Из истории Римской кафедры и папского государства первой половины IX века

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Предыдущие фрагменты:

Право возлагать императорскую корону было признано за епископами Рима. Именно они, как тогда выражались, «рождали» императоров

Епископы Рима юридически обладали ограниченным суверенитетом, считались вассалами императора, но право возлагать императорскую корону на голову монарха признано было за ними, а значит, именно они, как тогда выражались, «рождали» императоров.

В папском государстве в сложном взаимоотношении действовали три правовых системы: папский суверенитет – в конце VIII века папы усвоили себе титул dominus (государь), тем самым декларируя принадлежность им, помимо церковных полномочий, мирской власти; верховная власть императоров (до коронации Карла Великого она реально, а затем скорее фиктивно принадлежала правителям ромеев); и наконец, унаследованные от древности муниципальные права города Рима, которые были сосредоточены в руках городского патрициата, хотя юридически относились ко всем гражданам Рима: в официальных актах Римский дукат (Ducatus Romanus), позже названный Папской областью, чаще всего именовался Respublica romanorum (республика римлян), или Respublica Romana. Ранее широко употреблявшееся для обозначения папских владений выражение «патримоний святого Петра» со времени приобретения папами ограниченного суверенитета претерпевает семантическое смещение, относясь уже к имущественным правам понтификов: к совокупности принадлежавших Римской кафедре имений, которые располагались как в самом Риме и Римском дукате, так и за его пределами в разных регионах Италии, Сицилии, а также в Далмации и на юге Галлии.

Папа осуществлял свою власть чрез администрацию, или курию. Ключевые позиции в ней занимали

«…семь должностных лиц: primicerius (…аналог будущего государственного секретаря; при наступлении sede vacante он становился во главе управления до выборов нового папы) и secundicerius (помощник государственного секретаря), notariorum, руководивший работой нотариев-секретарей; arcarius (главный казначей…), sacellarius (казначей, производивший выплату жалования войску, раздававший милостыню, распределявший приношения среди клира), protoscriniarius (начальник папской канцелярии; словом scrinium назывался Латеранский архив), primus defensor (или primicerium defensorum; первоначально в обязанности дефензоров входила защита бедных, затем охранение интересов Церкви, а в руках примицерия дефензоров сосредоточилась администрация патримониев) и nomenculator (…его ведению подлежали дела благотворительности). …Помимо этих должностных лиц при папском дворе видную роль играли… vicedominus (гофмейстер), cubicularius (камерарий), vestiarius (ризничий) и библиотекарь»[1].

Лев III, Папа Римский. Мозаика 790-х гг. Лев III, Папа Римский. Мозаика 790-х гг. Все эти должностные лица были клириками и имели сан субдиаконов (иподиаконов). Они являлись ближайшими помощниками папы в осуществлении им potestatis jurisdictionis (правительственной власти), а не potestatis ministerii (богослужебной власти), в рамках которой в границах Рима ближайшими к папе лицами являлись кардиналы-пресвитеры, возглавлявшие 28 главных городских приходов, церкви которых назывались tituli cardinales. В это число не входили храмы, настоятелем которых считался сам папа: кафедральный Латеранский собор святого Иоанна Крестителя, базилики апостола Петра в Ватикане и апостола Павла, Санта-Мария-Маджоре, церковь Иерусалимского креста, но кардиналы обязаны были сослужить папе в этих храмах, помимо настоятельства в своих титулярных приходах. Возглавлял коллегию кардиналов-пресвитеров архипресвитер. В коллегии кардиналов IX столетия не было епископов, зато в нее входили 7 диаконов по числу, восходящему еще к эпохе гонений: церковному делению Рима на 7 округов. Затем это число увеличено было до 18. Глава коллегии кардиналов-диаконов именовался архидиаконом. Помимо служения в своих приходских церквях, кардиналы в диаконской степени были приписаны к храмам, настоятелем которых считался сам папа, и сослужили ему. Голосу кардиналов принадлежало решающее значение при избрании понтифика на вакантное место, но в избирательном конклаве участвовали и субурбикарные епископы, диоцезы которых находились в пригородах Рима, впоследствии также приобретшие звание кардиналов, и сенат «вечного города».

