«Канонично то, в чем есть свет и любовь»

Вечер памяти иконописца Ирины Васильевны Ватагиной

И.В. Ватагина в Семхозе. 1960–1970-е гг. И.В. Ватагина в Семхозе. 1960–1970-е гг.     

Когда говоришь о церковном искусстве прошлого века, об искусстве иконы, о том, как оно сохранялось и развивалось, несмотря на всё происходившее с Церковью, прежде всего вспоминаешь имена монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой) и ее ученицы – Ирины Васильевны Ватагиной.   

Наверное, точнее будет сказать, что их имена связаны с возвращением искусству иконы его глубокой сути: благодаря им накопленное мастерами Древней Руси визуальное гармоничное выражение богословских глубин изучалось, осмыслялось, и через это осмысление художники шли дальше, вперед, создавали новые иконографии, ни на миллиметр не отступая от того главного, что несет в себе традиция. «Вот она, живая история Церкви и церковного искусства… Она как-то особенно ощущается здесь, в этих стенах. Люди жили рядом с нами, учились в тех же институтах, ходили по тем же улицам и молились в тех же храмах, притом в более сложное, тяжелое время. И вместе с тем – поднимались в своей жизни на такие духовные высоты, создавали невероятно прекрасные, богословски наполненные произведения церковного искусства, возрождали это искусство, учили верующих понимать его…» – я сидела и думала об этом на вечере памяти Ирины Васильевны, посвященном ее столетию. Вечер проходил в храме святителя Николая в Кленниках, где можно увидеть ее росписи, где есть мастерская, в которой она работала.

Церковь свт. Николая в Кленниках. Иконостас Никольского придела, написанный И.В. Ватагиной Церковь свт. Николая в Кленниках. Иконостас Никольского придела, написанный И.В. Ватагиной   

…Я думала об этом, как вдруг услышала с экрана слова самой Ирины Васильевны, которая вспоминала свои встречи с мечевской общиной, с Марией Николаевой Соколовой (монахиней Иулианией):

«Все люди, о которых я только что читала в самиздатовской книжке “Жизнеописание отца Алексия”, – все оказались вот тут, живые, реальные. И Мария Николаевна – ближайшая духовная дочь отца Алексия».

И.В. Ватагина и М.Н. Соколова (монахиня Иулиания) И.В. Ватагина и М.Н. Соколова (монахиня Иулиания)     

«То, что я читала, – оказалось живым…». «Живым» – это очень точное слово, определившее и главный настрой вечера. Воспоминания об Ирине Васильевне всех, кто ее знал, были необычайно яркими и теплыми, и из них складывался образ иконописца – настоящий и очень красивый.

– Она была человек с ангельской душой, добрый, мягкий, любящий, – сказал протоиерей Владимир Воробьев, президент ПСТГУ, настоятель храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, где есть росписи Ирины Васильевны. Она была связана с этим местом еще и потому, что ходила туда к протоиерею Всеволоду Шпиллеру.

И.В. Ватагина с ученицами на даче в Тарусе, 2004 г. И.В. Ватагина с ученицами на даче в Тарусе, 2004 г.     

– Вспоминаются простота и отзывчивость Ирины Васильевны, – говорит священник Серафим Чураков, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кленниках, – ее готовность прийти на помощь ученикам – реставраторам, иконописцам. Она была готова поехать в другой конец города, чтобы помочь, хотя у самой времени всегда было не так много. Светлый взгляд на человека, вера в него, радость о другом человеке – удивительные свойства ее характера. Свойства, которые показывают, что она была настоящей христианкой.   

К реставрации Ирина Васильевна подходила именно как христианка: икона для нее была не экспонатом, а святыней

И к реставрации Ирина Васильевна, проработавшая много лет в музее имени Андрея Рублева, подходила именно как христианка: икона для нее была не экспонатом, а святыней.

– Реставрируя памятник, она могла позволить себе то, что не могли другие музейные работники: восполнить утраты, которые мешают восприятию образа, ведь он необходим для молитвы. Она понимала слова отца Всеволода Шпиллера, говорившего: «Канонично то, что полезно для Церкви». Для Ирины Васильевны канонично было то, в чем есть свет и любовь, – это ее слова, – говорит протоиерей Николай Чернышев, клирик храма святителя Николая в Кленниках, доцент кафедры иконописи ПСТГУ.

Икона "Сошествие во ад", XVI в. Отреставрирована И.В. Ватагиной в мастерских ЦМиАР Икона "Сошествие во ад", XVI в. Отреставрирована И.В. Ватагиной в мастерских ЦМиАР Сейчас бытует мнение, что академическое образование мешает-де работе над иконой, и тем иконописцам, у кого его нет, проще. Ирина Васильевна говорила, что ей странно слышать подобное, ведь всё ровно наоборот. И действительно, как, не умея изображать наш, здешний мир, художник может дерзнуть приступить к изображению мира Горнего?! Когда смотришь пейзажи, портреты Ирины Васильевны, чувствуется та самая мощная академическая школа, которая помогла ей затем пойти дальше и достичь творческих высот в иконописи. Она умела ценить и красоту нашего, тоже Богом созданного мира.

