Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

Гонения на христиан в Болгарии до крещения равноапостольного Бориса

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Сщмчч. Мануил, Георгий, Петр, Лев епп., Парод пресв., мчч. Иоанн, Лев, Любомир, Хотомир, Купергос, Асфир, Сионий и Гавриил Адрианопольские Сщмчч. Мануил, Георгий, Петр, Лев епп., Парод пресв., мчч. Иоанн, Лев, Любомир, Хотомир, Купергос, Асфир, Сионий и Гавриил Адрианопольские

Предыдущие фрагменты:

Славяне, поселившиеся в VI веке на территории современной Болгарии (в ту пору Дакии, Мезии и Фракии) ассимилировали местное эллинизированное или романизованное население, по преимуществу с фракийскими корнями, и это были христиане. В стране проживало немалое число не подвергшихся языковой ассимиляции романоязычных валахов и аромун, сохранивших христианское исповедание своих предков.

Сопротивление перемене религии шло не от славянского населения страны, а от правящей протоболгарской знати

Из источников VI–VIII столетий ничего неизвестно о кровавых гонениях на местных христиан со стороны язычников-славян и новых завоевателей тюркоязычных болгар, которых в научной литературе принято называть протоболгарами, чтобы отличить их от славяноязычного народа, также усвоившего себе со временем болгарское имя. Отдельные случаи притеснений, дискриминации или даже убийств за исповедание Христа могли и не попасть в анналы, но, если бы гонения приобретали масштабный размах, они бы не могли остаться вне поля зрения византийских историков. Во всяком случае впоследствии сопротивление перемене религии шло не от славянского населения страны, а от правящей протоболгарской знати. Характеризуя религиозную политику болгарских властей до принятия ими христианской веры, В. Гюзелев писал:

«Исторические источники показывают, что в языческой Болгарии существовала относительная религиозная толерантность… Преследования христиан были редким явлением и были связаны, прежде всего, с конфликтными ситуациями с Византийской империей. С правом можно говорить о том, что как славянское, так и часть протоболгарского населения, постепенно приобщались к христианству»[1].

Проповедниками учения Христа в Болгарии стали тогда пленники, выведенные из Адрианополя

Положение христиан изменилось к худшему в правление хана Омуртага. Проповедниками учения Христа в Болгарии стали тогда пленники, выведенные из Адрианополя после его захвата отцом Омуртага Крумом в 813 году. Среди них были и духовные лица во главе с митрополитом Адрианопольским Мануилом, в прошлом ‒ участником VII Вселенского Собора. Мирный договор между Болгарией и империей, заключенный при хане Омуртаге в 815 году, не предусматривал обмена пленниками, и священномученик Мануил вместе со своими перемещенными в Болгарию собратьями епископами Георгием, Петром и Львом, пресвитерами, диаконами и пасомыми ими мирянами остался в этой стране. По словам Продолжателя Феофана,

«…этот удивительный архиерей и его народ хранили на чужбине незыблемой христианскую веру и обратили к истинной Христовой вере многих болгар (этот народ еще не был обращен к благочестию) и повсюду сеяли семена христианского учения, отвращая скифов от варварских заблуждений и приводя их к свету богопознания. По этой причине воспылал на них гневом наследник Крума Мутрагон (так по-гречески называли Омуртага. – В.Ц.) и, когда его попытка заставить их отречься от Христа не увенчалась успехом, предал после долгих пыток святейшего Мануила и многих уличенных вместе с ним мученической смерти»[2].

Гонение на христиан стало самым мрачным пятном в биографии хана Омуртага. По словам Д. Оболенского, он

«…неприкрыто и даже агрессивно проводил антихристианскую политику. Его не могли не беспокоить политические последствия успешного распространения византийского христианства в его владениях»[3].

В синаксаре Константинопольской церкви под 22 января помещено сказание, согласно которому казни христиан совершались в Болгарии в разное время от смерти Крума до 816 года. Священномученику Михаилу отрубили руки и потом его распилили надвое, а его останки были брошены псам. Епископы Георгий и Петр были обезглавлены. Епископу Льву распороли живот, пресвитер Пард был побит камнями, стратилаты Лев и Иоанн, а также Гавриил и Сионий усечены мечами. В сонме болгарских мучеников, чья память совершается 22 января, числится 377 страдальцев за Христа, и, судя по именам, среди них, кроме греков, были славяне (Хотомир, Любомир), протоболгарин Куперг, а также армяне (Артавазд, Вардан) – потомки переселенцев из имперской Армении. Из источников известно, что среди болгарских мучеников были и родственники Василия Македонянина, тогда еще не родившегося, а полвека спустя взошедшего на императорский престол.

Хан Омуртаг повелел, чтобы плененные им христиане под угрозой смертной казни вкушали мясо в Великий пост

В правление Омуртага было также казнено 14 других мучеников, память которых совершается 29 февраля. Об их подвиге известно из «Огласительных посланий» преподобного Феодора Студита, преставившегося в 826 году; следовательно, замучены они были до середины 820-х годов. По словам преподобного Феодора, хан Омуртаг повелел, чтобы плененные им христиане под угрозой смертной казни за неповиновение вкушали мясо в Великий пост.