Патримоний апостола Петра состоял из совокупности отдельных патримоний, которыми управляли ректоры, назначенные понтификом из числа диаконов или субдиаконов и подчинявшиеся принадлежавшему римской курии примицерию дефенсоров. Каждый такой патримоний в свою очередь делился на имения – массы, над которыми начальствовали кондукторы, их главная обязанность заключалась в сборе податей. В массе было по несколько хозяйств – фундов, включавших земельный участок и жилища колоннов и сервов (рабов), обрабатывавших поля, виноградники и сады, принадлежавшие патримонию святого Петра. Помимо регулярной администрации, понтифик назначал дефенсоров и респонсалов, на которых возлагалось инспектирование положения дел в папских патримониях.

Стефан короновал Людовика, положив начало установившейся на века традиции помазывать королей франков в Реймсе

Папа Лев III, венчавший императорской короной короля франков Карла Великого, скончался через два года после Карла, 11 июня 816 года. Его преемником был избран диакон Стефан, выходец из римской аристократии. Интронизация Стефана состоялась без предварительной санкции императора Рима Людовика Благочестивого, но, не желая столкнуться с осложнениями во взаимоотношениях с монархом франков, новый папа привел римлян к присяге императору и направил к нему посланцев с извинениями за свое поспешное поставление. Сочтя и это недостаточным для предотвращения возможного конфликта с Людовиком, Стефан сам отправился в путь на север, встретившись с императором в Реймсе. Людовик встретил папу с подобающим почетом, и Стефан короновал его вместо с императрицей Ирменгардой, положив начало установившейся на века традиции помазывать королей франков в Реймсе. Понтификат Стефана продолжался недолго: возвратившись в Рим, он умер 24 января 817 года.

Папа Стефан IV короновал Людовика I эр Пия. Иллюминация, иллюстрирующая рукопись Grandes Chroniques de France. XIV-го века Папа Стефан IV короновал Людовика I эр Пия. Иллюминация, иллюстрирующая рукопись Grandes Chroniques de France. XIV-го века

В самый день его кончины состоялось избрание преемника римским клиром и сенатом, состоявшим из нобилей Рима. Участие народа в избрании папы выражалось чрез аккламацию – одобрение избранного кандидата приветственными возгласами перед вводом его в Латеранский собор, в котором совершались хиротония и интронизация. Преемником Стефана стал Пасхалий. На следующий день после поспешного единогласного избрания он был хиротонисан и интронизован.

«Необычайно быстрое посвящение этого папы, – по словам Ф. Грегоровиуса, – ясно показало, что римское духовенство стремилось обойти все более и более грозившие им притязания императора на право утверждения избранного папы»[2].

Но Пасхалий, подобно своему предшественнику, не стал откладывать обращение к императору с извещением о своем поставлении. Направленный им в Аахен легат привез в Рим благосклонное послание Людовика Благочестивого, в котором тот подтверждал привилегии кафедры апостола Петра. Тогда же в курии была изготовлена подложная грамота от лица императора, которой тот будто бы вручал понтифику власть над Неаполем, Калабрией, Сицилий, Сардинией и Корсикой, хотя в ту пору эти земли находились в составе империи ромеев, а между императорами Нового Рима и Рима в ту пору отношения были мирными.

На Пасху 823 года Пасхалий в храме апостола Петра возложил императорскую корону на голову Лотаря, старшего сына Людовика.

«Римский народ провозгласил его августом. Со времени Карла это был первый император, принявший корону в Риме… Римская курия твердо держалась того принципа, что Рим есть источник имперской власти и что папское помазание безусловно необходимо императору, хотя бы он был уже избран имперским сеймом и коронован»[3].

