Смиреннейший архидиакон, монах и человек

Памяти архидиакона Ювеналия (Крука; † 9 ноября 2022 года)

Николай Алексеевич Крук в деревне Звездная, 1970 годв Николай Алексеевич Крук в деревне Звездная, 1970 годв Архидиакон Ювеналий (в миру Николай Алексеевич Крук) родился 10 мая 1947 года в деревне Звездная Барановичского района Брестской области, в православной семье. В детстве помогал в алтаре храма Преображения Господня в деревне Новая Мышь Барановичского района. В 1965-м году окончил среднюю школу. В 1965–1966-м годах обучался на курсах телерадиомастеров при Барановичском ДОСААФе. В 1966–1968-м годах служил в армии, демобилизовался в звании сержанта.

С 1969 года работал в воинской части № 36856 города Барановичи радиомехаником. В 1971-м году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой продолжил обучение в Московской духовной академии.

На втором курсе обучения в академии был принят послушником в лавру. 30 марта 1977 года был пострижен в монашество Наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) в Троицком соборе обители с именем Ювеналий – в честь святителя Иувеналия, Патриарха Иерусалимского.

12 апреля 1977 года ректором Московской духовной академии архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) был рукоположен в сан диакона в Покровском академическом храме. В 1981-м году награжден правом служения с двойным орарем. 17 июля 1988 года возведен в сан архидиакона в Успенском соборе лавры.

Отец Ювеналий более 40 лет нес послушание ответственного за диаконский чин и певчего братского хора

Отец Ювеналий более 40 лет нес послушание ответственного за диаконский чин и певчего братского хора. Помимо этого, архидиакон Ювеналий многие годы занимался в лавре иконописными и реставрационными работами, с 1989 по 2007 год руководил лаврской иконописно-реставрационной мастерской. Он был художником-реставратором монументальной масляной живописи первой категории.

Архидиакон Ювеналий являлся духовным чадом иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) и всю жизнь хранил в сердце наставления духовника. По воспоминаниям отца Ювеналия, ответы батюшки на насущные вопросы были краткими, но очень емкими и глубоко содержательными, каждое слово имело большой вес и впечатляло душу. Помимо личных встреч, отец Сампсон присылал отцу Ювеналию письма, в которых учил избегать формализма и тех обстоятельств, которые могут привести ко греху. Пройдя такую школу воспитания, отец Ювеналий всю жизнь был крайне внимателен и требователен к себе.

Германия, 1988 год Германия, 1988 год

Отец Сампсон благословил юного Николая принять монашество на втором курсе академии, потому что «потом может быть поздно». И действительно, оказалось, что Наместник лавры архимандрит Иероним охотнее постригал в монашество первокурсников, считая, что у студентов 3–4 курсов уже нет такого произволения, и зачастую они принимают постриг не ради Христа, а потому что «уже некуда деваться». Поэтому к старшекурсникам отец Наместник внимательно присматривался и принимал в число братии далеко не каждого. По воспоминаниям отца Ювеналия, архимандрит Иероним был выдающимся подвижником своего времени. В условиях еще не закончившихся гонений он сумел очень много сделать для монастыря: провел значительные строительные и реставрационные работы, оформил братии постоянную прописку, что было по тем временам невероятно сложно сделать… Проявляя одновременно строгость и заботу, отец Иероним, как и отец Сампсон, явился для отца Ювеналия назидающим и укрепляющим примером на всю дальнейшую жизнь.

Архидиакон Ювеналий (Крук) и архимандрит Кирилл (Павлов) Архидиакон Ювеналий (Крук) и архимандрит Кирилл (Павлов)

Также большое влияние на становление отца Ювеналия, на его возрастание в духовном делании оказал архимандрит Кирилл (Павлов). Вспоминая старца, отец Ювеналий рассказывал:

«Когда кто-то из братии просил добавить что-то в свое молитвенное правило, батюшка вникал в просьбу – спрашивал, зачем, для чего, почему – и благословлял. Не знаю, всем ли и всегда, но благословлял. И отец Кирилл всегда радовался, когда видел какого-нибудь брата в особом, благодатном состоянии. Батюшка как-то вычислял такого брата и всегда радовался – мог подойти и обнять. Он очень тонко чувствовал людей».

