Часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского на Титовской сопке. Город Чита. 2003 г. |
Все мы испытывали радостное волнение от предстоящей встречи. Мы – это несколько паломников из Москвы, которые, желая познакомиться со святынями Забайкалья, отправились в путь, получив благословение правящего архиерея, епископа Читинского и Забайкальского Евстафия…
Постепенно березу вытесняет ель. Меняется и ландшафт: на смену равнине приходят сопки, покрытые тайгой. Вспомнился А.П. Чехов: «Фраза «Человек есть царь природы» нигде не звучит так робко и фальшиво, как здесь». Уже на подъезде к Иркутску в поезде ощущается всеобщее оживление: все ждут встречи с Байкалом. «Славное море» ошеломляет, покоряет, завораживает. Знаменитое озеро как нельзя лучше соответствует и величию страны, и величию русской души. Несколько часов поезд идет берегом «священного Байкала» и все это время невозможно не смотреть на него, говорить и думать о чем-нибудь другом.
Пос. Атамановка. 2003 г. |
Наша первая остановка в Улан-Удэ, столице Бурятии. Читинская и Забайкальская епархия, в которую входит и Бурятия, – одна из самых больших в России. (Из всех европейских держав лишь Испания и Франция заметно превосходят ее по площади). Москва и Петербург по здешним меркам – это где-то совсем рядом. Но при низкой плотности населения фактор расстояния резко обостряет многие проблемы, в том числе и проблему восстановления порушенных святынь: монастырей и храмов. А самое грустное: годы безбожия искалечили души людей. И сегодня нужно не просто восстанавливать уничтоженные или оскверненные некогда церкви, необходимо проповедовать Слово Божие, врачевать искалеченные грехом души людей, потерявших подлинные ориентиры в жизни, утративших основную Идею, которая всегда была духовным стержнем российского государства, – идею предстояния Господу, жизни в Церкви.
Новый кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери в процессе возведения. 2004 г. |
Знали мы и о том, что в епархии строятся все новые и новые церкви, происходят массовые крещения жителей, возрождаются, казалось бы, прочно забытые традиции крестных ходов, расширяется деятельность православного молодежного движения, работают Пастырские курсы, проводятся Иннокентьевские чтения.
Всехсвятский женский монастырь в пос. Атамановка. 2003 г. |
И все-таки мы не ожидали, что окажемся не просто свидетелями, но и участниками столь многих знаменательных событий, определяющих сегодня церковную жизнь в епархии.
Соборный храм Спасо-Преображенского Посольского монастыря. 2002 г. |
Нет не случайно оказались мы в Такой праздник в Таком месте! Высокий молитвенный настрой во время богослужения, удивительно проникновенная проповедь владыки стали для всех нас неким знаком необходимости духовного и физического врачевания. В эти минуты мы чувствовали себя не лучше заключенных. На этих людей нашелся земной закон, но всегда ли мы помним о том, что найдется Высший Закон на всех нас, любящих жизнь привольную, скользящих и виляющих, погрязших в страстях? Господи, помоги нам приобрести страх перед Тобой!
Мы выходили из храма, а из окон и дверей бараков нас провожали взгляды сотен глаз. Спаси Господи всех, кто преподнес нам такой поучительный подарок и помоги заключенным здесь людям и нам, привольным, найти путь к Тебе!
Мы возвратились в Улан-Удэ в канун праздника Смоленской иконы Божией Матери, который является престольным для одного из храмов г. Улан-Удэ, бывшего в XVII веке казачьим зимовьем Удинским, затем уездным Верхнеудинском, а ныне столицей Бурятии. 10 августа в Одигитриевском храме Преосвященнейший Евстафий в сослужении со священством Читинского и Бурятского благочиний совершил Божественную Литургию, по окончании которой состоялся крестный ход по городу с преднесением Смоленской иконы. Было отрадно видеть, что все более привычными становятся крестные ходы для жителей православного Забайкалья. Осеняемый хоругвями, с молебным пением торжественно шествовал по городу крестный ход, по пути следования которого к нему присоединялись прихожане других храмов, жители «Красной Уды». «И все это для того, – писал еще в XI веке св. Симеон Солунский, – чтобы очистить все пути и распутья, оскверненные нашими грехами, (...) чтобы обитаемый град и вся страна соделались причастниками Божественной благодати».
