В церковной ограде. Валаам. Художник: Фёдор Васильев
«…На высокой скале, над Монастырским проливом, покоится старое Валаамское кладбище. Так и сказал нам кто-то из монахов: “покоится”. Отделяет его от святой обители каменная белая ограда. В обители глухая тишина: дремлет Валаам под усыпляющий шепот сосен, под всплески Ладоги; а здесь уж не тишина, а глуше и глубже тишины – покой. Так и подумал тогда: “могильная тишина”. И стало понятно мне книжное это выражение. Старые клены, липы в золоте и багрянце августа роняют листья на бугорки-могилки, поросшие травою… Желтая бабочка покачалась на стебельке, выросшем из плиты, и полетела, порхая, за ограду. Падали бесшумно листья кленов, ровно плескала-вздыхала Ладога под скалой, медленно проплывали облачка… – всё говорило о движенье, о времени, ускользающем… куда?» (И.С. Шмелев. «Старый Валаам»).
Монастырское кладбище в XIX веке. Фото: valaam.ru
Вряд ли кому-то из нас понравится, если власти города или поселка вдруг пустят на хозяйственные нужды надгробные плиты с могил наших усопших родственников. Но именно такое варварство и произошло в России после революции, когда удивительное беспамятство овладело умами многих людей. Почти все монастырские, церковные кладбища были в той или иной мере осквернены и разрушены, часть этих кладбищ сровняли с землей. В советское время сносились даже обычные городские и сельские кладбища – на их местах устраивали, например, стадионы или танцплощадки. Вспоминается случай, когда в наши дни некоего одноногого старика стали спрашивать о прошлом его некогда многолюдного, а ныне опустевшего села. Дедушка с удовольствием рассказал, как в молодости, имея еще обе ноги, отплясывал на танцплощадке, которую сделали, разровняв сельское кладбище около церкви. «Так плясал, так плясал, – говорил он, – что пыль столбом стояла».
В 1751 году появляется первое упоминание о братском кладбище Валаамского монастыря. Впервые захоронения на нем были описаны при игумене Дамаскине, в 1871 году был составлен план кладбища. В XIX веке при погребении на могилу возлагали надгробие с высеченной на нем надписью и ставили деревянный крест. Надгробия изготовляли в монастырской каменотесной мастерской. На некоторых надгробиях, кроме сведений о погребенном, писали краткие эпитафии, например: «Не забудите мене, братие, егда молитеся!», а у других подвижников благочестия – краткие сведения об аскетических подвигах усопшего: «Монах Авенир (+3 марта 1915 г.), смиренный инок, с любовью трудился до самой кончины в столярных работах. Поступил на Валаам по указанию Божией Матери». Всего за период с 1789 по 1940 год на территории братского кладбища было погребено 934 человека. К сожалению, в архиве монастыря отсутствуют сведения об умершей братии до 1789 года.
Октябрь 1941 года. Братское кладбище. Фото: valaam.ru
В 1940–1941 годах на Валааме дислоцировалась школа боцманов ВМФ СССР и рота юнг. И с этого периода началось поругание векового братского кладбища.
Святые кресты и могильные плиты разбиты в мелкие куски, и кладбище превращено в место гуляний и увеселений
«Святые кресты и могильные плиты разбиты в мелкие куски, все могильные холмики уничтожены, и кладбище превращено в место гуляний и увеселений», – писал летописец монах Иувиан (Красноперов).
Далее в период с 1950 по 1980 годы характер разрушения стал приобретать систематический характер: намогильные кресты были разбиты, плиты грубо вырваны из земли и пущены на мощение дорог, на другие хозяйственные нужды. Не так давно в верхнем саду при расчистке мелиорационной канавы были найдены остатки надгробных плит, забутованных в те годы.
К чему всё это привело? Советские люди проявили крайнее неуважение к тем, кто жил до них. Тем самым, естественным образом, они потеряли уважение и к самим себе и тому месту, где они жили. Кроме того, они лишились благословения тысяч монахов, которые своим подвигом освятили Валаамскую землю. А без благословения ничего не ладится.
