Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему
даруй славу, по милости Твоей и по истине Твоей.
(Пс. 113: 9)
Дёжка, крестьянская дочь
Надежда Васильевна Плевицкая, певица Великую русскую певицу Надежду Васильевну Плевицкую, вышедшую из глубин крестьянской России, талантливую исполнительницу русских народных песен, святой император Николай II назвал «курским соловьем». Своим чарующим голосом она покорила не только Россию, но и Европу, и Америку. Певица жила в эпоху, когда свирепый вихрь революции и Гражданской войны унес жизни десятков миллионов русских людей и еще миллионам искалечил судьбу, в их числе и Надежде Плевицкой.
Будущая звезда русской эстрады Надежда Васильевна (урожденная Винникова) родилась 17 (29) января 1884 года в селе Винниково Курской губернии. Надя, или «Дёжка», как ласково называли ее родные, росла в богобоязненной, трудолюбивой крестьянской семье. Отец, Василий Аврамович Винников, – солдат в отставке, отслуживший Родине верой и правдой 18 лет. Мать, Акулина Фроловна, хотя и неграмотная крестьянка, однако одаренная премудростью свыше, имела глубокую веру. Надя была двенадцатым ребенком, «а осталось нас, – писала впоследствии певица, – пятеро, прочие волею Божьею померли».
Все образование Дёжки – лишь два с половиной класса церковно-приходской школы
Все образование Дёжки – лишь два с половиной класса церковно-приходской школы. В детские годы и годы ранней юности все существо будущей певицы было пронизано благоговением перед красотой церковной службы, умилением при виде благостных монахинь Свято-Троицкого монастыря Курска, куда она ходила с матерью на богомолье. В то время Дёжка не расставалась с мыслью уйти в монастырь.
Сколько Надежда себя помнила, она всегда любила петь. В праздничные дни молодежь собиралась за околицей, где водили хороводы, или, как их называли на курский лад, «карагоды». И всегда в этих хороводах звучал звонкий, чистый голосок Дежки. Видя сильное желание дочери петь в церковном хоре, мать отдала юную четырнадцатилетнюю Надю в курский Свято-Троицкий девичий монастырь, в котором та прожила более двух лет послушницей. Люди, которые слушали ее пение на клиросе, свидетельствовали: «Когда Дёжка запоет, аж пламя свечей дрожит!»
В 16 лет девушка пережила душевный кризис.
«Когда шла в монастырь, желала правды чистой, но почуяла, что совершенной чистоты-правды нет. Душа взбунтовалась и кинулась прочь…» – писала Надежда Васильевна в своих автобиографических записках[1].
Это был чисто юношеский максимализм, а в конце жизни она поняла, что «чистота-правда», Истина – только один Бог, только в надзвездной высоте – нетленная, неизменная жизнь, а «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19), где правит, по словам матери Акулины Фроловны, «лукавый полуденный бес». В тех же записках Надежда свидетельствует, что от Бога она никогда не отрекалась:
«И крепка во мне вера, данная моей безграмотной матерью. Мама, да будет благословенно имя твое! Сокровище, завещанное тобой, я не потеряла и здесь, на чужбине. Оно дает мне силы сносить горечи обид и нужду, дает силы петь».
По праздникам послушницам разрешалось покидать стены монастыря для посещения родных, и в один из таких дней Дёжка случайно попала на пасхальную ярмарку в Курске. Прельстившись стоявшим на площади ярким балаганом, решила стать циркачкой. Надю приняли в труппу, однако мать, разыскав своевольную дочь, увела ее из «постыдного» заведения.
Надежда Плевицкая, звезда первой величины
Обратно в монастырь Дёжка не вернулась, а вместе с теткой Аксиньей поехала на богомолье в Киев, где в то время жила ее замужняя сестра. Страстное желание петь не давало девушке покоя, и в Киеве она поступила хористкой в капеллу А.В. Липкиной. Прошло совсем немного времени, и Дежке доверили выступать с сольным пением. Малограмотная, не знающая нот крестьянская девушка обладала удивительным голосом (меццо-сопрано) и абсолютным слухом, а потому справлялась с самыми сложными партиями. Однажды во время гастролей ей довелось присутствовать на выступлении хора Славянского[2].
