Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

Православие – вера… кенийцев

Какие ассоциации у вас возникают со словом «Африка»? Обезьяны, бананы, примитивные племена с языческими культами? Пляски вокруг костра, воины-масаи с разрисованными лицами, женщины с длинными шеями и оттянутыми мочками ушей?.. Ну, хорошо, кенийцы – это еще и знаменитые бегуны-марафонцы.

Христианство и уж тем более Православие, ассоциировать с этим континентом ну никак невозможно! А теперь признайтесь в этом священнику-кенийцу, чья прапрабабушка уже была православной христианкой. Намекните на это трехстам тысячам православных, живущим в стране, откуда наша общая вера распространилась по всему континенту. Добро пожаловать в Кению – родину Православия в тропической Африке.

Один к тридцати

Фото orthphoto.net
Фото orthphoto.net
Кенийская митрополия отметила в этом году свой полувековой юбилей. Всего 50 лет трудов и молитв – и сегодня Православие исповедует приблизительно каждый 30-й кениец! По некоторым данным, это самая динамично развивающаяся религия в Африке: в большинстве стран к югу от пустыни Сахара она сейчас переживает подъем.

Ничего удивительного, учитывая, что православная вера, в отличие от католицизма или протестантизма, не ассоциируется у африканцев с колонизаторами, поработившими их в свое время. Даже наоборот: освободительное движение середины 20-го века против колониалистов как раз с Православием связано напрямую. Тут нет аллегории: священники вместе с повстанцами пополняли правительственные концлагеря в 50-е годы.

Вообще история Православия на «черном» континенте, жизнь и проповедь ее главных действующих лиц – это почти что приключенческая сага. Пожалуй, началась она не 50 лет назад, а немножечко раньше…в 1-м веке нашей эры, когда на африканскую землю ступила нога первого христианского проповедника – апостола и евангелиста Марка…

«Опора всего христианства» – эфиоп?!

Апостол Марк утвердил Православную Церковь на северном побережье Африки, в Египте, и стал первым ее епископом. Так появился один из пяти старейших Патриархатов («Пентархия» в ранней церкви) – Александрийский, глава которого, между прочим, и по сей день величается Патриархом Александрийским и всея Африки. Позже святой апостол побывал с проповедью Евангелия во внутренних областях континента, в Ливии и в других странах, а в Египте основал христианское училище, откуда вышли многие учителя Церкви, и даже специально для африканцев составил чин Литургии, который долгое время был здесь в ходу.

Первому епископу Александрийской церкви было суждено стать и первым ее мучеником: Иоанн-Марк был убит язычниками на праздник Пасхи, совпавший с каким-то языческим празднованием.

Подпись: После Литургии, Кения. Фото orthphoto.net
Подпись: После Литургии, Кения. Фото orthphoto.net
Однако африканскому Православию это не положило конец: хотя первыми христианами континента были по преимуществу греки и евреи, уже во 2-м веке к крещенской купели потянулись и местные народы. Трудно поверить, что, например, «опорой всего христианства» знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский называл…эфиопского царя, а Православие в этой стране стало государственной религией еще до возникновения ислама! Еще менее известно, что Эфиопию просветил… римлянин из города Тира – епископ Фрументий, чья история жизни похожа на сказку из «Тысяча и одной ночи»…

Воин, философ, миссионер из Аксума

Еще ребенком будущий епископ прибыл на африканское побережье Красного моря вместе со своим учителем, философом-христианином Меропием. На экспедицию напали враги, оставив в живых только 2-х мальчиков: Фрументия и еще одного ученика философа – Эдезия. Юных невольников обучили воинскому искусству и преподнесли в дар правителю Аксумского царства (это государство существовало до 11 века на территории нынешней Эфиопии) – Элла-Аладе.

Впоследствии Фрументия он назначил блюстителем закона и писцом, а его товарища – хранителем казны. После неожиданной смерти Элла-Алады два римлянина взялись за воспитание его малолетнего сына-наследника – Эзаны. Они взрастили его в христианской вере, специально для него даже построили часовню, куда водили и других детей, обучая их.

Когда Эзана вырос, Фрументий и Эдезий просили его о возможности поехать на родину. Но Фрументию суждено было вернуться в Африку: отправившись из Аксума, он заехал в Александрию, к только что ставшему патриархом Афанасию. Выслушав рассказ путешественника о христианах Аксума, патриарх рукоположил его в епископы аксумской церкви, где Фрументий и продолжил свое служение.

