Преподобный Харитон Кудинский

К 950-летию Торопца

Икона преподобного Харитона Кудинского Икона преподобного Харитона Кудинского Через сто лет после смерти Александра Невского Литва усилилась настолько, что смогла занять ряд русских городов и земель. В 1362 году был захвачен Торопец, вошедший в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ)[1].

К середине XIV века ВКЛ стало крупнейшим государством Восточной Европы. Его ядром были земли сегодняшней Белоруссии, а в состав вошла большая часть Украины (включая Киев), отдельные районы Молдавии, Польши, Латвии и почти все западные области России: Смоленская, Брянская, Курская, Белгородская, отдельные районы Псковской, Тверской и Новгородской областей. Зависимость признавали отдельные районы Калужской и Орловской областей.

Сегодня многие очень удивляются, когда узнают, что северо-восточная граница Великого княжества Литовского проходила всего в ста километрах от Москвы, примерно по границе сегодняшней Московской области![2]

Влияние правителей Литвы на историю Руси было так велико, что Гедемин, Ольгерд и Витовт оказались на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде. И неспроста: 90% земель ВКЛ были русскими, а население – православным. Западные источники так и называли страну «Русь Литовская»[3]. Это государство имело все шансы завершить «собирание русских земель».

В Великом княжестве Литовском часто видят альтернативный путь развития Руси. Вильнюс мог занять место Москвы

В этот момент истории в Великом княжестве Литовском часто видят альтернативный путь развития Руси. Вильнюс мог занять место Москвы. Почему же этого не произошло, а государство ВКЛ так и не стало для русских своим?

«Русская партия» (состоявшая из православной знати и духовенства) в верхушке ВКЛ поначалу имела очень серьезное влияние и ратовала за более тесный союз с Москвой. После победы Дмитрия Донского на Куликовом поле эта партия перешла в наступление, добившись в 1384 году подписания двух предварительных союзных договоров между Московским и Литовским Великими княжествами. Договоры предусматривали династический брак литовского правителя Ягайло и дочери Дмитрия Донского — Софьи, признание литовскими князьями старшинства Дмитрия и крещение Литвы по православному обряду[4]. Случись это, Литовская Русь обрусела бы окончательно!

Два единокровных брата Ягайло (Андрей и Дмитрий) уже сражались за Дмитрия Донского и были ветеранами Куликовской битвы[5]. Орда и тевтонцы оставались общими противниками.

Интересный факт: среди подручных Андрея (старшего брата Ягайло), перешедших на московскую службу, был «некий Гланда-Камбила Дивонович, получивший после крещения имя Иван, а прозвище Кобыла (видимо, от сходства этого слова с Камбилой). С него-то и начался известный каждому из нас боярский род Романовых»[6]. Через два века Романовы окажутся на русском престоле.

Город Торопец, Тверская область Город Торопец, Тверская область

К сожалению, «Московско-литовский союз так и остался нереализованным в силу ряда обстоятельств и целенаправленных действий соседних держав по его подрыву»[7]. Главной причиной стал «свободный» Польский престол, на котором оказалась молоденькая королева Ядвига. Для нее польские феодалы подыскивали подходящего супруга. В 1385 году была подписана Кревская уния, кинувшая ВКЛ на четыре века в объятия Польши (и католического мира), а Ягайло – в объятия молодой жены. В следующем году он стал польским королем[8].

Последовавшие унии окончательно подчинили ВКЛ культурному и политическому влиянию Польши. ВКЛ уступила Польше 2/3 своей территории (фактически территорию будущей Украины, а на оставшихся под влиянием Литвы землях позже возникнет Белоруссия). С этого момента живое тело русского народа делится границами на три части. Интересно, что северная граница отданных Польше земель точно совпадает с сегодняшней белорусско-украинской границей. Православное большинство ВКЛ в новом государстве оказалось утесняемым меньшинством, подвергшимся жесткой ассимиляции.

Часть историков именно в выборе Ягайло видят точку невозврата.

Интересно, что северная граница отданных Польше земель точно совпадает с сегодняшней белорусско-украинской границей

«Это событие и стало концом Руси литовской, от нее сразу же отделяются Тверское и Смоленское княжества, а позже и другие территории, исповедавшие православную религию»[9].

Москва завершит «собирание русских земель», но на это потребуется 400 лет непрекращающихся войн и пограничных конфликтов. Большую часть этого времени Торопец будет находиться на огненном порубежье.

