Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».
Предыдущие фрагменты:
- Из истории Римской кафедры и папского государства первой половины IX века
- Римская курия во второй половине IX века
- Константинопольский Патриархат в середине X века
- Византийское монашество в X веке
- Константинопольский Патриархат на рубеже X и XI столетий
Алексий Студит поставлен был Патриархом Константинопольским по указанию умирающего Императора Василия Болгаробойцы, которому он в самый день его кончины – 15 декабря 1022 г. – преподнес для поклонения, лобызания и утешения самую драгоценную святыню Студийской обители – главу Иоанна Крестителя. Время и место рождения Патриарха Алексия, преемника святого Евстафия, неизвестно. Он был пострижеником Студийского монастыря, и перед восшествием на Патриарший престол – игуменом этой обители, откуда и пошло его прозвище. Ввиду того, что патриаршество его продолжалось более 20 лет, и до конца жизни он оставался человеком незаурядной энергии, ко времени его поставления на столичную кафедру ему едва ли было более 50 лет.
В своем первосвятительском служении Патриарх Алексий, с одной стороны, преследовал цель поставить возглавляемую им Церковь в положение как можно более независимое во взаимоотношениях с правительством Империи, в том числе и в экономическом отношении, а с другой, – ввиду возросшего влияния Патриархии, он, как мало кто из его предшественников, вовлечен был в решение государственных дел первостепенной важности, прежде всего, касавшихся преемства верховной власти, проявляя при этом, возможно, избыточную гибкость, благодаря чему он занимал Патриарший престол при частой смене правителей Империи, что прежде него удавалось мало кому из Патриархов.
Он вовлечен был в решение государственных дел первостепенной важности, касавшихся преемства верховной власти
Рамки для подобных маневров во взаимоотношениях Патриарха с Императорами составляли незыблемые принципы той модели, которая в свое время, при святом Юстиниане, была официально обозначена как симфония священства и царства.
Ради укрепления государства в правление Константина VIII, слабого по своему характеру, в особенности в сравнении с его братом и предшественником на троне – Василием Болгаробойцей, Алексий в июле 1026 г. инициировал издание синодального определения «Против врагов Православия и Василевса», который грозил противникам Императора, наравне с врагами Церкви, анафемой, в параллель со смертной казнью врагам Церкви и государства, предусмотренной изданной тогда же императорской новеллой.
Вслед за тем, в ноябре 1027 г., Патриарх Алексий издал акт, ограничивавший действие введенного после торжества Православия в 843-м г. института «харистике дореи» – передачи монастырей во временное владение частным лицам, с тем чтобы те позаботились о сохранении, ремонте или восстановлении монастырских строений, что на практике часто оборачивалось злоупотреблением – извлечением лицом, получившими монастырь во владение, части монастырских доходов в свою пользу. Синод эндимуса по предложению Патриарха Алексия ввел должность хартофилакса, на которого возлагался контроль за всеми финансовыми операциями в монастырях, переданных во временное владение частным лицам. Кроме того, масштабы применения института «харистике дореи» были при нем существенно ограничены. В январе 1028 г. было запрещено, в соответствии с 6-м правилом II Вселенского Собора, клирикам и монахам обращаться в светские суды для разрешения споров, имеющих церковный характер.
Когда в преддверии скорой кончины Император Константин позаботился устроить брак старшей дочери Зои с эпархом столицы Романом Аргиром, с тем чтобы тот взошел на императорский престол после него, Патриарх Алексий поддержал этот матримониальный план, для чего нашел приемлемым расторжение брака Романа с его первой супругой, под предлогом ее намерения принять постриг, к чему ее подтолкнули из соображений государственной пользы, и, кроме того, обнаружил, что родство между дочерью Императора Зоей и ее женихом Романом составляет лишь 8-ю степень (молва считала его более близким) и потому препятствием к браку не является. В благодарность за поддержку со стороны Патриарха взошедший на престол Роман III учредил ежегодную выдачу патриаршему храму Святой Софии 80 литр золота (около 25 килограммов).
После смерти Императора Романа Аргира в 1034-м г. возникло подозрение, что она была насильственной. Его разделял и Патриарх Алексий, срочно прибывший к одру скончавшегося Василевса, но его убедили не предавать огласке свое подозрение, а значит, не инициировать расследования обстоятельств кончины Царя. Более того, на следующий день после смерти мужа, до его погребения, Алексий обвенчал Зою с ее любовником Михаилом. Патриархии было тогда пожаловано из казны 100 литр золота (около 30 килограммов).
Всевластный царедворец в правление своего брата Михаила, паракимомен Иоанн Орфанотроф, в свое время принявший монашеский постриг, но соблюдавший из монашеских обетов лишь то, что было неизбежным последствием оскопления, которому он подвергся в детстве, возымел намерение стать Патриархом, а для этого надо было устранить с Первосвятительского престола Алексия Студита. В 1037-м г. он затеял интригу, сколотив группу митрополитов, которые заявили о неканоничности поставления Алексия Патриархом по указанию умирающего Императора Василия. Но в действительности тогда за волеизъявлением Императора последовало соборное избрание синодом эндимуса, и такой порядок поставления Патриархов никоим образом не выбивался из давно сложившейся традиции. Когда митрополиты из числа клевретов Иоанна Орфанотрофа предложили Патриарху добровольно оставить престол, он ответил, что «если его избрание признают незаконным, то пусть низложат и всех митрополитов, поставленных им за 11 лет управления… и анафематствуют трех Императоров, коронованных им на царство. Если Орфанотроф готов пойти на это, не без иронии заметил Патриарх, то и он сам оставит престол»[1]. Нечего и говорить, что такое предложение не могло быть принято. Договориться о добровольном уходе Патриарха Алексия не удалось. Иоанн Орфанотроф убедился в его готовности защищаться и вынужден был отказаться от затеянной им авантюры.
