Сегодня, на память преподобного Иосифа Волоцкого, просветителя, начинаем серию публикаций к 30-летию создания крупнейшего в современной России из монастырских – Издательства Сретенского монастыря.
Коллектив издательства Сретенского монастыря в 2018 году
Почему нужны монастырские издательства
Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, первый наместник возрожденного Сретенского монастыря и основатель издательства обители:
– Когда-то монастырские издательства в России, точнее, тогда еще в Советском Союзе, были необычайно драгоценны. Они издавали штучные книги, причем действовать приходилось подпольно. Так издавали книги в Троице-Сергеевой лавре, в Псково-Печерской обители, в Пюхтице, – в тех редких монастырях, что были открыты. Как же мы ждали эти книги, как мы их любили! И как же рисковали монахи, выпуская литературу, которая была запрещена.
После снятия этого запрета, когда власти разрешили верующим заниматься издательской деятельностью, и в эту работу стало включаться больше мирских людей, значение монастырских издательств могло бы несколько умалиться. Но спрос на духовную литературу при церковном возрождении был столь велик, что этого не произошло. Нужно было издавать и издавать книги для Церкви.
Митрополит Питирим (Нечаев) Тогда Издательский отдел Московского Патриархата возглавил тот, кого бы я без всяких оговорок назвал великим, – митрополит Питирим (Нечаев). Его священнической династии 400 лет, у него несколько святых в роду. И вот, этот молодой человек, будучи на волне успеха, студент одного из прекрасных московских вузов, оставляет всё и становится монахом. Красавец. Про него супруга президента США Элеонора Рузвельт сказала, что он самый красивый мужчина из всех, кого она видела. Патриарх Алексий I, чьим учеником он стал, дал ему, тогда еще епископу, послушание – издавать книги. А представляете, как это было сложно в 1950-60-е годы в Советском Союзе?
Этот совершенно удивительный человек и положил начало официальной издательской деятельности Церкви эпохи, как ее называют, Второго Крещения. Так или иначе, способствовал он созданию и нашего монастырского издательства. Немало учеников митрополита Питирима, к которым я тоже дерзаю себя отнести, трудятся сейчас здесь, в Сретенском монастыре, трудятся уже много-много лет, в том числе в издательстве. Я вспоминаю, как в конце 1990-х владыка, уже престарелый, смертельно больной, приехал сюда, в Сретенский монастырь, увидел на полках нашего магазина огромное количество книг. И как же он был счастлив!
Но почему сейчас, когда книжные магазины уже переполнены духовной литературой, монастырские издательства по-прежнему так нужны? Монахи – это все-таки особенные люди, стремящиеся к совершенству, пусть и недостижимому в полной мере на этой земле. Монахи очень тонко чувствуют лакуны в духовной жизни мирян. Издательства при монастырях консервативны, и это очень важно. Модернистов в издательском деле пруд пруди, у них подход и к ассортименту издаваемых опусов может быть либеральный. А вот монастырские издательства твердо придерживаются святоотеческой традиции. Находясь в правильном монастырском управлении, они не дадут себя сбить с пути, что веками прокладывался предшественниками в этом бушующем страстями, а подчас и ересями да соблазнами житейском океане.
За эти 30 лет изданы тысячи и тысячи наименований книг
Издательство Сретенского монастыря действует с 1994 года – с самых первых дней возрождения самой обители. Благословил его создание старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин). За эти 30 лет изданы тысячи и тысячи наименований книг. Сейчас, когда сам я уже не нахожусь в Сретенке, я все равно с огромной радостью воспринимаю те победы, что одерживает Издательство Сретенского монастыря, – его наместник игумен Иоанн, руководитель издательства отец Платон и все их сотрудники!
Отец Иоанн (Крестьянкин) благословляет отца Тихона. Справа от отца Иоанна схиархимандрит Анастасий (Попов)
Смотрите, как интересно: казалось бы, монахи, а издают литературу для детей и семейного чтения. Такую, вроде бы, наоборот, должны выпускать светские издательства. А взялись за этот труд издательства Сретенского монастыря, Псково-Печерского, «Вольный Странник». И слава Богу, что эти издательства есть. Слава Богу, что они держатся, несмотря на всю сверхконкуренцию рынка. Работают иногда даже в убыток своему монастырю, но продолжают издавать те книги, которые необходимы для жизни Русской Православной Церкви, нужны современным христианам.
