Москва, 18 ноября 2008 г.
Перед Синодом Украинской Церкви, который недавно сравнил голодомор с геноцидом, не стояла цель признать эту трагедию «именно фактом геноцида», заявил викарий митрополита Киевского епископ Переяслав-Хмельницкий Александр.
«Речь не шла о том, что это был именно геноцид... Мы вообще старались избежать этого слова, потому что геноцид — это преступление одного народа против другого. Мы ни в коем случае не ставим вопрос таким образом», — подчеркнул он в интервью украинскому еженедельнику «Зеркало недели».
«Мы говорим о голодоморе как трагедии нашего народа, об осуждении преступного режима, который довел народ до вымирания. Точно так же (был) «организован» голод в Поволжье и в других местах», — отметил он.
По словам епископа, «это было преступление в первую очередь против человека. Власть во всех уголках страны вытравливала людей, которые хотели и могли свободно трудиться на своей земле», сообщает Патриархия.ru.
«Это была идеология тех, кто в то время находился у власти, и именно эту идеологию, вылившуюся в такой поступок, мы осудили решением Синода, поэтому я бы не советовал акцентировать внимание именно на слове «геноцид», — подчеркнул украинский иерарх, слова которого цитирует «Интерфакс».
Отвечая на вопрос, как может отразиться это обращение Синода на отношениях с Русской Церковью, он заявил: «Наша якобы полная подчиненность Московскому Патриархату — миф, сфабрикованный для дискредитации нашей Церкви».
По словам епископа, митрополит Владимир — «достаточно сильная личность, чтобы принимать самостоятельные решения».
«А что касается решения Синода по голодомору — я вообще не понимаю, почему оно должно что-то испортить. Вы думаете, в Русской Православной Церкви кто-то в восторге от голодомора или сильно тоскует по власти большевиков? Думаю, там это воспримут как должное», — подытожил он.
В Московском Патриархате считают, что действиям большевиков, результатом которых стал массовый голод в 1930-х годах, следует дать решительную оценку, но призывают отринуть попытки связать ту трагедию с понятием геноцида.
«В связи с темой массового голода 1930-х годов есть над чем подумать и на Украине, и в России. В Киеве должны понять, что эта трагедия касалась не только одного народа, а Москве следовало бы решительно осудить действия большевиков, которые привели к массовому голоду», — заявил порталу «Интерфакс-Религия» во вторник замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Для него очевидно, что «эти действия сознательно были направлены на истребление целых классов народа». Он также выразил полное согласие со словами епископа Переяслав-Хмельницкого Александра, сказавшего о позиции Украинской Церкви в отношении голодомора как геноцида: «Мы вообще старались избежать этого слова, потому что геноцид — это преступление одного народа против другого».
«Исторически геноцид — понятие, которое обозначает уничтожение людей именно по национальному или религиозному признаку, чего в случае с массовым голодом 1930-х годов не было», — убежден священник.
«Были социальные репрессии. Страдали люди разных национальностей, страдали те крестьяне, которые по самому своему названию были христианами, которые, вопреки мифам советской пропаганды, не рушили храмы, а отстаивали их, поднимались на восстания против большевиков, никак не желали смириться с коллективизацией и другими чудовищными экспериментами над российским, украинским и другими народами», — отметил отец Всеволод.
По его словам, «большевики действительно пытались уничтожить как класс тех, кто составлял основу России — крестьян, и действиям тогдашней большевистской так называемой власти нужно дать решительную оценку».
Как считает собеседник агентства, «назвать эти преступления как совершенно неприемлемые, как беспрецедентное истребление собственного народа по социальному признаку можно и нужно». По его мнению, нужно также на национальном уровне отдавать дань памяти жертвам массового голода.
«Судить за это преступление уже некого — виновных, если они не раскаялись, навечно осудил сам Господь, но назвать преступление преступлением, назвать преступными те структуры, которые виновны, на мой взгляд, было бы очень полезно не только для оценки прошлого, но и для созидания достойного будущего», — заявил представитель Русской Церкви.
Комментируя недавний документ Синода Украинской Православной Церкви на тему голодомора, отец Всеволод отметил, что он «разрабатывался и принимался совершенно независимо от Москвы, но для многих священнослужителей и мирян нашей Церкви близки те его мысли, которые касаются осуждения большевистских преступлений».