Православный календарьПравославный календарь
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.

Послевкусие веры

Как-то особенно радостно общаться со стариками, давно и сознательно верующими. А если их вера прошла испытание воинствующим безбожием, то старичкам этим просто нет цены, хоть сами они это вряд ли осознают. Я как будто сам исповедуюсь тогда и, притихший, ошеломленный, выслушиваю незатейливые монологи о жизни… об Истине. Как они похожи, эти рассказы, своей простотой и вместе с тем своей потрясающей силой…

– Да вот… – повествует старушка 95 годков. – Из донских казаков мы. В станице храм, папа при нем ктитарем был… А я и не знаю, что за ктитарь такой… но он нас каждое воскресенье, каждый праздник в храм водил. Специально одевались по-праздничному… чинно все, по порядку… на крылосе пели. Очень мы папу любили! А потом вдруг в тридцать таком-то году пришли и забрали его… говорят, в белой армии воевал, казачил, значит… А мы ж этого ничего и не знали… детишки то есть… Ох, горюшко горькое!.. Ну и остались: мамка и нас – пятеро детей, я старшая… Потом и мамка померла… а тут война… Так трудно было!..

Тут старушка моя заплакала, сморщилось личико ее, прикрыла она его дряблой ладошкой, а я сижу, окаянный, и думаю: сколько же за этими слезками скупыми стоит, Господи!.. Да как же нам, опустевшим и опустившимся, понять и оценить глубину и величие этой боли!..

– Потом работали все… – продолжает бабулька. – Муж инвалидом вернулся с фронта… разбитый весь, ну и помер в скорости…

– А вы что ж замуж не вышли больше? – спрашиваю.

– Да нет… куда там! – машет рукой. – Не до того было: все работала… деток кормить надо было…

И хоть подобных рассказов, с незначительными вариациями, с каждым годом становится все меньше, но их еще можно услышать. А за ними такое стоит, что и высказать невозможно, но что можно уловить, затаив дыхание, почувствовать, чтобы потом сохранить в памяти как сокровище. Дыхание русской жизни… послевкусие вековой благодатной веры! То послевкусие, которым только и жил русский народ в XX веке и которым пользовались сановитые хамы, зная, что смирение глубоко в душе народной заложено и на много его еще хватит… И это позволяло негодяям приобретать славу великих правителей… Говорят, когда при Ахматовой хвалили Сталина, она отзывалась с горькой иронией: «Да, конечно, он людоед, но нельзя не признать, что он неплохо играет на скрипке!»

Потрясающе, что дух Христов не сумели выветрить в народе, хоть и ломали, мучили, сводили миллионами в землю… А дух не смогли убить! И вот эти бабушки, дедушки – дивные осколки подлинной Руси – именно они, а не исторические труды, монографии и эссе дают реально понять и ощутить силу святой православной веры. Силу, совершающуюся в немощи… в самоотречении… в безыскусной и святой простоте. Только бы нам унаследовать этот дух, приобщиться к нему, умножить! Без него ничего не будет, как бы мы все ни старались…

Несколько лет назад я оказался в Норильске. Страшное это место – страшное и святое! Место мучений и гибели сотен тысяч людей… И о многом эта поездка меня заставила задуматься.

Я летел из Красноярска, смотрел в иллюминатор и видел тайгу… спал, просыпался… снова видел тайгу и ледяной, распластавшийся Енисей со своими притоками. Снова спал, просыпался и видел тундру… и мне не спалось уже, и тянулась эта тундра на сотни километров… Жуткое место: ледяная холмистая степь с редкими низкорослыми деревцами. Даже тайга не так страшна. Человек затерявшийся может выжить в тайге. Тундра – погубит наверняка…

Их так и арестовывали по разнарядке – десятками тысяч. Не за что-то, а потому, что в вечной мерзлоте нашли руду и надо было строить никелевый комбинат. А если рабочим платить – это ж дорого выйдет! Бесовская бухгалтерия… И вот десятки тысяч невинных людей свозили со всех краев необъятной родины в Красноярск, грузили на баржи и сплавляли к Ледовитому океану. По дороге многие умирали, с ними никто не церемонился: валили в овраги – если на берегу, в пересыльном пункте, а если в пути – еще проще: концы в воду и все. Енисей велик, все стерпит…

Оставшихся высаживали в Дудинке и дальше пешком, обессиленных, голодных, гнали по тундре… позже в вечной мерзлоте те же заключенные проложили узкоколейку. Говорят, дорога эта усеяна костями – дорога смерти.