Фото: valaam.ru Восстановление старого братского кладбища началось в 1985 году при Валаамском государственном историко-архитектурном и природном музее-заповеднике. В 1975 году Ленинградским филиалом проектного института по реставрации памятников истории и культуры были проведены обмеры кладбища и фотофиксация до начала производства работ, подготовлен проект реставрации братского кладбища. В путеводителе по Валааму составителя Т.А. Левиаш сообщается:
«К 1989 году по сохранившимся фотографиям была восстановлена штакетная ограда, отреставрированы кладка ворот, столбов и башен. Покрытие башен, когда-то выполненное из кровельной стали, было заменено на медное; восстановлены фигуры ангелов и изображение солнца на средней башне».
Началось благоустройство территории. Сотрудниками музея и добровольными помощниками на территории кладбища был снят культурный слой земли примерно 20–30 см, под которым обнаружились засыпанные могильные плиты. В то же время плиты собирались с территории центральной усадьбы монастыря и произвольно укладывались в ряды, была проведена инвентаризация надгробных плит.
В августе 1989 года инициативной общественной группой экологии рядовой архитектуры (ЭРА) было произведено натурное обследование кладбища, составлена схема расположения могильных плит с описанием надгробий. С 1996 года по настоящее время по плану братского кладбища Валаамского монастыря, составленному в 1871 году, восстановлены могилы Валаамских подвижников благочестия, похороненных до 1897 года включительно. На могилах, где плиты не сохранились, были уложены камни с краткой эпитафией (частично восстановленной с утерянных могильных плит), для предотвращения попирания могил на свободные места были уложены круглые камни с изображенным на них крестом: «…Человеческого дня я не пожелал, Ты это знаешь» (Иер. 17: 16)». На валаамских кладбищах часто прибираются волонтеры, почти каждую пятницу на Игуменском кладбище служится панихида.
Захоронения на Игуменском кладбище близ церкви Всех Преподобных Отец на острове Валаам в Сортавальском районе Республики Карелия. Фото: Носиков С. П.
В 2000 году по благословению игумена монастыря епископа Троицкого Панкратия на кладбище были проведены археологические исследования, уточнена историческая планировка кладбищ, составлен современный план братского кладбища. В ходе работ было обнаружено пять утраченных захоронений, не обозначенных на плане 1871 года. К сожалению, до сих пор неизвестно местонахождение могил подвижников благочестия, погребенных после 1897 года: иконописца иеромонаха Алипия (Константинова), строителя Московского подворья схимонаха Иоанна (Собакина), духовника монастыря иеросхимонаха Михаила (Попова), библиотекаря монаха Иосифа (Шорина), схимонаха Галактиона (Егорова), схимонаха Авеля (Осколкова) и многих других, сокрытых от мира подвижников.
В наши дни по плану братского кладбища Валаамского монастыря, составленному в 1871 году, могилы восстанавливаются
Планомерная работа ведется каждый год – проводится реконструкция захоронений по плану 1871 года. В 2014 году восстановили 3 надгробных плиты, в 2014 – 9 надгробий. Немало сил потратила на эту нелегкую работу архивариус Валаамского монастыря Вера Феодосьевна Киселькова. Она ищет данные в архивах, в том числе Ново-Валаамского монастыря. Много труда Вера Феодосьевна вложила в изданную книгу «Валаамские праведники», в которой собраны жития тех подвижников, чьи имена Божьим благоволением были сохранены в монастырском архиве, а также в литературных источниках XIX–XX веков.
Захоронения на Игуменском кладбище близ церкви Всех Преподобных Отец на острове Валаам в Сортавальском районе Республики Карелия. Фото: Носиков С. П.
