены, Иоанн бит и заключен в тюрьму, остальные же подвергнуты серьезным наказаниям»[3].

Иоанна переправили в Константинополь, где он сложил с себя ранее данные монашеские обеты и женился на невесте, которую ему предложил Роман Лакапин. Но 2 года спустя противники провизантийского курса правительства Петра еще раз учинили мятеж, во главе которого на этот раз оказался старший брат Царя – монах Михаил, бежавший из монастыря. И этот мятеж закончился провалом, но, разбитые в Болгарии, его участники вторглись во владения Империи, подвергнув их разорению.

Вражду болгарской знати против ромеев могли питать антихристианские настроения, но положительных свидетельств об этом не имеется. Во всяком случае, святой Петр стремился поддерживать мир с христианской Империей и по причине своего глубокого и горячего благочестия. Но при этом Петр не был сторонником эллинизации своей страны и Болгарской Церкви. Он поддерживал употребление в церквах за богослужением родного славянского языка и был ревностным защитником автокефалии Болгарской Церкви.

Он поддерживал употребление за богослужением родного языка и был ревностным защитником автокефалии

Мирным договором 927 г. признание болгарской автокефалии предусматривалось, но нет полной ясности с признанием Патриаршего титула Предстоятеля Болгарской Церкви. По одной версии, такое признание состоялось в 927-м г., по другой – оно относится к более позднему времени. Так, в «Тактиконе Бенешевича» – памятнике, описывающем дворцовый протокол 930-х – 940-х гг. – упоминается не Патриарх, но архиепископ Болгарии, поставленный на 16-е место после синкеллов Восточных Патриархов. То же место в диптихе иерархов указано Предстоятелю Болгарской Церкви в книге Константина Багрянородного «О церемониях». В «Списке архиепископов Болгарии», составленном в XII веке, говорится, что синклит провозгласил Дамиана Патриархом Болгарии при Императоре Романе Лакапине. Статус Патриархата Болгарская Церковь

«предположительно… получила в период, когда Патриарший престол в Константинополе занимал Феофилакт (933–956), сын Императора Романа Лакапина. Именно с Феофилактом, своим свойственником, Царь Петр поддерживал тесные связи»[4].

Патриарх Дамиан возглавлял Болгарскую Церковь с 927 по 971 г. В этот период в Болгарии имелось около 30 епархий. После признания Патриаршего титула Предстоятеля Болгарской Церкви в Константинополе по требованию ромейской церковной и государственной власти его кафедра была перенесена из столичного Преслава на север Болгарии, в Доростол (Дристра, Силистра). Епархиальные кафедры имелись тогда в таких городах, как Видин (Быдин), Пловдив (Филиппополь), Средец (Триадица, современная София), Охрид.

Смерть супруги Царя Петра Марии Ирины, внучки Романа Лакапина, расторгла родственные узы между двумя правящими домами. Вскоре после этого, в 965-м г., Петр, возможно, подталкиваемый боярским окружением, все еще заряженным антиромейскими настроениями, потребовал от Константинополя возобновить выплату дани, предусмотренной договором 927 г. Правивший тогда в Константинополе Император Никифор Фока, выдающийся полководец, заслуженно прославленный как победитель агарян, отвоевавший у них Крит, ответил на это требование отказом, сопровождаемым оскорбительной отповедью, обозвав Петра «князем в тулупе». Возобновление вражды между ромеями и болгарами стало свершившимся фактом.

Возобновление вражды между ромеями и болгарами стало свершившимся фактом

В ту пору осевшие в самом центре Европы мадьяры стали совершать грабительские набеги во все четыре стороны света. Самой завидной их целью, богатой сокровищами, поражавшими воображение вчерашних кочевников, была Империя со столицей на Босфоре. Путь туда лежал через Болгарию, и болгары, чтоб избежать погромов и разорений в своей стране, вынуждены были не только платить им дань, но и пропускать их через свою территорию. После оскорблений, нанесенных их правителю Никифором II, они делали это без особых колебаний. Император ромеев направил Петру послание, в котором потребовал не позволять «туркам», как называли мадьяр ромеи, переправляться через Дунай и затем двигаться по болгарским дорогам в сторону Империи.

