Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

Отошел ко Господу афонский старец Мелетий Капсальский

Капсала (Святая гора Афон), 23 декабря 2024 г.

7 декабря 2024 года в возрасте 93-х лет на Афоне мирно преставился ко Господу почитаемый многими старец Мелетий Капсальский. Капсалой называется местность к северу от столицы афонского монашеского государства Карье, где сосредоточено много калив и келий подвижников.

    

* * *

Старец Мелетий Капсальский (+ 7 декабря 2024 г.)

Рано утром в субботу, 7 декабря 2024 года, отошел в вечность великий борец за наше Православие, старец Мелетий Капсальский (в миру Захария Киралакис).

Он родился 14 ноября 1931 года на Крите, породившем многих святых, в многострадальной деревне Магарикари общины Фестос периферийной единицы Ираклион, которая была осквернена и полностью разрушена как турками, так и немцами.

Захария получил воспитание в духе богоспасаемого Крита и был приобщен к его живой православной литургической традиции.

Однако стремление к жизни в полном уединении и абсолютной преданности Христу заставило Захарию, после прохождения военной службы, тайком покинуть свою деревню и отправиться на знаменитую Гору Благодати, Святую гору Афон, оставив позади себя “суетную мирскую жизнь”.

Семья отшельника, потерявшая его, сильно горевала. Однако знакомый их священника нашел Захарию на Святой горе Афон, и его семья узнала, что он жив и подвизается в монастыре.

С тех пор он часто приезжал в родную деревню, чтобы повидаться со своими соплеменниками, оказывая значительное влияние на сродников и односельчан и духовно их направляя.

На родине старца Мелетия существует бесчисленное множество свидетельств о его благодатных дарах и духовной помощи.

Когда блаженный муж прибыл на Афон, он обратился в Священный монастырь Кутлумуш, известный своим традиционно строгим аскетическим укладом жизни, а также разнообразием богослужебных традиций его скитов, калив и отшельнических келий. Захария пришел в этот монастырь вместе со своим духовным братом, отцом Филиппом.

Двух юных подвижников лично принял известный духовный отец и муж святой жизни старец иеромонах Макарий.

Старец Макарий немедленно совершил над ними монашеский постриг (в Малую схиму) ввиду острой нехватки насельников в Священной обители.

Как сказали тогда отцы, до этого они ни над кем не совершали постриг на протяжении целых 20-ти лет. Затем, через два года, Захария принял Великую схиму в день памяти святого Евстафия.

Примечательно, что старец Макарий предвидел свою кончину и сказал будущему старцу Мелетию: “Когда мы пострижем тебя в Великую схиму, я отойду в вечность, дитя мое”.

После этого подвижник Мелетий подвизался в обители своего покаяния восемь лет. Затем, получив благословение, он удалился в пустыню Святой горы, в неизреченное и неописуемое место, любимое отшельниками.

Там он совершал аскетические подвиги в 12-ти кельях, на крутом берегу благословенного скита Карулия, в обители преподобного Афанасия и на Вигле.

В 1978 году он отправился на святые места: Иерусалим, Раифу и на Синай, где провел в общей сложности 27 месяцев.

Из аскетической и пастырской жизни и деятельности отца Мелетия мы выделим следующее:

• Он служил преподобному отцу нашему Тихону (Голенкову), великому подвижнику, духовному отцу святого старца Паисия Святогорца.

• Он был связан с преподобным Паисием, и когда отец Паисий в скиту Карулия был сражен туберкулезом - чрезвычайно опасной в то время, но также и заразной болезнью – отец Мелетий, не учитывая ее заразность, с самоотречением и любовью поспешил служить ему и заботиться о нем.

•Он был крайне самодисциплинированным, совершая по 3000 земных поклонов в день. Земные поклоны сопровождались непрерывным трудом, творением умной молитвы, а также цитированием отрывков из Святого Евангелия. Характерной чертой старца было денно и нощно поминать посредством молитв и земных поклонов имена болящих и нуждающихся, обращавшихся к нему за помощью.

• Он был скромным сосудом Благодати. Его чрезвычайная скрытность в своих духовных восхождениях и его духовные переживания впечатляли меня, но и укоряли. Когда кто-то настаивал на том, чтобы чему-то поучиться, он его отталкивал.

• Он был отцом великого смирения на практике. Воспитывал покаяние в своих духовных чадах и посетителях, и через некоторое время они следовали его примеру.

• Он окормлял людей по телефону. Сам старец не любил телефонные разговоры, однако, он знал, когда кому-то по-настоящему нужна помощь, и тогда он сам отвечал на звонок.

• Он был исихастом везде и всегда. Повторял изречение святителя Иоанна Златоуста: "Не место спасает, а образ жизни и произволение". Своим живым примером старец явил нерушимое свидетельство об исихазме.

• Он был самоотверженным и бессребреником. Был необычайно милосердным. Он не имел ничего своего, и всё, что ему давали, он спешил раздать монахам.

• Он посещал духовные центры, монастыри и исихастерии на протяжении десятилетий. Я замечал, что в местах, которые он выбирал для посещения, были люди, истинно искавшие Господа. Старец ободрял и утешал подвизавшихся. Радовался истинной радостью.

• Богослужения у него совершались с земными поклонами. Я помню Литургии в его келье. Утреня состояла из сплошных земных поклонов, совершавшихся во время чтения стихов; а в другой раз во время утрени старец постоянно произносил стихи из Евангелия от Иоанна.

• Нужно было быть великим спортсменом, практически настоящим олимпийским чемпионом, чтобы быть рядом со старцем. Вам бы нелегко давалась борьба и брань.

• Он в совершенстве знал Святую Библию, Ветхий и Новый Завет и святоотеческие тексты. Старец читал целые отрывки по памяти.

Отец Мелетий изучал как святоотеческие, так и современные богословские труды. От великого святого отца Тихона (Голенкова) он узнал, что монаху надо заниматься по многу часов в день в качестве аскетического упражнения.

• Пост был для старца динамичным аскетическим упражнением. Он регулярно исповедовался с такими смирением, раскаянием и самоукорением, какими обладают немногие. Только праведники являются такими обвинителями самих себя.

• Центром его жизни было причащение Божественных Таин. Его подготовка к этому таинству была поистине монашеской и «солдатской».

• Он помогал, поддерживал, советовал, увещевал и направлял многих людей с состраданием и любовью, а также обладал даром прозорливости.

• Он никогда никого не осуждал, даже если что-то знал о человеке. Старец уединялся, замолкал, преклонял колени, молился, пел гимны Воскресению Христову, радовался. Старец сочувствовал современному человеку с его страстями и горестями.

    

На похоронах старца ощущалась неописуемая радость. Это старец, который не похоронил благодатные таланты, переданные ему непорочными руками святого отца нашего Тихона, но сохранил и выносил их как первенца, став воином Христовым, победителем естества, монахом горы Афон.

Ныне и всегда нас ведет знаменитая Святая гора. Ныне и всегда именно Святая гора спасает нас своим духовным воскрешением.

Радуйся, Благодатная гора Афон, со своими монахами и со старцем Мелетием Капсальским!

Архимандрит Антипа (Никитарас),

бывший Патриарший экзарх Патмоса, доктор богословия

Источник:

https://www.mystagogyresourcecenter.com/2024/12/elder-meletios-kapsaliotis-december-7.html

https://www.romfea.gr/diafora/66680-o-gerontas-meletios-kapsaliotis

Перевел с греческого на английский язык Джон Санидопулос

Перевел с английского Дмитрий Лапа

23 декабря 2024 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 101 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Дмитрий Лапа

Новые материалы

Выбор читателей

×