Икона преподобного Харитона Кудинского Через сто лет после смерти Александра Невского Литва усилилась настолько, что смогла занять ряд русских городов и земель. В 1362 году был захвачен Торопец, вошедший в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ)[1].
К середине XIV века ВКЛ стало крупнейшим государством Восточной Европы. Его ядром были земли сегодняшней Белоруссии, а в состав вошла большая часть Украины (включая Киев), отдельные районы Молдавии, Польши, Латвии и почти все западные области России: Смоленская, Брянская, Курская, Белгородская, отдельные районы Псковской, Тверской и Новгородской областей. Зависимость признавали отдельные районы Калужской и Орловской областей.
Сегодня многие очень удивляются, когда узнают, что северо-восточная граница Великого княжества Литовского проходила всего в ста километрах от Москвы, примерно по границе сегодняшней Московской области![2]
Влияние правителей Литвы на историю Руси было так велико, что Гедемин, Ольгерд и Витовт оказались на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде. И неспроста: 90% земель ВКЛ были русскими, а население – православным. Западные источники так и называли страну «Русь Литовская»[3]. Это государство имело все шансы завершить «собирание русских земель».
В Великом княжестве Литовском часто видят альтернативный путь развития Руси. Вильнюс мог занять место Москвы
В этот момент истории в Великом княжестве Литовском часто видят альтернативный путь развития Руси. Вильнюс мог занять место Москвы. Почему же этого не произошло, а государство ВКЛ так и не стало для русских своим?
«Русская партия» (состоявшая из православной знати и духовенства) в верхушке ВКЛ поначалу имела очень серьезное влияние и ратовала за более тесный союз с Москвой. После победы Дмитрия Донского на Куликовом поле эта партия перешла в наступление, добившись в 1384 году подписания двух предварительных союзных договоров между Московским и Литовским Великими княжествами. Договоры предусматривали династический брак литовского правителя Ягайло и дочери Дмитрия Донского — Софьи, признание литовскими князьями старшинства Дмитрия и крещение Литвы по православному обряду[4]. Случись это, Литовская Русь обрусела бы окончательно!
Два единокровных брата Ягайло (Андрей и Дмитрий) уже сражались за Дмитрия Донского и были ветеранами Куликовской битвы[5]. Орда и тевтонцы оставались общими противниками.
Интересный факт: среди подручных Андрея (старшего брата Ягайло), перешедших на московскую службу, был «некий Гланда-Камбила Дивонович, получивший после крещения имя Иван, а прозвище Кобыла (видимо, от сходства этого слова с Камбилой). С него-то и начался известный каждому из нас боярский род Романовых»[6]. Через два века Романовы окажутся на русском престоле.
Город Торопец, Тверская область
К сожалению, «Московско-литовский союз так и остался нереализованным в силу ряда обстоятельств и целенаправленных действий соседних держав по его подрыву»[7]. Главной причиной стал «свободный» Польский престол, на котором оказалась молоденькая королева Ядвига. Для нее польские феодалы подыскивали подходящего супруга. В 1385 году была подписана Кревская уния, кинувшая ВКЛ на четыре века в объятия Польши (и католического мира), а Ягайло – в объятия молодой жены. В следующем году он стал польским королем[8].
Последовавшие унии окончательно подчинили ВКЛ культурному и политическому влиянию Польши. ВКЛ уступила Польше 2/3 своей территории (фактически территорию будущей Украины, а на оставшихся под влиянием Литвы землях позже возникнет Белоруссия). С этого момента живое тело русского народа делится границами на три части. Интересно, что северная граница отданных Польше земель точно совпадает с сегодняшней белорусско-украинской границей. Православное большинство ВКЛ в новом государстве оказалось утесняемым меньшинством, подвергшимся жесткой ассимиляции.
Часть историков именно в выборе Ягайло видят точку невозврата.
Интересно, что северная граница отданных Польше земель точно совпадает с сегодняшней белорусско-украинской границей
«Это событие и стало концом Руси литовской, от нее сразу же отделяются Тверское и Смоленское княжества, а позже и другие территории, исповедавшие православную религию»[9].
Москва завершит «собирание русских земель», но на это потребуется 400 лет непрекращающихся войн и пограничных конфликтов. Большую часть этого времени Торопец будет находиться на огненном порубежье.