А «на месте» было еще страшнее: вечная мерзлота, щелеватые бараки и изнурительная работа с утра до ночи… И черная, сверкающая на солнце гора – Шмидтиха. Как насмешка… Первый «мученик» революции – лейтенант Шмидт – понимал ли он, за что отдает жизнь… чем грозит России грядущее «освобождение»?!

Случалось, Енисей замерзал раньше срока, и продуктов на зиму не хватало. Тогда составляли списки наугад, навскидку – и возле этой самой горы расстреливали из пулеметов… сотнями. Это не страшные сказки, это свидетельство людей, которые весь этот ужас еще застали… Или еще проще. Возле рудника стояли вагоны, в которых заключенных после работы отправляли в бараки. Только перед отправкой один вагон, набитый людьми, отцепляли, и всю ночь он стоял на морозе минус пятьдесят… Утром зеки, прибывшие на работу, выгружали окоченевшие трупы и дальше отправлялись… трудиться… Страшная и святая гора – Шмидтиха! Еще одна Голгофа, затерянная в бескрайних сибирских просторах.

Я здесь впервые осознал, какая бездна лежит между Россией и Западом. Не бездна непонимания даже, но бездна разности опытов. С одной стороны – томящаяся душевность, а с другой – прозрение, совершенное обнажение духа. И этот сияющий на солнце страшный памятник «душевному» лейтенанту, усыпанный костями… Страшная месть… пустыня, бесконечно далекая от Вагнера, Шумана, Гете и Шиллера с их романтическими страданиями. Просто дыра, за которой единственная возможность бытия – радость о Господе! Радость сораспявшихся и совоскресших! И как же очевидна эта реальность выбора, где «быть или не быть» означает «верить или не верить». И только так! И как далека эта совершенная реальность от европейской рефлексирующей самости…

Россия в XX веке пережила опыт посещения Божиего, опыт бесценный и несопоставимый ни с чем. И если мы сознательно не воспримем дарованное нам, в огне очищенное золото, не сохраним, не умножим его, то грош нам цена как народу, и нечего больше ждать от Бога.

Мы много сейчас говорим о путях возрождения Церкви. Но если далеко не все в организации прежней церковной жизни достойно подражания, то сам дух праведности, веками хранимый в народе, нужно сберечь во что бы то ни стало. Это и есть та самая загадочная «русская душа», которая сложилась в соработничестве множества поколений русских людей с благодатью Святого Духа. Послевкусие веры – это христианская нравственность; не поступки только, а их глубинные мотивы, внутренний строй души, благодаря которому вся жизнь человека становится прикровенной проповедью.

Я исповедую стариков, чудом оставшихся… помнящих… задаю им привычные вопросы о грехах и понимаю, что вопросы эти, уместные для нас, недавних безбожников, просто не попадают в цель… Бабушки и дедушки эти в своем покаянии непрестанном всю жизнь хранили какую-то особенную, потрясающую чистоту. И эта чистота для них так же естественна, как для нынешнего поколения – беспробудная грязь. Послевкусие веры… Господи, дай нам услышать, не забыть, не утратить этот зов непоруганной святости… усвоить его насколько возможно, умножить! И если из камней Ты, Господи, мог воздвигнуть детей Аврааму, то и из нашей чащобы терновой воздвигни Себе виноградник! Чтобы и наши потомки, вкушая плоды минувшей эпохи, чувствовали послевкусие подлинной веры.

Священник Дмитрий Шишкин

24 февраля 2011 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 21 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Виктория15 июля 2015, 20:19
Спасибо батюшка за эту статью. Ваши статьи проникновенные, душевные и очень теплые.

