На святой Забайкальской земле

"Часовня
Часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского на Титовской сопке. Город Чита. 2003 г.
...Четвертые сутки за окном поезда мелькали березы... Прав был Николай Васильевич Гоголь: «... надо проездиться по России». Только тогда начинаешь не просто осознавать, а физически ощущать, как велика наша «страна березового ситца...»

Все мы испытывали радостное волнение от предстоящей встречи. Мы – это несколько паломников из Москвы, которые, желая познакомиться со святынями Забайкалья, отправились в путь, получив благословение правящего архиерея, епископа Читинского и Забайкальского Евстафия…

Постепенно березу вытесняет ель. Меняется и ландшафт: на смену равнине приходят сопки, покрытые тайгой. Вспомнился А.П. Чехов: «Фраза «Человек есть царь природы» нигде не звучит так робко и фальшиво, как здесь». Уже на подъезде к Иркутску в поезде ощущается всеобщее оживление: все ждут встречи с Байкалом. «Славное море» ошеломляет, покоряет, завораживает. Знаменитое озеро как нельзя лучше соответствует и величию страны, и величию русской души. Несколько часов поезд идет берегом «священного Байкала» и все это время невозможно не смотреть на него, говорить и думать о чем-нибудь другом.

"Пос.
Пос. Атамановка. 2003 г.
Но вот и Забайкалье! Знаменитая Даурия. «...Селенга – сплошная красота, а в Забайкалье я находил все, что хотел: и Кавказ, и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон. Днем скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уж Полтавская губерния – и так всю тысячу верст», – писал более ста лет назад А.П. Чехов домочадцам по пути на Сахалин. И далее: «...Нахожусь под впечатлением Забайкалья, (...) превосходный край. Вообще говоря, от Байкала начинается сибирская поэзия, до Байкала же была проза...».

Наша первая остановка в Улан-Удэ, столице Бурятии. Читинская и Забайкальская епархия, в которую входит и Бурятия, – одна из самых больших в России. (Из всех европейских держав лишь Испания и Франция заметно превосходят ее по площади). Москва и Петербург по здешним меркам – это где-то совсем рядом. Но при низкой плотности населения фактор расстояния резко обостряет многие проблемы, в том числе и проблему восстановления порушенных святынь: монастырей и храмов. А самое грустное: годы безбожия искалечили души людей. И сегодня нужно не просто восстанавливать уничтоженные или оскверненные некогда церкви, необходимо проповедовать Слово Божие, врачевать искалеченные грехом души людей, потерявших подлинные ориентиры в жизни, утративших основную Идею, которая всегда была духовным стержнем российского государства, – идею предстояния Господу, жизни в Церкви.

"Новый
Новый кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери в процессе возведения. 2004 г.
Отправляясь в путь, мы уже многое знали. Знали о том, что с приездом в Забайкалье нового владыки (февраль 2000 г.) церковная жизнь в епархии необыкновенно оживилась. Уже в марте 2000 года были открыты мужской Посольский Спасо-Преображенский монастырь и вновь учрежденная женская Сретенская обитель в селе Батурино. А 17 июня 2001 года, в день празднования памяти Всех Российских Святых в 20 км от Читы, в поселке Атамановка было освящено место под строительство Всехсвятского женского монастыря, основные постройки которого были возведены уже к лету следующего года! В самой Чите, на одной из господствующих высот (Титовская сопка) возведена красивейшая часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, напоминающая читинцам, что они живут в православном городе. А главное – на одной из центральных площадей началось сооружение городского соборного храма в честь иконы Казанской Божией Матери.

Знали мы и о том, что в епархии строятся все новые и новые церкви, происходят массовые крещения жителей, возрождаются, казалось бы, прочно забытые традиции крестных ходов, расширяется деятельность православного молодежного движения, работают Пастырские курсы, проводятся Иннокентьевские чтения.

"Всехсвятский
Всехсвятский женский монастырь в пос. Атамановка. 2003 г.
Знали и не удивлялись. Как в годы войны на самые тяжелые участки фронта направляют способнейших полководцев, так и Святая Церковь назначает лучших своих чад на самые трудные, ответственные послушания. Крест дается тому, кто может его понести. Весь жизненный путь владыки Евстафия – это путь служения Церкви, а значит, народу. Восстановление из руин первого из возвращенных Православной Церкви мужского московского Свято-Данилова монастыря, духовничество и восстановление первой в России из возвращенных Церкви женской Толгской обители, десятилетний подвиг возрождения из небытия ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря – и везде труд, труд, труд и молитва. И еще сотни людей – монахов и мирян, его духовных чад и всех, кто просит наставления, помощи, молитвы, и которые, благодаря Владыке, пришли к вере и покаянию.