Болгарский Царь не подчинился требованию Константинополя, который прибег к свой традиционной в подобных случаях практике – подкупу варваров с тем чтобы, они нанесли удар по противнику Империи. В качестве такого союзника на этот раз выбран был русский князь Святослав. Посланник Императора родом из Херсонеса Таврического, патрикий Калокир, который, впрочем, впоследствии изменил Императору, доставил в Киев в качестве аванса 15 кентинариев (около 4-х с половиной центнеров) золота. Воинственного князя не надо было долго убеждать. Он с радостью повел свою дружину в поход и в августе 968 г. напал на Болгарию. В сражении под Силистрией (Дристой) болгары были разбиты. В отнятом у болгар Малом Переславе, или Переславце, в устье Дуная Святослав поместил свой гарнизон, намереваясь со временем перенести туда свою столицу. Захватив по законам войны добычу и нанеся серьезный урон стране, дружина Святослава возвратилась восвояси, причем спешно, потому что Киев подвергся нападению новых выходцев из Азии – печенегов. Есть разные версии относительно того, кто натравил воинственных кочевников на столицу Руси: ромеи или болгары. Возможно, конечно, что они и сами решились на авантюру в отсутствие князя и его дружины в богатом городе, обещавшем хорошую добычу. Как бы то ни было, Святославу, вернувшемуся с дружиной на родину, удалось разбить печенегов и снять осаду Киева.

Смерть царя Петра, миниатюра из Манассиевой хроники Смерть царя Петра, миниатюра из Манассиевой хроники

В Константинополе были поражены и встревожены известием о мощи русской дружины и полководческом даре своего нового союзника, и принято было решение помириться с Болгарией, чтобы не давать Святославу новых поводов для вторжения на Балканы. Но русскому князю не нужны были дипломатические поводы для похода в страну, богатство и выгодное стратегическое положение которой он успел оценить, и в 970-м г. русское войско снова вторглось в Болгарию. Святослав овладел столицей государства Преславом, затем, двигаясь дальше на юг, штурмом взял Филиппополь (Пловдив).

«Говорят, – писал Лев Диакон, – что, с бою взяв Филиппополь, он со свойственной ему бесчеловечной свирепостью посадил на кол 20 тысяч оставшихся в городе жителей и тем самым смирил и (обуздал) всякое сопротивление и обеспечил покорность»[5].

Число казненных Лев преувеличил в несколько раз, но массовое убийство горожан, несомненно, имело место, и половина страны была оккупирована русским войском.

Сердце святого Царя Петра не выдержало катастрофы, с ним случился апоплексический удар, после которого он, по примеру своего деда, равноапостольного Бориса, оставив престол, принял постриг и, затворившись в монастыре, отошел ко Господу 30 января 970 г., передав свое обреченное на гибель царство старшему сыну Борису II. Церковь причислила Петра к лику угодников Божиих. Царь Петр не был великим государственным деятелем, но едва ли на него стоит возлагать вину за пережитые Болгарией утраты. Ему пришлось вести войну с выдающимся полководцем Святославом, варяго-славянская дружина которого отличалась беспримерной отвагой и обладала замечательной боевой выучкой. К тому же мощь Ромейской Империи, многократно превосходившей Болгарию численностью населения, финансовыми ресурсами, оснащенностью оружием, его техническими качествами, в особенности наличием у ромеев «греческого огня», заметно выросла в правление Никифора Фоки: и защита границ с этой державой оттягивала значительную часть воинского контингента Болгарии, делая чрезвычайно уязвимым северо-восточный рубеж страны, прорванный натиском Святослава.

Пасху 971 г. ромеи праздновали в отвоеванной у Святослава болгарской столице Преславе, переименованной в честь победителя в Иоаннополь. Болгарская знать склонялась к тому, чтобы покориться ромеям, не надеясь уже на то, что удастся сохранить независимость своей страны. Святослав, узнав о том, что, как писал Лев Диакон,

«мисяне отказываются от союза с ним и переходят на сторону Императора… созвал около трехсот наиболее родовитых и влиятельных из их числа и с бесчеловечной дикостью расправился с ними – всех их он обезглавил, а многих других заключил в оковы и бросил в тюрьму. Затем, собрав все войско тавроскифов (как принято было у ромеев называть русских – В. Ц.), – около 60 тысяч, он выступил против ромеев»[6].

