История – наиболее сложный и
наиболее интересный для преподавания школьный
предмет. И он чаще других подвержен сиюминутной
политической конъюнктуре, что выражается
в частом переиздании учебников. В
такой ситуации только от преподавателя
зависит, какая «историческая
правда» останется в сознании
школьников. Выпускник исторического
факультета Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного
университета, кандидат исторических наук
Михаил Буздыгар преподает историю и
обществознание в гимназии святителя
Василия Великого. Он считает, что
сформированное мировоззрение и четкие
жизненные позиции – главное для учителя
истории.
– Михаил Андреевич, почему гимназия названа в честь великого святого и богослова?
– В концепции гимназии святителя Василия Великого изначально подразумевался синтез преподавания как светских наук, так и богословских – подобно тому, как святитель Василий Великий, будучи великим богословом, не отрицал и даже рекомендовал в образовательных целях читать сочинения античных языческих авторов. Педагогический коллектив – православные воцерковленные люди, и это неизбежно накладывает отпечаток на преподавание любого школьного предмета, будь то математика или русский язык, биология или история. Помимо общеобязательных школьных предметов в гимназии преподаются четыре европейских языка, латынь, церковнославянский язык. Ну и, конечно, закон Божий.
– В чем особенность преподавания истории в гимназии по сравнению с общеобразовательными школами?
– Главной особенностью является то, что преподавание курса истории ведется преподавателями с православным мировоззрением. Вторая особенность – в том, что история России преподается по учебнику С.В. Перевезенцева, в котором решающее внимание уделяется роли Православия и Русской Православной Церкви в развитии русской цивилизации, а также духовной византийско-русской преемственности. Кстати, этот учебник включен в Федеральный перечень учебников Министерства образования, и по нему можно работать на законных основаниях даже в общеобразовательной школе.
– То есть появился учебник, который не умалчивает о помощи Матери Божией и святых в критические для истории Отечества моменты?
– Да, в учебнике гармонично сочетаются общеизвестные исторические факты с историей собственно Русской Православной Церкви.
– Насколько сегодня, при том мощном и подчас противоречивом информационном потоке, роль преподавателя истории является определяющей в том, с каким багажом уйдет ученик из школы?
– Роль учителя не только сейчас, она всегда была велика. Единственный момент: если у преподавателя истории нет своего собственного сформированного мировоззрения, причем не важно какого – православного, атеистического или еще какого, то он всегда будет преподавать хуже своих коллег, которые имеют четкие жизненные позиции. История – это не мертвый материал, не просто набор фактов, в них должна быть жизнь. Сейчас, к сожалению, у многих преподавателей в голове если не «каша», то много вопросов, на которые они сами для себя не ответили. Поэтому автоматически они не могут ответить для себя на многие вопросы истории, осмыслить их и понять. Например, я не представляю, как можно говорить о времени Ивана Грозного, не прибегая к духовному и религиозному опыту: все люди той эпохи были глубоко верующими людьми. И как можно пытаться сейчас понять их поступки вне веры? Поэтому человек неверующий может передать детям только факты. Это хорошо. Но осмыслить эти факты ему будет тяжелее, чем посредственному историку, но знающему, что такое вера.
– Какую методику изложения материала вы используете?
– Ничего сверхнового мы не придумали. Но у нас очень много экскурсионных курсов по Москве, по Кремлю, есть дальние выезды. Ведется проектная деятельность. На все это делается большой акцент. У нас проводятся Недели истории: в течение нескольких дней в гимназии проходят различные мероприятия, которые нанизаны на определенную историческую канву. Они проводятся сразу для всех классов, чтобы охватить всю школу, в виде открытых уроков, викторин, игр, конкурсов, творческих работ школьников, стенгазет. Проводятся с призами и наградами. Происходит полное погружение в тему, и школа всю неделю живет в такой историческо-соревновательной обстановке. Обязательно проходят внутришкольные олимпиады по истории. В процессе обучения широко используются мультимедийные интерактивные программы.
