Православные традиции вербной недели

Беседа с Ишиным Андреем Вячеславовичем, доктором исторических наук, профессором Таврической духовной семинарии и Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, членом Общественной палаты Республики Крым.

Андрей Вячеславович Ишин, доктор исторических наук, профессор Таврической духовной семинарии и Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, член Общественной палаты Республики Крым Андрей Вячеславович Ишин, доктор исторических наук, профессор Таврической духовной семинарии и Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, член Общественной палаты Республики Крым

Андрей Вячеславович, наше время можно охарактеризовать как время «собирания камней», время возвращения к традициям духовной жизни. Особенно эта тема представляет интерес в свете приближающихся великих праздников Входа Господня в Иерусалим и Светлого Христового Воскресения. Что, на Ваш взгляд, в этом отношении особенно актуально с духовной и культурно-исторической точек зрения?

В истории отечественной духовности и культуры выделяется целый пласт явлений, которые имеют для нас глубокий смысл и воплощают высокие православные идеалы, основу которых составляют принципы соборности, смирения, долга. Весьма показательны в этом плане богослужебные действа Русской Православной Церкви XVI-XVII столетий. В частности, за 7 дней до Пасхи совершалось Действо в Неделю Ваий, т.е. в «Неделю Пальмовых ветвей».

С чем связано такое название?

Это название связано с праздником Входа Господня в Иерусалим, который отмечают православные христиане. Как известно из Евангельского текста, ликующий народ встречал Христа с пальмовыми ветвями. На Руси эти ветви символизировала верба, отсюда другое название праздника – Вербное воскресенье. В старину этот день называли также Цветной Неделей, Светлым днем цветоносия.

О чем напоминал прихожанину XVI-XVII веков этот удивительный церковный обряд?

Церковный обряд Хождения на осляти наглядно воссоздавал новозаветное повествование о входе Спасителя в Иерусалим, который был совершен незадолго до Его Распятия, Крестной Смерти и чудесного Воскресения. Согласно Евангелию от Марка, Христос поручил двум ученикам привести молодого осла, на которого никто никогда не садился. Посланные пошли в селение и увидели животное у ворот на улице. Они отвязали его и на вопросы окружающих: «Что делаете? Зачем отвязываете осленка?» – ответили, как повелел Иисус: «Он надобен Господу». Когда осленка привели ко Христу, Он сел на него и отправился в Иерусалим. Восторженные люди постилали перед процессией свои одежды, раскладывали на дороге пальмовые ветви и радостно восклицали: Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне!..» (Восклицание «Осанна» означает «Спасение! Спаси! Слава!»).

Действо Хождения на осляти имело целью не только напомнить о знаменательном евангельском событии, но и подчеркнуть смирение и уважение светской власти по отношению к власти духовной, а также выразить глубокое религиозно-нравственное единство различных общественных сословий. Вот почему в этом богослужебном обряде участвовали Патриарх, священнослужители, Государь, бояре, стрельцы и народ.

Расскажите поподробнее о чинопоследование этого церковного торжества.

В церковной практике Шествие на осляти имело несколько вариантов, но всегда представляло собой крестный ход. Приведем его обобщенное описание, сохраняющее внутренний пафос и смысл происходившего.

В Вербное воскресенье, после заутрени в московском Успенском соборе, Патриарх и царь облачались в праздничное одеяние и вместе с духовенством шли на Лобное место, устланное большими коврами. Протодьякон начинал читать Евангелие от Марка, и все действия, о которых говорится в повествовании о входе Христа в святой город, исполнялись участниками обряда.

Патриарх обращался к протопопу (так в обиходе называли протоиерея – старшего православного священника) и ключарю и просил привести осла. При этом звучали точные евангельские слова Иисуса Христа: «Идита в весь, яже есть прямо вама…», произносившиеся наизусть или «по столбчику», т.е. по тексту. После этого протопоп и ключарь направлялись к ослу или к белой лошади, обычно его заменявшей, и отвязывали животное от столба. В диалог вступал патриарший боярин, вопрошавший: «Что деета, отрешающе жребя?» В ответ, предваряемый словами протодьякона: «Они же реста им», – протопоп с ключарем говорили: «Господь его требует».