Противостояние было не только военным, но и духовным. Именно в это время по границам русского православного мира станут духовные твердыни-монастыри: Соловецкий, Псково-Печерский, Пафнутьево-Боровский, Оптина пустынь… Появится монастырь и на Торопецкой земле. Его возникновение будет связано с именем преподобного Харитона Кудинского.

Сторожевая башня – символ Торопца Сторожевая башня – символ Торопца Хотя сведения о житии святого весьма скудные, мы можем отметить тот факт, что преподобный Харитон жил в эпоху расцвета русского монашества и был современником таких великих подвижников, как архиепископ Геннадий Новгородский, Корнилий Комельский, Нил Столобенский, Александр Свирский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий…

Удивительные рассказы о жизни святых угодников передавались из уст в уста, уходили в народ, и их пример воодушевлял.

Наставником Харитона стал преподобный Евфросин Псковский[10]. Годы жизни Евфросина известны: 1386–1481. На этом основании можно сделать предположение, что Харитон родился в середине XV века. Вероятно, не позже 1460-х годов[11].

Постриг Харитона, вернее всего, совершился в Спасо-Елиазаровском монастыре, основанном преподобным Евфросином. Обитель эта сохранилась и находится в 25-киллометрах к северу от Пскова[12].

История не сохранила мирского имени преподобного. Харитоном он мог быть наречен в честь святого Харитона Палестинского, исповедника (день памяти обоих святых приходится на 11 октября[13]). Древнегреческое слово «Харис» переводится как «радость» или «благодать», а имя Харитон переводится как «благосклонный», «доброжелательный».

Сохранился монастырский устав преподобного Евфросина, представляющий собой общее наставление инокам:

  • «Настоятель не должен иметь ничего лишнего против братии, “ни ризы более нарядной и мягкой, ни пищи более вкусной”» (гл. 3).
  • Братия должна слушаться настоятеля со всей покорностью. «Послушание – лествица на небо, оно выше поста и пустынного подвига. Ангел Господень ходит за послушливым, считает шаги послушания и представляет их лицу Божию как благовоние приятное: если же видит капли пота его, то приносит как кровь мученическую» (гл. 5).
  • Куда бы настоятель ни послал на службу, должно идти без всяких отговорок и ослушания; «без благословения же настоятеля и особенно по своим каким-либо надобностям никуда не следует отлучаться» (гл. 16).
  • Странников питать в обители три дня, не требуя от них работы или платы (гл. 23)»[14].

Насельником Спасо-Елиазаровского монастыря и современником Харитона Кудинского был старец Филофей, впервые обстоятельно развивший концепцию «Москва — третий Рим» («…два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти»)[15]. Концепция сыграла огромную роль в развитии политической, юридической и богословской мысли того времени и в итоге способствовала радикальному изменению статуса Русской Церкви – учреждению Московского Патриархата[16].

Многие ученики преподобного Евфросина разошлись по русской земле, подобно ученикам Сергия Радонежского, и основали собственные обители (всего ученики Евфросина основали девять монастырей)[17].

Искать уединенного места для молитвенного подвига отправился и монах Харитон. Продвигаясь на юго-восток от Пскова, подвижник дошел до пределов Торопецкой земли и «выбрал для жительства красивое место на берегу реки»[18].

Озеро на реке Торопе Озеро на реке Торопе

Выше по течению от Торопца река Торопа делает большую петлю, в основаниях которой находятся озера Соломено и Кудинское. Местность на южном берегу Кудинского озера до сего дня лесистая и болотистая, но «в XVI в. была уже в значительной степени заселена и обработана»[19]. Земли эти больше века находились под контролем Литвы и совсем недавно вернулись в состав Русского государства. Произошло это в результате Русско-литовской войны 1500–1503 гг.

Любопытно, что Торопец был освобожден войском под командованием боярина Андрея Федоровича Челяднина. Челяднины возводили свой род к герою Невской битвы Гавриле Олексичу[20].

В предыдущей статье мы рассказывали, как Александр Невский относился к Торопцу[21]. Очень символично, что Торопецкую волость освобождает воевода, чей прапрадед участвовал в битве, будучи дружинником Александра Невского. Торопчане не зря считают святого благоверного князя своим небесным заступником!

В результате Благовещенского перемирия 1503 года новая граница проходила в нескольких десятках километров от Торопца.