В этих воспоминаниях угадывается личный опыт молитвенного делания самого отца Ювеналия. Вполне возможно, что он рассказал именно о себе, не называя своего имени. Об этом опыте также свидетельствуют рассуждения отца Ювеналия о молитве, которые записал один из насельников Троице-Сергиевой обители:

«Всякая молитва должна быть с соучастием сердца – в той степени, в которой сердце может соучаствовать. Это хорошо отражено в трудах святителя Феофана. Конечно, современному человеку трудно всем сердцем погрузиться в молитву, и ставить такую задачу неправильно. Поэтому один из самых простых и надежных методов – просто вникать в смысл произносимых молитв, сопровождать чтение молитв теми мыслями, которые являются сутью, сущностью произносимых молитвенных фраз. И вот сопровождение этими мыслями – оно как раз и подталкивает ум приближаться к сердцу, на ту степень, на которую оно очищено. Ну, а чтобы полностью войти в сердце – нужно, безусловно, иметь чистое сердце. И, конечно, если человеку такая молитва дается – это дар Божий. Никаким искусственным путем вогнать ее в сердце невозможно – ум будет всплывать, как поплавок из воды. Только Господь Духом Своим Святым может поместить ум внутрь сердца».

По воспоминаниям лаврской братии, отец Ювеналий всегда был на вечернем богослужении и понуждал себя к непрестанной молитве – даже во время служения не выпускал четки, а держал руку с четками под стихарем, чтобы не привлекать внимания. Неудивительно, что отец Кирилл любил с ним служить.

Архидиакон Ювеналий и Святейший Патриарх Алексий II Архидиакон Ювеналий и Святейший Патриарх Алексий II

Отец архидиакон был очень требователен к себе – и других призывал всегда руководствоваться канонами Церкви и строго соблюдать Устав. Он был противником каких-либо новшеств в богослужении. Если кто-то пытался что-то изменить или добавить, мог возразить: в служебнике или требнике написано так-то. Братия вспоминает, как однажды на общем Соборовании в Успенском соборе лавры в Великую Среду один из старших диаконов на малой ектении просил добавить к словам «О еже проститися им всякому согрешению, вольному и невольному…» частичку «же», потому что так привычнее, и в чине наверняка опечатка. Отец Ювеналий строго запретил.

Во время поездки в Германию в 1988 году с архимандритом Матфеем (Мормылем) и лаврским хором Во время поездки в Германию в 1988 году с архимандритом Матфеем (Мормылем) и лаврским хором

На Михайлов день при отпусте мог тихо в стороне поправить: «Неправильно говорить ‟ихже и память ныне совершаем”. Бесплотные силы не жили на земле, не умирали. Мы не память их совершаем, а просим их о предстательстве пред Господом».

«Отец Ювеналий был олицетворением подлинного монашества: кротости, глубокого смирения, сострадания, любви»

При этом отца Ювеналия отличали удивительные кротость и смирение. Валерий Яковлевич Саврей[1] свидетельствует:

«Отец Ювеналий был олицетворением подлинного монашества: кротости, глубокого смирения, сострадания, любви. Господь дал ему удивительную способность – вмещать чужую боль, как свою. Это дар истинной любви. По словам апостола Павла, любовь не раздражается, не ищет своего, все покрывает… И отец Ювеналий действительно все покрывал. Я не помню, чтобы он на кого-нибудь когда-нибудь раздражался. Не помню, чтобы во время наших многочисленных бесед на протяжении многих лет отец Ювеналий говорил о ком-то отрицательно. Даже большие искушения он покрывал любовью. Митрополит Филарет (Вахромеев) предлагал ему епископскую кафедру в Белоруссии, но отец Ювеналий отказался, сославшись на то, что его призвание – быть простым монахом. И это говорит о многом. Он жил не для себя, а для Христа Спасителя. Он вел замкнутый образ жизни, и вел его потому, что свое подлинное, сокровенное, духовное ядро хотел сохранить в целомудрии и чистоте».

Архидиакон Ювеналий (Крук) Архидиакон Ювеналий (Крук)

«Смиреннейший, благоговейнейший архидиакон, монах и человек, – вспоминает о нем митрополит Каширский Феогност. – Отец архидиакон был всецело предан служению Господу, у него никогда не было ропота. Для нас он навсегда останется примером кротости, благоговения, благочестия, веры и верности».

«Я знал этого светлого человека со студенческих лет, – рассказывает митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. – На всю жизнь запомнил, как он сослужил архимандриту Кириллу (Павлову) за Божественной литургией, чаще всего в Трапезном храме лавры. Уже тогда для всех нас, студентов Московской духовной академии, отец Ювеналий стал примером благоговейной и смиренной молитвы, трепетного отношения к святыням алтаря и храма Божиего. Он был человеком, никогда не пребывающим в праздности. После богослужения переодевался в рабочую одежду и, будучи одаренным от Господа художественным даром, реставрировал росписи в храмах святой обители. По свидетельству многих очевидцев, он был ревностным делателем молитвы Иисусовой. В ответ на жизнь во Христе он был щедро одарен от Бога дарами Духа Святого, о которых писал святой апостол Павел: ‟…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона” (Гал. 5, 22). Отец Ювеналий был поистине человеком Божиим, примером настоящего монаха. Достаточно было его увидеть, поприветствовать, обнять, чтобы получить огромную сердечную радость и чувство мира. Его чистые, светлые, детские глаза были ярким свидетельством такой же чистой жизни».