Далее опять читалось Евангелие: «И приведоста жребя к Иисусове, возложиша на не ризы своя», сопровождаемое соответствующими действиями. Лошадь поверх белого полотна покрывали красным и зеленым сукном. При словах «и вседе на не» Патриарх с помощью специально устроенных ступеней садился боком в вызолоченное одностороннее седло и принимал в правую руку Крест, а в левую – Евангелие. Царь брал коня за повод, и процессия в строго определенном порядке двигалась к собору Святого Василия Блаженного. Впереди шел отряд стрельцов, за ним медленно ехала пара скрепленных между собой саней или колесница в две лошади. На ней везли вербное дерево, украшенное изюмом, сахаром, финиками, грушами, яблоками, сливами, вишнями, виноградом, рожью, подсолнечниками, тюльпанами, нарциссами, гвоздиками. На ветки сажали даже небольших птичек, предположительно, чучела. Под вербой стояли шесть мальчиков, которые пели: «Осанна Сыну Давидову, Благословен Грядый во имя Господне». За вербой ехал Патриарх «на осляти», благословляя народ. Далее следовал облаченный во все регалии царевич, за ним множество бояр по трое в ряд, духовенство с иконами, хоругвями, ветками вербы. Шествие замыкали простолюдины. Стрелецкие дети, по пятидесяти с каждой стороны, постилали под копыта лошади Патриарха красные кафтаны, разноцветные сукна, бросали ветви. Как только животное переступало через чью-нибудь одежду, мальчики поднимали ее, бежали вперед и постилали снова. У собора Святого Василия Блаженного шествие останавливалось, и совершалась праздничная служба. После этого процессия в прежнем порядке направлялась в Кремль, к Успенскому собору. Здесь после благословления Патриархом вербного дерева боярам и счастливцам из народа раздавались плоды. Каждый старался получить вербную веточку, так как существовало поверье, что такая веточка предохраняет от всяких недугов и в особенности полезна при зубной боли. Духовенство заходило в собор, где протодьякон дочитывал праздничное Евангелие.

Каковы исторические истоки этого церковного Действа?

Обряд Хождения на осляти в Цветную Неделю имеет на Руси богатую историю. В начале XVI века мы застаем его в Великом Новгороде, куда он вероятнее всего пришел с православного византийского Востока. Известно, что византийские Патриархи, участвуя в крестном ходе, никогда не ходили пешком, а ездили или на императорских колесницах, или верхом на осле. Византийский Император Константин Мономах (XI век), желая всенародно засвидетельствовать свое уважение к Патриарху Михаилу Керулларию, в одной из процессий вел за повод его коня.

Важно отметить, что Патриархи Русской Православной Церкви при вступлении на Патриарший престол с торжественным крестным ходом объезжали «на осляти» всю Москву. Животное за повод вели бояре. Подобный же обряд во времена Патриаршества на Руси (1589-1703 гг.) совершался также новопоставленными Епископами и Архиепископами.

Примечательно, что в новгородском Шествии на осляти начала XVI века не было никаких диалогов, в качестве представителя светской власти осла вел Наместник новгородский, хотя предполагалась и возможность присутствия царя с царевичами. Из Новгорода Действо Цветной Недели перешло в Москву и другие города, где обогатилось диалогом, причем степень развития последнего в разных вариантах была различной. Церковный собор 1678 года, созванный Патриархом Иоакимом, постановил: «Отменив Хождение на осляти в Цветную Неделю в других городах, оставить оное только в Москве», – а с отменой Патриаршества в эпоху Петра I это замечательное Действо, к сожалению, ушло в прошлое.

В чем, на Ваш взгляд, заключается историческое значение обряда Хождения на осляти?

Обряд Хождения на осляти имеет важное историческое значение и представляет огромный культурологический интерес. Во-первых, это удивительное действо является яркой иллюстрацией духовности и соборности Руси, а во-вторых, оно засвидетельствовало существование уникальной традиции, связанной с взаимодействием строгих канонических богослужебных форм с элементами праздничной светской культуры. На наш взгляд, именно эта традиция во многом определила условия и пути развития отечественной церковной и светской драматургии.

Благодарим Вас за беседу!

Андрей Вячеславович Ишин

29 апреля 2024 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×