Православный календарьПравославный календарь
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.

Юлия Тарасова: «Если тебе что-то дается, то не за твои дела, а по любви»

«Дети.pro плюс» – так называется благотворительный проект поддержки особого детства, всестороннего развития и абилитации детей с тяжелыми множественными нарушениями при московской православной службе помощи «Милосердие». Здесь учитываются способности и потребности каждого конкретного ребенка – с ним работают по заранее составленному индивидуальному плану. Также медицинские специалисты и педагоги консультируют родителей, помогая им лучше понимать своих особенных детей.

Руководитель проекта Юлия Тарасова пришла в сферу помощи детям с инвалидностью в каком-то смысле неожиданно для себя. По первой специальности Юлия – инженер. Позже, уже работая в проекте, она закончила магистратуру в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ) по программе «Психолого-педагогическое сопровождение слепоглухих и лиц с тяжелыми множественными нарушениями». Мы поговорили с Юлией о проекте «Дети.pro плюс», о ее личном пути к Богу и о понимании своего служения.

День Рождения в «Дети.pro плюс» День Рождения в «Дети.pro плюс»

История проекта

– Как появился проект «Дети.pro плюс»?

– Проект был задуман в 2014 году. Мне дали задание: разработать профессиональный проект, который работал бы на базе государственных учреждений. То есть нельзя сказать, что я жила-жила и вдруг решила заниматься «особыми» детьми. Скорее так: я ничего об этом не знала, поэтому согласилась. Вероятно, это Провидение, потому что, если бы знала, как это сложно, может быть, еще бы и подумала (улыбается). Но тогда я решила: «Почему нет?» Мне сказали: «Вот есть организации, у которых это более-менее получается. Поезди, посмотри и сделай нам приблизительно так же или лучше». Я ездила в Питер, где познакомилась с опытом благотворительной организации «Перспективы», ходила в наши московские «флагманские» организации, занимающиеся «особыми» детьми, – Центр лечебной педагогики, «Пространство общения» (где занимаются коммуникацией с неговорящими или ограниченно говорящими детьми). Но у нас вышло что-то свое, ведь у каждого свой опыт и свои условия.

Я ничего не знала об «особых» детях, поэтому и согласилась взяться за проект. Думаю, это Провидение. Если бы знала, может, еще бы и подумала

Я написала этот проект на бумаге: сколько должно быть детей, сколько взрослых, какими компетенциями эти взрослые должны обладать, чтобы подход к каждому ребенку был индивидуальным и максимально продуктивным, сколько на это нужно денег, какие ставки можно оформить на государственной базе и так далее.

Так появился проект «Дети.pro плюс». И за людьми, которые каждый день были «в поле» с детьми, закрепилось название «личный взрослый», потому что мы начали работать с детьми-сиротами. Отправной точкой работы было создание привязанности, так как дети без привязанности не развиваются. Три года назад проект с сиротами, который начинался в 2015 году, стал отдельным направлением работы. Он называется «Сопричастие», у него своя команда. Подопечные – все те же, но уже не дети, а подростки (некоторым около 18 лет).

А сейчас мы работаем в семьях и, наоборот, стараемся, чтобы наш сотрудник, который помогает семье, понимал, что у ребенка есть родители, и не перетягивал на себя их функции. Даже если родитель что-то делает неправильно, он имеет на это право. Так что наши сотрудники, помогающие детям из семей, называются тьюторами.

Юлия Тарасова, руководитель проекта «Дети.pro плюс» Юлия Тарасова, руководитель проекта «Дети.pro плюс»

– А почему такое название?

– Название такое потому, что я пришла из бизнеса очень модной (смеется). Мне хотелось, чтобы название было коротким, точно отражающим смысл и прогрессивным – не каким-то таким милым, как, знаете, бывает: «Лучики» или «Цветик-семицветик». Вообще, я с уважением отношусь к детям, с которыми работаю. У нас в проекте нет концепции «я – такая вся умная, здоровая и прекрасная – сейчас снизойду до тебя и буду тебе помогать, делать тебе добро», нет такой вертикали «добрый взрослый помогает несчастному ребенку и его семье». Наши отношения горизонтальные: вот есть семья, в ней ребенок, и мы равны.

Для меня эти дети – просто дети. Если вы какое-то время с ними побудете, то перестанете обращать внимание на особенности их развития

Для меня эти дети – просто дети. Если вы какое-то время с ними побудете, то перестанете обращать внимание на особенности их развития, а просто начнете видеть поставленные задачи и личные качества каждого – «здесь я канючу, тут мне лень, это не хочу, а вот ради этого я, наоборот, сейчас три раза подтянусь». Наша классическая школа психологии говорит, что «особый» ребенок проходит те же стадии развития, что и обычный, просто медленнее и по-своему.

