Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

«Я могу говорить!»

«Зеркало» А. Тарковского и идеи прп. Максима Исповедника

Кадр из фильма «Зеркало» Кадр из фильма «Зеркало»

Что знал советский кинорежиссер Андрей Тарковский о трудах прп. Максима Исповедника? И знал ли? Ответить на эти вопросы однозначно в настоящих условиях едва ли возможно. Но что, если обратиться к плодам творения автора, заглянуть, не торопясь, в ту неимоверную глубину, которая отличает картины Тарковского, поразмышлять над художественными образами его фильмов?

Сцена с заикой – по сути, самостоятельная сюжетная композиция, история с завязкой, основным действием, кульминацией и развязкой

Наше внимание привлек фильм «Зеркало», который чаще всего рассматривается как автобиографическо-психологическое кино и редко упоминается в контексте рассуждений о мировоззренческих взглядах режиссера. Картина открывается сценой, которая значительно выделяется из структуры фильма сюжетной линией, идеей и визуальной подачей. Сцена с заикой – по сути, самостоятельная сюжетная композиция, история с завязкой, основным действием, кульминацией и развязкой. Этот короткометражный фильм (назовем сцену так), вызывающий множество вопросов у зрителей и имеющий целый ряд трактовок, навел нас на мысли о своей соотнесенности с учением прп. Максима Исповедника.

В одном из интервью, фигурирующем в документальном фильме Андрея Тарковского-младшего «Кино как молитва»[1], А. Тарковский определяет художественный образ как явление, не поддающееся расшифровке. Если бы образ был подобен ребусу с единственным решением, то после его разгадывания зрителем он был бы исчерпан. Художественность образа заключается в бесконечности смыслов. Попробуем же прикоснуться к одному из них.

Итак, мы видим телепередачу о юноше с выраженным дефектом речи. Герою не удается обычное – выговаривать слова, строить предложения. Одно из прочтений данного художественного образа может быть связано с учением прп. Максима Исповедника о двух волях в человеке[2].

Изначально в человеке была одна естественная, или же природная, воля, которая реализовывалась в тяге к Богу. Естественность этого стремления можно сравнить с естественностью, с которой подсолнух обращается к солнцу. Руководствуясь в делах естественным стремлением к Богу, Адам и его жена осуществляли бы Божественный природный замысел о человеке – обожение. Воля Божия содействовала воле человека. Волеизъявление человека было свободно, но сам вопрос «быть ли с Богом?» у прародителей не возникал, выбор между лучшим и худшим существовал для них лишь как потенциальная возможность. Однако в момент, когда Адам и жена, искушаемые змеем, поставили под сомнение Божественную волю, отказались от нее и пали грехом, в их природной воле возник искаженный модус – воля гномическая, или же избирающая (γνωμικὸν θέλημα – от греч. γνώμη, т.е. «выбор, намерение»).

В нынешнем состоянии падшести человек поступает не только в соответствии с естественной природной волей, заложенной в него Богом, но и с противоестественной гномической, лично избирая путь своей жизни. Задача христианина состоит в том, чтобы выбирать естественное, следовать Божественному природному замыслу о человеке. Так, гномическая воля, совпадая с природной, начнет замещаться второю, подкрепляемую Божией волей. В состоянии святости в человеке должно сохраняться и развиваться лишь то, что для него естественно – стремление к своему Создателю. И это стремление выражается естественной природной волей.

В дневниковой записи от 13 февраля 1982 года А. Тарковский, рассуждая над фильмом «Зеркало», приводит фрагмент из эпиграфа к роману Гессе «Дамиан»:

«Я ведь не хотел ничего другого, кроме как воплотить то, что само рвалось из меня. Почему же это оказалось так трудно?»

И далее заключает:

«А это прямо объяснение эпизода с заикой, по сути, эпиграфа фильма»[3].

Дар слова присущ каждому человеку. Юра, герой телепередачи, заикается, с трудом произносит слова, ему хочется без труда совершать то, что естественно для каждого человека. Мы наблюдаем за сеансом, юноша выполняет команды врача, сосредотачивается, смотрит только на него и наконец на счет три «громко и четко» произносит: «Я могу говорить!». Сцена кончается.

