Судьба творений святителя Иоанна Златоуста на Руси и во всем славянском мире удивительна. Вместе с принятием христианства и созданием славянской грамоты на славянский язык переводились книги Священного Писания, Божественная литургия, молитвословия которой принадлежат перу святителя Иоанна, и многие его творения.
В начале X века, при болгарском царе Симеоне, создается сборник произведений святителя Иоанна. Этот сборник и лег в основу любимого на Руси Златоструя, широко распространенного в XII–XVIII веках. Творения Златоуста мы находим и в древнейшей русской рукописной книге — Изборнике Святослава 1076 года. Без творений Златоуста не обходятся такие популярные на Руси сборники, как Маргарит, Измарагд, Златоуст, Златая цепь.
В петровскую эпоху «Духовный регламент» определял: «Должен всяк проповедник имети у себе книги святого Златоустого и прилежно чести оныя: ибо тако приобучится складать чистейшее и яснейшее слово».