Противостояние было не только военным, но и духовным. Именно в это время по границам русского православного мира станут духовные твердыни-монастыри: Соловецкий, Псково-Печерский, Пафнутьево-Боровский, Оптина пустынь… Появится монастырь и на Торопецкой земле. Его возникновение будет связано с именем преподобного Харитона Кудинского.
Сторожевая башня – символ Торопца Хотя сведения о житии святого весьма скудные, мы можем отметить тот факт, что преподобный Харитон жил в эпоху расцвета русского монашества и был современником таких великих подвижников, как архиепископ Геннадий Новгородский, Корнилий Комельский, Нил Столобенский, Александр Свирский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий…
Удивительные рассказы о жизни святых угодников передавались из уст в уста, уходили в народ, и их пример воодушевлял.
Наставником Харитона стал преподобный Евфросин Псковский[10]. Годы жизни Евфросина известны: 1386–1481. На этом основании можно сделать предположение, что Харитон родился в середине XV века. Вероятно, не позже 1460-х годов[11].
Постриг Харитона, вернее всего, совершился в Спасо-Елиазаровском монастыре, основанном преподобным Евфросином. Обитель эта сохранилась и находится в 25-киллометрах к северу от Пскова[12].
История не сохранила мирского имени преподобного. Харитоном он мог быть наречен в честь святого Харитона Палестинского, исповедника (день памяти обоих святых приходится на 11 октября[13]). Древнегреческое слово «Харис» переводится как «радость» или «благодать», а имя Харитон переводится как «благосклонный», «доброжелательный».
Сохранился монастырский устав преподобного Евфросина, представляющий собой общее наставление инокам:
- «Настоятель не должен иметь ничего лишнего против братии, “ни ризы более нарядной и мягкой, ни пищи более вкусной”» (гл. 3).
- Братия должна слушаться настоятеля со всей покорностью. «Послушание – лествица на небо, оно выше поста и пустынного подвига. Ангел Господень ходит за послушливым, считает шаги послушания и представляет их лицу Божию как благовоние приятное: если же видит капли пота его, то приносит как кровь мученическую» (гл. 5).
- Куда бы настоятель ни послал на службу, должно идти без всяких отговорок и ослушания; «без благословения же настоятеля и особенно по своим каким-либо надобностям никуда не следует отлучаться» (гл. 16).
- Странников питать в обители три дня, не требуя от них работы или платы (гл. 23)»[14].
Насельником Спасо-Елиазаровского монастыря и современником Харитона Кудинского был старец Филофей, впервые обстоятельно развивший концепцию «Москва — третий Рим» («…два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти»)[15]. Концепция сыграла огромную роль в развитии политической, юридической и богословской мысли того времени и в итоге способствовала радикальному изменению статуса Русской Церкви – учреждению Московского Патриархата[16].
Многие ученики преподобного Евфросина разошлись по русской земле, подобно ученикам Сергия Радонежского, и основали собственные обители (всего ученики Евфросина основали девять монастырей)[17].
Искать уединенного места для молитвенного подвига отправился и монах Харитон. Продвигаясь на юго-восток от Пскова, подвижник дошел до пределов Торопецкой земли и «выбрал для жительства красивое место на берегу реки»[18].
Выше по течению от Торопца река Торопа делает большую петлю, в основаниях которой находятся озера Соломено и Кудинское. Местность на южном берегу Кудинского озера до сего дня лесистая и болотистая, но «в XVI в. была уже в значительной степени заселена и обработана»[19]. Земли эти больше века находились под контролем Литвы и совсем недавно вернулись в состав Русского государства. Произошло это в результате Русско-литовской войны 1500–1503 гг.
Любопытно, что Торопец был освобожден войском под командованием боярина Андрея Федоровича Челяднина. Челяднины возводили свой род к герою Невской битвы Гавриле Олексичу[20].
В предыдущей статье мы рассказывали, как Александр Невский относился к Торопцу[21]. Очень символично, что Торопецкую волость освобождает воевода, чей прапрадед участвовал в битве, будучи дружинником Александра Невского. Торопчане не зря считают святого благоверного князя своим небесным заступником!
В результате Благовещенского перемирия 1503 года новая граница проходила в нескольких десятках километров от Торопца.
Жизнь на «порубежных землях» предполагала реальную опасность
Жизнь на «порубежных землях» предполагала реальную опасность. Польско-литовские отряды совершали нападения на торопецкие земли в 1508 и 1515 годах[22]. Православное духовенство неоднократно угонялось в полон, а церкви разорялись.