Решающие сражения этой войны происходили у стен Силистрии (Дористола). Победу одержал Иоанн Цимисхий. Возобновились переговоры, на правом берегу Дуная состоялась встреча между полководцами, на которой договорились об уходе остатков русского войска из Болгарии с захваченной добычей. Со своей стороны, Император обещал не нападать на уходящее войско. Как известно, на возвратном пути в Киев остатки дружины Святослава были атакованы печенегами: родственники казненных по приказу Святослава бояр сообщили печенежскому хану Куре о том, что через их кочевья будет двигаться малочисленная дружина Святослава с богатой добычей. Печенеги убили Святослава и всех его спутников.

Осенью 971 г. Император Иоанн Цимисхий праздновал в своей столице победный триумф. В завершение торжества

«он вступил в великий храм Божественной Премудрости и, воздав благодарственные молитвы, посвятил Богу первую долю добычи – роскошный мисийский венец, а затем последовал в императорский дворец, ввел туда Царя мисян Бориса и приказал ему сложить с себя знаки царского достоинства. Они состояли из тиары, отороченной пурпуром, вышитой золотом и жемчугом, а также из багряницы и красных полусапог. Затем он возвел Бориса в сан магистра»[7].

В Константинополе находился и его брат Роман, оскопленный по приказу Иоанна Цимисхия, чтобы лишить его возможности взойти на престол. Так прекратило свое существование Болгарское царство.

Так прекратило свое существование Болгарское царство

В 977-м г. сыновья святого Царя Петра Борис и Роман сумели бежать из Константинополя в Западную Болгарию, в ту пору обретшую в результате восстания против ромеев независимость. Но охранявшие границу стражники, увидев на Борисе ромейское одеяние, заподозрили в нем вражеского лазутчика и убили его.

После захвата Дористола ромеями Патриарх Дамиан, имевший в этом городе резиденцию, был лишен по указанию Императора Иоанна Цимисхия патриаршего титула, но сам он, вероятно, не признал законности своего низложения и удалился на запад Болгарии, в свободный от ромейской оккупации Средец, тем самым обеспечив континуитет Болгарской Церкви в Западноболгарском царстве.

Святой Петр щедро выделял средства из казны на содержание епархиальных кафедр, на строительство церквей, на поддержку существующих монастырей и устроение новых обителей. Стремясь жить по заповедям и угодить Богу, он искал наставлений со стороны богомудрых монахов.

Преподобный Иоанн Рыльский Преподобный Иоанн Рыльский С особым почитанием он относился к своему старшему современнику – преподобному Иоанну Рыльскому. Он родился около 876 г. в крестьянской семье в деревне Скрине, расположенной в гористой местности на берегу реки Струмы, или Стримона, в ее верхнем течении. Оставшись сиротой, он пас коров и овец по найму у одного богатого хозяина. В юности он поступил послушником в монастырь Великомученика Димитрия, расположенный близ его родной деревни, на вершине горы. Там преподобный Иоанн научился славянской и греческой грамоте и, помимо молитвы и трудов по хозяйству, занят был чтением Священных Книг и творений отцов. После пострига он поселился в одинокой хижине, сплетенной им из хвороста, на крутом склоне горы и питался там по преимуществу дикими травами. Однажды на него напали разбойники, избив его в досаде, что при нем не обреталось ни денег, ни сокровищ, на добычу которых они рассчитывали, и преподобный Иоанн поменял место своего пустынножительства, поселившись в горной пещере в верховьях Струмы. Там к нему подселился его племянник Лука, но его отец нашел их и принудил сына покинуть пещеру и вернуться домой. По пути юношу укусила ядовитая змея, и он умер. На его могилу преподобный Иоанн часто приходил помолиться.