Малограмотная крестьянка обладала удивительным голосом и абсолютным слухом, а потому справлялась с самыми сложными партиями
«Слушая его, стала гордиться, что и я русская… Русская песня – простор русских небес, тоска степей, удаль ветра. Русская песня не знает рабства… И нет такого музыканта, который мог бы записать музыку русской души; нет такой бумаги, нотных знаков не хватит. Несметные сокровища там таятся – только ключ знать, чтобы отворить сокровищницу», – размышляла Надежда.
Когда хор Липкиной распался, Надежда Васильевна поступила в польскую балетную труппу Штейна, где познакомилась с балетмейстером Варшавского театра Эдмундом Плевицким, который сделал ей предложение. С благословения матери девятнадцатилетняя Надежда повенчалась с Плевицким. Так фамилия ее первого мужа впоследствии навсегда войдет в историю русской и мировой культуры.
В лице Эдмунда молодая супруга обрела не только спутника жизни, но и верного друга и помощника: он обучал ее азам хореографии и секретам сценического мастерства. В течение пяти лет молодая пара выступала в популярном хоре Манкевича (по другим данным – Минкевича). Однажды этот музыкальный коллектив прибыл в Москву на гастроли, где Плевицкую пригласили петь в легендарном ресторане «Яръ». Там Надежда снискала славу блистательной исполнительницы русских песен и городских романсов.
1909 год. Надежда Плевицкая на сцене Киевского театра с мужем Эдмундом Плевицким, солистом Варшавского балета. Фото: https://dzen.ru/a/ZJ8XnAgB8EUG435g С самого начала своей сольной карьеры Плевицкая включала в свой репертуар популярные народные песни: «Лучинушка», «Есть на Волге утес», «Калинка», «Помню, я еще молодушкой была», «Ухарь-купец», «Во пиру была», «Ой, сад, ты мой сад», «Всю-то я вселенную проехал», «По диким степям Забайкалья», «Среди долины ровныя», «Из-за острова на стрежень», «Хаз-Булат удалой», «Славное море – священный Байкал», «Раскинулось море широко» и др. Эти песни лились из самого сердца певицы и рождали живой отклик в сердцах слушателей.
Блестящая карьера Плевицкой началась в 1909 году, когда на Нижегородской ярмарке в ресторане Наумова ее случайно услышал великий русский тенор Леонид Собинов. Он оценил яркий талант певицы, чей голос выражал всю глубину русской души, и пригласил ее выступить в местном оперном театре на благотворительном концерте, на котором певица имела грандиозный успех. Затем при содействии Собинова она дала концерт в Большом зале Московской консерватории, где ее с восторгом принял цвет московской интеллигенции. Собинов посоветовал Надежде Васильевне сменить кафешантан на концертную эстраду; именно благодаря маэстро началось восхождение Надежды на олимп славы. В это же время она подружилась с Ф.И. Шаляпиным, который, прослушав ее репертуар, пришел в восторг. «Помогай тебе Бог, родная Надюша, пой свои песни, что от земли принесла!» – сказал растроганный Шаляпин молодой певице. Плевицкая до последних дней хранила подаренный ей портрет с дарственной надписью: «Моему родному Жаворонку, Надежде Васильевне Плевицкой, сердечно любящий ее Федор Шаляпин». С.В. Рахманинов, И.А.Бунин, А.И. Куприн, С.Есенин, А.М. Ремизов, К.Д. Бальмонт, К.С. Станиславский, В.И. Качалов, И.М. Москвин входили в число ее поклонников. Ее портреты писали Константин Коровин, Филипп Малявин; скульптор Сергей Коненков изваял из мрамора ее бюст.
«Государю и Государыне я пела много и охотно»
В том же 1909 году Надежду Васильевну пригласили дать концерт перед императорской семьей в Царском Селе.
