«Я могу говорить!»

«Зеркало» А. Тарковского и идеи прп. Максима Исповедника

Кадр из фильма «Зеркало» Кадр из фильма «Зеркало»

Что знал советский кинорежиссер Андрей Тарковский о трудах прп. Максима Исповедника? И знал ли? Ответить на эти вопросы однозначно в настоящих условиях едва ли возможно. Но что, если обратиться к плодам творения автора, заглянуть, не торопясь, в ту неимоверную глубину, которая отличает картины Тарковского, поразмышлять над художественными образами его фильмов?

Сцена с заикой – по сути, самостоятельная сюжетная композиция, история с завязкой, основным действием, кульминацией и развязкой

Наше внимание привлек фильм «Зеркало», который чаще всего рассматривается как автобиографическо-психологическое кино и редко упоминается в контексте рассуждений о мировоззренческих взглядах режиссера. Картина открывается сценой, которая значительно выделяется из структуры фильма сюжетной линией, идеей и визуальной подачей. Сцена с заикой – по сути, самостоятельная сюжетная композиция, история с завязкой, основным действием, кульминацией и развязкой. Этот короткометражный фильм (назовем сцену так), вызывающий множество вопросов у зрителей и имеющий целый ряд трактовок, навел нас на мысли о своей соотнесенности с учением прп. Максима Исповедника.

В одном из интервью, фигурирующем в документальном фильме Андрея Тарковского-младшего «Кино как молитва»[1], А. Тарковский определяет художественный образ как явление, не поддающееся расшифровке. Если бы образ был подобен ребусу с единственным решением, то после его разгадывания зрителем он был бы исчерпан. Художественность образа заключается в бесконечности смыслов. Попробуем же прикоснуться к одному из них.

Итак, мы видим телепередачу о юноше с выраженным дефектом речи. Герою не удается обычное – выговаривать слова, строить предложения. Одно из прочтений данного художественного образа может быть связано с учением прп. Максима Исповедника о двух волях в человеке[2].

Изначально в человеке была одна естественная, или же природная, воля, которая реализовывалась в тяге к Богу. Естественность этого стремления можно сравнить с естественностью, с которой подсолнух обращается к солнцу. Руководствуясь в делах естественным стремлением к Богу, Адам и его жена осуществляли бы Божественный природный замысел о человеке – обожение. Воля Божия содействовала воле человека. Волеизъявление человека было свободно, но сам вопрос «быть ли с Богом?» у прародителей не возникал, выбор между лучшим и худшим существовал для них лишь как потенциальная возможность. Однако в момент, когда Адам и жена, искушаемые змеем, поставили под сомнение Божественную волю, отказались от нее и пали грехом, в их природной воле возник искаженный модус – воля гномическая, или же избирающая (γνωμικὸν θέλημα – от греч. γνώμη, т.е. «выбор, намерение»).

В нынешнем состоянии падшести человек поступает не только в соответствии с естественной природной волей, заложенной в него Богом, но и с противоестественной гномической, лично избирая путь своей жизни. Задача христианина состоит в том, чтобы выбирать естественное, следовать Божественному природному замыслу о человеке. Так, гномическая воля, совпадая с природной, начнет замещаться второю, подкрепляемую Божией волей. В состоянии святости в человеке должно сохраняться и развиваться лишь то, что для него естественно – стремление к своему Создателю. И это стремление выражается естественной природной волей.

В дневниковой записи от 13 февраля 1982 года А. Тарковский, рассуждая над фильмом «Зеркало», приводит фрагмент из эпиграфа к роману Гессе «Дамиан»:

«Я ведь не хотел ничего другого, кроме как воплотить то, что само рвалось из меня. Почему же это оказалось так трудно?»

И далее заключает:

«А это прямо объяснение эпизода с заикой, по сути, эпиграфа фильма»[3].

Дар слова присущ каждому человеку. Юра, герой телепередачи, заикается, с трудом произносит слова, ему хочется без труда совершать то, что естественно для каждого человека. Мы наблюдаем за сеансом, юноша выполняет команды врача, сосредотачивается, смотрит только на него и наконец на счет три «громко и четко» произносит: «Я могу говорить!». Сцена кончается.

После грехопадения человек стал заикаться – выбирать ложное, руководствуясь гномической волей

«…то, что само рвалось из меня…» – то, что естественно для человека. По прп. Максиму, естественно волить в согласии с природными стремлениями к Богу. Но после грехопадения человек стал заикаться – выбирать ложное, руководствуясь гномической волей. Творить естественное оказывается трудно. И лишь исполняя команды Врача, глядя только на Него, христианин способен громко и четко говорить – находясь в синергии с Богом, воплощать о себе Его предвечный Божественный замысел.

Как было отмечено, художественный образ отличается глубиной и неисчерпаемостью. Закладывал ли кинорежиссер Андрей Тарковский в идею сцены с заикой учение прп. Максима Исповедника, нам неизвестно. Но не в неочевидности ли художественного образа кроется гениальность?..

Максим Мичугин

27 сентября 2024 г.

[1] См.: Солоницын. А. О документальном фильме «Кино как молитва» и современных трактовках «Сталкера» // https://pravoslavie.ru/132834.html)

[2] См.: Малков П. «Не упуская собственный логос». Преподобный Максим Исповедник о «логосах ипостасной особенности» и жизни будущего века // https://pravoslavie.ru/93234.html

[3] Тарковский А.А. Мартиролог. Дневники 1970–1986. – второе издание, исправленное и дополненное: июль 2022. – М: Istituto Internazionale Andrej Tarkovskij, 2022. – С. 386.

Смотри также
О документальном фильме «Кино как молитва»<br> и современных трактовках «Сталкера» О документальном фильме «Кино как молитва»
и современных трактовках «Сталкера»

Алексей Солоницын
О документальном фильме «Кино как молитва»<br> и современных трактовках «Сталкера» О документальном фильме «Кино как молитва»
и современных трактовках «Сталкера»

Алексей Солоницын
Андрей Тарковский: «Вера – это единственное, что может спасти человека. Это мое глубочайшее убеждение. Это та единственная вещь, которая бесспорно есть у человека. Все остальное – несущественно».
Ангел и «демоны» Андрея Тарковского Ангел и «демоны» Андрея Тарковского
Дмитрий Менделеев
Ангел и «демоны» Андрея Тарковского Ангел и «демоны» Андрея Тарковского
К 50-летию фильма «Андрей Рублев»
Дмитрий Менделеев
О том, как советские чиновники запретили фильм, потому что он «не православный», зачем режиссер «экранизировал» полотна знаменитых живописцев, о гласе ангела в тайге и выборе Веселеила.
Код Андрея Тарковского Код Андрея Тарковского
Станислав Минаков
Код Андрея Тарковского Код Андрея Тарковского
Станислав Минаков
«Скроенная на “потребителя” современная массовая культура – цивилизация протезов –все чаще преграждает людям путь к фундаментальным вопросам их существования, к сознательному воссозданию самих себя как духовных существ…» Это сказано Андреем Тарковским абсолютно пророчески.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×