Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

Мастер древнего искусства

Беседа с мастером золотого шитья Александром Дмитриевым

Александр Дмитриев – мастер ручной вышивки, выпускник Торжокского художественного училища золотого шитья и Высшей школы народных искусств в Санкт-Петербурге, основанной в 1911 году императрицей Александрой Федоровной и возобновленной Людмилой Путиной в 2003-м. Мы встретились с Александром перед его возвращением домой, в Россию, из Америки, где семь месяцев он провел в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле.

– Александр, шитье золотом ведь древнее искусство?

– Да. Традиция золотошвейного мастерства пришла к нам из Фригии. Там в VIII веке до Рождества Христова изобрели золотую нить. На Руси вышивкой золотом стали заниматься еще до крещения Руси. Известно, что княгиня Ольга в IX веке ездила в Константинополь, где увидела работы византийских рукодельниц, и переняла их мастерство. Лицевое шитье (от слова «лик») мы узнали уже позже, от болгар, после принятия христианства.

Одежда князей в то время расшивалась золотом, а иконы начали вышивать с XI столетия. К началу XIX века в России насчитывалось около 30 центров злотого шитья – в Олонце, Лыскове, Калязине, Торжке, Торопце. Мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, пояса, сафьяновую обувь, кошельки, детали праздничного народного костюма, предметы церковного обихода. Заказы приходили от царского двора, в частности, от самодержцев Екатерины II и Александра II.

Сейчас центром золотого шитья является моя родина – старинный город Торжок Тверской области.

– А в наше время какие произведения пользуются спросом?

– Для храмов и монастырей в немногочисленных мастерских изготавливают плащаницы, пелены под иконы, облачения для священнослужителей. Миряне чаще заказывают парные иконы – Казанский образ Божией Матери и икону Господа Вседержителя, а также вышитые шали, детали одежды.

– Существуют ли определенные церковные каноны лицевой и золотой вышивки?

– В облачении это, прежде всего, иконописный канон. Икона должна располагаться на определенном месте, крест должен быть выделен, орнамент – поддерживать крест.

Сейчас в орнаментах стараются ориентироваться на византийский стиль и русский стиль домонгольского периода.

Технология лицевого шитья тесно связано с иконописью и фреской. Но главное отличие современного золотошвейного и лицевого производства от дореволюционного в том, что раньше в России были цеха, где на каждую деталь, например плащаницы, имелись свои мастера: на руки, лики, глаза, орнаменты, шитье золотом или жемчугом.

Сейчас все чаще цех заключается в одном человеке. Но по опыту могу сказать, что это очень трудоемкая работа. Несмотря на то, что есть в наше время неплохие авторские работы, серьезно в этом народном творчестве одному делать нечего.

В училище мы всемером вышивали плащаницу «Успение Пресвятой Богородицы», в мастерской в Санкт-Петербурге делали плащаницу для собора Петропавловской крепости размером два с половиной метра. Вышивали по пять-шесть человек одновременно: кто-то вышивал лики, кто-то облачение святых, надписи. Одни вышивали золотом, другие жемчугом… Мне чаще всего доверяли золото.

И еще. Настоящее лицевое шитье – дорогостоящее и непростое в исполнении. На современном оборудовании работы выполняются быстро, и цена их на порядок ниже. При этом машинная вышивка позиционируется как «традиционное лицевое шитье, выполненное в древних традициях». Компьютерная программа, конечно, может заменить труд многих мастеров. Но разве может машина заменить руку мастера?

– Сейчас вы работаете над образом преподобного Серафима Саровского. Это будет икона?

– Это пелена, которую обычно вешают под иконы. Образ может быть и иконой, если заключить его в рамку.

К преподобному Серафиму я обращаюсь давно как к нашему молитвеннику и помощнику в жизненных обстоятельствах.

В 2000 году я крестился и в том же году поступил в училище. Помню, как 26 июля поднялся рано утром и сказал себе: «Еду в Дивеево». До монастыря добирался на электричках и автостопом: через Москву, Шатуру, Муром, Арзамас. У меня не было денег, но когда попутчики узнавали, куда я еду, давали деньги на дорогу и просили помолиться.

В обители духовник сказал мне, чтобы я молился преподобному батюшке Серафиму, святителю Спиридону Тримифунтскому и Божией Матери пред Ее Курским Коренным образом. И я молился. И приехал прямо на то место, где находится святой образ. Семь месяцев учился в семинарии в Джорданвилле, а перед самым отъездом в Санкт-Петербург сподобился не только приложиться к иконе, но и ночевал в одном с ней помещении.

– Александр, какие из вещей, подобных старинным, хотелось бы вышить?

– В ближайшем будущем – архиерейский саккос. А в целом мне интересна стилистика золотого шитья разных областей России, как церковная, так и светская. Хотелось бы также обобщить историю золотошвейного училища в Торжке. Это одно из старейших учебных заведений России, оно основано в 1894 году. В 1995 году его посетил приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II.