«Мне говорили, что вы никогда не учились петь. И не учитесь. Оставайтесь такою, какая вы есть», – сказал император
«И вот распахнулась дверь, и я оказалась перед Государем. Я поклонилась низко и посмотрела Ему в лицо и встретила тихий свет лучистых глаз… Он слушал меня, и я видела в царских глазах свет печальный. Когда Государя уже провожали, он ступил ко мне и крепко и просто пожал мою руку: “Спасибо вам, Надежда Васильевна. Я слушал вас сегодня с большим удовольствием. Мне говорили, что вы никогда не учились петь. И не учитесь. Оставайтесь такою, какая вы есть. Я много слышал ученых соловьев, но они пели для уха, а вы поете для сердца. Самая простая песня в вашей передаче становится значительной и проникает вот сюда”. Государь слегка улыбнулся и прижал руку к сердцу».
По рассказам очевидцев, император, слушая Плевицкую, низко опускал голову и плакал, когда она пела про горькую русскую долю, про смерть раненого солдата («Умер бедняга в больнице военной…»), про похороны крестьянки («Тихо тащится лошадка…»).
«Государю и Государыне я пела много и охотно. И в Москве, и в Питере, и в Ливадии… После исполнения “Ямщика” он сказал генерал-лейтенанту Мосолову: “От этой песни у меня сдавило грудь”».
На одном из концертов в антракте царь подошел и тепло пожал ей руку:
«Не волнуйтесь, Надежда Васильевна. Вы всем очень понравились. А все-таки печальные ваши песни мне больше по душе… Я помню ваши песни и напеваю их. А княжна Ольга на рояле подбирает ваши напевы… Они такие родные, такие русские. Спасибо вам!»
Но однажды царь заметил по поводу ее роскошного наряда, украшенного крупными бриллиантами, которые не гармонировали с ее репертуаром:
«Ей следовало бы одеваться поскромнее».
Для императора встречи с Плевицкой были своего рода шагом к народу, к человеку от земли.
«Он рукоплескал первый и горячо, и последний хлопок был всегда его… Государь был слушатель внимательный и чуткий. Выбор песен был предоставлен мне, и я пела то, что было мне по душе».
Царская семья любила эту талантливую народную певицу. Императрица Александра Федоровна за вдохновенное пение подарила Плевицкой брошь с бриллиантами.
Всероссийская слава и связь с офицером Шангиным
После концертов перед царем Плевицкая стала любимицей высшего общества Российской империи: она была принята в великосветских салонах, аристократы рукоплескали курской крестьянке. Со всех сторон последовали лестные предложения в отношении гастролей. Артистка заключила удачный контракт на 40 концертов-гастролей по всей империи. Если в ранней юности Дёжка мечтала о новых лаптях, то теперь гастрольные поездки по стране она совершала в собственном комфортабельном вагоне. Слава звезды русской эстрады была огромной. В 1910–1912 гг. 27-летняя Плевицкая давала концерты в самых престижных столичных концертных залах России, где зрители аплодировали ей стоя. Газеты называли ее «солнце России», «народная печальница», «певица народной удали и народного горя». Музыкальные критики, пытаясь разгадать феномен Плевицкой, считали: успех певицы объясняется тем, что ее творчество было «насквозь проникнуто тем русским народным духом, который одинаково заставляет биться сердце барина и мужика, миллионера-купца и задавленного нуждой рабочего». Однако каждый концерт сопровождался нервным напряжением певицы: Надежда теряла в весе, а однажды от перенапряжения у нее горлом хлынула кровь: лопнул сосуд.
Она была принята в великосветских салонах, аристократы рукоплескали курской крестьянке
В 1913 году на одном из званых вечеров во дворце Надежда познакомилась с поручиком лейб-гвардии Кирасирского полка Владимиром Шангиным, которым увлеклась не на шутку. Это была сильная страсть и со стороны Шангина, который стал фактически ее вторым «мужем», хотя и невенчанным: Плевицкий долго не давал жене развода. Опьяненная славою и роскошью, Надежда уже не выступала перед простыми зрителями (билеты на ее концерты были не по карману простому люду), а развлекала пением богатую публику, которая воспринимала ее как «экзотику». Успех у многочисленных поклонников, среди которых были титулованные особы, вскружил певице голову, она охладела к Плевицкому и без сожаления рассталась с ним. Эдмунд сильно переживал уход любимой жены. Однако до конца жизни Надежда сохраняла с ним дружеские отношения.