Вот такое место выбрал для своего подвига преподобный Харитон.
«По преданию, жители Торопца долгое время не знали о поселении Харитона вблизи их города, отделенного от пустыни едва проходимыми болотами и лесами. По-видимому, прп. Харитон не был торопчанином по происхождению и, подобно его современнику Нилу Столобенскому, происхождение которого также осталось неизвестным, был пришлым, дотоле неизвестным в той местности человеком»[23].
По имени подвижника место было прозвано Харитоновой пустынью.
Основной заботой преподобного стало устройство храма.
«В 1540 году в Кудине уже существовала одноглавая деревянная церковь во имя Святой Троицы с трапезной и примыкавшей к ней низкой четырехгранной колокольней и одна келья. Харитона в то время именовали строителем, хотя в основанном им монастыре, с ним вместе в келье, жил только один чернец Киприан. Монастырю тогда принадлежало небольшое пространство сенокосной земли, ограниченное рекой Торопицей, Кудинским озером и болотами. Вскоре к этому небольшому участку земли было прибавлено около 100 десятин земли»[24].
Монастырь обретал определенную известность и в 1548 году получил Жалованную грамоту. Возможно, преподобный дожил до этого времени.
Во время длительной Ливонской войны вспыхивают моровые эпидемии 1566–1567 годов, которые, вероятно, затрагивают и Кудинский монастырь. Летописец так описывает это тяжелое время:
«В Торопце и Луках на посадах и уездах все попы померли и не было кому мертвых погребати, и посланы попы в те города из других городов»[25].
Троицкий храм Кудинского монастыря Второй расцвет обители произошел в начале XVIII века, когда был возведен каменный Троицкий храм с пределами преподобного Харитона и «Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи»[26]. Вероятно, строительству поспособствовали богатые торопецкие купцы, которые к этому моменту находились на пике своих возможностей. Среди святынь обители числились «гроб прп. Исаакия Печерского, уроженца Торопецкого, привезенный сюда из Киева купцом Петром Абоконовым, и часть мощей сего святого, принесенная в 1711 г. игуменом Кудинского мон. Иосифом»[27].
В 1764 году в результате Секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был ликвидирован, а храм стал приходским.
В 1879 году прихожан числилось – 630 мужчин и 742 женщины[28].
К сожалению, храм не пережил первые годы советской власти.
Сегодня о месте нахождения храма напоминают лишь остатки фундамента, но именно под ними, по преданию, и находятся мощи св. Харитона
Сегодня о месте нахождения храма напоминают лишь остатки фундамента, но именно под ними, по преданию, и находятся мощи святого.
В 2007 году появилась благочестивая традиция отмечать день памяти преподобного Харитона Кудинского (11 октября) крестным ходом из Торопца к месту бывшего Свято-Троицкого Кудина монастыря[29]. У деревянного креста, на месте разрушенного Троицкого храма, служат молебен преподобному.
Тропарь, глас 2:
От ю́ности Боже́ственною любо́вию распаля́ем, / возлюби́л еси́ и́ноческое житие́, / презре́в бога́тство и суету́ ми́ра сего́, / после́довал еси́ Богому́дрому твоему́ учи́телю преподо́бному Евфроси́ну, / и в ме́сто пусты́нное на Ку́дине безмо́лвия ра́ди пресели́лся еси́, / и та́мо оби́тель пресла́вную воздви́гл еси́. / Те́мже и па́стырь ди́вный и́ноческому ста́ду твоему́ яви́лся еси́, / све́том твои́м просвеща́юще всех с ве́рою и любо́вию приходя́щих к тебе́. / Ны́не же Престо́лу Бо́жию со дерзнове́нием предстоя́ще на Небесе́х, о́тче преподо́бне Харито́не, /моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и поми́ловати ду́ши на́ша.
Кондак, глас 4:
Я́ко многосве́тлая звезда́ в земли́ на́шей возсия́л еси́, / и ра́вно А́нгелом житие́ твое бысть, о́тче Харито́не, / те́мже и́ноков яви́лся еси́ наста́вник , и преподо́бных соприча́стник, / с ни́миже Христа́ Бо́га непреста́нно моли́ / сохрани́тися гра́ду на́шему / и всей держа́ве Росси́йстей / от наше́ствия иноплеме́нных, / от враг ви́димых и неви́димых, / и спасти́ся душа́м на́шим.