Римская знать разделилась на две партии: на приверженцев папского правления и сторонников светской императорской власти

Между тем, в самом Риме знать, усвоившая себе наименование populus romanus (римский народ), разделилась на две партии: приверженцев папского правления и сторонников светской императорской власти, с тем чтобы папская курия ограничивалась управлением исключительно церковными делами. Это был своего рода прототип вражды гибеллинов и гвельфов, сотрясавший Италию в позднее средневековье. Соперничество партий выливалось в эксцессы крайней жестокости. После отъезда из Рима Лотаря два приверженца императора, хотя и занимавшие важные должности в курии, Феодор и его сын Лев, были, согласно молве, по приказу папы схвачены в его Латеранском дворце и вначале ослеплены, а затем обезглавлены. Их сторонники направили жалобы Лотарю, и тот направил в Рим посланцев для судебного разбирательства совершенного преступления. Пасхалий в присутствии назначенных императором судей в Латеранском дворце клятвенно отрицал свою прикосновенность к расправе, то есть принес «очистительную присягу» и одновременно посмертно анафематствовал жертв расправы как изменников Римской республики, оправдывая их убийц. Когда Лотарю донесли о происшедшем, он исполнился негодования, вспомнив о своем долге быть защитником своих римских подданных. В разгар этого скандала в 824 году папа умер. Из-за ненависти к нему едва ли не большинства римлян его останки были погребены не в базилике апостола Петра, а в церкви святой Пракседы, построенной самим Пасхалием.

Пасхалий I. Ктиторская мозаика из базилики Санта-Прасседе Пасхалий I. Ктиторская мозаика из базилики Санта-Прасседе Ранее Пасхалий распорядился перенести в эту базилику мощи 2.300 мучеников из римских катакомб, и среди них святой Пракседы, в честь которой был освящен этот трехнефный храм, после позднейших перестроек хорошо сохранивший свой первоначальный вид. Папа привлек в Рим греческих мозаичистов; они украсили несколько церквей «Вечного города», но их шедеврами являются мозаичные композиции апсиды и пресбитерия храма святой Пракседы, и в особенности капеллы святого Зенона, которая из-за своей беспримерной красоты была названа «райским садом».

Новым папой избран был пресвитер храма святой Сабины Евгений, отец которого, римлянин, носил германское имя Боэмунд, что, возможно, говорит о его лангобардском происхождении. Папа известил императора Людовика о своем избрании, а тот, как и после поставления его предшественника Пасхалия, направил в Рим своего сына Лотаря. Римляне встретили его с ликованием в надежде, что император обуздает папское самоуправство и гражданам Рима будет позволено участвовать в городском управлении. В ответ на эти пожелания в ноябре 824 года от лица Лотаря был издан статут, состоявший из 9-ти параграфов. В них очерчены были законодательные, административные и судебные полномочия императора и папы в отношении Рима и Римского дуката.

«Светское управление в Риме и в церковном государстве признавалось принадлежащим и той, и другой власти, императору же принадлежала верховная власть, права высшей судебной инстанции и надзор за светскими распоряжениями папы… Лотарь потребовал, чтобы знатные люди так же, как и простой народ, объявили, на основании какого права каждый из них лично желает быть судим»[4].

Евгений II, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) Евгений II, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) Имелось в виду римское, лангобардское или салическое право. Германский принцип персональности права и в Риме возобладал над свойственным римскому праву территориальным началом, притом что романизованные лангобарды, потомки остготов или заезжие франки в Риме составляли очевидное меньшинство, так что на деле римляне оставались в сфере действия римского права. Статут затрагивал также порядок избрания папы.

С именем Лотаря связан текст присяги, которую приносили римский клир и народ:

«Клянусь всемогущим Богом, этими четырьмя Евангелиями, этим крестом Господа нашего Иисуса Христа и телом апостола Петра, что я отныне пребуду верным нашим властителям и императорам Людовику и Лотарю, по силе моей и разумению, без обмана и лукавства, и не нарушая верности, обещанной мною апостольскому папе; что я не допущу, по силе же моей и разумению, чтобы в этом римском престольном граде избрание папы происходило несогласно с каноном и правом и чтобы избранный с моего согласия не был посвящаем в папы прежде, чем он принесет такую же клятву в присутствии императорского посла и народа, подобно тому, как государь и папа Евгений, по доброй воле, ко благу всех, дал эту клятву письменно»[5].

