В конце декабря прошлого года совершающая кругосветное путешествие деревянная лодья «Пилигрим» – реплика деревянных поморских судов XVIII века – попала в кораблекрушение на острове Борнео в Малайзии. Капитан экипажа, путешественник Сергей Синельник, рассказал о пройденном пути, о том, что произошло, а также о том, как Бог помогал ему выбираться из непростых ситуаций.
Путешествие было трудным с самого начала
«Пилигрим» после кораблекрушения Я пока еще никому не говорил об этом, но переход от Владивостока до Борнео был очень непростым. Это объясняется тем, что мы выходили в путь осенью. Сделать это раньше было невозможно из-за встречных ветров: в тех широтах до осени дует юго-западный муссон – и в Малайзии, и на Филиппинах, и в Японии, и во Владивостоке.
Кроме того, определенные сложности, как обычно, были связаны с подготовкой. В нашем прагматичном мире вообще непросто воплощать мечту. Но с Божией помощью как-то всё сложилось, у нас сформировалась небольшая команда. Сначала в ней было пять человек. Бог дал нам «окно», шесть суток, благодаря чему мы прошли от Владивостока до Фукуоки.
Обычно в Японском море осенью трудно найти хорошее погодное «окно». Кроме того, мы попали в период тайфунов. Но деваться некуда, нужно было выходить в путь, поскольку потом усиливается северо-восточный муссон.
Тем не менее всё равно были очень сильные штормовые ветра, волны даже расшатали наши солнечные панели, и кораблик бросало из стороны в сторону. В таких условиях было очень трудно рулить – тем более что я сломал ребро.
Я пока еще никому не говорил об этом, но переход от Владивостока до Борнео был очень непростым
Конечно, мы приспособились. Например, накинули веревку на румпель (или, как говорили в старину, правило), чтобы было легче управлять лодьей, убирали паруса. «Парусеишко» был маленький, но ветер очень сильный, и мы буквально летели вперед. Так и добрались до Филиппин.
Кроме того, нам предстоял еще большой переход между японским последним островом Исигаки и филиппинским островом Лусон – более 400 миль. Для нашей лодьи это около четырех суток хода. Это сложный штормовой участок. К тому времени нас на борту осталось уже трое, потому что два члена команды по болезни покинули нас в Исигаки.
На Филиппинах к нам присоединился еще один парень, который прилетел из России. Но там у нас тоже сложилась непростая ситуация.
Недалеко от Манилы мы зашли в бухту Субик-бэй. А у другого члена экипажа, Сергея Муравицкого из Белоруссии, закончилась виза. В лоции для яхтсменов пишут, что в таких случаях пускают на берег, чтобы сделать все документы, а нас не пустили, два дня продержали на якоре. Как сказал нам консул, произошла такая случайность: накануне нашего прибытия в филиппинских водах всплыла российская подводная лодка. У них произошла какая-то поломка, и им пришлось подняться для ремонта. Это взбудоражило местные власти, а тут мы как раз появились на своей «деревяшке». Российские дипломаты посоветовали нам не дожидаться разрешения сойти на берег и продолжать путешествие, и мы пошли дальше – без отдыха. Слава Богу, хоть продовольствие нам прямо на борт привезли.
В пути я молился святому Иоанну Шанхайскому
Преодолевая все эти трудности, я просил помощи у Господа Бога и у святых. Я всегда молюсь святым. Они же словно наши «посредники», с их помощью нам легче обращаться к Богу.
По правде говоря, я не могу сказать, что как-то по-особому слышу духовный мир. Как говорил кто-то из старцев, мы и так находимся в прелести. Недоставало еще и думать, что у меня какие-то особые отношения со святыми. Конечно, я прошу, чтобы они вели меня по жизни, помогали бороться со страстями. Смирения и любви нет, и порой полезно встретиться с трудностями. Их в жизни очень много, но они закаляют и смиряют. Если этих трудностей не будет, то можно и вообще загордиться, а они нас приземляют. Ведь важно не только летать: иногда и поползать нужно.
Я говорил: «Помоги нам, святой отче Иоанн! Ты знаешь эти воды, ты жил в этих местах». И всё действительно обустроилось каким-то чудом
Повторюсь, что в японских водах, в районе Филиппин, время было тайфунное. И я молился святому Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому, житие которого читал несколько раз. После того как его паства в 1949 году была вынуждена покинуть Китай, она разместилась на филиппинском острове Тубабао. Тогда как раз был сезон тайфунов, и мне врезалось в память, что святой Иоанн молился Богу, крестил горизонты, и все ветра и ураганы проходили мимо.