–
Когда у детей начинает формироваться
устойчивый интерес к истории? Ведь
в 10 лет, когда в школе начинают
преподавать историю, ребенок еще недостаточно
склонен к анализу и сопоставлению исторических
фактов.
– Не у всех детей интерес к истории начнет формироваться прямо со школьной скамьи. Здесь вновь многое определяет личность преподавателя. Если дети любят предмет, не сбегают с уроков и не прячутся под партой, то это заслуга и победа учителя. Значит, детям стало интересно. А сказать, насколько у них сформировалось историческое мировоззрение…
Что касается возраста, то, действительно, кому-то в классе приходится еще только учить факты, а кому-то уже удается их прочувствовать и сделать выводы.
Этому я и пытаюсь учить детей на своих уроках. Для меня важнее, если ребенок может сопоставить два факта и сделать свой собственный вывод, пусть даже неправильный, основанный на его логике, нежели просто вызубрит десять дат. Проблему возрастного понимания истории в нашей гимназии решаем тем, что преподаем историю, начиная с первого класса. Понятно, что нет образовательных программ для этого уровня. Но это выглядит как факультативные беседы по истории, которые проходят один раз в неделю или в две. Это творческие уроки с рисунками, загадками, обсуждениями, цель которых – сформировать интерес к предмету, чтобы дети, когда в пятом классе получат систематический курс истории древнего мира, не шарахались от него. На таких уроках я говорю с детьми об истории России, но это может быть и другая тема. И результат говорит сам за себя: дети, которые занимались на таких факультативах в третьем и четвертом классах, лучше в этом году закончили пятый класс. Они лучше и быстрее соображают, с ними легче работать.
– На что сегодня надо обращать внимание школьников, преподавая им историю, чтобы не растить не помнящих родства Иванов?
– На общее уважение и любовь к своей истории. Перед тем, как начать изучать историю, дети должны понять, зачем им это нужно. У них должно быть осознание того, что опыт наших предков помогает нам лучше ориентироваться в настоящем и предвидеть будущее. Если ребенок на своем детском уровне начинает понимать, зачем нужна история, то даже если он не будет историком или не будет проявлять к предмету излишнего интереса, то все равно не станет в будущем игнорировать исторические факты и говорить, что это неинтересно и скучно. У него все равно останется потенциальная предрасположенность к истории страны.
– Какие исторические события наиболее впечатляют детей?
– Сражения: Куликовская битва, Ледовое побоище и другие. Это классика. Хотя есть и другие моменты – яркие страницы родной истории: правление Петра Великого, Ивана Грозного. Я думаю, что мои наблюдения подтвердит любой педагог. Неяркие страницы истории, связанные с какими-то затяжными периодами, междоусобными войнами, не так интересны, и их труднее преподавать, тяжелее сохранить интерес детей к таким темам. В этих случаях ситуацию спасает только мастерство учителя, иначе можно потерять контроль над детьми. Но даже о таких скучных вещах, как реформы, можно рассказывать с живым интересом, проводя, например, параллели с современностью. Такие актуальные параллели очень хорошо срабатывают, потому что дети начинают чувствовать, что есть связь с прошлым.
– Чем стал для ваших учеников широко отмечаемый в стране юбилей Победы: историей из книжек и кино или живым событием, которое они способны прочувствовать и пережить?
– Тут очень многое зависит от родителей. Школа в этом вопросе вторична, она лишь может поддержать и актуализировать тот интерес, который должны заложить в семье. У нас в гимназии прошло празднование 9 мая. Дети готовили «Книгу памяти» о судьбах своих родных, которые участвовали в Великой Отечественной войне. В большинстве случаев эту работу им помогали выполнять родители. И дети с удовольствием кто гордился, кто хвалился своими героическими прадедушками. Это было не наигранным мероприятием для галочки, а искренним праздником: пели военные песни, рассказывали стихи. Никакого формализма. Дети уважают этот подвиг своих предков и эту страницу истории своей страны.