В следующие дни владыка Евстафий совершил рабочие поездки по епархии, и нам удалось побывать в мужском Посольском и женском Батуринском монастырях.
Триста пятьдесят лет назад на месте будущей обители, на пустынном берегу озера-моря Байкал в тихом заливе Прорва останавливались на короткий отдых отряды первых русских казаков – землепроходцев. Но, ох, как не просто шло освоение дикого тогда края. 7 октября 1651 года на греющихся у костра восьмерых членов посольства, отправленного Государем Алексеем Михайловичем к забайкальскому хану Турухай – табунану, вероломно напал отряд «брацких людей». Под градом стрел пали сам посол Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл да подъячий с казаками. Погибших похоронили на месте трагедии, а вскоре над могилой была поставлена часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Начало же монашеской жизни было положено в 1681 году.
Удачное расположение монастыря близ устья р. Селенги превратило его в место, посещаемое по пути из Предбайкалья в Забайкалье. Так, в 1687 году здесь останавливалась посольская миссия в Китае во главе с Ф.А. Головиным. Будущий генерал-адмирал, руководитель внешней политики России и первый кавалер ордена святого Андрея Первозванного своим указом отвел монастырю земельные и рыболовные угодья. Прибывающие к Головину китайские посольства принимались именно здесь. Позже иркутские власти сделали монастырь местом дипломатических переговоров с Китаем и Монголией. В начале XVIII века здесь останавливался святитель Иннокентий Иркутский, следовавший в Китай для заведования Пекинской Духовной миссией, а в 1735–36 годах первооткрыватель Камчатки С.П. Крашенинников составил подробное описание монастыря. Тогда же здесь останавливалась экспедиция Витуса Беринга и при обители был обустроен морской порт.
Сегодня этот бывший миссионерский монастырь возрождается, – медленно, но верно, – напоминая всем об уходящих своими корнями в далекое прошлое традициях православного Забайкалья.
С неподдельной радостью встречали насельники обители правящего архиерея. Владыка Евстафий подробно расспросил наместника отца Николая о ходе восстановительных работ, отслужил литию по убиенным послам и всем усопшим монахам Посольского монастыря, а затем разделил трапезу с братией. Встреча прошла тепло, по-домашнему. Надо было видеть, какой любовью светились глаза наместника и насельников обители, провожавших нас в дальнейший путь.
Сретенский женский монастырь в с. Батурино. 2002 г. |
Может, потому и сохранил Господь этот чудный край с пронзающим безоблачное небо колокольным шпилем, вновь и вновь призывая нас к покаянию?
Здесь, за тысячи километров от Москвы, наедине с завораживающим величием сибирской природы сами собой рождаются мысли о главном: что же ждет нашу страну, народ, неужели тысячелетние труд, страдания, духовный подвиг, – все напрасно, и заселят в конечном итоге этот благодатный край наши братья с берегов Янцзы и Хуанхэ? Правильно ли ты живешь, правильно ли делаешь свой выбор в жизни? Насельницы Батуринской обители свой выбор сделали. Так хочется верить, что Господь не посрамит их упований и укрепит в их подвиге.
Начало Успенского поста владыка Евстафий отметил малым освящением строящегося Никольского храма в одном из райцентров, поселка Мухоршибирь. Общая молитва объединила нас всех: тепло встретивших владыку представителей местной власти, строителей храма, жителей поселка и паломников из Москвы.