Жизнь на «порубежных землях» предполагала реальную опасность

Жизнь на «порубежных землях» предполагала реальную опасность. Польско-литовские отряды совершали нападения на торопецкие земли в 1508 и 1515 годах[22]. Православное духовенство неоднократно угонялось в полон, а церкви разорялись.

Вот такое место выбрал для своего подвига преподобный Харитон.

«По преданию, жители Торопца долгое время не знали о поселении Харитона вблизи их города, отделенного от пустыни едва проходимыми болотами и лесами. По-видимому, прп. Харитон не был торопчанином по происхождению и, подобно его современнику Нилу Столобенскому, происхождение которого также осталось неизвестным, был пришлым, дотоле неизвестным в той местности человеком»[23].

По имени подвижника место было прозвано Харитоновой пустынью.

Основной заботой преподобного стало устройство храма.

«В 1540 году в Кудине уже существовала одноглавая деревянная церковь во имя Святой Троицы с трапезной и примыкавшей к ней низкой четырехгранной колокольней и одна келья. Харитона в то время именовали строителем, хотя в основанном им монастыре, с ним вместе в келье, жил только один чернец Киприан. Монастырю тогда принадлежало небольшое пространство сенокосной земли, ограниченное рекой Торопицей, Кудинским озером и болотами. Вскоре к этому небольшому участку земли было прибавлено около 100 десятин земли»[24].

Монастырь обретал определенную известность и в 1548 году получил Жалованную грамоту. Возможно, преподобный дожил до этого времени.

Во время длительной Ливонской войны вспыхивают моровые эпидемии 1566–1567 годов, которые, вероятно, затрагивают и Кудинский монастырь. Летописец так описывает это тяжелое время:

«В Торопце и Луках на посадах и уездах все попы померли и не было кому мертвых погребати, и посланы попы в те города из других городов»[25].

Троицкий храм Кудинского монастыря Троицкий храм Кудинского монастыря Второй расцвет обители произошел в начале XVIII века, когда был возведен каменный Троицкий храм с пределами преподобного Харитона и «Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи»[26]. Вероятно, строительству поспособствовали богатые торопецкие купцы, которые к этому моменту находились на пике своих возможностей. Среди святынь обители числились «гроб прп. Исаакия Печерского, уроженца Торопецкого, привезенный сюда из Киева купцом Петром Абоконовым, и часть мощей сего святого, принесенная в 1711 г. игуменом Кудинского мон. Иосифом»[27].

В 1764 году в результате Секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был ликвидирован, а храм стал приходским.

В 1879 году прихожан числилось – 630 мужчин и 742 женщины[28].

К сожалению, храм не пережил первые годы советской власти.

Сегодня о месте нахождения храма напоминают лишь остатки фундамента, но именно под ними, по преданию, и находятся мощи св. Харитона

Сегодня о месте нахождения храма напоминают лишь остатки фундамента, но именно под ними, по преданию, и находятся мощи святого.

В 2007 году появилась благочестивая традиция отмечать день памяти преподобного Харитона Кудинского (11 октября) крестным ходом из Торопца к месту бывшего Свято-Троицкого Кудина монастыря[29]. У деревянного креста, на месте разрушенного Троицкого храма, служат молебен преподобному.

Тропарь, глас 2:

От ю́ности Боже́ственною любо́вию распаля́ем, / возлюби́л еси́ и́ноческое житие́, / презре́в бога́тство и суету́ ми́ра сего́, / после́довал еси́ Богому́дрому твоему́ учи́телю преподо́бному Евфроси́ну, / и в ме́сто пусты́нное на Ку́дине безмо́лвия ра́ди пресели́лся еси́, / и та́мо оби́тель пресла́вную воздви́гл еси́. / Те́мже и па́стырь ди́вный и́ноческому ста́ду твоему́ яви́лся еси́, / све́том твои́м просвеща́юще всех с ве́рою и любо́вию приходя́щих к тебе́. / Ны́не же Престо́лу Бо́жию со дерзнове́нием предстоя́ще на Небесе́х, о́тче преподо́бне Харито́не, /моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и поми́ловати ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4:

Я́ко многосве́тлая звезда́ в земли́ на́шей возсия́л еси́, / и ра́вно А́нгелом житие́ твое бысть, о́тче Харито́не, / те́мже и́ноков яви́лся еси́ наста́вник , и преподо́бных соприча́стник, / с ни́миже Христа́ Бо́га непреста́нно моли́ / сохрани́тися гра́ду на́шему / и всей держа́ве Росси́йстей / от наше́ствия иноплеме́нных, / от враг ви́димых и неви́димых, / и спасти́ся душа́м на́шим.