Книги останутся с нами навсегда
Ольга Борисовна Любимова, министр культуры Российской Федерации:
Ольга Борисовна Любимова, министр культуры Российской Федерации – Последние 5 лет ощущаю качественный рывок на книжном рынке. Мы опять видим людей в книжных магазинах. Если в Советском Союзе в отсутствие Интернета или в 1990-е это была обязательная часть жизни, как поход в магазин за продуктами, то потом как-то стало иначе. А тем более детей, школьников или студентов, постоянно снабжали книгами, как витаминами для роста. Был дефицит книг, люди бегали, приобретали что-то по подписке. Потом мы помним эпоху трагическую, когда кое-как печатались книги на ужасной желтой бумаге. В этот же момент, давайте вспомним, как называлась духовная литература – мы все ее ласково называли «духовка». Тип обложки, или формат, или качество бумаги никого не интересовали, просто единомоментно появилось огромное количество литературы, которая была ранее людям фактически недоступна.
Причем уже появлялись издания для разного возраста. Мы, например, будучи православными гимназистами в каком-то 1993-м году, просто рыдали, и нас выгоняли учителя с уроков, потому что тогда уже начали издавать детскую писательницу Лидию Чарскую, которая долгое время не публиковалась, и все эти записки про маленьких гимназисток, «Княжна Джаваха», «Сибирочка» и так далее нами читались даже на уроках. Это литература конца XIX – начала XX века, которая хлынула снова, она была страшно сентиментальная, была посвящена всяким героическим девочкам, учащимся в царской России, в гимназии, их взаимоотношениям, страданиям, добрым педагогам и злым, часть из них были непременно сиротками и так далее. Мы это страшно все любили.
В моей семье долгие годы появлялись книги ИМКА-Пресс, Парижского издательства, и позже я, работая журналистом, приезжала в издательство, и мы там много с его сотрудниками общались. Первые Детские Библии, красочные, иллюстрированные, к нам попадали оттуда, поначалу это была самая тоненькая струйка. Потом первые детские произведения были, – как ни странно, переводные, это были американские книжки. Мы сейчас этого не помним, но тем не менее Детская Библия была с американскими картинками, она не была опасной, враждебной, просто нужно понимать, что это то, с чего мы стартовали. Это был конец 1980-х – начало 1990-х годов.
А потом появилось все то, чем мы сейчас с радостью пользуемся и чем гордимся, – появились православные издательства. Понятно, что книги необходимы для богослужения, в них очень нуждались молодые ребята, семинаристы. Но, с другой стороны, мы, миряне, открывали для себя книги Митрополита Антония Сурожского, мы все в упоении читали самую разную духовную литературу, – каждый уже мог выбирать себе чтение по вкусу, в меру своей образованности. Кому-то были интересны Лотман и Ильин, кому-то отец Павел Флоренский, кому-то важны были патерики и жития святых. Замечательно расцвела в этот момент и светская литература, можно было прийти и купить массу современных книг. Телефоны были все сплошь без Интернета, стоили огромных денег, и все читали книги, читали всюду – в метро, в автобусах. Были, конечно, и те, кого в принципе не интересовало ничего, кроме телепередач, но тем не менее, может быть, кто-то из читателей не застал, но я точно застала то время, когда ты заходишь в вагон метро, а там все с книжками. Да и попадаешь в аэропорт, а люди все равно сидят с книжками в самолете. Это при том, что есть Интернет с его огромными возможностями.
У нас есть национальные электронные библиотеки, – ежедневно, благодаря Национальному проекту «Культура», оцифровываются выдающиеся произведения, и можно абсолютно бесплатно заходить на сайт, читать, у людей есть планшеты, есть телефоны, есть отдельные электронные книги, есть приложения. За небольшую сумму можно купить книжку и почитать новинку или классическое произведение бесплатно. Но какое же это удовольствие – купить книгу.
Если говорить о православных издательствах, мы все радовались этой конкуренции, когда одно за одним появлялись издательства. Есть сильные региональные издательства. И какие красивые книги! Традиция дарить книги, по крайней мере в нашей стране сохранилась. Верующие люди получили возможность что-то выбирать – например, подарочные Евангелия, молитвословы. Мы радуемся, если честно, что в церкви никто не шикает и не обижает людей, которые Канон Андрея Критского читают по смартфону. Это и правда удобно: молодой человек, бежал, бежал, бежал, вовремя, к 6 вечера, попал в храм, у него есть возможность по телефону следить за текстом и внимательнее его слушать. Это лучше, чем если такой возможности не было бы. Но при этом мы же сами видим, какое количество людей продуманно предпочитает с утра положить себе в портфель эту истертую уже брошюру с Каноном, где уже такой знакомый, закапанный свечкой, как слезами, текст. И на чтении этим Великим постом зажечь свечу и почитать в привычном формате. Мне кажется, книги останутся с нами навсегда: это же такая радость – возможность пополнять свою личную библиотеку, делиться книжными новинками с друзьями.