И вот я говорил: «Помоги нам, святой отче Иоанн! Ты знаешь эти воды, ты был здесь, жил в этих местах». И всё действительно обустроилось каким-то чудом. Мы переждали пять или шесть тайфунов. Бог миловал, и молитвами святого Иоанна мы все тайфуны обошли, ни один на нас не обрушился. Некоторые шли прямо на нас, но потом уходили в сторону.
Совершил ошибки из-за усталости
Путешественник Сергей Синельник
Что касается кораблекрушения… В море что опасно? Усталость. Она накапливается, и в результате ты, может быть, принимаешь неверные решения. Отчасти это и произошло. Кроме того, в районе Борнео я получил сообщение от жены, что заболела моя мама, и решил поторапливаться, чтобы поддержать родных. Обычно я очень осторожен, но тут, что называется, «сошел с ритма». Можно много говорить о разных причинах, но это была одна из них. Как правило, в случае коротких переходов между островами я стараюсь ждать хорошего погодного окна. Здесь же по одному погодному прогнозу я видел, что зарождается тяжелый погодный фронт, а по другим этого не было. В итоге решил, что ждать в гавани четверо суток – слишком много.
Кроме того, я знал, что по пути есть реки, и при необходимости можно укрыться там, чтобы отдохнуть или переждать непогоду. Поначалу мы планировали встать в глубоководной реке. Но добраться до нее засветло не получилось. К тому же усиливался встречный ветер, и мы решили зайти в реку поменьше.
Сначала видимость была неплохая, но налетел шквал, и она резко ухудшилась. Конечно, можно было остановиться и потом уйти штормовать в море. Но я подумал: уж тысячу раз заходили в разные места – и сейчас получится.
Но в итоге мы сели на мель. Возможности для маневров, чтобы бросить якорь, не было; всё произошло очень быстро.
Признаться, у меня было нехорошее предчувствие. Предыдущую ночь я провел плохо, чувствовал, что что-то не так. Сейчас-то задним числом понимаю, что лучше было штормовать в море и не заходить в незнакомые гавани даже днем.
Конечно, во всем есть Промысл Божий, но, если человек сам виноват, Промысл тут ни при чем. Да, мы попали в кораблекрушение. Но не Бог нас направил в это мелководье: это мне, как капитану, нужно было быть более осторожным. Понятно, что я виноват, и следовало принимать другие решения.
Эта история показывает, что в жизни не надо спешить. Вот итог: корабль пострадал, и моя мама на второй день после того, как мы сели на мель, скончалась. А Господь сохранил нас и сделал так, чтобы никто из членов экипажа не пострадал.
Не нужно жить прошлым. Сделал выводы – и не кори себя, иди вперед
Может быть, потом я пойму, для чего всё это произошло. Здесь есть о чем подумать, есть какие выводы сделать. Но не нужно жить прошлым. Сделал выводы – и не кори себя, иди вперед. Жить нужно настоящим, радоваться и благодарить Бога за всё: проснулись, открыли глаза, увидели Божий мир. Важно чувствовать красоту вокруг нас, даже если что-то идет не так, не ладится. Ну, сели мы на мели, случилось такое – преодолеем с Божией помощью, ведь Господь заботится о нас.
Примеров Его заботы можно привести множество, даже самых простых. В той же Малайзии, на Борнео, мы вечером, уже голодные, думаем об ужине, а местные жители приносят нам горячую еду. И так случалось не раз, не два и не три. Господь всё время давал нам хлеб насущный и продолжает давать: что нам полезно, то мы и получим.
Наш боцман, Сергей Муравицкий из Белоруссии, – человек неверующий, но говорит, что склонен поверить в то, что случайностей не бывает. Он смотрит на меня, как я с верой в Бога иду по жизни, и говорит: «У тебя столько всяких неслучайностей в судьбе».
Таких «случаев» или «неслучайностей» действительно немало. Жизнь у меня неспокойная – такой уж я родился: по отцовской линии из терских казаков, по маме – северянин. Мне интересна история и далеко небезразлична судьба нашей Родины, которая очень крепко связана с православной верой. У меня нет иллюзий: не будет Православия – не будет и русского народа. И нам очень важно вернуться к своим традициям. Собственно, их мы с экипажем и несем по свету во время наших путешествий: может, не так явно, как яркие миссионеры, но каждый по-своему. У каждого свой стиль, и мы все – капитаны своей судьбы.