Договориться о добровольном уходе Патриарха Алексия не удалось
Патриарх защищал привилегии Православной Церкви в Империи в противостоянии не только иноверцам-мусульманам, но и инославным общинам. После того как при Василии Болгаробойце Мелитина и ее окрестности были отвоеваны у мусульман, одни местные мусульмане добровольно покинули эту землю, другие же были изгнаны оттуда. Для заселения опустевших городов и сел были приглашены христиане, жившие в той части Сирии, которая оставалась под властью халифа, как православные, так и сиро-яковиты. В Мелитине находился тогда и сиро-яковитский Патриарх Иоанн VIII бар Абдун, который поддерживал добрые отношения с православными Патриархами Антиохии, в первой трети XI века последовательно сменявшими друг друга: Иоанном III, Макарием, Елевферием и Николаем II, который занимал патриарший престол с 1024 по 1030 г. Но из-за догматических расхождений между православными диафизитами и сирояковитскими монофизитами возникали конфликты между двумя христианскими общинами, имели место случаи перехода православных в Сиро-яковитскую церковь, что побудило местного православного епископа Мелитины Иоанна в 1028-м г. подать жалобу на Иоанна бар Абдуна Патриарху Алексию Студиту и Императору Константину VIII, который умер вскоре после этого, не успев принять мер в связи с жалобой. В 1029-м г. со стороны епископа Мелитинского последовало новое обращение к Императору, на этот раз адресованное преемнику Константина Роману Аргиру. Патриарх Алексий поддержал епископа Иоанна в его требовании принять меры, направленные на сохранение привилегий православной общины Мелитины. Император приказал криту (гражданскому арминистратору) Мелитины Иоанну Хрисовергу арестовать Патриарха Иоанна бар Абдуна и несколько сиро-яковитских клириков. Хрисоверг, тяготясь этой своей миссией, посоветовал Иоанну бар Абдуне бежать в пределы халифата, но тот отверг этот совет, после чего был арестован и вместе с шестью сиро-яковитскими епископами и двадцатью монахами препровожден в Константинополь, где они должны были предстать перед судом. Православный Патриарх Антиохии Николай II, вызванный в столицу Алексием Студитом, не прибыл в Константинополь, возможно, в знак протеста против ареста Иоанна бар Абдуны. Патриарх Алексий Студит, прежде чем начался судебный процесс, устроил богословский диспут с лишенными свободы сирояковитскими епископами и монахами, в результате которого, возможно, из желания избежать репрессий, трое епископов присоединились к Православной Церкви, но Патриарх Иоанн бар Абдун, трое других епископов и монахи предстали перед судом и были приговорены к ссылке, Патриарх Иоанн был помещен в православном монастыре на горе Ганос во Фракии, где он и скончался в 1033-м г. на 90-м году жизни.
Настаивая на ограничении прав монофизитов и несториан, проживавших в пределах Империи, в особенности на недопущении прозелитической деятельности с их стороны, на запрете перехода православных подданных Империи в инославные общины, а также и на ограничении гражданских прав «еретиков», в частности, на недопущении их к свидетельствованию перед судом, Патриарх Алексий издавал указы, в которых ссылался на новеллы Юстиниана и на Василики, ограничивавшие права иудеев, применяя эти положения по отношению к еретикам, каковыми он считал монофизитов и несториан[2].
Недолго царствовавший Император Михаил Калафат попытался устранить Патриарха Алексия. Он обвинил его в организации заговора, организовал его низложение, которое тот не признал законным, и сослал в загородный Пиперудский монастырь, но уже через несколько дней после его ссылки в столице вспыхнул мятеж. 19 апреля 1042 г. Патриарх Алексий поспешно возвратился в столицу, вошел в храм Святой Софии, ставший своего рода «штабом восстания»[3], и там венчал на царство вывезенную из монастыря младшую дочь Императора Константина VIII Феодору, чей принудительный постриг он объявил недействительным.
Патриарх Алексий участвовал в решении вопроса о преемстве власти после низложенного Императора Михаила
Патриарх Алексий участвовал в решении вопроса о преемстве власти после низложенного и ослепленного Императора Михаила, когда договорились о совместном правлении двух сестер – Зои и Феодоры, прежнюю вражду между которыми не удалось погасить. И когда она вылилась в повторное принудительное удаление Феодоры в монастырь и вступление Зои в третий брак, на этот раз с Константином Мономахом, Патриарх не стал венчать этот брак, тем не менее 12 июня 1042 он совершил венчание на царство мужа Зои Константина IX.
В 1034-м г. Патриарх Алексий создал в окрестностях Константинополя на берегу Босфора монастырь с храмом, посвященным Успению Божией Матери. Эту обитель стали называть монастырем Кир Алексия. Он сам составил для нее Устав, основой которого послужил Типикон Студийского монастыря, в котором Патриарх в свое время принял постриг. На рубеже 1060–1070-х гг. этот Типикон был переведен на славянский язык для Киево-Печерского монастыря, откуда он был заимствован и другими русскими монастырями, составив основу богослужебного Устава для русских церквей, в которых он употреблялся до начала XV столетия, когда у нас был вместо него введен Иерусалимский Устав преподобного Саввы Освященного. С Русской Церковью Патриарха Алексия связывает и поставление им около 1037 г. ее Предстоятелем Митрополита Феопемпта. Первое летописное упоминание о нем как о Митрополите Киевском относится к 1039 г.
Патриарх Алексий Студит преставился вскоре после бурных событий, в центре которых он оказался, – 20 февраля 1043 г. До наших дней дошли изданные им многочисленные указы, написанные торжественным слогом.