Григорий IV установил празднование Всех святых 1 ноября, которое впоследствии распространилось на всю Западную церковь

Папа Евгений скончался в августе 827 года. Его преемник Валентин последовал за ним «путем всея земли» чрез 40 дней после своего избрания. Новый папа Григорий IV, из кардиналов и настоятелей храма апостола Марка, посвящен был с соблюдением корректности по отношению к верховной власти – после утверждения императором. Григорий IV установил празднование Всех святых, приуроченное к 1 ноября. Впоследствии это календарное новшество распространилось на всю Западную церковь. В историю этот папа вошел как храмоздатель. При нем у подножия Капитолийского холма была построена базилика апостола Марка, на что он мог быть подвигнут перенесением мощей апостола из Александрии, подвластной мусульманам, в Венецию, в ту пору, правда, хотя и входившую в состав Ромейской империи, но в церковном отношении уже зависевшую от Рима. С именем Григория связано и такое важное для благоустройства Рима и благополучия его жителей предприятие, как восстановление запущенного и полуразрушенного Саббатинского акведука, снабжавшего город водой. Григорий IV скончался 15 января 844 года.

Григорий IV Григорий IV После его смерти в Риме произошло замешательство с избранием преемника. Кардиналы и сановники из городской знати, которых стали тогда в подражание древним называть в официальных актах квиритами, избрали Сергия, настоятеля церкви святых пап Мартина и Сильвестра, а взбунтовавшийся плебс привел в Латеранский дворец диакона Иоанна, который вошел в историю как антипапа. Народное возмущение было подавлено. Хиротония и интронизация Сергия II ввиду вспыхнувших беспорядков состоялись в спешке и потому без предварительной санкции со стороны императора. Лотарь приказал своему сыну королю Италии Людовику идти походом на Рим, чтобы принудить папский дукат к повиновению. В свите короля кроме светских магнатов находились прелаты, и среди них – епископ Меца Дрогон, незаконнорожденный сын Карла Великого. Папа направил для встречи монарха кардиналов и городскую знать, сопровождавших Людовика до ступеней храма апостола Петра, где его ожидал Сергий. После приветствия папа подвел высокого гостя к серебряным дверям базилики, которые оказались запертыми. В ответ на выраженное Людовиком недоумение по этому поводу папа сказал:

«Если ты пришел с добрыми чувствами и чистыми намерениями, ко благу республики, всего города и этой церкви, двери будут открыты тебе; если же нет, то никто из нас не откроет тебе их»[6].

Такое обращение было хорошо продумано. Король не мог ответить иначе, как заверив папу в своих добрых намерениях. Двери храма открылись при пении хора «Benedictus qui venit in nomine Domini» (Блажен грядый во имя Господне). Затем состоялся молебен у раки с мощами апостола Петра, которые почитались величайшей святыней Запада.

Сергий II Сергий II Сергий не позволил войску, которое привел король, войти в городские стены – в древнем Риме легионам запрещалось находиться внутри города за исключением дней, когда праздновался триумф. Папа напомнил об этом правиле, чуждом и едва ли даже доступном милитаризованному правосознанию франков, и все же король уступил папе. Состоялся собор, на котором по требованию короля было проведено исследование каноничности избрания Сергия. К неудовольствию королевской свиты, собор нашел это избрание соответствующим канонам.

15 июня папа помазал Людовика миром и возложил на него королевскую корону. Затем во взаимоотношениях между королем и папой обнажился конфликт. Людовик настаивал, чтобы епископ Рима признал себя его вассалом и принес ему вместе с римлянами присягу на верность как королю Италии. На это требование Сергий ответил решительным отказом:

«Я согласен… чтобы римляне принесли присягу своему государю и великому императору Лотарю, но ни я, ни римские знатные люди не согласимся на такую присягу сыну императора»[7].