Так вот, говоря о названии, «Дети» – потому что мы работаем с детьми, «pro» – так как мы понимаем, что у этих детей есть особенности, и чтобы с ними работать, нужны профессиональные компетенции. Ведь есть такая крайность: «Ты болен. Я буду тебя так любить, что все буду за тебя делать!» А у нас за это для сотрудников штрафные санкции. Если вы что-то сделали за ребенка, напротив вашей фамилии будет минус (улыбается). То есть надо ждать, когда ребенок сделает сам. И поэтому тоже «pro» – игра слов: «pro детей».

«Плюс» в названии появился как раз тогда, когда проект с сиротами отделился, а мы стали работать с семьями. Это означает «ребенок плюс семья, плюс ближайшее окружение, плюс большой социум», а также то, что ребенок вырастает, то есть взгляд становится дальше, шире, в перспективу.

Сотрудники

– Какие специалисты у вас в штате?

– Когда мы работали с детьми-сиротами, у нас в штате были психолог, дефектолог, логопед, музыкальный терапевт, физический терапевт и так называемые «личные взрослые», или тьюторы, то есть специалисты, за каждым из которых был закреплен конкретный ребенок, чью жизнь он сопровождал. На аутсорсе у нас были врачи – узкие специалисты запрашивались для консультации конкретного ребенка.

Сейчас у нас в штате психолог и дефектолог, а все остальные сотрудники выполняют трансдисциплинарные функции. «Трансдисицплинарный специалист» – это термин из ранней помощи. Этот специалист совмещает разные области знаний для того, чтобы качественно сопровождать ребенка ежедневно, а если требуется более глубокая оценка какой-то ситуации, он обращается к более узким специалистам.

История про то, как ребенок «растаскивается» по кабинетам, где каждый специалист работает только над чем-то одним, очень далека от тех целей, которые ребенку нужно достичь. Поэтому была выстроена система, в которой есть один ключевой специалист, ведущий ребенка: он знаком с основами дефектологии, физической терапии, безопасного перемещения, психологии, а также способен осмысленно реализовывать программу развития ребенка.

Ольга Хинчук, координатор волонтеров Ольга Хинчук, координатор волонтеров

– А откуда эти специалисты?

– Делаются руками каждый раз, готовых нет. Поначалу мы с главным врачом Марфо-Мариинского медицинского центра Ксенией Коваленок брали людей даже без педагогического образования. В какой-то степени это было оправданно, так как многие логопеды, дефектологи и другие специалисты настолько специальны, что не способны выйти за привычные рамки. Поэтому нам проще было взять людей из других областей, у которых не был замылен взгляд, которые были открыты к восприятию нового и готовы увидеть ребенка таким, какой он есть, без накладывания на него медицинских шаблонов («если ДЦП – это такая-то судьба, а если умственная отсталость – такая-то»).

Отбор специалистов у нас очень серьезный: в последний раз из 50 кандидатов мы выбрали троих

А теперь мы находимся на таком уровне развития, что у нас работают люди с образованием, потому что базовые знания все-таки нужны. Но отбор у нас очень серьезный: в последний раз из 50 кандидатов мы выбрали троих. То есть 50 человек мы пропустили не только через собеседование, но и через пробный день работы «в поле», чтобы понять: из них только трое подходят для работы в нашем концепте. Это люди с профильным образованием, но готовые выходить за классические рамки, сосредоточиться на функциональности: «Я делаю это, чтобы что?»

Семьи

– Сколько у вас сейчас подопечных семей?

– Сейчас – 17. У нас на стационарной базе в сопровождении 10 семей. Сейчас мы будем объявлять новый набор, так как этих детей мы довели до 2-го и 3-го класса школы, соответственно, школа занимает большую часть их времени. Мы уже вынуждены отпустить их в жизнь. И, честно говоря, они к ней адаптированы. Ходят слухи, что я специально отбираю наиболее перспективных детей. Конечно, это не так – просто мы с ними много работали в новом ключе. Но сами слухи появляются из-за того, что наши дети компенсированы и функциональны.

Так что скоро придут новые дошкольники. С детьми желательно работать в утреннее время, когда у них еще есть ресурс. Мы будем работать в двух программах – сопровождение дошкольников и сопровождение первого года школы для адаптации. Когда к нам приходят новые семьи, я рассказываю родителям о проекте и говорю, что потребуется и их участие в нашей программе. Но это не происходит часто, потому что мы, как правило, ведем детей 2, 3, 4 года.