Кстати, одновременно с изучением церковной вышивки я пытаюсь больше постигнуть и основы Православной веры: участвую в православных конференциях, которые проходят в городе на Неве, познакомился с мастерскими и школами на Украине, в Белоруссии, в Москве.

А еще очень хотелось бы добраться до Смоленска, где, по архивным данным, в краеведческом музее находится плащаница с раки преподобного Ефрема Новоторжского, и вернуть ее в отреставрированный Борисоглебский монастырь в Торжке.

– Расскажите подробнее об этом святом.

– Преподобный Ефрем – брат Георгия и Моисея Угринов. Венгры по национальности, братья были конюхами у князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Георгий защищал Бориса и сам мученически погиб: желая завладеть золотой гривной, которая была у него на шее, убийцы Бориса отрубили Георгию голову.

Ефрем, которого не было при злодеянии, нашел голову брата и, по благословению митрополита Киевского, пошел в окрестности Торжка, где в 1015–1016 годах основал обитель преподобного Симеона Столпника и странноприимный дом. Повествуя о мученическом подвиге князей Бориса и Глеба, он ходил через Смоленск в Киев и призывал прославить князей в лике святых.

К 1037 году преподобный Ефрем построил в Торжке каменный храм во имя Бориса и Глеба, позже перестроенный. В XVIII веке при разборке старого собора там нашли посох архимандрита, его литургические принадлежности: чашу и дискос, расшитую золотом шапку архимандрита, что говорит о том, что золотое шитье существовало здесь уже в X столетии.

Под спудом обнаружили и нетленные мощи Ефрема, для которых по приказу Петра I была сделана серебряная рака.

– В Америке с кем из интересных людей удалось встретиться?

– Мне посчастливилось прислуживать Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Илариону. Помню, я увидел владыку в Джорданвилле во время трапезы. Мы разговорились. За столом я не сразу заметил панагию и спросил его: «Батюшка, а как Ваше честное имя?». Он отвечал: «Иларион». Без чина и звания. Как удивительны простота, смиренномудрие и доступность владыки.

Запомнились встречи с издательницей Марией Мансур, рассказавшей мне об отце Серафиме (Роузе), с батюшкой Родионом Арагоном из Коста-Рики и его матушкой Еленой.

И, конечно, в семинарии я подружился с хорошими ребятами из разных стран.

– Изменилось ли представление о стране после поездки в Америку?

– В Америке я не раз вспоминал о том, как Авраам просил Бога пощадить город, если в нем найдутся хоть десять праведников. Теперь я точно могу сказать, что в Америке праведников гораздо больше, чем десять, и ради них Господь пощадит эту страну.

Помню, как я три дня стоял у епархиального управления в Твери, чтобы взять благословение на поездку в Джорданвилль. И почти каждый встречный говорил мне: «Зачем тебе нужна Америка – сатанинская страна и Нью-Йорк – блудный город? Неужели у нас в России нет семинарий?». А я отвечал: «Еду к русским».

Признаюсь, что и у меня в то время были некоторые сомнения относительно Америки. Но я ехал учиться и, в свою очередь, делиться русским искусством вышивки.

Сейчас могу сказать, что нам не стоит столь негативно относиться к Америке. Мы видим «соринку в глазу» у соседей, но «бревно» у себя не замечаем. В Америке, как и в любой стране, есть свои негативные стороны, но много и достойных уважения: любовь к своей родине, патриотизм, а у потомков русских – искренняя любовь к родине своих предков, стремление вдали от нее сохранить язык, культуру, искусство, традиции, построить и благоукрасить православные храмы, активно привлекать к церковной жизни молодежь.

Там у меня уже появились первые ученики, и мне не хотелось бы прерывать связи с этой страной. А в дальнейшем, если Бог даст, неплохо было бы организовать мастерскую народного прикладного искусства, чтобы хранить уникальное ремесло наших предков, совершенствовать традиции церковного шитья, женского костюма с вышивкой узором в стиле разных регионов России.

Беседовала Татьяна Веселкина
(Нью-Йорк)

19 мая 2009 г.

Рейтинг: 8 Голосов: 13 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Мария23 июля 2013, 10:29
я бы с удовольствием повышивала, но пока незнаю за что взяться(((
Виктор 6 января 2012, 22:25
А вот пялы на фотографии изображены! Их где-то можно приобрести или заказать изготовить? Может какие-то наставления по изготовлению есть, размеры или чертёжик (рисунок)? Кто может оказать помощь в данном вопросе! Заранее благодарен!
Александра15 июля 2009, 23:41
Александр Дмитриев не окончил Высшую школу народных искусств, а был отчислен со второго курса за неуспеваемость и профнепригодность. А что касается качества выполненных им работ- Вам необходимо мнение специалиста в области золотного шитья.
22 мая 2009, 16:28
Как сотрудница вышивальной мастерской "Покров", принимавшая участие в изготовлении плащаницы для Петропавловского собора, хочу отметить, что господин Дмитриев не входил в число вышивальщиков данного предмета.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Татьяна Веселкина

Новые материалы

Выбор читателей

×