Установлены надгробные плиты таким замечательным подвижникам, как, например, пустынник схимонах Сергий (+1860) и игумен Иннокентий (+1828), которые прожили на Валааме 60 и 63 года соответственно. Реставрированы могильные плиты старца иеросхимонаха Антония (+1862) и схимонаха Серафима (+1860), которые, будучи тяжело больны, несли молитвенные подвиги. Про отца Серафима известно, что он ночью с великим трудом вставал для молитвы на колени. Медленно, с глубоким вниманием ограждал себя крестным знамением и полагал поклон, произнося молитву. После нескольких поклонов в изнеможении он падал на свое ложе, затем снова с усилием вставал на молитву. В таких трудах проходила ночь больного старца. Неудивительно, что схимонах Серафим перед кончиной сподобился видеть Господа нашего Иисуса Христа и святых, а тело его после упокоения благоухало. Благоухание чувствовалось и от гроба схимонаха Михаила (+1854), надгробная плита которому недавно восстановлена. Он также терпел тяжелую болезнь Господа ради. Этот подвижник примечателен еще и тем, что он за год предсказал свою кончину. Была обновлена и плита схимонаха Кириака. На ней надпись: «Из закоренелых раскольников, утвержденный в Православии чудесными знамениями. Сконч. 20-го мая 1798 г. 80-ти лет от рождения».
Новое надгробие легло также на землю, где похоронен схиигумен Феодор (+1937), который прожил в монастыре 45 лет. В детстве после несчастного случая у него отнялись ноги, и ходить он не мог. Его мать обратилась с этой бедой к одной благочестивой прозорливой девице, которая из-за болезни лежала на одре сорок лет. К ней ходили за советом и помощью. Та дала примечательный ответ. «Как пойдете, – сказала она, – в воскресенье к обедне, купите свечей, сколько рука захватит, и начинайте ставить подряд всем иконам, а кому будет последняя свечка, тому святому и отслужите молебен». Так и сделали. И будущий отец Феодор действительно смог встать и больше ноги у него не болели никогда.
Южные ворота монастырского братского кладбища Валаамского монастыря. Фото: Глазунов Владимир
В 2023 году с помощью неравнодушных людей, которые перечислили средства на восстановление захоронений, было восстановлено 17 новых могил по плану 1871 года. В том числе и захоронение монаха Адриана (+1883). Кончина его была поистине благодатной:
«Меня назначил служить умирающим старцам, – рассказывает отец Никита. – Однажды поздно вечером, послужив отцу Адриану и сделав и тому всё нужное, я опустился на стул, как-то сразу задремал – и вижу такой ясный и дивный сон. Кругом какой-то особенный свет, от земли до неба протянулся широкий ковер – настолько чудный и необыкновенно, неописуемо красивый, что невозможно и выразить его красоту, словно живые цветы, роскошные и благоухающие, были вплетены в него. По этому ковру поднимался от земли на небо отец Адриан. Величественно и радостно он следовал по этому предивному ковру и шел не ногами, а как бы на коленях, влекомый неведомой силой: плавно и торжественно возвышаясь, поднимался все выше и выше от земли к небеси… Проснувшись, я недоумевал, что же означает такое удивительное видение? Мои размышления прервали слова: “Что это творится у отца Адриана? Там происходит какое-то служение, слышится прекрасное пение. Уж не молебен ли у него братия служат?” Я пошел посмотреть. Отворив в его келью дверь, вижу, что в келье у него никого нет, а самого старца обрел с приятным и радостным лицом, мирно почившим о Господе».
В 2024 году запланировано дальнейшее восстановление захоронений. Сейчас в работе находится 24 новых могильных плиты.
Забота о могилах усопших восходит еще к ветхозаветной традиции. Так, например, Иосифу было небезразлично, где и как будут захоронены его кости, Саула погребли под дубом в Иависе, и царь Давид потом эти кости перенес и перезахоронил подобающим образом. А о посещении христианских кладбищ Иоанн Златоуст говорит:
«Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что сегодня Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы».
По учению Святой Православной Церкви, все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», – сказал Господь Марфе (Ин. 11: 26).
Кладбище – от слова «класть», «клад». Покойники здесь «похоронены», то есть спрятаны в ожидании всеобщего воскресения мертвых
Для православного человека кладбище – место будущего воскресения, будущей новой жизни. Русское слово кладбище – от слова «класть», «клад». Покойники здесь «похоронены», то есть спрятаны, сохранены в ожидании всеобщего воскресения мертвых.
Монастырское кладбище с пользой для души посещают иноки и паломники обители. И вид могил, и надписи на них – всё это способствует тому, что каждый вспоминает про неизбежность своей смерти. «Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь», – учили святые отцы.