Если говорить о монастырских издательствах, конкретно об Издательстве Сретенского монастыря. Какое место такое издательство, как Сретенское, во всем этом многообразии занимает? Во-первых, всегда было видно, что команда Сретенского издательства всегда отвечала за выбор авторов и за качество как текстов, так и их оформления, печати. Видна была забота о самых разных людях, потому что что-то, очевидно, печаталось для богословов и людей, глубоко погруженных в веру, а что-то было абсолютно подростково-неофитское. В этой широте ассортимента, мне кажется, и кроется успех издательства. Есть и исторические книги, и канонические, и духовные, и художественные. Что-то переиздано, – глупо было бы отказываться от традиции, обкрадывая самих себя. Но много Сретенское издательство издает и новых авторов. Тут, в магазине при Сретенском монастыре, и люди солидные могут приобрести какое-нибудь дорогое издание для красивого подарка или чтобы в своем кабинете на самом видном месте поставить. Но есть и совсем недорогие книжки. Особенно ценно то, что Сретенское издательство никогда не фиксировалось только на одном направлении, а было открыто для каждого прихожанина – его возможностей, образования, социального статуса, степени воцерковленности.
Мы знаем, как важно, что всегда тут есть стеллажи с детской литературой. Мы сталкивались с такой проблемой, что нужно было искать современный язык изложения для детей. Есть, конечно, репринтные издания, очень симпатичные. В них можно посмотреть, как раньше готовились к Рождеству Христову и какие песенки пели, и какие проводили конкурсы в XIX веке, – таких изданий, с ангелочками, с детьми, с елочками, с красивыми рисунками, в свое время переиздали очень много, и это тоже было интересно и по-своему к месту. Но то, что параллельно издатели постоянно искали язык общения с современными детьми, с подростками, – это тоже очень важно. А если говорить об абсолютном бестселлере владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», мы понимаем, что это продуманный ход – рассказать так просто о главном. Эта книга создавалась как визитная карточка, лицо издательства. Мы все потом с радостью видели эту простую зеленую обложку и в Сербии, и в Болгарии, и, когда еще возможности позволяли, в Грузии – в огромном количестве наших братских стран, и даже на Святой Земле. Ее давно уже читают на разных языках. За ней последовала целая серия книг – «Зеленая серия надежды» Издательства Сретенского монастыря. Получился такой своего рода Сретенский ЖЗЛ – у этой серии есть свои поклонники, которые ждут продолжения. Это прекрасный сериал, прекрасная форма общения со своим читателем.
Каждую свободную минуту стараюсь прочитать хоть несколько страниц духовной литературы
Борис Корчевников, генеральный директор телеканала «Спас», телеведущий:
Борис Корчевников, генеральный директор телеканала «Спас», телеведущий – Я пытаюсь вспомнить сейчас, сколько раз в своей жизни я тонул в этом магазине на Сретенке. Приходил в него и просто тонул. Я захожу в этот книжный магазин всякий раз, как в пещеры Псково-Печерского монастыря. Когда заходишь в пещеры, время останавливается. Ты там можешь пробыть несколько минут, как тебе кажется, но выйти в какой-то другой мир. Время остановилось.
Сейчас понимаю, что съемки сериала «Кадетство» были просто фоном жизни. А главное там было то, что я врастал в Бога, узнавал Его. В Твери, где происходили эти съемки, я ходил на литургию чуть ли не каждый день, я там часто причащался. И самое главное, я скупал там целые книжные полки, в том числе, конечно, книги Издательства Сретенского монастыря. И читал, читал, читал. Я хорошо помню, что именно там, в тот самый период, я прочитал эту предельно доступную, но невероятно глубокую книгу – «Непознанной мир веры».
Мне стало жалко тратить время впустую, когда у меня появились книги Издательства Сретенского монастыря, владыки Антония Сурожского, или «Несвятые святые», другие их издания. Или лучшая художественная литература. Я понимаю, что как бы ни отточила моё слово художественная литература, книги Издательства Сретенского монастыря, изданная ими духовная литература даст мне значительно больше. Сейчас приходится уже ценить каждую минуту жизни, и свободных минут очень-очень мало, я скорблю о том, что мне теперь не дают создать столько, сколько я мог создать прежде. Но каждую свободную минуту, едва они появляются, я стараюсь прочитать хоть несколько страниц духовной литературы.