Со временем гастроли начали приносить певице баснословные гонорары. В 1911 году артистка приобрела роскошные квартиры в Москве и Петербурге, купила большой участок земли возле родного села Винниково, включая Мороскин лес, где в детстве плела с подругами венки на Троицын день. Там она отстроила дом-терем, в котором любила отдыхать летом. Доходы позволили ей заняться благотворительностью. Местной церкви Надежда подарила новый колокол. Когда в 1914 году в селе произошел крупный пожар, то полученные от благотворительных концертов деньги певица отправила односельчанам, чтобы они смогли заново отстроить сгоревшие дома. Плевицкая содержала церковно-приходскую школу в родном селе и дарила книги в ее библиотеку.
В 1910 году появились граммофонные пластинки с ее удивительным голосом; всего было сделано 120 записей. Надежда Васильевна проявила себя и как талантливая актриса немого кино. Владимир Гардин снял два художественных фильма: «Крик жизни» и «Власть тьмы» с Плевицкой в главной роли. К сожалению, эти фильмы не сохранились.
Плевицкая отправилась на фронт, где вступила в Николаевскую общину и стала сестрой милосердия
Так и продолжала бы купаться в лучах славы выдающаяся русская певица Надежда Плевицкая, если бы не началась Первая мировая война. Вслед за Владимиром Шангиным, своим «женихом», как она его называла, Плевицкая отправилась на фронт, где вступила в Николаевскую общину и стала сестрой милосердия в полевом лазарете в Ковно (ныне Каунас). Давала концерты в пользу Красного Креста и для раненых бойцов. «Часто мои песни требовались как лекарство!» – признавалась Надежда. «Сплю на соломе, в душной хате, на полу, не раздеваясь», – писала она в одном из писем. Приходилось ей бывать и на передовой. За спасение жизни раненых она была награждена боевым орденом Святой Анны. 15 января 1915 года Владимир Шангин пал в бою смертью храбрых. Певица тяжело переживала потерю возлюбленного, а вскоре она узнала о смерти горячо любимой матери и в состоянии сильного нервного расстройства уехала в Петербург. В течение нескольких месяцев восстанавливала здоровье, лечась у психотерапевтов. В 1916 году стала давать концерты в пользу семей погибших воинов.
«Лукава ты, жизнь, бес полуденный!»
1917 год застал Плевицкую в Винниково. Попав в водоворот гражданской войны, Плевицкая растерялась, не зная, чью сторону принять. Красные были близки ей по социальному – крестьянскому – происхождению, но они убили царя, которого она почитала. Певица не любила вспоминать то тяжелое время, когда металась между красными и белыми, часто повторяя: «Лукава ты, жизнь, бес полуденный!»
Документально зафиксировано, что в ноябре 1917 года состоялось венчание Надежды Плевицкой и поручика Юрия Левицкого, о чем свидетельствует запись в церковно-приходской книге села Винниково (Государственный архив Курской области). Зимой 1918 года супруги переехали из Винниково в Курск, который оказался в руках большевиков, и Левицкий был мобилизован в Красную армию. Весной и летом того же года и в следующем, 1919-м, году Плевицкая разъезжала с концертами для бойцов Красной армии, а большевистские газеты называли ее «рабоче-крестьянской певицей». Сама Надежда свидетельствовала:
«Я с одинаковым чувством могу спеть и “Боже, царя храни”, и “Смело мы в бой пойдем” в зависимости от аудитории».
Пока красный командир Левицкий воевал, его супруга во время гастролей в Одессе пережила бурный и скоротечный роман (с мая по август 1919 г.) с сотрудником Одесской ЧК Шульгой. Эту совершенно непонятную связь Плевицкой с бывшим матросом можно объяснить тем, что она, возможно, видела в нем сильного покровителя в охваченной ужасом и залитой кровью Одессе. Во время гастролей в сентябре 1919 года она попала в плен к белым вместе со своим мужем Левицким. От расстрела ее спас участник Белого движения, командир конной разведки Корниловской дивизии Николай Владимирович Скоблин, ставший впоследствии ее последним мужем. Дальнейшая же судьба Юрия Левицкого осталась неизвестной.