P.S Письмо можете не печатать в комментариях.Оно написано не для доказательства собственной правоты.Храни Вас Бог!
И дело даже не в том, что человек, не имеющий никакого исторического образования дает советы кандидату исторических наук о том, как надо преподавать историю, и кого любить.Хотя, это все та же идея "прачки, которая может управлять государством".И даже не в том, что человек, несомненно получивший хотя бы среднее образование, остается безграмотным.И в данном случае, я пишу о выражении "сусальная сказочка".Оно может оскорбить любого ценителя русского языка больше, чем употребление в речи мата.А все дело вот в чем.Лучше чем это сделал Иван Ильин, выразить мысль невозможно. Итак, Иван Ильин: «Что за люди коммунисты?».
groxot75@mail.ru
Уровень жизни в СССР значительно повысился в 1960-80х гг., прирост населения составлял 0.6-0.7 десятых процента в год.Это хороший показатель.Но нельзя не помнить о ,скажем, Тамбовском восстании (в докладе уполномоченной по улучшению жизни детей при Тамбовском губисполкоме приводятся сведения о количестве детей, содержащихся в концлагерях Тамбовской губернии на 1 августа 1921 г., отдельно до 3-х лет – 397, а до 5-ти лет – 758 детей).Земля - крестьянам, детям - солнце?В 1932 году в городе Вичуга Ивановской области забастовщики, захватив здание горкома партии, ОГПУ и почту, объявили о свержении советской власти.1962 — расстрел в Новочеркасске.Среди убитых женщины и дети.
Можно выковыривать из истории только негативные факты и опираясь на них судить прошлое.А можно любить свою Родину и знать её историю.Второй вариант предполагает анализ допущеных просчетов и попытку разобраться в них, и придти к выводу о том, как избежать ошибок в будущем.Работа не на одно поколение порой.
Теперь о неприличии.Прилично и нравственно правильно ли не упомянуть о том, что власть большевиков была основана на крови.Если уж вы говорили о детях, то на крови и детей тоже.И это не "сусальная сказочка", а страшная быль.А то в одном случае мы сетуем о потерях при рождении и мучаемся мыслью о миллионах жертв, а в другом "оправдываем и относимся с пониманием".Мол, время такое было.Время всегда одинаково.В любое время, в любой век, каждую секунду человек выбирает между добром и злом.И живет соответственно своему выбору.Оправдываешь убийство, значит ты ничем не лучше убийцы.
http://www.pravoslavie.ru/guest/36328.htm
Вы писали:
В 1914 году в России был введен "сухой закон".Общество забило тревогу.Потребление алкоголя на душу населения выросло до 3.2 литра.В 1970 "счастливом" для вас году этот показатель составлял 8 литров, в 1980-10.8 литра на душу населения!Как следствие - резкий скачок смертности среди мужского населения.
Во-первых от введения Николаем 2-м сухого закона финансы воюющей страны полетели под откос. Читаем того-же Деникина:
"Война и запрещение во время ее продажи спиртных напитков вывели совершенно наш бюджет из равновесия. "
Во-вторых нищее население Рос.Имп. не могло себе позволить много пить отсюда и показатель - 3,2. Показатель 8 - обозначает рост жизненного уровня в СССР. Но 8 это совсем не большая цифра по сравнению с нынешними 16-18, при том, что уровень жизни у нас гораздо ниже чем в СССР.
Далее.В книге А.А.Баранова, В.Ю.Альбицкого "СМЕРТНОСТЬ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ" издания 2006 года, на 41 странице находим интересную таблицу, в которой не менее интересно будет прочитать, что в 1970 году младенческая смертность составляла 23.1 на 1000 младенцев, в 1975 - 23.7, в 1980 - 22.1, в 1985 - 20.7.Статистика более чем неприличная для любого развитого государства.И вполне равноценная 1894 году.Хотя, книга была издана в 2006 году.Наверняка происки демократов!