Так поразила меня эта фраза: "Несколько лет назад я оказался в Норильске. Страшное это место – страшное и святое! Место мучений и гибели сотен тысяч людей…"

До глубины души тронуло. Так спасительно отозвались об этом городе. Как откровение для меня спасибо.
Владимир 6 февраля 2012, 01:04
Читал со слезами, особенно про бабушек. Название достойное-настоящий русский язык! Дай вам Бог здоровья отец Дмитрий.
Ирина19 января 2012, 14:40
Спаси Господи!
Плакала... ,вспоминая своих дедулю и бабулю. Многое они рассказывали из своей жизни. Иногда скупые слова складывались в моём сердце. Я выросла с ними. Земной поклон всем нашим дедушкам и бабушкам, прошедших не лёгкую жизнь! Господи, со святыми упокой их, а нас грешных вразуми и научи!
Татьяна29 декабря 2011, 09:13
Спаси, Господи, за то, что высказали наболевшее! Читаю и плачу. Во всем согласна с автором. Нет в живых уже моих бабушек, и дедушек... Как мало они видели от нас тепла, любви, участия, внимания. Если бы вернуться назад... Нужно встречаться со стариками, нужно дарить им свою любовь - добрым словом, взглядом, любой посильной помощью, теплом в любом виде. И как же тогда на душе тепло и радостно! Но, к сожалению, мои подросшие дети (16 и 18 лет) не так чувствительны к прошлому, к войне, к той боли. Им бы выжить сегодня, им бы сохранить себя... А мы - не имеем права забывать, предавать, то уходящее поколение. Жизнь так коротка! Давайте любить друг друга, сегодня, сейчас, любить свою родину, Россию, любить во всех проявлениях. И Господь нам обязательно поможет. Спаси, Господи, нашу Россию!
Надежда30 мая 2011, 00:50
Однажды слышала, как молится мой 90-летний дед. Как ребёнок!
И не надо говорить, что дух России утерян навсегда. Это не так.У кого в семьях были такие дедушки и бабушки, там и приняли свою эстафету их внуки и правнуки.
Наталья17 марта 2011, 15:04
Норильске - вообще отдельная тема. Здесь столько намешано! Детство и юность мои прошли в Норильске. Величайшая польза для страны - цветные металлы, добываемые только в Норильске. При нынешних капиталистах такой мощный комбинат никто бы не построил в суровейших условиях в пустой тундре.
В 80-90-е годы слышала, что город стоит на костях. Что это значит? Не понимала. Мы просто учились, работали, занимались спортом, ходили в театр, на выставки...Искренне гордились своим любимым городом. Норильчане - в основной массе, участливые к чужой беде и не скупые.
А люди, когда-то жившие в лагере и более 20 лет строившие город и комбинат,не могли идти против этой железной машины сталинского режима. (Недалекими, глупыми точно не были. Наоборот, сильные и мужественные.) В 53 г. норильское восстание закончилось беспощадным расстрелом нескольких тысяч людей. Многие известные люди были в этом лагере, в том числе ученые, архитекторы, геологи и т.д., наложившие свой благородный отпечаток на строящийся город. Железная дисциплина до сих пор на предприятиях комбината. Мой начальник, уехавший в Москву, сказал: "Москвичи так работать не умеют". Никогда мы не сможем ни понять, ни оценить прошедшее.
Наталья17 марта 2011, 15:03
И в моей жизни была прабабушка - родом из 19-го века. Ей было под 100 лет. Беспрестанно бубнила молитвы. Потом вздохнет: "Да, жизнь прожить - не полюшко перейти". Кто зайдет в дом: "Проходи, миленькой, садись! Чай будешь?" А уж потом спрашивает: "Ты чьих будешь?"...Много про неё можно говорить - о милости и доброте, о вере пронесенной через годы и глубокой порядочности. Наверное, все, кому за 90, - особенные...
наталия17 марта 2011, 14:56
Хорошая статья и написана хорошо. И все, что написано, правда! Заглавие тоже замечательное. Не согласна с теми, кто полагает, что "гастрономические метафоры" в названии неуместны. Заголовок должен интриговать, в этом его предназначение. А еще хотелось бы выразить поддержку комментатору по имени Александр (от 2011. 02. 24). У европейцев тоже своя духовная пустыня. Как-то не хочется думать о том, что там совсем нет людей совестливых, верующих, непотребителей. Согласна, что опыт России ХХ века важен и для Запада тоже. Спаси, Господи, иерея Дмитрия Шишкина за поднятую тему, за проникновенную, душевную интонацию и за хороший русский язык!
Елена14 марта 2011, 01:01
В четвёртом поколении неверующих (неважно, крещёных или нет) всякое и "послевкусие" кончается: без корней вера невозможна. Послевкусие - не вера, какие не были бы заложены христианские качества в дедах, в правнуках они усыхают, отпадают, без корней перестают быть. Поэтому не к послевкусию призывать надо, а к сознательной вере, к знанию своей веры, а не кичению ею и воспоминаниям о православных предках.
Наталья12 марта 2011, 01:54
Дай Бог здоровья всем иереям и прочим служителям Церкви.
надежда 9 марта 2011, 12:35
Спаси Господи!
Хочу поклониться вместе с Вами,батюшка, всем нашим "бабулькам", сохранившим детскую светлую веру!
Не хочется никого из читателей обижать, но все-таки! Причем название статьи (такое - эдакое)? Все философствуем, разбираем по косточкам, а есть ли у нас истинная вера, такая, о которой пишет батюшка Димитрий?
А НЕ МОДА НА ВЕРУ!
ПРОСТИТЕ МЕНЯ!
Дионисий 8 марта 2011, 08:30
Мне посчастливилось видеть таких людей из прошлого - старинные люди. Неужели никто из нас не станет такими же по детски простыми, чистыми... если нет, то жизнь остановится.
Лев 4 марта 2011, 11:40
Однажды в храме со мной стояла и молилась неизвесная мне бабуля, и был слышен шепот ее молитвы - эта молитва была настолько проста, бесхитросна и наполнена таким Благоговением, которого во мне нет ни одной капли, со всем моим многознанием и высокоумием. Дай Бог, Вам здоровья, дорогие наши бабушки!