Парижанка, жена генерал-майора Скоблина
С мужем Николаем Скоблиным Николай Скоблин был самым молодым генерал-майором Белой армии: ему было тогда всего 27 лет, и он был моложе Надежды на 9 лет. Вместе с ним Надежда Васильевна оказалась в Крыму и в августе 1920 года гастролировала и пела для белогвардейцев, а оттуда с остатками Белой армии в ноябре 1920 года покинула Россию. Надежда Плевицкая и Скоблин разместились в лагере для перемещенных лиц на Галлиполийском полуострове Турции. Вывезенная из Крыма П.Н. Врангелем 14-тысячная русская армия и беженцы были выброшены на голые берега, голодали и замерзали в палатках, шатрах и землянках. В суровой ситуации солдаты и офицеры радовались песням Надежды Васильевны, напоминавшим им о покинутой Родине. Белоэмигрант Дмитрий Мейснер вспоминал:
«В счастливые для нас минуты мы заслушивались песнями Надежды Плевицкой, щедро раздававшей тогда окружающим ее молодым воинам блестки своего несравненного таланта…».
В июне 1921 года Скоблин и Плевицкая повенчались в Галлиполи. В августе того же года супруги перебрались в Болгарию, затем жили в Германии, Франции и Югославии.
В Париже Надежда выступала перед соотечественниками, испытывавшими ностальгию по Родине, и стала душой белой эмиграции
В Париже Надежда выступала перед соотечественниками, испытывавшими ностальгию, и пользовалась у них неизменным успехом, став душой белой эмиграции. Французские эмигрантские газеты писали о подлинной «плевицкомании». В 1922–1923 гг. гастролировала в странах Европы, где впервые исполнила песню «Замело тебя снегом, Россия», слушая которую многие плакали. Весь 1926 год великая певица давала концерты в США, завоевав всемирное признание. В Нью-Йорке встретилась со своими друзьями: Ф.И. Шаляпиным, С.В. Рахманиновым, скульптором С.Т. Коненковым. Во время поездки в США Надежда Васильевна записала с Сергеем Рахманиновым курскую хороводную песню «Белилицы, румяны вы мои». В Нью-Йорке передала в посольство СССР деньги для детей-беспризорников. «Эта моя милостыня гибнущим детям, наверное, записана у Господа!» – писала она. В эмигрантском обществе разразился скандал: Плевицкая дружит с большевиками. «Я артистка и пою для всех. Я – вне политики», – заявила она журналистам:
«Мои песни, мой талант были для всех. Не делила людей ни на партии, ни на расы, ибо песни все слушают, все любят! Если приходилось делить людей, то делила только на хороших и плохих…».
В 1930 году в предместье Парижа супруги купили в рассрочку двухэтажный дом, возле которого Надежда посадила три березки в память о любимой Родине. На пожертвования Плевицкой и ее супруга здесь была построена небольшая церковь во имя Живоначальной Троицы; сама же Надежда Васильевна стала попечительницей этого храма, в котором по праздникам пела на клиросе.
Грезы о возвращении в СССР
Привыкнуть к жизни вне России Плевицкая так и не смогла. К тому же незнание иностранных языков осложняло ее жизнь за границей. Русским эмигрантам она несколько приелась, а европейцы были равнодушны к русским песням. Надежда привыкла к роскоши, а прежних гонораров уже не было. Тоска по Родине и денежные затруднения заставляли певицу все чаще думать о возвращении туда, где прошли ее детство и юность, где она имела славу и почет в зрелые годы, где были родные могилы. Наконец, у Надежды Васильевны созрело решение любой ценой вернуться в Россию, и в 1930 году супруги подали прошение в ЦИК СССР с просьбой об амнистии и даровании им гражданства.