Смотрим сюда: http://demoscope.ru/weekly/2006/0269/barom04.php
Судя по графикам в 1980 детская смертность в СССР мало отличалась от европейской.
теперь сюда:
http://ecsocman.edu.ru/data/298/219/1217/006-Kvasha_E.A.pdf
начале XX века Россия характеризовалась крайне высокой смертностью детей
до 1 года (младенческой смертностью), что являлось одной из основных причин высо-
кого уровня смертности в стране в целом. В 1901 г. доля умерших в этом возрасте в
общем числе составляла 40,5%. К концу первого десятилетия она стала медленно сни-
жаться и к 1910 г. снизилась до 38%. В этот период российские данные превышали соот-
ветствующие показатели в развитых странах в 1,5-3 раза (рис. 1). В 1901 г. коэффициент
младенческой смертности в России был - 298,80/00
1, в то время как в Норвегии - 93%0
2.
Вот вам и румяные гимназистки с ананасами в шампанском
По вашему православный это тот, кто верит современной пропаганде?
А я вот уже не верю. Я стараюсь выяснить что было на самом деле.
Потому что Бог в ПРАВДЕ.
На самом деле царское, а затем Временное правительство подвели страну к полному развалу и запустению. Эти правительства были низложены ввиду их недееспособности.
А большевики смогли за 1930-е годы сделать из развалин империи сверхдержаву, победившую в смертельной схватке ВСЮ объединенную Гитлером Европу.
А Рос.Имп. не выдержала войны с Австро-Венгрией и Германией несмотря на то, что фронт на Западе был открыт раньше чем на Востоке. А во время ВОВ "союзники" тянули со 2-м фронтом аж до середины 1944г.
Как бы то ни было, настроение армии являлось достаточно благоприятным и для идеи монархии, и для династии. Его легко было поддержать.
Но в Петрограде, в Царском Селе ткалась липкая паутина грязи, распутства, преступлений. Правда, переплетенная с вымыслом, проникала в самые отдаленные уголки страны и армии, вызывая где боль, где злорадство. Члены Романовской династии не оберегли "идею", которую ортодоксальные монархисты хотели окружить ореолом величия, благородства и поклонения.
Война не изменила обстановки. Создание ненужных, дорого стоивших должностей для лиц императорской фамилии (Верховный санитарный инспектор, инспектор войск гвардии, походный атаман казачьих войск и т. д.), назначение их на строевые должности, на которых без надлежащей подготовки они или приносили вред, или служили игрушкой в руках штабов — все это было хорошо известно армии, комментировалось, осуждалось.
Своего рода естественной пропагандой служило неустройство тыла и дикая вакханалия хищений, дороговизны, наживы и роскоши, создаваемая на костях и крови фронта. Но особенно тяжко отозвался на армии недостаток техники и, главным образом, боевых припасов.
еще:
Действительно, жизнь как будто толкала офицерство на протест в той или другой форме против "существующего строя". Среди служилых людей с давних пор не было элемента настолько обездоленного, настолько необеспеченного и бесправного, как рядовое русское офицерство. Буквально нищенская жизнь, попрание сверху прав и самолюбия; венец карьеры для большинства — подполковничий чин и болезненная, полуголодная старость.
Я хочу чтобы мы все поняли, что нас уже более 20 лет кормят совершенно лживыми черными мифами об СССР и Советской Власти, и не менее лживыми Сусальными сказочками о Рос.Имп.
Всей этой ложью оправдывают то жуткое развращение, которому подвергают наш народ.
Если вы не верите статистике вот вам цитата из книги одного из лидеров белого движения А.И.Деникина "Очерки русской смуты"
— Вопрос о земле.