Надежда 2 марта 2011, 15:12
В детстве, просыпаясь утром, еще темно я тихо лежала и слушала, как, вздыхая, тихо шептала моя бабушка Маша, тяжело опускаясь на колени, молилась, просила, плакала, потом снова молилась о здравии , о упокоениии и так каждый день. Она рано осталась сиротой, рано отдали ее замуж, каталась на санках зимой, а ей сказали, что к ее дяде пришли ее сватать. Как раскулачили ее свекра, дали старый дом, со всех сторон обдуваемый холодным ветром, как она плакала и просила свою мать забрать ее к себе, а эти слова слышал мой отец. Они так затронули его маленькое сердечко, что всю жизнь он со вниманием, любовью относился к своей матери. Как всю войну она молилась о своих мальчиках, они все вернулись. Как в молодости осталось вдовой, но даже в мыслях у нее не было выйти замуж, хотя была хороша собой. Мужественно перенесла смерь своих сыновей уже после войны. Ни кому не была в тягость, тихо жила, тихо умерла 8 января. И теперь ее внучка встает рано, когда еще темно и тихо шепчет, молится, плачет, просит за родственников, за знакомых и не занакомых, за свою любимую бабюлю. Боже! милостив буди нам, грешным.
Надежда 1 марта 2011, 10:29
Прочитав это, во мне проснулось что- то давно спящее, хотя к старым людям всегда относилась и отношусь с уважением.
Людмила28 февраля 2011, 20:42
Спасибо за статью!
В память наших бабушек и дедушек, прошедших гонения, неправду, войну, голод и лишения и не потерявшими своего человеческого достоинства, веры и доброты, любви к людям,даже к врагам. Благодаря своей бабушке я поняла, что такое - Русский человек.Прав автор,что между нами и Западом - бездна.И дай Бог,чтобы мы и наши дети поняли это и сохранили хоть частицу этого непобедимого русского духа,это та "закваска", что нас разнит от них.Вдали от России это особенно заметно.
Спаси вас Господь.
Александр Вятский28 февраля 2011, 11:27
Поздно. Дух утерян. Это очевидно, тем, кто имеет глаза.
Sergey27 февраля 2011, 12:08
Да ладно перестаньте с вашим "романтическим" западом и с чистой Россией. Существуют чистые люди и у вас и там на Западе. Везде они есть. Если одни люди в стране в течении 70 лет издевались над другими не рисуйте это опытом посещения Божего. Это грех одних людей перед другими да и перед Богом тоже. Горе это большое, поломанные судьбы, и беда. Только на персональном уровне человек может сказать что беды его очистили перед Богом. Не говорите это за все страну.
Оля26 февраля 2011, 23:59
Батюшка спасибо и низкий поклон вам за эту статью ,правильно что вы настояли на этом названии Послевкусие веры. я лично поняла глубину ваших размышений отбростье критику в адрес статьи это всё ньансы , веры нет в людях и даже казалось бы людях верующих ,нет той детской чистоты , прочитав книгу Валаамского старца Иоанна Алексеева тоже поняла много, он там так же упоминал а том что даже в монастырях стало всё по букве , ваша статья очень затронула мою душу и мне хочеться верить что я Верю !!!
Вразуми нас всех Господи
Александр26 февраля 2011, 21:07
Очень хорошая и душевная статья, жалко, что автор в некоторых местах, идеализирует дореволюционное прошлое. Не все там было гладко, далеко не все… это конечно отдельный разговор. Но скажите, с чего это вдруг такая кровь и столько жертв, не следствие ли, это бесправной жизни народа?! А о современности, трудно судить сейчас, многое сокрыто от наших глаз…
Татьяна26 февраля 2011, 12:17
Спасибо батюшка, за Ваш труд над нашими душами! Прочитанное не может пройти мимо каждого из нас.
Валерий26 февраля 2011, 11:22
Прочитал статью. Бальзам для души. Особенно после вчерашнего смятения души. Спасибо. Храни Вас Бог!
наталья26 февраля 2011, 09:55
огромное спасибо отец Дмитрий за написанное.
Мария26 февраля 2011, 09:18
Читаю и плачу и огромная благодарность автору за написанное.
Алексей26 февраля 2011, 03:37
В храме, который я посещаю, есть одна бабушка, уже в весьма преклонном возрасте, низкого роста, совсем немногословная, которая, по-видимому, служит там на послушании: убирает после службы и т.п. Лицо у неё всегда светится каким-то радостным светом. Когда я смотрю на неё, на память всегда приходит батюшка Серафим с его словами "Радость моя, Христос воскресе!". И если мне случается быть в каком-то мрачном состоянии духа, когда увижу эту бабушку и её лёгкую улыбку - от сердца отлегает...
Спаси, Господи, рабу Твою, еяже имя Ты веси!
Андрей25 февраля 2011, 23:09
Да Сергей тебе точно не понять сейчас этого. Для начала Архипелаг Гулаг прочти или Неугасимую лампаду. Православный ли ты? Бог попустит и не только в Гулаг пойдешь. Извини если обидел.
Сергей25 февраля 2011, 18:04
Я не пережил тех ужасов, которые пережили люди старшего поколения. И мне трудно понять как русские мужики шли, словно овцы на заклание в Норильск, в тундру, на верную смерть,безропотно и покорно, почему они шли, ради чего, подвиг ли это? Я думаю люди были очень сильно запуганы, страх сковал их волю. Мне их очень жалко.
Люди западной культуры, как мне кажется, внутренне более свободны, в них меньше рабского, поэтому у них и не было Гулага и Норильска. Хотя может у них все еще впереди, не дай Бог конечно никому.
Вера Михеева25 февраля 2011, 17:50
Я впервые на этом сайте. Господь сподобил увидеть эту статью!
Читала и вспоминала своих родных ленинградцев безвыездно проживших в блокадном городе. Бабушка молилась и верила в помощь Господа. И спаслись.
Велика сила веры Православной!
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ ПОГИБШИМ!
ДОЛГИХ ЛЕТ ЖИЗНИ ВСЕМ ЖИВУЩИМ!