– В первую очередь Ирина Васильевна была художником, – говорит священник Серафим Чураков. – Она обращала внимание на то, как красиво лежат фрукты на столе, и говорила, что хорошо бы их написать. Она воспринимала мир через форму, через красоту, через свет.

Радость

И.В. Ватагина во время росписи алтаря храма свт. Николая в Кленниках, 2000 г. И.В. Ватагина во время росписи алтаря храма свт. Николая в Кленниках, 2000 г. Радость – это одно из слов, которое постоянно звучало в рассказах о Ватагиной. Протоиерей Кирилл Каледа, крестник Ирины Васильевны, рассказал, что именно благодаря своей крестной он понял, что в храме радостно и хорошо.

– Помню, как ходили с тетей Ирой к ней на работу, в музей Андрея Рублева, в хранилище; помню стеллажи с древними иконами, столы, за которыми работали реставраторы. Благодаря тете Ире мы прикоснулись к миру иконописи, что стало для нас мощным фундаментом в жизни…

Наталья Евгеньевна Алдошина, внучатая племянница монахини Иулиании (Соколовой), крестница Ирины Васильевны, преподаватель иконописи в МДА, заведующая реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры, вспоминала, как пришла к Ватагиной после того, как та выписалась из больницы: она упала с лесов, получила серьезные травмы и должна была находиться дома еще длительное время, лежа в определенной позе. Но, несмотря ни на что, Ирина Васильевна встретила свою ученицу радостно, светло; показала, что ей приспособили столик, и она теперь может работать лежа.

Она особенно ценила возможность жить церковной жизнью, поскольку хорошо знала, что бывает иначе

В этом, наверное, тоже проявилось умение Ирины Васильевны ценить всё, что дается, ценить каждый данный Богом день и всё, что есть в нем. Священник Серафим Чураков вспоминает, что она особенно ценила возможность жить церковной жизнью, поскольку хорошо знала, что бывает иначе. На ее глазах, в самом прямом смысле (Ирина Васильевна тогда жила на Волхонке), был разрушен Храм Христа Спасителя.

А вот еще одно воспоминание Натальи Алдошиной о бытовой, но тоже такой важной радости: как-то она приехала к Ирине Васильевне, сын которой, теперь известный художник, скульптор Николай Ватагин, а тогда – маленький мальчик, убежал куда-то с заговорщицким лицом, а потом вернулся довольный, принеся огромный пакет мороженого и буквально светясь от счастья из-за того, что порадует гостью. А та немного растерялась – день-то постный. Но Ирина Васильевна заулыбалась, радостно поблагодарила сына и шепнула своей взрослой ученице: «Это не самый страшный наш грех», – а потом все вместе радостно ели то самое мороженое, купленное ребенком от души.   

Преемственность

Еще одно ключевое слово встречи, определяющее жизнь и творчество И.В. Ватагиной, – преемственность. Преемственность семейная, преподавательская, творческая, духовная…

С прот. Александром Салтыковым С прот. Александром Салтыковым     

– Я познакомился с отцом Ирины Ватагиной, художником, скульптором Василием Алексеевичем Ватагиным, когда был подростком, – вспоминает протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан кафедры церковных художеств ПСТГУ. – Мне на всю жизнь врезался в память облик Василия Алексеевича, его ласковый взгляд, сердечность. И всё это я потом видел в его дочери и сразу вспоминал его, хотя внешне они были не похожи.

И.В. Ватагина с первыми дипломницами 1996 г.: Т.Л. Азаровой, Е.Д. Шеко, Т.В. Ермолинской И.В. Ватагина с первыми дипломницами 1996 г.: Т.Л. Азаровой, Е.Д. Шеко, Т.В. Ермолинской     

Протоиерей Николай Важнов, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Кленниках заметил, что Ирина Васильевна переняла у своего учителя, монахини Иулиании (Соколовой), не только мастерство, но и внутреннее духовное состояние. Снова та самая преемственность, которая необходима для искусства иконописи.

А для протоиерея Николая Чернышева Ирина Васильевна стала первым человеком Церкви, когда он входил в церковную жизнь. Крестивший его протоиерей Александр Куликов сначала познакомил его с иконами Ирины Васильевны, а потом с ней самой.

Кафедральный просмотр в мастерской на Маросейке. Слева направо: И.В. Ватагина, В.Ю. Карпова, Е.Д. Шеко, прот. Николай Чернышев. 2005 г. Кафедральный просмотр в мастерской на Маросейке. Слева направо: И.В. Ватагина, В.Ю. Карпова, Е.Д. Шеко, прот. Николай Чернышев. 2005 г.     