Так потихоньку христианство завоевывало позиции основной религии страны. Царь Эзана, между прочим, стал первым в мире правителем, отчеканившим знак креста на государственных монетах. Сейчас воспоминание об этом – довольно многочисленная коптская православная церковь. Она неканоническая – не принимавшая решения Халкидонского Вселенского Собора 451 года: большинство согласившихся с его установлениями были грекоговорящими, тогда как коренное население Африки в основном восприняло веру коптов.

Ислам против африканского христианства

Во второй половине 6-го века христианство принимают нубийцы – народ, живший на юге Египта и севере Судана. Продолжает развиваться монашество – это величайшее сокровище православного мира зародилось именно в африканских пустынях.

Но вскоре для африканского Православия настанут труднейшие времена: с зарождением в 7-м веке на Ближнем Востоке ислама. Последователи Мухаммеда, которым покорялось одно за другим арабские племена, двинулись на завоевание северной Африки и захватили большую ее часть. Только Эфиопия каким-то чудом сохранила независимость и веру.

Гегемонии арабов в Африке конец был положен только 9 веков спустя, когда на «черный» континент ступили португальцы, за ними – голландцы и т.д. Впоследствии Африка была обречена на неизбежное впитывание культуры метрополий: в 19-м веке католические и протестантские миссии были разбросаны уже по всему континенту. Тогда же начался рост Православия – правда, только за счет оседавших на континенте национальных диаспор: греческих, сирийских, ливанских.

У входа в православный храм, Кения. Фото orthphoto.net
У входа в православный храм, Кения. Фото orthphoto.net
В 20-й век Африка вошла почти полностью зависимой от Запада: свободными были только Либерия и Эфиопия, остальное – колонии Великобритании, Франции, Италии, Германии, Испании и Португалии. Британской колонией была и Кения, где первым в Восточной Африке появилось каноническое «черное» православие.

Подальше от «белых» миссий!

Появлением Православия кенийцы в каком-то смысле обязаны…католикам и протестантам: местные жители просто пошли от противного! Недовольные привязанностью насаждаемой веры исключительно к западной культуре кенийцы в 1-й половине 20-го века разорвали отношения с «белыми» миссиями – так начался их поиск.

В 1929 году возникли две независимые ассоциации преподавателей из племени кикуйю, самого многочисленного племени Кении: более умеренная – KISA (Независимая Школьная Ассоциация Кикуйю) и радикальная KKEA (Ассоциация Образования Кикуйю Каринга; «каринг» в переводе означает «чистый»). А школьное образование в то время контролировала Миссия церкви Шотландии. KISA и KKEA открывали свои собственные школы и вскоре задались целью: учредить собственную независимую церковь. В результате образовалась Африканская независимая церковь Пятидесятницы и Африканская православная церковь, обе не канонические.

Через несколько лет сблизившиеся между собой православные группы в Уганде и Кении написали письмо патриарху Мелетию о принятии их в Александрийский Патриархат. Патриарх свое согласие дал, но умер, не успев осуществить задуманное. Африканцы опять написали письмо – новому предстоятелю Христофору – и, наконец, в 1946 году перешли под юрисдикцию Александрии.

Почему дружат Кения и Кипр?

Не успело Православие в Кении просуществовать и 7-ти лет, как на него обрушились гонения.

Случилось это так. В 1952 году вспыхнуло восстание кенийцев против колониального режима, и в ответ власти ввели в стране чрезвычайное положение. Ассоциации KISA и KKEA были запрещены как симпатизирующие повстанцам, Православная церковь оказалась вне закона. Интересно, что протестантское и католическое духовенство Восточной Африки восстание осудило, признав движение освобождения бунтом дикарей-язычников. Тем временем большая часть православного духовенства была заключена в концентрационные лагеря. Отец Георгий Артур Кадуна – первый «черный» епископ Кении – провел в тюрьме около 10 лет, вместе с будущим президентом страны и лидером племени кикуйю Джомо Кениатой.

Закрывались и сжигались православные храмы, школы, дома священников. Только кафедральный собор в Найроби остался открытым – очевидно из-за того, что значительная часть его прихожан была из греческой диаспоры.

Именно в этом соборе и прозвучала проповедь, которая вдохновила кенийцев на борьбу за свою страну и свою веру. Произнес ее предстоятель Кипрской автокефальной церкви Макарий ΙΙΙ – легендарный политик и удивительный православный иерарх, с чьим именем связаны освободительные движения сразу в двух странах: в Кении и на его родном острове Кипр.

В это время он как раз возвращался домой из ссылки с Сейшельских островов, куда был отправлен британцами за поддержку выступлений против Великобритании и Турции. В 1959 году Макарий вернулся на родину и вскоре был избран первым президентом только-только получившей независимость от Великобритании республики Кипр. На 14 лет страна обрела мудрого духовного лидера и образованного правителя (владыка был выпускником Афинского и Бостонского университетов).

