Гонения на христиан в Болгарии до крещения равноапостольного Бориса

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Сщмчч. Мануил, Георгий, Петр, Лев епп., Парод пресв., мчч. Иоанн, Лев, Любомир, Хотомир, Купергос, Асфир, Сионий и Гавриил Адрианопольские Сщмчч. Мануил, Георгий, Петр, Лев епп., Парод пресв., мчч. Иоанн, Лев, Любомир, Хотомир, Купергос, Асфир, Сионий и Гавриил Адрианопольские

Предыдущие фрагменты:

Славяне, поселившиеся в VI веке на территории современной Болгарии (в ту пору Дакии, Мезии и Фракии) ассимилировали местное эллинизированное или романизованное население, по преимуществу с фракийскими корнями, и это были христиане. В стране проживало немалое число не подвергшихся языковой ассимиляции романоязычных валахов и аромун, сохранивших христианское исповедание своих предков.

Сопротивление перемене религии шло не от славянского населения страны, а от правящей протоболгарской знати

Из источников VI–VIII столетий ничего неизвестно о кровавых гонениях на местных христиан со стороны язычников-славян и новых завоевателей тюркоязычных болгар, которых в научной литературе принято называть протоболгарами, чтобы отличить их от славяноязычного народа, также усвоившего себе со временем болгарское имя. Отдельные случаи притеснений, дискриминации или даже убийств за исповедание Христа могли и не попасть в анналы, но, если бы гонения приобретали масштабный размах, они бы не могли остаться вне поля зрения византийских историков. Во всяком случае впоследствии сопротивление перемене религии шло не от славянского населения страны, а от правящей протоболгарской знати. Характеризуя религиозную политику болгарских властей до принятия ими христианской веры, В. Гюзелев писал:

«Исторические источники показывают, что в языческой Болгарии существовала относительная религиозная толерантность… Преследования христиан были редким явлением и были связаны, прежде всего, с конфликтными ситуациями с Византийской империей. С правом можно говорить о том, что как славянское, так и часть протоболгарского населения, постепенно приобщались к христианству»[1].

Проповедниками учения Христа в Болгарии стали тогда пленники, выведенные из Адрианополя

Положение христиан изменилось к худшему в правление хана Омуртага. Проповедниками учения Христа в Болгарии стали тогда пленники, выведенные из Адрианополя после его захвата отцом Омуртага Крумом в 813 году. Среди них были и духовные лица во главе с митрополитом Адрианопольским Мануилом, в прошлом ‒ участником VII Вселенского Собора. Мирный договор между Болгарией и империей, заключенный при хане Омуртаге в 815 году, не предусматривал обмена пленниками, и священномученик Мануил вместе со своими перемещенными в Болгарию собратьями епископами Георгием, Петром и Львом, пресвитерами, диаконами и пасомыми ими мирянами остался в этой стране. По словам Продолжателя Феофана,

«…этот удивительный архиерей и его народ хранили на чужбине незыблемой христианскую веру и обратили к истинной Христовой вере многих болгар (этот народ еще не был обращен к благочестию) и повсюду сеяли семена христианского учения, отвращая скифов от варварских заблуждений и приводя их к свету богопознания. По этой причине воспылал на них гневом наследник Крума Мутрагон (так по-гречески называли Омуртага. – В.Ц.) и, когда его попытка заставить их отречься от Христа не увенчалась успехом, предал после долгих пыток святейшего Мануила и многих уличенных вместе с ним мученической смерти»[2].

Гонение на христиан стало самым мрачным пятном в биографии хана Омуртага. По словам Д. Оболенского, он

«…неприкрыто и даже агрессивно проводил антихристианскую политику. Его не могли не беспокоить политические последствия успешного распространения византийского христианства в его владениях»[3].

В синаксаре Константинопольской церкви под 22 января помещено сказание, согласно которому казни христиан совершались в Болгарии в разное время от смерти Крума до 816 года. Священномученику Михаилу отрубили руки и потом его распилили надвое, а его останки были брошены псам. Епископы Георгий и Петр были обезглавлены. Епископу Льву распороли живот, пресвитер Пард был побит камнями, стратилаты Лев и Иоанн, а также Гавриил и Сионий усечены мечами. В сонме болгарских мучеников, чья память совершается 22 января, числится 377 страдальцев за Христа, и, судя по именам, среди них, кроме греков, были славяне (Хотомир, Любомир), протоболгарин Куперг, а также армяне (Артавазд, Вардан) – потомки переселенцев из имперской Армении. Из источников известно, что среди болгарских мучеников были и родственники Василия Македонянина, тогда еще не родившегося, а полвека спустя взошедшего на императорский престол.

Хан Омуртаг повелел, чтобы плененные им христиане под угрозой смертной казни вкушали мясо в Великий пост

В правление Омуртага было также казнено 14 других мучеников, память которых совершается 29 февраля. Об их подвиге известно из «Огласительных посланий» преподобного Феодора Студита, преставившегося в 826 году; следовательно, замучены они были до середины 820-х годов. По словам преподобного Феодора, хан Омуртаг повелел, чтобы плененные им христиане под угрозой смертной казни за неповиновение вкушали мясо в Великий пост.

