Однажды, после утреннего правила, я отправился к нему в палату поговорить. Встретил меня сей болящий агрессивно. Оглядываясь на соседей по палате, он явно ожидал от них поддержки, но, к его удивлению, происходило обратное. Ему начали делать замечание, а кто-то даже бросил в сердцах: «Ты чё несёшь, я тебе сейчас...» – и замахнулся костылём. Мой оппонент сник и впервые назвал мне своё имя: Николай. Рассказав лежащим в палате о Святителе Николае Мирликийском, я ушёл к себе. Вечером, после процедур, мы начали вечернюю молитву. Бабушки из-за перемены погоды чувствовали себя плохо и попросили разрешения пропустить вечернее правило. Поэтому нас было меньше обычного. И тогда бывший наш гонитель – Николай, стоявший неподалёку, – подошёл ко мне со словами: «Может, мне пойти позвать остальных?»
Я просто поразился столь быстрой перемене. Утром был враг, а сейчас предлагает свои услуги Церкви и, следовательно, Богу…
В таком состоянии у нас находится множество чиновников, особенно в сфере образования, главы администраций и их помощники, журналисты. За недостатком познаний по привычке они убеждены, что Церковь нужно пинать, попирать, уничтожать. Хорошо, если в конце концов понимают свою ошибку.
Члены же нашей маленькой общинки исповедались, пособоровались и причастились Святых Таинств, многие в первый раз. Почему же раньше они этого не сделали? Главная причина – житейская суета и ложь о Боге, о Церкви, о правде, о любви, которой пропитан современный мир.
Из всего живого, имеющего души, только мы, люди, подобны Богу, потому что сотворены по образу Его (Отца и Сына и Святого Духа). Уподобляясь Богу, мы становимся людьми. Но, к беде нашей, большая часть человечества так и не последовала за Господом, прельщённая сатаной и его учением, будто человек и есть бог. Ещё учит диавол: будто у нас есть право выбора, и все с этим соглашаются. Часто слышим: «Надо уважать право выбора». Но спрашивается: как можно уважать выбор погибели души, вместо её спасения? Уважаем ли мы право педофила? Но ведь любой отказ от Бога – это саморазрушение, уничтожение мира. Просто, как правило, мы стараемся закрывать на это глаза, и всё более преуспеваем в этом искусстве – не видеть. Возьмём убийство матерью дитя во чреве. Уже и это законно, уже и здесь говорят о праве выбора.
Есть ли у человека выбор – родиться или не родиться, дышать или не дышать, быть притягиваемым гравитацией, соблюдать законы? Есть ли возможность выбирать родителей, родных? Тем более человек несвободен от Бога. Он уже есть, Он нас создал. Предать Его мы можем, а выбрать кого-то ещё вместо Него – нет.
Что влияет на наш выбор? Недавно был в гостях. Мы – несколько человек – сидели при включённом телевизоре, который нам не очень мешал. Но вот вниманием моих собеседников завладела певица. Я посоветовал выключить телевизор. Одна из женщин, много моложе меня, спросила: «А что вы, батюшка, имеете против неё?» Замечаю: «Эта чертовка хуже шахидки». «Как вы можете так говорить, – слышу в ответ, – ведь это певица с мировым именем!» «Шахидка, – говорю я, – может убить двадцать тел, но ни одной души погубить не в силах. А эта «мировая известность» своим творчеством, своим образом жизни, парадом любовников растлевает души миллионов, лишает их человеческого достоинства».
Не убедил. Ещё бы! Ведь я покусился на право гнить заживо, на твёрдое убеждение, будто это и есть жизнь.
Для того чтобы выбирать, нужно понимать, что делаешь, что приемлешь, что отвергаешь, какими будут последствия. Без этого выбор невозможен. Нас гонят как баранов на убой, а мы думаем, что выбираем дорогу. Телевизор и вся эта культура нынешняя так давят, растлевают, обманывают, что нет выбора, – выбор человек получит, лишь попав на больничную койку, да и то если рядом окажется священник. Накануне Дня Победы Министерство культуры Коми организовало просмотр кинофильма «Поп». Кинотеатр «Октябрь» был заполнен молодёжью. Устроители попросили молодёжь не уходить сразу после конца сеанса, остаться для обмена мнениями. Фильм – хороший. О настоящих христианах, которые не утратили человеческого достоинства: собирают вокруг себя обездоленных людей, делятся скудным питанием и одеждой с узниками концлагеря, живут по-божески, умея ценить жизнь как дар. При этом молятся даже за гонителей.
Когда пошли титры, большая часть зрителей покинула зал. Это меня поразило больше, чем сам фильм. Но и то ладно, что пришли. Одна учительница сказала мне: «А что вы хотите? У нас пригласили ко Дню Победы ветерана, так один класс отказался пойти на встречу. Причём это произошло во время уроков, на свободное время учеников никто не покушался. Одна девочка заявила в ответ на просьбу подняться в актовый зал: “Я сейчас себя расцарапаю, и вы будете отвечать”».
У таких детей может быть выбор?
Вот об этом я и сказал, когда дискуссия после кинофильма всё-таки началась. Утешения она, однако, не принесла. После меня вышел на сцену Сергей Журавлёв – известный поэт, руководитель волонтёрского движения. Сказал, что отец Игнатий всё видит в мрачном свете, на самом деле у нас замечательная молодёжь! И ведущая оживилась, дала понять, что есть и другие истины, кроме моей. Кто-то, встав, сказал, что главное в фильме – право выбора. Вот одна из героинь, еврейская девочка, выбрала Христа, хотя священник предложил хорошо подумать.
Да, предложил. Но ведь чем больше думаешь, тем вернее приходишь ко Христу.
Нет у нас выбора. Мы переживаем страшные времена, хуже чем в войну. И Церковь должна стать духовным Сталинградом, если не хочет пропустить врага. Каждый христианин должен стать воином, каждый собор должен стать Брестской крепостью, каждая церковь – Домом Павлова. В молитве ко Святой Троице говорится, что благодарить Бога мы должны не только словами, но и делами.