Люди, которые делают эти книги, просто очень хорошо знают и любят человека. Знают, как сказать человеку самое главное о Боге
Счастье, когда это книги Издательства Сретенского монастыря. У меня ощущение, что люди, которые делают эти книги, просто очень хорошо знают и любят человека. Знают, как сказать человеку самое главное о Боге. Я не помню, кто из святых это говорил, что любовь даёт слова. От какого-то священника я однажды услышал, что когда что-то надо сказать человеку – любовь даст тебе правильные слова. Потому что, как сказано на обложке одной из книг Издательства Сретенского монастыря, попасть в Сретенку – это счастье.
Моя жизнь поделилась на «до книги» и «после» прочтения книги «Несвятые святые»
Дмитрий Певцов, народный артист России:
Дмитрий Певцов, народный артист России – Книга «Несвятые святые» у нас уже давно была дома. С тех самых пор, как только была издана. Ее принесла моя жена, она, в отличие от меня, еще тогда была не захожанином, а прихожанином. Она-то в храм ходила. А я жил своей заполненной работой, суетой жизнью. Думал, что это в жизни главное – съемки, спектакли, уважение коллег, премии, награды, роли. Пока в семье у нас не произошло большое несчастье. И оказалось, что все, чем я жил до этого, бессмысленно. Не имеет вообще никакого значения.
Я помню очень хорошо, как я сказал себе: «Ты же мужик! Давай, ты должен жить дальше». Я встал на беговую дорожку, пошел куда-то – и снова остановился, потому что понял, что это опять путь в никуда. И вот моя гениальная супруга и подсунула мне тогда эту книгу «Несвятые святые», я ее просто «проглотил», не знаю, за сутки или за двое суток. Через эту книгу я и пришел в храм. Мне вдруг открылось на ее страницах, что есть другой мир, о котором я был в полном неведении.
Я видел только внешнюю атрибутику, кресты, купола, эти великолепные храмы, даже внутрь заходил на Пасху, когда-то мы ходили куличи освящать, христосовались. Но о том, что существует этот, параллельный моему привычному миру, мир, я был вообще не в курсе. И эта книга открыла для меня этот неведомый мне ранее мир. Помню, я закончил ее читать, это было ночью. А утром, часов в шесть, по-моему, побежал сюда, в Сретенский монастырь, было все закрыто. А у меня было одно желание – только бы попасть внутрь и хоть снег мести (была зима,), хоть кирпичи таскать, хоть как-то, но приобщаться к этому миру. И очень хотелось познакомиться с владыкой Тихоном. Что, собственно, через какое-то время и произошло. Мы стали с супругой ходить в храм вместе, и вот Господь так устроил, что и с владыкой я достаточно быстро познакомился.
Он в первом же нашем разговоре сказал: «Я вот сейчас готовлю к записи аудио-версию книги. Могли бы вы поучаствовать?» А я точно могу сказать, что я вообще в живых остался благодаря этой книге. И благодаря моей жене, которая мне дала ее. Я теперь на совершенно другие смыслы в моей жизни ориентируюсь. У меня иные приоритеты, я ставлю другие акценты на происходящем, жизнь моя поделилась на «до этой книги» и «после нее». К сожалению, как и многие, я пришел к вере через несчастье, но именно эта книга точно указала путь, куда мне идти. Спаси, Господи, что владыка сподобился записать всё это когда-то, и я, как и многие-многие уже люди, это прочел. Потом я участвовал в записи аудиоверсии книги. Кстати, было очень непросто всё это записать, иногда я даже не мог говорить, слезы душили, в горле стоял ком. Но я рад, что участвовал в записи этой книги, хотя это не моя сильная сторона – читать тексты, есть люди более для этого приспособленные. Но ради книги «Несвятые святые» я был готов на всё.
Издательство Сретенского монастыря – это клуб Православия в печатном виде. Понятно, что архимандрит Иоанн (Крестьянкин) благословил возрождение монастыря начинать с того, чтобы озаботиться «кубышкой», – нужны были финансы. Но, возможно, и благословение старца всё так устроило ко славе Божией, на спасение людям. Сейчас это серьезное издательство, которое разрастается и окормляет огромное количество людей, которым нужна духовная литература. Жизнь показывает, что люди к этому тянутся, им нужны такие книги. Особенно сейчас, в такое промыслительное время, время тектонических изменений, когда ты не можешь быть равнодушным – ты либо с Россией, с Православием, либо ты наш враг. Нам всем нужны такие книги.
Продолжение следует.