Также у нас 7 семей на выезде. Это программа тьюторского сопровождения на дому. Ровно тот же концепт мы переносим в домашнюю обстановку. То есть ребенок не посещает наш стационар, он даже может посещать регулярный детский сад или школу. И часто в таких семьях нам приходится решать проблему, когда ребенок как раз ничего не посещает. Мы вынуждены выяснять отношения с местными детскими садами, которые не принимают наших подопечных детей.

– Чем отличается работа с детьми из семей от работы с детьми-сиротами?

– Есть расхожее мнение, что с ребенком из семьи проще, чем с ребенком-сиротой. Ведь в семье ребенок не обделен вниманием родных. С одной стороны, это так. Но с другой стороны, как правило, в семье сложный ребенок требует такое количество ресурса, что семья становится просто-таки геройской. Получается, что семье как раз и не хватает определенного объема поддержки. Как помочь ребенку-сироте, гораздо понятнее, чем как помочь семье. У семьи есть жилье, им, возможно, помогают и другие родственники, например бабушка. И тем не менее у семьи возникают такие трудности, что если ей вовремя не помочь, то ребенок рискует в будущем стать сиротой, потому что семья может не выдержать, устать от накапливающихся и нерешаемых проблем и все равно поместить ребенка в стационарное социальное учреждение.

– Как меняется жизнь семьи с «особым» ребенком, когда в ней появляется ваш сотрудник?

– Мы хотим «перехватить» семью, когда у нее еще есть ресурс и желание, когда родители еще не перегорели. Начинать оказывать помощь лучше всего на этом этапе. Там, где еще есть активная мотивация, первое, что меняется с появлением нашего сотрудника, – снижается уровень стресса, уровень невротизации семьи. В первую очередь это касается мамы, потому что теперь у нее перед глазами есть листочек (как правило, он прикреплен на холодильнике), который называется чек-лист, и, глядя на него, она четко понимает, что надо не во все направления сразу бежать, а совершать какие-то действия последовательно. С одной стороны, этот чек-лист регулирует действия и позволяет женщине понять: «Я хорошая мать, я делаю, но делаю посильно и достаточно. Я все сделала по чек-листу и могу позволить себе сесть и выпить кофе». То есть появляется некая стабильность, которая снимает этот гиперневроз, при котором тревога подменяет собой все. А дальше, по мере того как ребенок осваивает что-то новое или мы справляемся с чем-то негативным в структуре дня, стресс еще больше снимается, и появляются силы, чтобы сделать еще что-то. То есть, по сути, у родителей происходит высвобождение ресурса для жизни.

Личное

Юлия Тарасова Юлия Тарасова

– Как получилось, что вы сами стали заниматься с детьми, а не только администрировать проект?

– Мне нужно было разобраться в том, как сделать проект эффективным. Соответственно, пришлось вникать и в специальность – в психологию, в педагогику, в новые подходы, получить не только знания, но и опыт. Область новая – ведь дети с тяжелыми множественными нарушениями развития сравнительно недавно признаны обучаемыми. Поэтому нет такой системы работы с ними, которую можно было бы просто взять и перенести в новый проект.

– Лично вам вообще легко с детьми?

Мне с детьми легко, потому что они еще не обросли какими-то условностями. С ними можно побыть собой

– Легче, чем со взрослыми. В моем детстве моя мама говорила, что я очень люблю детей, хотя сама я думала: «Да нет!» Я вообще не мягкая, не пушистая ни разу (смеется), у меня нет такого: «Ой, ребенок!» и сразу обниматься с ним. Для меня это прежде всего человек, просто небольшой. Мне с детьми легко, потому что они еще не обросли какими-то условностями, они открытые, и мне тоже не нужно соблюдать какие-то условности, так что мы можем вместе плевать на воду, ползать и так далее. Мне это нравится – можно побыть собой. Когда выходишь из этого детского мира во взрослый, все гораздо сложнее.

– Для вас «Дети.pro плюс» – это в первую очередь работа (как заработок) или служение?

– Наверное, в первые три года это было именно служение. Но обратная сторона такого служения – выгорание (во всяком случае, так случилось у меня). Хотя, может быть, это было не до конца служение. Ведь говорят, что если служишь, то не выгораешь, – Господь восполняет твои силы. Возможно, у меня было так, что я как бы служу, но в глубине души жду каких-то благ. В какой-то момент блага не наступают, а ты понимаешь, что очень устал, а что-то, чего хотелось, не реализовалось, не было дано. У меня в этот период были разные кризисы, переосознания. С Богом не надо вести товарно-денежный обмен: «Смотри, как я служу, как пощусь! У Тебя нет шансов не дать мне то, что мне хочется!» Так это не работает. И мне было сложно понять, что если тебе что-то дается, то не за твои дела, а по любви.