Урочище Дворцы, место установки Креста. 2002 г. |
Выехав за пределы Читы, мы спешились и крестным ходом отправились с молитвенным пением к подножию выбранной для установки Святыни сопки. Тяжелый 4-х метровый сварной крест сначала принял на свои рамена сам владыка, затем Святыню смогли понести все участники крестного хода. Собравшихся было немного, и я в который раз подумал: как часто события, порой меняющие ход истории, происходят незаметно, прикровенно для современников. И как часто мы, увлеченные внешне громкими, яркими, но пустыми событиями, «мыльными пузырями», не замечаем, как рядом с нами творится подлинная История. И, не скрою, нас, москвичей, переполняли не только духовная радость, но и горячее чувство благодарности владыке Евстафию. Мы, миряне, можем лишь догадываться, как тяжел подвиг архиерея, возглавившего самую большую и далеко не самую благополучную епархию в России. Своей искупительной молитвой за поруганные святыни и отказ от духовного наследия наших предков владыка восстанавливает почти утраченную связь времен...
Полтора миллиарда китайцев весело и жадно взирают на эту благодатную и обезлюдевшую землю, мысленно уже считая ее своей (в недалекой исторической перспективе). И не просто взирают, а заселяют – всеми правдами и неправдами. «Граница на замке» – это, увы, не про наше время сказано». А Бурятия, входящая в состав епархии, с ее традиционной религией, ламаизмом? Сколько нужно ума, такта, душевных сил, любви, чтобы не просто сохранить братские (а русские казаки – первопроходцы в XVII веке так и называли бурят – «братами», отсюда, кстати, название города Братска) отношения, но и развивать, укреплять их!
Крестный Ход в урочище Дворцы. 17 августа 2002 г. |
Идти становилось все труднее, но разве можно отставать? Впереди – сам владыка, а за ним влекомые невидимой и благодатной Силой восходили сестры Всехсвятской обители во главе с настоятельницей матушкой Евникией (сколько же тепла, доброты излучает этот удивительный человек, храни ее Господь!). И силы природы отступили. Повинуясь велению Божию, сила притяжения тянула и тянула нас, но уже не к низу, а к верху!
Вот и вершина. Отсюда открывался фантастический по красоте вид: на многие километры вокруг нас окружали зеленые волны сопок. Границы таежного моря тонули в тумане...
Предстояло поднять и установить крест на самом верху 20-метрового скального выступа. Закончили подготовительные работы, Владыка отслужил молебен. Исчезнувшую куда-то физическую усталость сменил необыкновенный духовный подъем. Крест начал плавно подниматься вверх на веревках по вертикальному склону скалы. Вихрем проносятся тысячи мыслей: Фавор, Голгофа, Елеон – все, как в фокусе, сошлось в один миг на этой сопке. Вдруг вспомнилось: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2,12). Но страха уже не было, только радость и трепет. Еще одна Святыня осеняет отныне Читинскую землю! Еще одна духовная победа в деле возрождения Православной Руси!
Праздничная Литургия 21 августа 2003 г. в годовщину обретения святых мощей преподобного Варлаама Чикойского. |
Да, ночь 21 августа останется для нас незабываемой. И вдохновенный молебен Владыки на предполагаемом месте нахождения святых мощей, и неусыпаемое чтение псалтири, и таинственный великий момент обретения Святыни!
Отрадно было сознавать, что если восстановление в Ростове Великом Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря в далеком уже 1991году владыка Евстафий начал с перенесения в обитель, а по сути второго обретения мощей святителя Димитрия, то и теперь служение епископа Евстафия в Забайкалье ознаменовано событием огромной важности: обретением мощей первого (после канонизированного в 2000 году новомученника епископа Селенгинского Ефрема) забайкальского святого. Еще один подвижник из сонма Сибирских чудотворцев явлен миру, еще один ходатай перед Престолом Божиим за всех нас, грешных!
Праздничная Литургия 21 августа 2003 г. в годовщину обретения святых мощей преподобного Варлаама Чикойского. Возглавляет службу Преосвященнейший Евстафий, епископ Читинский и Забайкальский. Вознесенский храм (бывший кафедральный собор). |
P.S. 26 сентября 2004 года состоялось торжественное освящение Кафедрального Казанского собора богоспасаемого града Читы. Выстроенный в кратчайшие сроки этот храм на сегодня является самым большим в азиатской части России.