И все-таки мы не ожидали, что окажемся не просто свидетелями, но и участниками столь многих знаменательных событий, определяющих сегодня церковную жизнь в епархии.

"Соборный
Соборный храм Спасо-Преображенского Посольского монастыря. 2002 г.
Наше паломничество началось в канун праздника великомученика и целителя Пантелеимона. Сам праздник является престольным для храма, возведенного на территории колонии в г. Гусиноозерске, в 250 км от Улан-Удэ. Именно здесь 9-го августа Преосвященнейший Евстафий, епископ Читинский и Забайкальский в сослужении с благочинным Бурятии отцом Олегом и настоятелем храма отцом Виктором совершил Божественную Литургию. На службе присутствовали около 20-ти заключенных, в основном, молодежь и офицеры-сотрудники.

Нет не случайно оказались мы в Такой праздник в Таком месте! Высокий молитвенный настрой во время богослужения, удивительно проникновенная проповедь владыки стали для всех нас неким знаком необходимости духовного и физического врачевания. В эти минуты мы чувствовали себя не лучше заключенных. На этих людей нашелся земной закон, но всегда ли мы помним о том, что найдется Высший Закон на всех нас, любящих жизнь привольную, скользящих и виляющих, погрязших в страстях? Господи, помоги нам приобрести страх перед Тобой!

Мы выходили из храма, а из окон и дверей бараков нас провожали взгляды сотен глаз. Спаси Господи всех, кто преподнес нам такой поучительный подарок и помоги заключенным здесь людям и нам, привольным, найти путь к Тебе!

Мы возвратились в Улан-Удэ в канун праздника Смоленской иконы Божией Матери, который является престольным для одного из храмов г. Улан-Удэ, бывшего в XVII веке казачьим зимовьем Удинским, затем уездным Верхнеудинском, а ныне столицей Бурятии. 10 августа в Одигитриевском храме Преосвященнейший Евстафий в сослужении со священством Читинского и Бурятского благочиний совершил Божественную Литургию, по окончании которой состоялся крестный ход по городу с преднесением Смоленской иконы. Было отрадно видеть, что  все более привычными становятся крестные ходы для жителей православного Забайкалья. Осеняемый хоругвями, с молебным пением торжественно шествовал по городу крестный ход, по пути следования которого к нему присоединялись прихожане других храмов, жители «Красной Уды». «И все это для того, – писал еще в XI веке св. Симеон Солунский, – чтобы очистить все пути и распутья, оскверненные нашими грехами, (...) чтобы обитаемый град и вся страна соделались причастниками Божественной благодати».

В следующие дни владыка Евстафий совершил рабочие поездки по епархии, и нам удалось побывать в мужском Посольском и женском Батуринском монастырях.

Триста пятьдесят лет назад на месте будущей обители, на пустынном берегу озера-моря Байкал в тихом заливе Прорва останавливались на короткий отдых отряды первых русских казаков – землепроходцев. Но, ох, как не просто шло освоение дикого тогда края. 7 октября 1651 года на греющихся у костра восьмерых членов посольства, отправленного Государем Алексеем Михайловичем к забайкальскому хану Турухай – табунану, вероломно напал отряд «брацких людей». Под градом стрел пали сам посол Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл да подъячий с казаками. Погибших похоронили на месте трагедии, а вскоре над могилой была поставлена часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Начало же монашеской жизни было положено в 1681 году.

Удачное расположение монастыря близ устья р. Селенги превратило его в место, посещаемое по пути из Предбайкалья в Забайкалье. Так, в 1687 году здесь останавливалась посольская миссия в Китае во главе с Ф.А. Головиным. Будущий генерал-адмирал, руководитель внешней политики России и первый кавалер ордена святого Андрея Первозванного своим указом отвел монастырю земельные и рыболовные угодья. Прибывающие к Головину китайские посольства принимались именно здесь. Позже иркутские власти сделали монастырь местом дипломатических переговоров с Китаем и Монголией. В начале XVIII века здесь останавливался святитель Иннокентий Иркутский, следовавший в Китай для заведования Пекинской Духовной миссией, а в 1735–36 годах первооткрыватель Камчатки С.П. Крашенинников составил подробное описание монастыря. Тогда же здесь останавливалась экспедиция Витуса Беринга и при обители был обустроен морской порт.