Необыкновенно сложный и запутанный, он вспыхивал много раз в безрезультатных попытках бунта и насилия, подавлявшихся кроваво и беспощадно. Уже в годы первой революции (1905-1906 гг.) волна аграрных беспорядков, пронесшаяся над Россией и оставившая за собою след пожаров и разгромов помещичьих имений, указывала на то, какие последствия будут сопровождать свершившийся в 1917 году государственный переворот. Вопрос весьма сложный, какими мотивами руководствовался класс земельных собственников (помещиков), охраняя с такой страстностью и силой свои права: атавизмом, природным ли тяготением к земле, соображениями государственными о повышении культурности землепользования, стремлением сохранить непосредственное влияние на народ, или наконец, просто своекорыстием... Одно бесспорно, что аграрная реформа запоздала. Долгие годы крестьянского бесправия, нищеты, а главное, — той страшной духовной темноты, в которой власть и правящие классы держали крестьянскую массу, ничего не делая для ее просвещения, — не могли не вызвать исторического отмщения.
В 1914 году в России был введен "сухой закон".Общество забило тревогу.Потребление алкоголя на душу населения выросло до 3.2 литра.В 1970 "счастливом" для вас году этот показатель составлял 8 литров, в 1980-10.8 литра на душу населения!Как следствие - резкий скачок смертности среди мужского населения.
1. 1897–1960: динамика естественного прироста населения существенно выше средней по сравнению с развитыми странами с явным преобладанием европеидной расы;
2. 1960–1988: динамика естественного прироста населения стремительно приближается к тенденциям, характерным для указанных стран.
3. 1989–2002: в России устанавливается та же динамика естественного прироста, что и в развитых странах мира.
Также учтите, что при "кровавом царском режиме" в далеком 1834 г. в Петербурге была открыта первая в России и третья в мире специальная детская больница на 50 коек, ныне Детская больница имени Н. Ф. Филатова.
Детская смертность в Империи была большая, с этим не поспоришь.Но все те же проблемы, которые испытывала Империя никуда не делись и в Союзе.Наивно полагать, что при сохранении монархии к 1970 году в стране люди ходили бы в лаптях, не было бы ни школ, ни больниц.В Англии сохранилась монархия, ответьте, здесь нет детских больниц?
Кстати, детская смертность в Российской Империи неуклонно снижалась:в период с 1897 по 1910, если не ошибаюсь, с 27.5 до 24 на 1000.
Кстати, не только показатели в СССР занижали, но к чести руководителей и завышали.Например:на XVII съезде ВКП(б) Сталин объявил, что население Советского Союза к концу 1933 года достигло 168 млн. Однако опубликованные сегодня архивные материалы указывают цифру 160465,2 тыс. человек на начало 1934 года. То есть одним широким жестом было приписано более 7 млн. “мертвых” душ.Я думаю вы опять скажете, что это заговор демократов.
Далее.В книге А.А.Баранова, В.Ю.Альбицкого "СМЕРТНОСТЬ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ" издания 2006 года, на 41 странице находим интересную таблицу, в которой не менее интересно будет прочитать, что в 1970 году младенческая смертность составляла 23.1 на 1000 младенцев, в 1975 - 23.7, в 1980 - 22.1, в 1985 - 20.7.Статистика более чем неприличная для любого развитого государства.И вполне равноценная 1894 году.Хотя, книга была издана в 2006 году.Наверняка происки демократов!
Теперь о вашей попытке очернить дореволюционный период истории.Кстати, непонятно, что вызвало такую реакцию.Пишу "очернить", потому как на страницы сайта вы потянули уж совсем грязь.Человек вы явно не православный.И "советская власть" намеренно пишете с большой буквы.Ну, для вас, как для пользователя сайта oper.ru(думаю, не намного ошибся, если не опер.ру, так последователь вот этого парня:http://skaramanga-1970.livejournal.com/120599.html) могу тоже дать немного статистики.