Святейший Патриарх Кирилл и архидиакон Ювеналий Святейший Патриарх Кирилл и архидиакон Ювеналий

Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Основной источник: В служении Пресвятой Троице и преподобному Сергию. Братия Троице-Сергиевой лавры XX–XXI веков. Избранные жизнеописания / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2024. С. 115–120.

9 ноября 2024 г.

[1] Доктор философских наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, профессор кафедры библеистики Московской духовной академии.

Смотри также
Памяти архим. Дионисия (Садикова, † 13.09.1968) Памяти архим. Дионисия (Садикова, † 13.09.1968)
Иером. Пафнутий (Фокин)
Памяти архим. Дионисия (Садикова, † 13.09.1968) «Господь мне помощник, и не убоюсь…»
Памяти лаврского эконома архимандрита Дионисия (Садикова, † 13.09.1968)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Батюшка защищал трудившихся на кухне послушников. «Я не дам вам распинать рабочий класс!» – бывало даже, кричал он на тех, кто как-то пытался ущемить их права.
Мой духовник отец Илия (Рейзмир) Мой духовник отец Илия (Рейзмир)
Свящ. Валерий Духанин
Мой духовник отец Илия (Рейзмир) Мой духовник отец Илия (Рейзмир)
Священник Валерий Духанин
Когда у меня был полный надрыв душевных сил от многих искушений, и я с трепетом излил душу на Исповеди, батюшка ласково читал молитву и гладил мою голову, пытаясь утешить.
«Желание посвятить жизнь врачебному делу зародилось на могиле любимой матери» «Желание посвятить жизнь врачебному делу зародилось на могиле любимой матери»
Памяти лаврского врача – игум. Тихона (Барсукова)
«Желание посвятить жизнь врачебному делу зародилось на могиле любимой матери» «Желание посвятить жизнь врачебному делу зародилось на могиле любимой матери»
Памяти лаврского врача – игумена Тихона (Барсукова)
Испытав в своей жизни много горестей и боли, отец Тихон как никто понимал боль других, и забота о ближних стала главным деланием его жизни.
Комментарии
Тамара 12 ноября 2024, 02:07
Царствие Небесное архидиакону Ювеналию и светлую память!! Очень душевные воспоминания о нашем земляке!! С любовью из Белоруссии!!
Киселев Георгий10 ноября 2024, 22:28
Человек не стремясь к высотам , достиг многого, и прежде всего в духовной жизни. Будучи архидиаконом отец Ювеналий имел доброту и строгость старца. В творениях нашего дорогого автора мы собираем крупицы судеб людей , пока не канонизированных , при этом безусловно преданных пути Христову и деланию преподобного Сергия. И в этих авторских трудах видно попечение преподобного о своих чадах - наших современниках, за которых он является ходатаем пред Отцом Небесным. И очень важно понять и нам , что именно в этом и счастье человеческое, когда за нас есть молитвенники...
Евгений 10 ноября 2024, 02:48
Отца Ювеналия знал по участию в сборных богослужениях в Лавре и лично с ним не был знаком. Но, один раз я к нему обратился в алтаре Успенского собора и эта беседа, скорее монолог открыли для меня внутренний мир и его богатства скрытые внутри смиренного архидъякона. Я задал вопрос : на что надо обращать внимание во время молитвы? На сердце? И он так подробно, обосновательно, с ссылками на отцов и конечно на свой личный опыт, хотя и не говорил прямо, всё объяснил. Я долгое время оставался под впечатлением этой беседы. Продолжение не было, так как он не задолго приставился. Искренне рад и благодарен отцу Ювеналию за духовную помощь. Протоиерей Евгений
Лариса 9 ноября 2024, 14:15
Большое спасибо о. Пафнутию за этот материал! Отец Ювеналий был верным учеником Мон. Иулиании (Соколовой). Мне помнится, что она ему говорила о том, что именно диаконство поможет ему не оставлять занятий иконописью, а выше идти не нужно. Также не сказано о том, что его приглашали на реставрацию росписей русского храма во Францию, и он работал в Париже... Как иконописец, он много и с радостью помогал сестрам различных монастырей в их работе над иконой.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×