Сегодня этот бывший миссионерский монастырь возрождается, – медленно, но верно, – напоминая всем об уходящих своими корнями в далекое прошлое традициях православного Забайкалья.

С неподдельной радостью встречали насельники обители правящего архиерея. Владыка Евстафий подробно расспросил наместника отца Николая о ходе восстановительных работ, отслужил литию по убиенным послам и всем усопшим монахам Посольского монастыря, а затем разделил трапезу с братией. Встреча прошла тепло, по-домашнему. Надо было видеть, какой любовью светились глаза наместника и насельников обители, провожавших нас в дальнейший путь.

"Сретенский
Сретенский женский монастырь в с. Батурино. 2002 г.
Сретенский женский монастырь в селе Батурино живописно расположился в 78 км от Улан-Удэ, на одном из притоков Селенги, со всех сторон окруженный высокими лесистыми сопками. Еще в начале XIX века поднялся в центре села красивый каменный храм, возведенный ссыльными декабристами, могила одного из которых, И.Ф. Шимкова – рядом с церковью. На нашу реплику по поводу исторических парадоксов матушка Глафира, игумения монастыря, заметила: «Как знать, может быть, покаяние этого человека было так глубоко, что нам и не снилось».

Может, потому и сохранил Господь этот чудный край с пронзающим безоблачное небо колокольным шпилем, вновь и вновь призывая нас к покаянию?

Здесь, за тысячи километров от Москвы, наедине с завораживающим величием сибирской природы сами собой рождаются мысли о главном: что же ждет нашу страну, народ, неужели тысячелетние труд, страдания, духовный подвиг, – все напрасно, и заселят в конечном итоге этот благодатный край наши братья с берегов Янцзы и Хуанхэ? Правильно ли ты живешь, правильно ли делаешь свой выбор в жизни? Насельницы Батуринской обители свой выбор сделали. Так хочется верить, что Господь не посрамит их упований и укрепит в их подвиге.

Начало Успенского поста владыка Евстафий отметил малым освящением строящегося Никольского храма в одном из райцентров, поселка Мухоршибирь. Общая молитва объединила нас всех: тепло встретивших владыку представителей местной власти, строителей храма, жителей поселка и паломников из Москвы.

"Урочище
Урочище Дворцы, место установки Креста. 2002 г.
Вскоре, 17 августа Господь судил нам принять участие в особенно благодатном действе – установке креста в урочище Дворцы, к северо-западу от Читы. К этому времени с трех сторон кресты уже обороняли город от духов злобы поднебесных. Теперь предстояло завершить дело защиты города от духовных врагов.

Выехав за пределы Читы, мы спешились и крестным ходом отправились с молитвенным пением к подножию выбранной для установки Святыни сопки. Тяжелый 4-х метровый сварной крест сначала принял на свои рамена сам владыка, затем Святыню смогли понести все участники крестного хода. Собравшихся было немного, и я в который раз подумал: как часто события, порой меняющие ход истории, происходят незаметно, прикровенно для современников. И как часто мы, увлеченные внешне громкими, яркими, но пустыми событиями, «мыльными пузырями», не замечаем, как рядом с нами творится подлинная История. И, не скрою, нас, москвичей, переполняли не только духовная радость, но и горячее чувство благодарности владыке Евстафию. Мы, миряне, можем лишь догадываться, как тяжел подвиг архиерея, возглавившего самую большую и далеко не самую благополучную епархию в России. Своей искупительной молитвой за поруганные святыни и отказ от духовного наследия наших предков владыка восстанавливает почти утраченную связь времен...

Полтора миллиарда китайцев весело и жадно взирают на эту благодатную и обезлюдевшую землю, мысленно уже считая ее своей (в недалекой исторической перспективе). И не просто взирают, а заселяют – всеми правдами и неправдами. «Граница на замке» – это, увы, не про наше время сказано». А Бурятия, входящая в состав епархии, с ее традиционной религией, ламаизмом? Сколько нужно ума, такта, душевных сил, любви, чтобы не просто сохранить братские (а русские казаки – первопроходцы в XVII веке так и называли бурят – «братами», отсюда, кстати, название города Братска) отношения, но и развивать, укреплять их!