Искренне благодарю Вас, отец Дмитрий, за эту статью
Наталия25 февраля 2011, 17:23
Благословите, отче!
Батюшка Димитрий, забыла вам написать, скоро с Афона вернулся мой юный друг Димитър и рассказал нам, что старец Паисий Святогорец (как и др. святогорский старец Порфирий) уже причислены к лику святых Вселенской патриаршией. Так что можем теперь просить: Святые отцы наши Паисий и Порфирий Святогорцы, моли Бога о нас!
иерей Дмитрий25 февраля 2011, 14:32
Спасибо всем за внимание и за отзывы. На некоторые вопросы хочу ответить.
"Послевкусие веры", - на этом названии я настаиваю, несмотря на критику. Послевкусие очень точное слово и даже если этимология его гастрономическая, но содержание, как мне кажется, может быть "воцерковлено". Ведь говорим же мы о духовном вкусе, о вкусе веры и это никого не коробит.
Наш народ веками хранил православную веру. В веке XX церковная жизнь была разрушена, но осталась нравственность – это «послевкусие веры». И многие крещёные люди, мало что зная о вере, но храня традиционную нравственность, не лишились, я думаю, милости Божьей. Да и сознательно верующие люди, лишенные возможности церковной жизни, исповедововали веру добрым нравом.
Сейчас, к сожалению, происходит обратное – информации более чем достаточно, многие сознательно веруют, а нравственное начало, дух христианской жизни в обществе почти утерян. В каком-то смысле нынешнее разрушение нравственности – это «послевкусие неверия» насаждавшегося в XX веке.
Второй вопрос: почему я именно Сталина, а не Троцкого называю "людоедом"? Ну, во-первых, это не я называю, а Анна Андреевна Ахматова, а во-вторых именно сознательное согласие и попустительство (а зачастую и личная подпись) "вождя народов" стали причиной гибели миллионов невинных людей.