Это был поворотный момент в их судьбе. Дело в том, что генерал-майор Николай Скоблин входил в руководство Российского Общевойскового Союза (РОВС) – самой крупной организации эмигрантов-белогвардейцев, созданной в 1924 году Врангелем. Руководителем РОВС был в 1930-е годы генерал Е.К. Миллер, а Скоблин с 1928 года являлся его заместителем в Париже. За руководителями белогвардейского движения зорко следила Москва, опасаясь, что в случае войны с Гитлером 20-тысячная Добровольческая армия перейдет на сторону немцев.
«Фермер» и «Фермерша», работа на ОГПУ
2 сентября 1930 года Петр Ковальский, служивший раньше со Скоблиным в одном полку, приехал из Москвы в Париж с целью завербовать певицу и ее мужа. Он зачитал им «Постановление ЦК Исполкома Комитета СССР» о персональной амнистии и восстановлении в гражданских правах Скоблина и Плевицкой, а также пообещал супругам блестящие перспективы по возвращении на родину: Плевицкой – гастроли по стране, а Скоблину – работу в Генеральном штабе РККА. Пообещал и денежное вознаграждение за их работу. Супруги согласились сотрудничать с иностранным отделом ОГПУ[3], получив псевдонимы «Фермер» и «Фермерша». В течение семи лет они доставляли информацию о замыслах руководства РОВС и настроениях в эмигрантской среде. В результате их деятельности были обезврежены 17 диверсантов на территории СССР, разгромлены 11 конспиративных квартир в Москве, Ленинграде и Закавказье.
В 1937 году Николай Скоблин получил задание похитить главу РОВСа – белого генерала Е.К. Миллера. Операция прошла успешно: при помощи Скоблина, коварно заманившего Миллера в ловушку, тот был вывезен агентами НКВД из Парижа в Москву. Но на Лубянке сотрудникам спецслужб не удалось склонить генерала на свою сторону, и пожилого Миллера после двухлетних пыток расстреляли. В день похищения Миллера Скоблин был разоблачен, однако советской разведке удалось в срочном порядке вывезти его из Франции в Испанию, где он погиб при невыясненных обстоятельствах.
25 сентября 1937 года Надежда Плевицкая была арестована французской полицией и помещена в тюрьму. Друзья и недавние поклонники отвернулись от своего недавнего кумира, считая Надежду Васильевну предательницей. В отчаянии узница пишет в тюремном дневнике:
«Где же они (друзья)? Все оставили? Как же жить? О, слякоть человеческая! Что ждать от вас? Не было случая, чтобы люди были на стороне слабого, лишь бы зло сорвать, дать волю ненависти, забывая, что Тот, Кому мы молимся, распят был. А уж не Он ли был праведен? Грязнили Царя, Царицу, их девочек грязнили, а ведь ползали как черви у царского престола! Какая бесстыдная, подлая толпа!»[4]
7 дней длился прогремевший на весь мир судебный процесс, связанный с похищением генерала Миллера. На суде Надежда Васильевна держалась мужественно и отвергала все обвинения. В отличие от мужа, она непосредственно не участвовала в похищении генерала. Однако на суде было доказано, что в день исчезновения Миллера она помогала мужу создать ему алиби. Было также доказано, что она живет не по средствам: ее расходы в 10 раз превышали полученные ею гонорары, и судьи решили, что источник доходов – плата за шпионскую деятельность, хотя прямых доказательств этого факта не было.
Суд и смерть
Надежда Плевицкая в суде 14 декабря 1937 года Надежда Плевицкая была осуждена французским судом на 20 лет каторжной тюрьмы как соучастница в похищении генерала Миллера. В заключении певица оказалась в обществе убийц, воровок и женщин легкого поведения. Несмотря на пеструю толпу сокамерниц, она испытала чувство одиночества, так как не владела французским языком. Певица поняла, что значительную часть жизни прожила в водовороте житейской суеты, мало времени уделяя молитве Всевышнему. Осознав всю бездну своего человеческого бессилия, Плевицкая стала усердно молиться в тюремной церкви. Во время молитвы иногда падала в обморок перед Распятием на холодные церковные плиты, и тогда надзирательницам приходилось ее поднимать. Через какое-то время у нее развилась гангрена, которая привела к ампутации ноги, и узница передвигалась на костылях. По ее просьбе к ней допускали православного священника для исповеди и Причастия. Незадолго до смерти Надежда Васильевна покаялась на исповеди, что действительно работала на советскую разведку. Есть основания полагать, что исповедь была записана французской контрразведкой с помощью скрытых микрофонов.