"Крестный
Крестный Ход в урочище Дворцы. 17 августа 2002 г.
Да, каждый несет по жизни свой крест, который судил ему Господь. И все же мы были потрясены, став свидетелями того, как на последнем, самом тяжелом отрезке пути, где дорога круто уходила вверх, владыка вновь сам понес «свой» крест...

Идти становилось все труднее, но разве можно отставать? Впереди – сам владыка, а за ним влекомые невидимой и благодатной Силой восходили сестры Всехсвятской обители во главе с настоятельницей матушкой Евникией (сколько же тепла, доброты излучает этот удивительный человек, храни ее Господь!). И силы природы отступили. Повинуясь велению Божию, сила притяжения тянула и тянула нас, но уже не к низу, а к верху!

Вот и вершина. Отсюда открывался фантастический по красоте вид: на многие километры вокруг нас  окружали зеленые волны сопок. Границы таежного моря тонули в тумане...

Предстояло поднять и установить крест на самом верху 20-метрового скального выступа. Закончили подготовительные работы, Владыка отслужил молебен. Исчезнувшую куда-то физическую усталость сменил необыкновенный духовный подъем.  Крест начал плавно подниматься вверх на веревках по вертикальному склону скалы. Вихрем проносятся тысячи мыслей: Фавор, Голгофа, Елеон – все, как в фокусе, сошлось в один миг на этой сопке. Вдруг вспомнилось: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2,12). Но страха уже не было, только радость и трепет. Еще одна Святыня осеняет отныне Читинскую землю! Еще одна духовная победа в деле возрождения Православной Руси!

"Праздничная
Праздничная Литургия 21 августа 2003 г. в годовщину обретения святых мощей преподобного Варлаама Чикойского.
Венцом нашего пребывания на святой забайкальской земле стало событие из ряда тех, участвовать в которых даже однажды в жизни доводилось далеко не каждому. И в этом мы увидели проявление милости Божией к нам, недостойным. Да, 21 августа отныне занесено в местный православный календарь как день обретения мощей преподобного Варлаама Чикойского. Этот великий подвижник, основатель иноческой обители в Чикойских горах был современником преподобного Серафима Саровского. Церковное предание гласит, что Чикойский пустынник состоял в молитвенной связи с батюшкой Серафимом. В последние годы жизни, будучи игуменом известного в Сибири монастыря, преподобный Варлаам особенно потрудился на ниве искоренения раскола, став достойным продолжателем дела великого святителя Димитрия Ростовского.

Да, ночь 21 августа останется для нас незабываемой. И вдохновенный молебен Владыки на предполагаемом месте нахождения святых мощей, и неусыпаемое чтение псалтири, и таинственный великий момент обретения Святыни!

 Отрадно было сознавать, что если восстановление в Ростове Великом Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря в далеком уже 1991году владыка Евстафий начал с перенесения в обитель, а по сути второго обретения мощей святителя Димитрия, то и теперь служение епископа Евстафия в Забайкалье ознаменовано событием огромной важности: обретением мощей первого  (после канонизированного в 2000 году новомученника епископа Селенгинского Ефрема) забайкальского святого. Еще один подвижник из сонма Сибирских чудотворцев явлен миру, еще один ходатай перед Престолом Божиим за всех нас, грешных!

"Праздничная
Праздничная Литургия 21 августа 2003 г. в годовщину обретения святых мощей преподобного Варлаама Чикойского. Возглавляет службу Преосвященнейший Евстафий, епископ Читинский и Забайкальский. Вознесенский храм (бывший кафедральный собор).
Мы покидали Читу, с трудом сознавая очевидное: нашего бытия в далекой когда-то, но ставшей такой близкой теперь Сибири было всего две недели! Казалось, прошло полгода: так много увидено и пережито. Спаси Вас, Господи, дорогой владыка Евстафий! За Вашу любовь к людям, доброту и гостеприимство, за Ваши молитвы и тот труд, который мы должным образом, увы, не всегда можем оценить. Пусть неотступными помощниками в Ваших благих трудах будут Сибирские святые, ставшие теперь и для нас родными и близкими. И пусть сбудутся слова нашего великого соотечественника М.В. Ломоносова: «Богатство России Сибирью прирастать будет», – помня при этом, что корнем слова «богатство» является Бог!

P.S. 26 сентября 2004 года состоялось торжественное освящение Кафедрального Казанского собора богоспасаемого града Читы. Выстроенный в кратчайшие сроки этот храм на сегодня является самым большим в азиатской части России.

Юрий Крестников

14 декабря 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×