Кению Макарий ΙΙΙ посещал снова, уже как глава государства и предстоятель Кипрской православной церкви. Он много проповедовал и лично крестил тысячи кенийцев у реки Кагеры и в городе Ньери на границе с Танзанией, причем люди из ближайшего окружения архиепископа по много раз принимали на себя роль крестных. Многие из крещаемых пожелали принять имя владыки, и до сих пор оно довольно популярно среди православных кенийцев!

Музыкант-архиепископ

Дружба Кении и Кипра на этом не закончилась: сегодня у кенийцев уже другой архиепископ – его тоже зовут Макарий и он тоже киприот.

С 1977 года этот человек разделяет со страной и ее жителями все радости и беды. Его история тоже удивительна: в Кению он попал…через Англию, куда в молодости приехал учиться на музыканта, мечтая стать композитором. Андрей (так звали его тогда) заехал в монастырь Иоанна Предтечи в Эссексе и неожиданно для себя стал духовным чадом его настоятеля – игумена Софрония (Сахарова). Того самого Софрония, который был учеником святого Силуана Афонского и написал самое известное его житие.

Концерт православной музыки в церкви при семинарии, Кения. Фото orthphoto.net
Концерт православной музыки в церкви при семинарии, Кения. Фото orthphoto.net
Еще большей неожиданностью для молодого христианина стало то, что сказал ему отец игумен по поводу его планов: «Твое будущее – не в музыке, а в богословии». В результате, получив от отца Софрония благословение и какие-то деньги на дорогу, Андрей отправился на учебу – в Париж, в Свято-Сергиевский богословский институт.

Когда средства к существованию у кипрского студента закончились, он поступил очень просто и, наверное, невообразимо с точки зрения человека Запада: написал письмо своему соотечественнику, кипрскому архиепископу Макарию ΙΙΙ с просьбой о помощи. Архиепископ в течение всех лет учебы в Париже высылал Андрею деньги на содержание, а после, когда выпускник Свято-Сергиевского института прибыл на Кипр, отправил его за свой счет в Оксфорд – получать докторскую степень богословия.

Вернувшись на родину, Андрей вновь отправился к своему благодетелю. Тогда-то архиепископ Макарий и предложил ему…возглавить семинарию в Кении! «Если тебе там не понравится, через 3 месяца я тебя оттуда заберу», – обещал владыка и с этими словами отпустил Андрея в Африку. Но тот не вернулся ни через 3 месяца, ни через 3 года… Больше 30 лет владыка Макарий живет в Кении, с 2001 года как митрополит Кенийский и Иринопольский.

«Если хочешь повлиять на людей, ты должен остаться и жить среди них. Без страха, а с любовью к Богу», – говорил Георгий Кадуна, первый епископ Кении…Владыка Макарий не оставил своего поста ни после того, как пролежал при смерти, причем не единожды, заразившись церебральной малярией; ни после неоднократных нападений грабителей, один из которых однажды оставил владыку без сознания. Его не испугали вспышки насилия – вообще нередкие в африканских республиках – ставившие страну на грань гражданской войны.

Кстати, в последний раз крупный политический кризис в Кении разразился в декабре 2007 года, в период президентских выборов. Тогда в межэтнических столкновениях люди гибли тысячами, а православная семинария, расположенная чуть ли не в эпицентре резни, стала убежищем для беженцов из густонаселенных Киберийских трущоб. В ходе беспорядков крова лишились тысячи кенийцев, разрушались и сжигались церкви, и не только православные. Так что бывало и по-настоящему жутко, но владыка Макарий оказался «крепким орешком».

Танцы под сводами храма

Митрополит, похоже, чуть ли не единственный «белый» человек среди своих прихожан.

А это не пустяк: уж к кому-кому, а к «белым» кенийцы относятся довольно настороженно – знают, почем от них фунт лиха! Но своего митрополита они просто обожают. И владыка Макарий отвечает им такой любовью и преданностью, что можно подивиться.

Интересно, что, соблюдая православные каноны, кенийцы в то же время славят Бога своим, «авторским» способом: после службы в храме они пляшут и поют песни, причем совсем не греческим распевом! Архиепископ Кении не остается в стороне – 64-летний Макарий…пританцовывает в такт музыки вместе со своими подопечными! Удивительно, но в этом не чувствуется никакого диссонанса, никакой неприемлемости.