Особенно высоким был уровень заболеваемости сифилисом в армии. Согласно данным А. И. Михновского, в войсках Киевского военного округа в период с 1889 по 1893 гг. сифилисом болело 7,69 % наличного состава.
Профессор М. И. Стуковенков определял заболеваемость венерическими болезнями у солдат в 5 %, и, исходя из этого, называл общее количество больных в России равным 5 миллионам. Г. М. Герценштейн, возражая М. И. Стуковенкову, указывал, что нельзя переносить заболеваемость венерическими болезнями у солдат на все население, и определял общее количество больных сифилисом в России равным приблизительно 2 миллионам человек.
Согласно данным В. И. Гребенщикова [6], в 1890 г. во всей России имелось 11 сифилитических больниц, из числа которых 4 больницы на 27 коек содержались за счет правительства, 2 больницы на 45 коек — за счет земства и остальные 5 — за счет городов (из них 2 — на сборы с содержательниц домов терпимости).
Страна испытывала крайний недостаток в медицинских работниках. На 1 июня 1890 г. во всей России на 100 тысяч жителей приходилось 8,4 врача. При этом большинство врачей не имело достаточных знаний по венерологии [9].
Об этом кстати есть у Булгакова - "Звездная сыпь".
Естественно решить проблему сифилиса смогла только Советская Власть (наверное перестреляли всех больных). Ну а с 1991г. количество больных венерическими заболеваниями растет ужасающими темпами. И все это под завывания о "проклятых коммуняках" и "духовном возрождении".
Средняя продолжительность жизни - это статистика и складывается она как раз из того, что один человек прожил 80 лет, а другой 80 дней.
Например:
За 1908-1910 гг. лидерами по детской смертности (на 1000 малышей в возрасте до 1 года) из 50 губерний Европейской части Российской империи были следующие губернии:
Нижегородская – 340 детей;
Вятская – 325 детей;
Олонецкая – 321 ребенок;
Пермская – 320 детей;
Костромская – 314 детей;
Обобщающий результат по 50 губерниям Европейской России – 274 ребенка (до года) умерло на 1000 родившихся.
т.е. больше четверть населения не доживало до 1 года. Среди выживших, понятное дело, встречались долгожители.
Ведь те, кто создавали классику Русской литературы, сами в большинстве случаев, были людьми глубоко верующими!
Я до сих пор испытываю чувство неудовлетворения от того, что в школе мне однобоко преподносились предметы Литература и История. До конца были не ясны мотивы поведения главных героев, а от того и выводы зачастую делались неправильные, к сожалению! Какое-то ущербное образование!
(Дмитрий, 30 лет)
Средняя продолжительность жизни в России в 1896—97 составляла 32 года, в СССР в 1926—27 — 44 года, в 1958—59 — 69 лет, в 1970—71 — 70 лет. Это — результат повышения уровня благосостояния населения, улучшения условий труда, быта, отдыха и питания, развития медицинской науки и здравоохранения, а также снижения уровня младенческой смертности. Однако разрыв в продолжительности жизни между Россией и европейскими странами увеличился до 7-10 лет у женщин и 14-17 лет для мужчин за период с 1986 по 1994 гг. К середине 90-х годов Россия занимает 133-134 место в мире по продолжительности жизни мужчин, и - 90-100 место по продолжительности жизни женщин, что совершенно не соответствует ни международному авторитету Российской Федерации, ни ее геополитическому положению, ни, наконец, ожиданиям людей, проживающих в одной из крупнейших и наиболее богатых разнообразными ресурсами стран.
Видимо кровавые большевики запрещали людям умирать под страхом расстрела.
А что у нас последние 25 лет говорят и показывают о СССР и Советской Власти? - одну лживую чернушную пропаганду.
Желаю ученикам гимназии ЧЕСТНО разобраться в нашей истории.