«Тогда собралось в одно место множество пленников с женами и детьми, и между ними произошел великий плач и рыдание: с одной стороны, они помышляли о том, что, вкусив мяса, преступят закон христианский… а с другой стороны, боялись смерти. В заключение же… они… послушались повеления тирана. Впрочем, из среды их отделились четырнадцать семейств, которые говорили: “не исполним повеления нечестивца и не будем есть мяса во Св. Четыредесятницу”…. Прочие христиане упрашивали их, чтобы они в этой крайности не подвергали себя за такой грех смерти, а лучше бы после очистили оный исповедию и покаянием. Но они совершенно отвергли это, надеясь на Бога и на то, что будут наслаждаться вечными благами… За это доброе исповедание они были обезглавлены и скончались о Господе»[4].

Ненависть Омуртага к христианам была так велика, что он за одно только сочувствие своего старшего сына Енравота к невинным страдальцам лишил его права на наследование престола. Омуртаг, хан сибиги, умер в 831 году. Его преемником стал младший сын хана Маламир. Брат Маламира Звинница, по одним сведениям, умер рано, при жизни отца, а по другим, как и Енравот, внушал Омуртагу опасения, что может склониться на сторону христиан.

Маламир ко времени восшествия на ханский престол был слишком юн, чтобы править самостоятельно, и поэтому государственными делами ведал Исбул, носивший титул кавхана, второго по властным полномочиям после хана правителя болгар, подобного хазарскому беку. В 833 году был казнен за исповедание Христа брат Маламира Енравот, носивший также имя Боян, внесенное в святцы. Испытывая сострадание к жертвам отцовских гонений на христиан, он обратился к брату с просьбой об освобождении из заточения христианского епископа Киннамона, и тот откликнулся на эту просьбу. После освобождения исповедника Енравот стал встречаться и беседовать с ним, и тот убедил его в истине и спасительности учения Христа. Общение завершилось крещением Енравота, или Бояна. Когда об этом стало известно хану и кавхану, от них последовало требование отречься от Христа и вернуться к религии предков. Святой Боян ответил на это требование отказом, и Маламир, вероятно, по подсказке или даже настоянию кавхана Исбула приговорил брата к усечению мечом. Перед казнью мученик предсказал Маламиру скорую смерть. Предсказание сбылось, и хан Маламир умер в юном возрасте в 836 году, не оставив детей, так что престол перешел к его племяннику – сыну Звинницы Пресиану.

В самом начале его правления в расположенной к югу и западу от Болгарского ханства Македонии против власти ромеев восстало славянское племя смолян. Болгары оказали им вооруженную поддержку, в результате возобновилась война болгар против империи. Действуя совместно, восставшие славяне и болгары одержали победу. Империя утратила большую часть Македонии, где обосновались славянские племена драгувитов, берзитов и стримонцев, и юг современной Албании, которые перешли под власть болгарского хана Пресиана. Воспользовавшись войной с империей ромеев, маркграф Остмарки (Восточной марки) Радбод в 838 году вторгся в западные пределы Болгарии и присоединил земли, лежащие по берегам Савы, ранее занятые Омуртагом, к владениям франков.

С именем царя Бориса связано важнейшее событие в истории болгарского народа – его обращение к вере во Христа

В 839 году болгары начали войну с сербами. До тех пор болгары и сербы жили в мире между собой. Возможной причиной войны стала, хотя и почти только номинальная, зависимость Сербии от империи ромеев, с которой болгары враждовали и время от времени вели войны. Нападением на Сербию болгары могли надеяться подорвать позиции империи в центре Балкан. Но сербы под предводительством своего жупана Властимира одержали в этой войне победу, изгнав болгар из своей страны. О возможных территориальных приобретениях Сербии за счет болгарских владений на западе ханства ничего не известно.

Хан сюбиги Пресиан умер в 852 году, оставил престол своему сыну Богорису, или Борису, с именем которого связано важнейшее событие в истории болгарского народа – его обращение к вере во Христа.

[1] Цит. по: Христианизация южных славян // https: revolution.allbest.ru

[2] Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. СПБ, 199. С. 93.

[3] Оболенский Димитрий. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 93.

[4] Феодор Студит, прп. Огласительные поучения и завещание. М., 1872. С. 201‒202.

Смотри также
«Нет светлее и чище подвига такой войны» «Нет светлее и чище подвига такой войны»
Протоиерей Владислав Цыпин
«Нет светлее и чище подвига такой войны» «Нет светлее и чище подвига такой войны»
Русская Православная Церковь и освобождение Болгарии от османского ига
Протоиерей Владислав Цыпин
«И вот раздается голос об угнетении христиан, о мучениях за Церковь, за веру… Поднялись воззвания к пожертвованиям, затем начались добровольцы… Все это потрясло народ».
О правде и толерантности О правде и толерантности
Сергей Перевезенцев
О правде и толерантности О правде и толерантности
Так кто же воевал за освобождение Болгарии в 1877–1878 годах?
Сергей Перевезенцев
Казалось бы, в речи президента Болгарии Р. Радева всё было сказано правильно. «Историческая толерантность» соблюдена, и принцип «множественности истин» не нарушен. Вот только с правдой…
Православие в Болгарии (ВИДЕО) Православие в Болгарии (ВИДЕО)
Фильм митр. Илариона (Алфеева)
Православие в Болгарии (ВИДЕО) Православие в Болгарии (ВИДЕО)
Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
Авторский документальный фильм митрополита Илариона (Алфеева) посвящен современной жизни и истории Православной Церкви Болгарии.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×