По его словам, африканские племена не должны отказываться от своих традиционных танцев и песен в храме, ведь у каждого народа своя родная самобытная культура. Африканцы всегда крепко держались за свою общину, даже смешно представить себе их в роли индивидуалистов на западный манер. А вот соборная молитва, Литургия («общее дело» в переводе с греческого) – идеально встроились в традиционный уклад их жизни.

Совместное пение и танцы – это, должно быть, нагляднейшее проявление общинности и единодушия кенийцев: и в горе, и в радости, и на отдыхе, и перед работой африканцы на протяжении веков исполняли свои традиционные танцы под аккомпанемент барабанов и дружных голосов. Это их жизнь, душа этого народа. «Традиционное африканское соло» – это кажется абсурдом, а вот хор – совсем другое дело!

Так что во время богослужения поют не только на клиросе – подпевают все присутствующие. А после Литургии никто по домам не спешит: прихожане с удовольствием остаются в храме, и даже не на «чаек с плюшками», а для того…чтобы танцевать и петь христианские гимны на народные мотивы. Причем вся прелесть (в хорошем смысле этого слова!) в том, что каждый раз кенийцы сочиняют новую песню. Дело нехитрое: большой фантазии и особого поэтического таланта не требуется. Принцип нам известен по нашим чукчам: «Что вижу – то пою». Например, так:

«К нам приехал наш Владыка,

Он нам показал путь ко Христу.

Владыка – Божий человек,

Мы все причастились сегодня святых Христовых Таин».

Вот такая наивная, почти детская радость, радость общения и радость веры!

Креститься…потому что кушать хочется?!

Основоположники Православной Церкви в Африке не стали повторять ошибок западных миссионеров, старавшихся перекроить африканцев на свой манер и вытравить без разбору местные обычаи и культуру. Справедливости ради надо сказать, что некоторые традиции «черного» континента совершенно законно вызывали содрогание цивилизованного мира. Но есть и другая сторона медали: даже в традиционных африканских верованиях встречаются моменты, поразительно сродные христианству.Например, история о том, что когда-то по земле ходил Сын Бога, но люди сделали Ему какое-то зло и Он вознесся на небо…

Наверное, можно утверждать, что именно Православие на этой земле превратило христианство из «религии колонизаторов» в близкую африканцам веру. Они привыкли несерьезно относиться к миссии: без зазрения совести крестились по нескольку раз то в той, то в другой конфессии – как отказаться, когда христианские проповедники за это кормят или дают какую-нибудь гуманитарную помощь? А тут вера стала не навязываемой, а своей, родной. Это их жизнь: как рассказывает владыка Макарий, Православие зачастую является семейной религией. «У одного священника-африканца в семье уже пять поколений православных, его бабушка крестилась в юности еще у покойного митрополита Николая (Абдалла) Аксумского».

И епископы уже давно свои, из местных жителей. Например, Георгий Кадуна – тот самый, брошенный в тюрьму во время освободительного движения. В 1973 году он стал первым «черным» епископом Кении. Тогда в стране было всего 13 приходов…

Если еще в начале прошлого века «белые» миссионеры в основном не рисковали заходить с проповедью в деревни и старались не покидать пределов городов, то сегодня именно в деревнях кенийцы массово принимают крещение – по 50, по 70 человек, всей общиной! На проповедь туда уже выходят не «белые» люди, а сами африканцы. Например, студенты Семинарии в Найроби поступают так каждую неделю: их обязанность – проповедовать Евангелие в соседних селениях.

Подарок президента

Откуда в Кении семинаристы?! Да, в Кении есть своя семинария, куда съезжаются учиться люди со всего континента. Огромная территория этого учебного заведения в Рируте, пригороде Найроби – это подарок первого кенийского президента Кениаты Православной церкви. Первый камень в основание семинарии заложил в 1971 году архиепископ Кипрский Макарий ΙΙΙ. Но разразившийся на Кипре в 1974 политический кризис, известный как путч «черных полковников» , задержал ее открытие. Окончания своих трудов владыке Макарию не суждено было увидеть: спустя несколько лет он отошел ко Господу на своей родной земле после инфаркта и был похоронен недалеко от монастыря Киккос, где еще будучи 13-летним мальчиком начинал свое служение.

А семинария была названа его именем и открыла свои двери для первых 12 учеников в 1982 году. Кстати, стараниями тоже иностранца – владыки Анастасия (Яннулатоса), нынешнего архиепископа Тираны и всея Албании, а тогда – местоблюстителя митрополичьей кафедры в Кении. Он был вдохновителем и организатором православного миссионерского движения в этой стране, потому духовная школа в Найроби – это, прежде всего, территория катехизаторов и миссионеров. Теперь Православие распространяют сами африканцы: практически все священники и катихизаторы митрополии – из местных жителей.