– Ее иконы – это было нечто особенное. Не музейное, а современное. Традиция, но по-новому высказанная. И уже с годами я понял, насколько важным для меня на моем пути в Церкви было личное знакомство с Ириной Васильевной, совместная работа над росписями Николо-Кузнецкого храма, – рассказывает отец Николай.

Икона прп. Андрея Рублева, написанная И.В. Ватагиной для его канонизации, 1988 г. Икона прп. Андрея Рублева, написанная И.В. Ватагиной для его канонизации, 1988 г.

Ее иконы – это было нечто особенное. Не музейное, а современное. Традиция, но по-новому высказанная

А еще для него оказался важен пример соборности, который показала И.В. Ватагина. Она, сильный мастер, спрашивала советов у учеников, разрабатывая иконографии преподобного Андрея Рублева, праведного Алексия Мечева. Говорят, что ей был дорог любой опыт.   

Когда только был создан Православный Свято-Тихоновский богословский институт (теперь ПСТГУ), Ирина Васильевна Ватагина возглавила кафедру иконописи.

И.В. Ватагина с учениками И.В. Ватагина с учениками     

И сейчас там сохраняется традиция преемственности в обучении, которую завела И.В. Ватагина, когда все студенты-иконописцы занимаются в одной мастерской и первокурсники видят, как выпускники работают над дипломом, то есть ученики учатся не только у преподавателей, но и друг у друга. Об этом рассказала Екатерина Дмитриевна Шеко, заведующая кафедрой иконописи ПСТГУ.

И.В. Ватагина И.В. Ватагина     

Итак, речь о преемственности в самых разных смыслах, но главное, если говорить о И.В. Ватагиной, – это преемственность церковного искусства, в том числе и в ХХ веке. Вслед за монахиней Иулианией (Соколовой) Ирина Васильевна показала, каким оно должно быть – живым, настоящим; в нем нет ничего общего с механическим копированием. Это видно и по ее росписям, и по иконам, в том числе по тем образам новопрославленных святых, иконографию которых она разработала сама (в частности, преподобного Андрея Рублева, праведного Алексия Мечева с клеймами) или которая разрабатывалась под ее руководством (преподобного Амвросия Оптинского, праведного Иоанна Кронштадтского и многих других). Живое – это и про церковное искусство. А оно не может быть иным у Церкви, проповедующей Бога Живаго.     

Икона прав. Алексия Мечева с клеймами, написанная И.В. Ватагиной для храма свт. Николая в Кленниках. 2001 г. Икона прав. Алексия Мечева с клеймами, написанная И.В. Ватагиной для храма свт. Николая в Кленниках. 2001 г.     

Икона прав. Алексия, человека Божия, и прав. Алексия Мечева Икона прав. Алексия, человека Божия, и прав. Алексия Мечева     

Икона прп. Феодосия Тотемского Икона прп. Феодосия Тотемского     

Икона свт. Иннокентия, митрополита Московского Икона свт. Иннокентия, митрополита Московского     

Фреска Царственных страстотерпцев Фреска Царственных страстотерпцев     

Подготовила Оксана Головко

4 октября 2024 г.

Смотри также
«Написать икону сложнее, чем пейзаж или натюрморт» «Написать икону сложнее, чем пейзаж или натюрморт»
Иконописец Глеб Мамонов
«Написать икону сложнее, чем пейзаж или натюрморт» «Написать икону сложнее, чем пейзаж или натюрморт»
Беседа с иконописцем Глебом Мамоновым
Икона забирает больше сил, чем живопись: последнее дает эмоциональную разрядку, а при работе над иконой тебе нужно сильно сконцентрироваться, чтобы что-то получилось.
«Когда создаешь образ, важно, чтобы ты сам мог перед ним молиться» «Когда создаешь образ, важно, чтобы ты сам мог перед ним молиться»
Анна Кухта
«Когда создаешь образ, важно, чтобы ты сам мог перед ним молиться» «Когда создаешь образ, важно, чтобы ты сам мог перед ним молиться»
Беседа с иконописцем Анной Кухтой
Я и сейчас не решусь назвать себя иконописцем. Я только в самом начале пути, несмотря на то, что уже много лет занимаюсь церковным искусством.
«Держитесь за Господа» – главные уроки Иконописной школы «Держитесь за Господа» – главные уроки Иконописной школы
Иконописец Лариса Узлова – о достижениях и проблемах современной иконописи
«Держитесь за Господа» – главные уроки Иконописной школы «Держитесь за Господа» – главные уроки Иконописной школы
Иконописец Лариса Узлова – о достижениях и проблемах современной иконописи
Оксана Головко
Если кризис и имеет место, в момент, когда я работаю, он отступает. Настоящий кризис для меня – когда я не могу писать иконы.
Комментарии
Евгений 4 октября 2024, 17:57
Какие живые лики на иконах. Хорошо молиться перед ними.Царствия Небесного рабе Божией Ирине и сердечная благодарность за её труды
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×