Своим единственным государем папа Сергий согласен был признавать императора Рима, но не короля Италии

Это значило, что своим единственным государем папа согласен был признавать императора Рима, но не короля Италии. А императору Лотарю присяга была действительно принесена. Еще одной уступкой со стороны папы стало согласие признать апостолическим викарием в Галлии и Германии епископа Дрогона. Людовик и его войско возвратились на север Италии, в Павию.

«Это был, – по замечанию Ф. Грегоровиуса, – один из тех редких моментов в истории города, когда папа, знать и народ проявляли одну согласную волю, и такое дружное противодействие замыслам короля подняло римское национальное чувство»[8].

Это чувство контрастировало с плюралистичными политическими чувствами и ориентациями этнически разношерстной Италии.

В августе 846 года на Рим обрушилось бедствие. Он был атакован сарацинами, разгромившими папский гарнизон Остии и захватившими Чивитту-Веккию. Противник двигался на Рим и по Тибру, и по сухопутным дорогам с разных сторон. Стены Рима не были взяты приступом, атака мусульман захлебнулась, но за стеной на правом берегу Тибра находился Ватиканский холм с базиликой апостола Петра и примыкавшие к ней кварталы, где пребывали паломники из разных стран христианского Запада. Они подверглись избиениям, а храм святого Петра – катастрофическому разграблению: бронзовый саркофаг с мощами первоверховного апостола был разрублен на части и захвачен грабителями, мощи апостола повержены наземь. Грабежу подверглась и базилика апостола Павла, опустошена была и рака с его мощами.

Бронзовый саркофаг с мощами первоверховного апостола был разрублен сарацинами на части, а мощи повержены наземь

Сарацины собирались поселиться у подножья Ватикана, но столкнулись с сопротивлением со стороны вооружившихся местных жителей, а главное – по призыву папы в Рим прибыло лангобардское войско маркграфа Сполетского Гвидо, которое с марша вступило в бой с не ожидавшими нападения сарацинами, частично рассеявшимися по городу в поисках добычи. В состоявшемся сражении сарацины потерпели поражение и покинули город, бежав от него по разным дорогам, в основном через Кампанию, которую они и в самом бегстве подвергли опустошениям.

Папа Сергий II скончался вскоре после этого бедствия – 27 января 847 года. Его преемником стал кардинал Лев IV, сын римлянина лангобардского происхождения Радоальда.

Ограбление базилик апостолов Петра и Павла и других церквей Рима, разорение римских предместий сарацинами, последовавшее за этим нападением губительное землетрясение и вызванный им грандиозный пожар, превративший в пепел квартал, расположенный в Борго, близ храма святого Петра, побудили Льва IV предпринять чрезвычайные усилия, пойти на значительные расходы ради укрепления города, починки городской стены и сооружения новых стен в Риме. Народ поддержал папу в этом его начинании и жертвовал средства на строительные работы, тем более что распространилось убеждение, что пожар в Борго был остановлен и не охватил храм апостола Петра молитвами папы и знамением креста. Вера в спасительное действие Божией благодати особенно укрепилась после того, как очередная попытка сарацин высадиться в Остии и оттуда напасть на «Вечный город» была сорвана внезапно разразившимся штормом у берега Остии, потопившим суда выходцев из берберской Африки. Выжившие в кораблекрушениях и захваченные в плен мусульмане были привлечены к строительным работам в Риме и его окрестностях. Под присмотром папы Льва починке подверглась окружавшая римский померий стена Аврелиана, укреплены ворота, выстроено 15 новых башен взамен старых, развалившихся или уничтоженных войнами.