Преподаватели вместе со студентами уже перевели Священное Писание и богослужебные книги на 26 местных языков и продолжают работать над переводами: богослужения в православных церквях Кении проходят одновременно на двух языках — греческом и одном из местных диалектов.

Кроме того, что семинаристы каждую неделю ездят с проповедью по деревням, они привыкают проповедовать и в личном общении – родным, друзьям, знакомым. Один из выпускников, вернувшись после обучения в свой дом, в племя туркана, за год обратил ко Христу 156 человек!

Сейчас в Семинарии учатся около 70 студентов. Если раньше зачисляли имевших хотя бы начальное и неполное среднее образование, сейчас минимум – законченное среднее образование с минимальной отметкой «удовлетворительно». По окончании школы успешные студенты могут продолжить обучение за границей – в Америке или Греции/

70 миссионеров на всю Африку

Что говорить, 70 миссионеров ежегодно на многомиллионную Африку – это, конечно, иголка в стоге сена: как и на заре христианства «жатвы много, а делателей мало». Но даже в этих условиях в священники рукополагают не кого попало. Кандидат должен пройти личную беседу с архиепископом; учитывается характер и устремления будущего «батюшки» и, увы, финансовое состояние прихода: сможет ли он содержать еще одного клирика?

Еще лет 40 назад священники вообще не получали жалование, им приходилось служить в старых, подержанных облачениях, а вместо ладана использовать смолу местных деревьев. Первые крохотные храмы не вмещали всех желающих, первые иконы были в основном бумажные, что делало их лакомой добычей насекомых.

Прошло каких-то полвека – и в Кении уже есть свои иконописцы, свои мастера по изготовлению священнических облачений! Кенийская церковь очень быстро развивалась: если раньше Православие было распространено только в западных и центральных провинциях страны, то сегодня – повсеместно. Даже среди живущих на юге Кении масаев – пожалуй, самого известного и воинственного восточноафриканского племени – существует несколько приходов, 4 из которых расположены у подножья горы Килиманджаро.

Почти как католики

Активности православных Кении может позавидовать. Одних объединений у них сколько: и Ассоциация православной молодежи, существующая аж с 1961 года, и Союз матерей, и Союз отцов (мирян), и Ассоциация матушек (жен священников), и епархиальные комитеты (собрание клириков без епископов). Для каждой группы проводятся свои образовательные семинары. Все взрослые проходят катехизическое просвещение – это строго обязательно.

Чем-чем, а обилием социальных проектов Православная Церковь Кении может поспорить даже с католиками. Образованию здесь уделяется невероятно много внимания: Православный педагогический колледж, курсы для преподавателей воскресных школ, школа медицинских сестер, благотворительный центр консультаций и исследований для больных ВИЧ, приюты и школы для детей-сирот – все это «цветет и пахнет». Прибавить к этому еще клинику и школу, в обязательном порядке возводимые при строительстве каждого из примерно 350 храмов и миссионерских центров Кении, и возникает вопрос: так ли уж обделены возможностями кенийцы?

Родина монашества…без монастырей

Есть чему поучиться! Но сказывается, конечно, отсутствие традиций. Во многом идиллическую картину существования Православной церкви в Кении стоит разбавить как минимум тем фактом, что зачастую понимание Православия у африканцев остается на поверхностном уровне. А в Африке, родине монашества, в 21 веке, увы, почти нет монастырей, а ведь они могли бы стать оплотом православной традиции и глубокой, мистической жизни. Хотя отдельные монахи в глубине «черного» континента все-таки встречаются: в семинарии Найроби есть один монах, афонские иноки трудятся в Заире, на Мадагаскаре преподает греческая монахиня, старенькая инокиня трудится в Бенине.

Насущная проблема – недостаток образованных священнослужителей, нехватка богослужебных книг, церковной утвари и облачений, которые иногда приходится переносить из прихода в приход. Но на это можно посмотреть и с другой стороны: производство их не поспевает за распространением Православия!

Наверное, не выезжая за пределы России, не знакомясь с Церквями древней Пентархии и другими братскими Церквями, невозможно понять, что вера Христова – поистине вера всех народов. В той же степени русская, в какой и греческая, и египетская, и кенийская. Православная Африка – кто бы мог подумать!.. Вот уж действительно «нет уже ни эллина, ни иудея…варвара, скифа…но все и во всем Христос».

Источник: Православие и мир

3 ноября 2009 г.

Рейтинг: 8.9 Голосов: 23 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×