В своей пещере Иоанн подвизался 12 лет, после чего ушел оттуда в Рыльские горы и поселился в местности, которое называется Голец, где жилищем ему служило дупло дерева. Подвизаясь в молитве и посте, святой питался в основном бобами. Жители окрестных деревень стали приходить к нему с просьбами помолиться о них и об их близких, а еще к нему приводили бесноватых, и святой изгонял из них нечистых духов своими молитвами. По прошествии времени его стали тяготить частые посещения, и он в поисках уединения перебрался в пещеру, расположенную неподалеку от Гольца, высоко в горах. В этой пещере он прожил более 7 лет, питаясь травами, одетый в лохмотья, в которые превратилось его кожаное одеяние. О его подвижническом житии, о силе и действенности его молитв стало известно во всей Болгарии.

Царь Петр пожелал увидеться и побеседовать с ним, направив к нему своих посланцев с дарами

Царь Петр пожелал увидеться и побеседовать с ним, направив к нему своих посланцев с дарами: золотыми монетами и фруктами. Преподобный Иоанн принял присланные Царем фрукты, а золото взять отказался и не пожелал оставить свою пещеру для встречи с пригласившим его благочестивым Царем, которому он через посланников направил послание с поучением.

Со временем возле его пещеры стали поселяться монахи, стремившиеся к уединению и искавшие у него советов и руководства. И тогда преподобный Иоанн устроил близ реки Рилы, у подножья скалы, общежительный монастырь, ставший самым почитаемым очагом монашеского подвижничества в Болгарии, каковым он остается и по ей день. По преданию, в этой обители в игуменство преподобного Иоанна Рыльского спасалось 66 монахов.

За 5 лет до кончины, в 941-м г., преподобный Иоанн составил для братии монастыря «Завет», в котором он цитирует «Паранесис» преподобного Ефрема Сирина, возможно, им самим переведенный с греческого на славянский язык. Тогда же Иоанн избрал своим преемником монаха Григория и ушел из монастыря в уединенную пещерную келлию.

Преподобный Иоанн Рыльский отошел ко Господу 18 августа 946 г. Его останки погребены в каменной гробнице в притворе храма основанного им Рильского монастыря. Посмертное почитание преподобного возросло в конце X века, когда были обретены его нетленные мощи.

[1] Лиутпранд Кремонский. Антаподосис. М., 2012. С. 132.

[2] Димитрий Оболенский. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 127– 128.

[3] Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. СПБ, 1992. С. 173.

[4] Болгарская Православная Церковь. – Православная Энциклопедия. Т.V. С. 621–622.

[5] Лев Диакон. История. М., 1988. С. 56.

[6] Там же., с. 73.

[7] Там же, с. 82–83.

Смотри также
«Отчий день» прп. Иоанна Рыльского в Рыльском монастыре «Отчий день» прп. Иоанна Рыльского в Рыльском монастыре
ФОТОГАЛЕРЕЯ
«Отчий день» прп. Иоанна Рыльского в Рыльском монастыре «Отчий день» всеболгарского небесного покровителя преподобного Иоанна Рыльского в Рыльском монастыре
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Иоанн Рыльский стал основателем большого монашеского братства и обители, ставшей главным духовным центром Болгарии.
Святитель Серафим – «дядо» всея Болгарии Святитель Серафим – «дядо» всея Болгарии
Янина Алексеева
Святитель Серафим – «дядо» всея Болгарии Святитель Серафим – «дядо» всея Болгарии
К годовщине канонизации архиепископа Серафима (Соболева)
Янина Алексеева
Милость Божия вошла в жизнь многих людей через невидимое, но явное присутствие святителя Серафима. Его помощь – скорая. И невозможно не почувствовать в Софийском чудотворце родного человека – «дядо», дедушку.
Православие в Болгарии (ВИДЕО) Православие в Болгарии (ВИДЕО)
Фильм митр. Илариона (Алфеева)
Православие в Болгарии (ВИДЕО) Православие в Болгарии (ВИДЕО)
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
Авторский документальный фильм митрополита Илариона (Алфеева) посвящен современной жизни и истории Православной Церкви Болгарии.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×