Более грандиозным предприятием стало сооружение стены на Ватикане, внутри которой были заключены базилика апостола Петра и примыкавшие к ней иные церковные и жилые здания. Кварталы, окруженные этой стеной, строительство которой продолжалось с 848-го по 852 год, в своей совокупности названы были в честь папы «городом Льва» (Civitas Leonina). На трех воротах «города» были помещены латинские надписи в стихах. Две надписи сохранились. Одна из них гласит:

«Римлянин и франк, вы, лангобардские пилигримы, и все, кто взирает на это сооружение, воспойте его достойной песнью. Его торжественно принес в дар своему народу и городу, на вечное благо, великодушно папа Лев Четвертый. В радостном единении с великим государем Лотарем воздвиг он это сооружение, и далеко несется слава его. Да приведет Всемогущий Бог в небесный град тех, кого связала любовью глубокая преданность. Его имя Civitas Leonina»[9].

Вторая из сохранившихся надписей возносит хвалу «Вечному городу»:

«Рим, глава мира, свет, надежда, золотой Рим, ты – святыня; в этом сооружении папа явил тебя. По имени основателя этому городу было дано название Leonina»[10].

За пределами Рима Лев IV восстановил заброшенную гавань Рима – Порто, поселив в примыкающем к ней городке, оставленном его жителями после сарацинского разорения, выходцев из Корсики. Город окружен был стенами, построенными по указанию папы. Рядом с запустелым и разрушенным городом Центумцеллы папа велел построить новый город, названный Леополем. В южной Этрурии за Тибром были восстановлены три других заброшенных города: Корнето на месте древних Тарквиний, Горто и Америя.

В 850 году в храме апостола Петра папа Лев возложил императорскую корону на голову сына Лотаря короля Италии Людовика, которого раньше его отец удостоил императорского титула. 5 лет спустя Людовик со свитой снова прибыл в Рим, не предупредив об этом визите папу, на этот раз для судебного разбирательства по доносу римского военачальника (magister militum) Даниила на другого magister militum Грациана, который входил в число советников папы. Даниил обвинил его в тайных сношениях с ромеями, которые владели югом Аппенинского полуострова. Поскольку Грациан входил в тесное окружение папы, от него затребованы были объяснения, которые он и направил обоим императорам – Лотарю и Людовику. Папа настаивал на невиновности Грациана, но Людовик не поверил папе и решил устроить суд, на котором в присутствии папы, императора с его свитой и римской знати была доказана невиновность Грациана в предъявленном ему обвинении. Ответственности за клевету подлежал, по приговору суда, Даниил, но император помиловал его. Через несколько дней после этого процесса, принесшего огорчение папе, 17 июля 855 года он скончался.

В средневековье сложилась легенда, что после папы Льва на престол взошла папесса, прозванная Иоанном VIII

В средневековье сложилась или была изобретена легенда, что после него на престол преемников апостола Петра взошел не папа, но папесса, прозванная Иоанном VIII. Когда она возникла – неизвестно, но явно за несколько столетий до того, как была изложена в «Хронике пап и императоров» (Chroniccon pontificum et imperatum), написанной в 1265 году доминиканским монахом Мартином, родом из польского города Троппау. Легенда сложилась в самой Западной церкви. Вопреки распространенным представлениям, в ее зарождении начисто отсутствует элемент межконфессионального соперничества. Иными словами, эта легенда – не выдумка православных или протестантских полемистов, хотя это, конечно, выдумка. Ничтоже сумняшеся доминиканец Мартин сообщает в своей «Хронике»:

«После Льва папой два года, семь месяцев и четыре дня был Иоанн, англичанин, родившийся в Майнце и скончавшийся в Риме, после чего папский престол пустовал в течение месяца. Объявили о том, что сей Иоанн был женщиной, которую еще девицей привез в Афины в мужской одежде некий человек, ее любовник. Она настолько преуспела в различных областях знаний, что не было ей равных в этом. И впоследствии в Риме она преподавала свободные искусства, и среди ее студентов и слушателей оказалось немало великих знатоков. Мнение о ее жизни и преподавании становилось все выше, и ее единодушно избрали папой. Однако, будучи уже папой, она забеременела от своего компаньона. Совершенно не представлявшую точного времени того, когда ей предстоит родить, ее выдали родовые схватки во время процессии от собора святого Петра к Латеранскому собору, в узком проходе между Колизеем и церковью святого Климента. Его святейшество папа всегда поворачивает с этой улицы, и многие считают, что он делает это из отвращения к случившемуся (здесь). И она не внесена в список святейших понтификов, как из-за женского пола, так и из-за рассказа о позорном событии»[11].