После грехопадения человек стал заикаться – выбирать ложное, руководствуясь гномической волей

«…то, что само рвалось из меня…» – то, что естественно для человека. По прп. Максиму, естественно волить в согласии с природными стремлениями к Богу. Но после грехопадения человек стал заикаться – выбирать ложное, руководствуясь гномической волей. Творить естественное оказывается трудно. И лишь исполняя команды Врача, глядя только на Него, христианин способен громко и четко говорить – находясь в синергии с Богом, воплощать о себе Его предвечный Божественный замысел.

Как было отмечено, художественный образ отличается глубиной и неисчерпаемостью. Закладывал ли кинорежиссер Андрей Тарковский в идею сцены с заикой учение прп. Максима Исповедника, нам неизвестно. Но не в неочевидности ли художественного образа кроется гениальность?..

Максим Мичугин

27 сентября 2024 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 230 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] См.: Солоницын. А. О документальном фильме «Кино как молитва» и современных трактовках «Сталкера» // https://pravoslavie.ru/132834.html)

[2] См.: Малков П. «Не упуская собственный логос». Преподобный Максим Исповедник о «логосах ипостасной особенности» и жизни будущего века // https://pravoslavie.ru/93234.html

[3] Тарковский А.А. Мартиролог. Дневники 1970–1986. – второе издание, исправленное и дополненное: июль 2022. – М: Istituto Internazionale Andrej Tarkovskij, 2022. – С. 386.

Смотри также
О документальном фильме «Кино как молитва»<br> и современных трактовках «Сталкера» О документальном фильме «Кино как молитва»
и современных трактовках «Сталкера»

Алексей Солоницын
О документальном фильме «Кино как молитва»<br> и современных трактовках «Сталкера» О документальном фильме «Кино как молитва»
и современных трактовках «Сталкера»

Алексей Солоницын
Андрей Тарковский: «Вера – это единственное, что может спасти человека. Это мое глубочайшее убеждение. Это та единственная вещь, которая бесспорно есть у человека. Все остальное – несущественно».
Ангел и «демоны» Андрея Тарковского Ангел и «демоны» Андрея Тарковского
Дмитрий Менделеев
Ангел и «демоны» Андрея Тарковского Ангел и «демоны» Андрея Тарковского
К 50-летию фильма «Андрей Рублев»
Дмитрий Менделеев
О том, как советские чиновники запретили фильм, потому что он «не православный», зачем режиссер «экранизировал» полотна знаменитых живописцев, о гласе ангела в тайге и выборе Веселеила.
Код Андрея Тарковского Код Андрея Тарковского
Станислав Минаков
Код Андрея Тарковского Код Андрея Тарковского
Станислав Минаков
«Скроенная на “потребителя” современная массовая культура – цивилизация протезов –все чаще преграждает людям путь к фундаментальным вопросам их существования, к сознательному воссозданию самих себя как духовных существ…» Это сказано Андреем Тарковским абсолютно пророчески.
Комментарии
Дмитрий29 сентября 2024, 21:11
Наверное, в каждом из нас присутствует разобщенность духа, души и тела. В большинстве случаев это не выходит наружу, и создается иллюзия мира и благополучия. А когда это проявляется видимым образом, и создает неудобство и трудности, мы уже начинаем искать врача. Хорошо, если Врача с большой буквы.
Галина И.27 сентября 2024, 17:18
Очень смелая и неожиданная смысловая параллель: прп.Максим Исповедник и Андрей Тарковский. Фильм Андрея Тарковского "Зеркало" поставлен по книге его сестры, Марины Арсеньевны, "Осколки зеркала" и имеет второе название: "Белый, белый день",- это уже по стихам его отца "Белый день". Зеркало- это отражение трагических и светлых судеб трех поколений Тарковских на фоне истории великой страны, разбитой в осколки страшным столетием. Как Марина Тарковская в книге, так и Андрей Тарковский в фильме, о религии, как таковой, не упоминают. Чрезвычайно интересен и поучителен рассказ Тарковских об истории нескольких поколений их семьи, которые жили по совести; об их высоких целях, устремлениях и ценностях.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×