В каком-то смысле со своим проектом я прошла эту историю, как с ребенком: если я много-много суечусь и без конца в работе, значит, я вроде как хорошая, но потом вдруг начинаю понимать, что позаботиться о себе – это тоже моя ответственность. Постепенно я стала менять подход. У меня любимая работа, даже, скорее, призвание. Но еще у меня есть ответственность, чтобы я спала, ела, была здорова, отдыхала вовремя, а не когда выносят, и таким образом более продуктивно делала свою работу – то, что считаю важным.

– Какие именно вопросы, связанные с верой, волновали вас в юности?

– Я понимала, что с миром что-то не так, смотрела вокруг и не могла понять, что происходит. У меня было ощущение, что вокруг какой-то хаос, я в нем не ориентируюсь, не понимаю, как он устроен, как себя в это встроить, как найти здесь свое место. И главный мировоззренческий вопрос: есть ли Бог? Если есть Бог, то какой Он? Чего Он ждет? Пусть Он мне объяснит, что вокруг происходит!

Когда моя семья воцерковилась, то были какие-то цитаты из Евангелия, притчи, еще что-то. Я за это цеплялась и пыталась понять что-то. Например, фразу «жена да убоится мужа своего». Я спрашивала: «Почему “да убоится”»? И оказывалось, что люди не копали дальше и не знают, что за этой фразой стоит, забывали другую фразу – о том, как должен муж заботиться о жене. То есть у окружающих знания были поверхностные. А я начинала размышлять, возникали новые вопросы, на которые не было ответов.

И дальше со мной было то, что, наверное, происходит со многими: тебя выбрасывает в этот мир, ты обо что-то бьешься, что-то пытаешься понять… В моем случае чудесным образом, может быть, потому что я очень искренне искала эти ответы, или просто по милости Господь Сам в какой-то момент меня из этого достал. Это не потому, что я очень хорошая (смеется). До сих пор не понимаю, почему это произошло со мной. Но я очень хотела узнать – вот как нищий ищет хлеба. Я себя не обманывала в этих исканиях, видела: «Вот тут и тут неправда». Но, скорее всего, это произошло по любви. И у меня вопросов не осталось никаких, все стало понятно. Говорить об этом мне сложно, это очень личная тема.

Ты понимаешь, что это не красные дорожки, не фанфары, а тесный путь, но по нему надо идти

Дальше еще сложнее, потому что не могу сказать: «Господи, я не знала! Если бы Ты мне открыл, я поступила бы по-другому!» Дело в том, что я знаю, и Он знает, что я знаю (улыбается). Так что это следующий этап, когда ты знаешь, и тебе надо идти по этому пути. И тут ты понимаешь, что это не красные дорожки, не фанфары, а тесный путь. Он становится все теснее, неудобнее, но по нему надо идти. Иногда не идешь, а лежишь…

– Изменился ли ваш круг общения после того, как вы стали заниматься проектом «Дети.pro плюс»?

– Очень изменился. У меня осталась пара друзей юности, осталось несколько друзей с моей прошлой работы, но процентов на 80 и 90 меня теперь окружают другие люди.

– Не возникает ли желания вернуться к прежней деятельности?

– Мне все время было там плохо, некомфортно. Может быть, это происходит с людьми, у которых есть предназначение, но они им не живут. Вот у тебя вроде бы все хорошо, как будто не на что жаловаться, но внутри постоянно что-то немножко поднывает. Мысли о возвращении возникают только потому, что, как я сказала, идти периодически тяжело и страшно. Как некий ментальный якорь («Если что, я инженер, если что, я быстро туда»), это возникает – раньше чаще, теперь реже.

С Юлией Тарасовой
беседовал Игорь Лунев

27 июля 2023 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 211 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена 27 июля 2023, 22:30
Слава Богу, что есть такие люди, и что вы делитесь опытом в этой статье. Читая, во многом узнаю себя, свой путь служения в храме, когда просто лежишь и нет сил идти этим тесным путем. а порой от тебя только желание и решимость нужны. А Сам Господь помогает тебе, и думаешь - неужели получилось, в самом деле - сила Божия в немощи совершается. Благодарю за статью. Божией помощи вам Юля и всем неравнодушным людям.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×