Алексей Гунькин

19 апреля 2024 г.

[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Торопец

[2] Карта Великого Княжества Литовского 1386–1434 гг // Наша Отчизна. Школьный исторический атлас. Варшава 1988. С. 7.

[3] Михайловская Л. Л. Беларусь и Литва в польских хрониках XVI в./Литовская Русь. https://ru.wikipedia.org

[4] ЦГАДА. Опись архива Посольского приказа 1626 г., лл. 5 об. — 6. / Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV—XV веков. Ч.1. — М., 1948. С. 50–51.

[5] ПСРЛ, т. VIII. С. 33, 34, 36. / Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV—XV веков. Ч. 1. — М., 1948. С. 50–51.

[6] Аимин Алексей. Кривичи. Кто они? // https://proza.ru/2010/12/26/1180

[7] Московско-литовские договоры 1384 года // https://ru.wikipedia.org

[8] Ягайло // https://ru.wikipedia.org

[9] Аимин Алексей, указ. соч.

[10] Преподобный Харито́н Кудинский/ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ // https://azbyka.ru/days/sv-hariton-kudinskij

[11] https://ru.wikipedia.org/wiki/Евфросин_Псковский

[12] https://ru.wikipedia.org/wiki/Спасо-Елеазаровский_монастырь

[13] Харитона Палестинского называют автором чина иноческого пострижения.

[14] Житие преподобного Евфросина Псковского, Спасо-Елеазаровского/ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ // https://azbyka.ru/days/sv-evfrosin-pskovskij-spaso-eleazarovskij

[15] https://ru.wikipedia.org/wiki/Филофей_Псковский

[16] Владислав Цыпин, прот. Уложенная грамота 1589 г. (Доклад на XXXVII международном семинаре исторических исследований, Рим, апрель 2017 г.) // https://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsypin/ulozhennaja-gramota-1589-g/#source

[17] Харитон Кудинский, преподобный / Монастырский хронограф // https://www.monasterium.by/personalii/khariton-kudinskiy-prepodobnyy/

[18] Трофимов А. Ефесская икона Божией Матери в судьбах России // ПОДВИЖНИКИ ТОРОПЕЦКОЙ ЗЕМЛИ. Преподобный Харитон Кудинский. Гл. 7 // http://alexandrtrofimov.ru/?p=10348

[19] Там же.

[20] Челяднины // https://ru.wikipedia.org

[21] Гунькин А. Любимый город святого Александра Невского. К 950-летию Торопца // https://pravoslavie.ru/159345.html

[22] Маевский В., Денисов С. Наша Двина. Тверь, 2004. С. 34.

[23] Трофимов А., указ. соч.

[24] Там же.

[25] Побойнин И.И. Торопецкая старина: Исторические очерки г. Торопца с древнейших времен до конца XVII века. Изд. 2-е. – Торопец, 2004. С. 313.

[26] Трофимов А., указ. соч.

[27] Торопецкий район, Кудино – Троицкий (Анкудинов) Кудинский (Харитонова пустынь) мужской монастырь / Православные храмы Тверской земли // http://hram-tver.ru/index.php/monastyri-i-podvorya/utrachennye-monastyri/2189-toropetskij-rajon-kudino-troitskij-ankudinov-kudinskij-kharitonova-pustyn-muzhskoj-monastyr

[28] Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. – Псков, 1879 г. / Кудино (Кудино погост, Подмонастырская, Кадино погост) – Троицкая церковь/Православные храмы Тверской земли // http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/toropetskij-rajon/1816-kudino-kudino-pogost-podmonastyrskaya-kadino-pogost-troitskaya-tserkov

[29] Святой преподобный Харитон, игумен Кудинский/Торопоградское благочиние // https://toropets-blag.cerkov.ru/main-page/svyatye-nebesnye-pokroviteli-goroda/svyatoj-prepodobnyj-xariton-igumen-kudinskij/

Комментарии
Р.Б. Наталья20 апреля 2024, 03:29
Преподобный отче Харитоне, моли Бога об устроении наших дел
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×