Разрушения очень серьезные – и снаружи, и внутри
Случаев было много. Несколько лет назад мы плавали на деревянной лодье «Русич» от берегов Волги до Тасмании на самом краю света. В Джибути, после пиратского района, меня очень сильно продуло. В результате в центре Индийского океана меня свалил острый отит. Мощных лекарств, которые могли помочь, не было, и я не знал, что делать. Но Бог помог. На горизонте появился корабль – оказалось, из России. По рации они вышли на нас и спросили, что мы вообще делаем в тех местах на такой «деревяшке». Вот как раз Бог и послал нам этот корабль-спасатель, который назывался, кажется, «Светломор-9». Они передали нам антибиотики и еще дали бензинчик для генератора. В результате я через три дня полностью поправился.
В том же пиратском районе в Джибути нас и разбойники могли бы захватить. Но Господь и Матерь Божия так устроили, что как раз в то время там появился российский военный корабль, который провожал нас на протяжении 500 миль. Дай Бог их капитану Кондратову здоровья. Он говорил: «Ребята, русские своих не бросают». Хотел, чтобы мы дошли до Индии. Знал бы он, что мы дошли не только туда, но и до Австралии, и до Тасмании.
Кроме того, мы с братом-близнецом Александром совершили кругосветное путешествие по всем континентам на мотоциклах «Урал».
В Африке однажды проснулся и слышу, как какой-то внутренний голос говорит мне: «Если будет падение, то держись за мотоцикл, не слетай с него». Иногда в подобных ситуациях лучше слететь с мотоцикла, чтобы было безопаснее – особенно если есть хорошая защита. К тому времени мы уже давно ехали на этих «Уралах» и решили, что можно разогнаться. Что-то произошло с рулем, и я рухнул на скорости 130–140 км/ч. Помнил про этот голос и, вопреки всем правилам, держался за мотоцикл. Пролетел 150 метров, еще 4 метра по обочине – и вообще не повредился! Одежда была вся разорвана, но у меня ни одной царапины – представляете? Словно Ангел меня нес. Если бы отпустил мотоцикл – вылетел бы на каменистую обочину.
Таких случаев много – перечислять устанешь.
Пойдет ли «Пилигрим» дальше в этом году?
Если чудо произойдет, то пойдет. Но разрушения очень серьезные – и снаружи, и внутри. «Ребра» корабля вместе с обшивкой отошли от киля на половину его длины. Киль тоже погнуло. Конечно, всё это можно поправить. Деревянное судно отличается от пластикового тем, что там можно постепенно демонтировать и заменить все детали. Вопрос упирается в деньги. Хотим мы того или нет, но в наше время без «цветных фантиков» ничего не сделаешь. Но, как говорится, если Бог даст, то и в окно подаст. И это поистине так. Денег повсюду целые потоки, а нам нужна всего капелька. И я верю, что у нас получится эту капельку собрать, Господь поможет. Главное, самому не унывать и смотреть на всё с надеждой.
Денег повсюду целые потоки, а нам нужна всего капелька. И я верю, что у нас получится эту капельку собрать, Господь поможет
Конечно, ремонт предстоит долгий. Я разделил его на два этапа. В полутора километрах от места, где находится «Пилигрим», есть местная верфь. Люди там готовы нам помочь. Если не договоримся с ними, то будем искать добровольцев-строителей из России, кто согласится поехать – конечно, за определенную плату.
Первый этап – выпрямить киль, частично поменять и закрепить обшивку, укрепить шпангоуты – «ребра», которые в старину называли опругами. После этого нужно будет подготовить лодью к спуску и отбуксировать большими рыбацкими лодками к небольшому причалу.
Если мы окажемся на воде – то это уже будет явное чудо.
Понятно, что на всё это нужны немалые средства – наверное, 25–30 тысяч долларов.
Дальше будет второй этап – устранение внутренних повреждений. Нужно частично менять оборудование, снаряжение, ставить новый двигатель.
На первый этап может уйти три-четыре месяца, на второй – еще два-три.
Если Богу будет угодно, то мы и дальше продолжим свой путь. А как это получится, в какой форме – на «Пилигриме» или уже на другой лодочке? Тут я полностью полагаюсь на Господа Бога. Как говорил святой Амвросий Оптинский, живите проще, а Бог всё устроит.