Современник Мартина из Троппау Жан де Мейи (тоже доминиканец), живший в Меце и написавший историю этого города, рассказывает о том, что произошло после «родов»:

«Немедленно в соответствии с римским правосудием ее привязали за ноги к хвосту лошади, поволокли, а народ на протяжении половины лиги забрасывал ее камнями. И где она испустила дух, там ее и предали земле»[12].

Мейи при этом датирует этот легендарный скандал 1106 годом.

До XVI века эпизод из истории папства с мнимым понтификатом Иоанны, которую по-другому в разных средневековых источниках упоминают под именем Агнессы, не вызывал сомнения. Характерным свидетельством общепринятости этого сюжета служит выступление Яна Гуса на Констанцском соборе, в котором он упомянул «папессу» и ее «роды» во время крестного хода, и никто из участников собора, осудившего его на смерть, – 22 кардиналов, 49 епископов и 272 богословов, – не оспорил корректности этой его ссылки. Женский бюст был помещен в галерее скульптурных портретов пап в Сиенском соборе. И только по указанию папы Климента VIII этой статуе придали мужские черты и переименовали ее в папу Захарию.

Существуют разные версии происхождения легенды, из которых самой вероятной представляется та, что принадлежит Бертрану Расселу. В «Истории западной философии» он писал, что поводом для возникновения легенды о папессе послужил образ жизни знаменитой Марозии, дочери римского сенатора Феофилакта из рода графов Тускулума, приватизировавших в начале X века папский престол. У Марозии было несколько мужей и множество любовников. Один из них по ее протекции был поставлен папой с именем Сергий III. Их сын стал папой Иоанном XI, а внук в 18 лет был провозглашен папой Иоанном XII. В его понтификат, который приходится на середину X столетия, резиденция понтификов – Латеранский дворец – стала местом оргий, и в историю папства X век вошел как период порнократии. Но в IX веке нравы курии были все же иными, чем столетием позже.

[1] Симонов В.В. Папство в эпоху раннего Средневековья // Общая история Церкви. Т. 1, кн. 2. М., 2017. С. 188.

[2] Грегоровиус Фердинанд. Истрия города Рима в средние века от V до XVI столетия. М., 2008. С. 361.

[3] Там же. С. 364.

[4] Там же. С. 368–369.

[5] Там же. С. 370.

[6] Там же. С. 378.

[7] Там же. С. 378.

[8] Там же. С. 378.

[9] Там же. С. 383.

[10] Там же. С. 385.

[11] Норвич Джон. История папства. М., 2014. С. 86.

[12] Там же. С. 88.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
VII Вселенский Собор VII Вселенский Собор
Прот. Владислав Цыпин
VII Вселенский Собор VII Вселенский Собор
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Собор, созванный в Никее в 787-м г., оказался последним в ряду Соборов, признанных Вселенскими Православной Церковью.
Три Рима: битвы историков за римское наследие Три Рима: битвы историков за римское наследие
Артем Саркисян
Три Рима: битвы историков за римское наследие Три Рима
Битвы историков за римское наследие
Артем Саркисян
Франки «строили» свой «Рим». Ими был придуман миф о Византии как об империи не римлян, а греков, якобы не имевших права на римское наследие. Историками нового времени Рим был дехристианизирован: на это работала и теория «падения Рима» в V веке.
Онтология византинизма Онтология византинизма
Алексей Величко
Онтология византинизма Онтология византинизма
Алексей Величко
Конкретное историческое государство как политический идеал христианской цивилизации – это и есть основа основ византинизма, существо его онтологической природы.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×