Летом 1940 года немцы оккупировали Францию, а 5 октября 1940 года Надежда Плевицкая в 56 лет неожиданно скончалась в камере французской тюрьмы в Ренне (Бретань). Скончалась в забвении и нищете. Ее смерть окутана тайной, так как агентурные дела «Фермера» и «Фермерши» до сих пор находятся в закрытых спецхранилищах. По одной из версий, ее отравили в тюремной камере агенты советского ЧК. По другой, ее убрали люди из окружения генерала Миллера. Согласно третьей версии, к ее смерти приложили руку фашисты, узнав, что она – русская шпионка. Все три версии смерти Плевицкой говорят об одном: и зарубежная русская, и советская, и немецкая разведки желали от нее избавиться – она слишком много знала. Спустя некоторое время после похорон Плевицкой немцы эксгумировали труп и провели обследование, а после этого перезахоронили ее тело в общей могиле. Для чего была произведена эксгумация, неизвестно.
In memoriam
В наши дни, особенно в последние два десятилетия, имя Надежды Плевицкой выходит из забвения. Она была первой, кто исполнил на нашей эстраде русские народные песни. Стало известно, что она собрала, записала и исполнила две тысячи русских песен, оказав влияние на Л.А. Русланову, К. И. Шульженко, А.И. Стрельченко, Людмилу Зыкину. Романсы из репертуара Плевицкой до сих пор исполняют Надежда Крыгина, Евгения Смольянинова и Надежда Бабкина.
Она была первой, кто исполнил на нашей эстраде русские народные песни
В 1996 году учеными РАН была открыта малая планета, которую назвали в ее честь – «Плевицкая». В 1995 году в Курске прошел первый фестиваль народной песни имени Надежды Плевицкой, который с тех пор стал традиционным. Сегодня в центре села Винниково возвышается памятник Надежде Васильевне (скульптор – Вячеслав Клыков). Есть в этом селе и музей Надежды Плевицкой, который организовали своей легендарной землячке односельчане. В 2011 году одна из улиц Курска названа проспектом Надежды Плевицкой. В 2014 году в Курске перед зданием филармонии открыт памятник русской певице. Дёжка-Надежда вернулась в родную Россию.
***
Памятник Н. Плевицкой в с. Винниково Курской обл. В бурной жизни этой замечательной певицы были головокружительные взлеты и падения. Увы, было и множество ошибок. Решившись в молодости посвятить свой замечательный талант Богу в курском женском монастыре, Надежда сбежала из обители в балаган. Щедро одаривала деньгами нуждающихся – но и сама прикипела к деньгам и высокому достатку. На пике славы изменила скромному мужу и бросила его. Искренне почитая благочестивого Государя и его семью, разъезжала с концертами перед его ненавистниками, не видя проблемы в том, что именно петь: «Боже, Царя храни» или «Интернационал». Будучи верующей христианкой и ктитором нескольких храмов, неоднократно преступала заповедь «не прелюбодействуй», вступая в любовные связи, в том числе с работником зловещей Одесской Чрезвычайной комиссии.
Привыкнув к славе, почитанию, деньгам и огромному достатку, в эмиграции согласилась стать агентом ОГПУ/НКВД – и это всячески подчеркивая на словах свою аполитичность! В статусе агента содействовала похищению и последующей казни друга семьи – генерала Евгения Миллера.
Да, все это было в жизни Надежды Плевицкой, наделенной от Бога уникальным талантом, достойно понести который в эпоху перемен у нее, вообще говоря, не получилось. Но было в конце ее жизни и главное – искреннее покаяние, когда, находясь во французской тюрьме, Надежда ежедневно, в течение трех последних лет своей жизни, горячо молилась и каялась в своих грехах. Незадолго до смерти исповедовалась и причастилась. И в мир иной отошла с молитвой на устах как истинная христианка.
Суд же над рабой Божией Надеждой оставим милостивому Сердцеведцу Богу!