«Тогда собралось в одно место множество пленников с женами и детьми, и между ними произошел великий плач и рыдание: с одной стороны, они помышляли о том, что, вкусив мяса, преступят закон христианский… а с другой стороны, боялись смерти. В заключение же… они… послушались повеления тирана. Впрочем, из среды их отделились четырнадцать семейств, которые говорили: “не исполним повеления нечестивца и не будем есть мяса во Св. Четыредесятницу”…. Прочие христиане упрашивали их, чтобы они в этой крайности не подвергали себя за такой грех смерти, а лучше бы после очистили оный исповедию и покаянием. Но они совершенно отвергли это, надеясь на Бога и на то, что будут наслаждаться вечными благами… За это доброе исповедание они были обезглавлены и скончались о Господе»[4].

Ненависть Омуртага к христианам была так велика, что он за одно только сочувствие своего старшего сына Енравота к невинным страдальцам лишил его права на наследование престола. Омуртаг, хан сибиги, умер в 831 году. Его преемником стал младший сын хана Маламир. Брат Маламира Звинница, по одним сведениям, умер рано, при жизни отца, а по другим, как и Енравот, внушал Омуртагу опасения, что может склониться на сторону христиан.

Маламир ко времени восшествия на ханский престол был слишком юн, чтобы править самостоятельно, и поэтому государственными делами ведал Исбул, носивший титул кавхана, второго по властным полномочиям после хана правителя болгар, подобного хазарскому беку. В 833 году был казнен за исповедание Христа брат Маламира Енравот, носивший также имя Боян, внесенное в святцы. Испытывая сострадание к жертвам отцовских гонений на христиан, он обратился к брату с просьбой об освобождении из заточения христианского епископа Киннамона, и тот откликнулся на эту просьбу. После освобождения исповедника Енравот стал встречаться и беседовать с ним, и тот убедил его в истине и спасительности учения Христа. Общение завершилось крещением Енравота, или Бояна. Когда об этом стало известно хану и кавхану, от них последовало требование отречься от Христа и вернуться к религии предков. Святой Боян ответил на это требование отказом, и Маламир, вероятно, по подсказке или даже настоянию кавхана Исбула приговорил брата к усечению мечом. Перед казнью мученик предсказал Маламиру скорую смерть. Предсказание сбылось, и хан Маламир умер в юном возрасте в 836 году, не оставив детей, так что престол перешел к его племяннику – сыну Звинницы Пресиану.

В самом начале его правления в расположенной к югу и западу от Болгарского ханства Македонии против власти ромеев восстало славянское племя смолян. Болгары оказали им вооруженную поддержку, в результате возобновилась война болгар против империи. Действуя совместно, восставшие славяне и болгары одержали победу. Империя утратила большую часть Македонии, где обосновались славянские племена драгувитов, берзитов и стримонцев, и юг современной Албании, которые перешли под власть болгарского хана Пресиана. Воспользовавшись войной с империей ромеев, маркграф Остмарки (Восточной марки) Радбод в 838 году вторгся в западные пределы Болгарии и присоединил земли, лежащие по берегам Савы, ранее занятые Омуртагом, к владениям франков.

С именем царя Бориса связано важнейшее событие в истории болгарского народа – его обращение к вере во Христа

В 839 году болгары начали войну с сербами. До тех пор болгары и сербы жили в мире между собой. Возможной причиной войны стала, хотя и почти только номинальная, зависимость Сербии от империи ромеев, с которой болгары враждовали и время от времени вели войны. Нападением на Сербию болгары могли надеяться подорвать позиции империи в центре Балкан. Но сербы под предводительством своего жупана Властимира одержали в этой войне победу, изгнав болгар из своей страны. О возможных территориальных приобретениях Сербии за счет болгарских владений на западе ханства ничего не известно.

Хан сюбиги Пресиан умер в 852 году, оставил престол своему сыну Богорису, или Борису, с именем которого связано важнейшее событие в истории болгарского народа – его обращение к вере во Христа.

Рейтинг: 10 Голосов: 75 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Цит. по: Христианизация южных славян // https: revolution.allbest.ru

[2] Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. СПБ, 199. С. 93.

[3] Оболенский Димитрий. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 93.

[4] Феодор Студит, прп. Огласительные поучения и завещание. М., 1872. С. 201‒202.

Смотри также
«Нет светлее и чище подвига такой войны» «Нет светлее и чище подвига такой войны»
Протоиерей Владислав Цыпин
«Нет светлее и чище подвига такой войны» «Нет светлее и чище подвига такой войны»
Русская Православная Церковь и освобождение Болгарии от османского ига
Протоиерей Владислав Цыпин
«И вот раздается голос об угнетении христиан, о мучениях за Церковь, за веру… Поднялись воззвания к пожертвованиям, затем начались добровольцы… Все это потрясло народ».
О правде и толерантности О правде и толерантности
Сергей Перевезенцев
О правде и толерантности О правде и толерантности
Так кто же воевал за освобождение Болгарии в 1877–1878 годах?
Сергей Перевезенцев
Казалось бы, в речи президента Болгарии Р. Радева всё было сказано правильно. «Историческая толерантность» соблюдена, и принцип «множественности истин» не нарушен. Вот только с правдой…
Православие в Болгарии (ВИДЕО) Православие в Болгарии (ВИДЕО)
Фильм митр. Илариона (Алфеева)
Православие в Болгарии (ВИДЕО) Православие в Болгарии (ВИДЕО)
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
Авторский документальный фильм митрополита Илариона (Алфеева) посвящен современной жизни и истории Православной Церкви Болгарии.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Владислав Цыпин

Новые материалы

Выбор читателей

×