marija25 февраля 2011, 11:32
Вот реальная жизнь наших мучеников Христов. Тысячи ни в чём неповинных по всему северу. так Сталин руководил страной. Не русский есть не русский. Приняв даже православие, ему было не уютно и он вошел в сговор с демоном. И человеческие жертвы не менее чем на войне. Такая судьба нашей России. И очень скоро всё изменится в России и она СТАНЕТ самой СЧАСТЛИВОЙ страной. Бог не оставит свою мученицу, слишком много она пережила и от своих вождей и от зарубежных. Вымолим свою страну и будем счастливыми ради наших мучеников. Спасибо за статью. И спасибо всем, кто не остаётся равнодушным к судьбе нашей родины. храни всех Господь
Александр Н.25 февраля 2011, 11:22
"С одной стороны – томящаяся душевность, а с другой – прозрение, совершенное обнажение духа".
Прозрение у кого? У тех, кто расстреливал или требовал расстрелов на многотысячных митингах? У тех миллионов, кто до 20-го съезда считал Сталина великим "вождем и учителем"? У церковных иерархов, которые ни разу не подняли голос в защиту репрессированных, зато славословили Сталина публично? У миллионов нынешних россиян, для которых Сталин -чуть ли не спаситель Отечества?
"Россия в XX веке пережила опыт посещения Божиего".
Прежде всего Россия пережила национальный позор, но беда не в этом, а в неистребимом желании даже в позоре находить нечто возвышенное, "душеспасительное". Как раз "западной" рефлексии, т.е., беспощадного анализа и трезвой оценки всегда не хватало русскому человеку.
Людмила25 февраля 2011, 11:16
Храни, Вас Господь! дорогой батюшка! Я Вам так благодарна за эту проповедь. Сейчас ещё, Слава Богу! мы можем встретить в храме светлые смиренные, улыбчивые и бесконечно добрые лики старушек, их очень мало, и я не знаю их по имени, но как я жду встречи со светлыми бабушками, ведь достаточно,просто постоять рядом, даже тогда, когда они, преклоненно, молятся, чувствуешь их силу, настоящую Любовь к Господу, и понимаешь, что моя любовь - потребительская, лицемерная, слепая... Пока ОНИ живы, надо впитать в себя их живительные образы, необходимо обращаться к ним с пожеланиями доброго здоровья и кланяться Им, просить прощения, помогать и, обязательно, внуков своих воспитывать в правде и доброте.
Елена25 февраля 2011, 10:15
Спаси Господи, Отец Дмитрий, прям сижу и плачу....у нс еще были такие бабушки и прабабушки, а кто наших деток наставит.. а мы?-будем ли мы таким ориентиром для них?..Помоги нам Господи хоть как-то противостоять той грязи которая сейчас просто чавкает вокруг как болото- и проглатывает и засасывает быстрее чем ты успеваешь понять....как же страшно..Прабабушка умирала когда- сказала- СПАСАЙТЕСЬ КТО МОЖЕТ..вот так..Решимости нам всем не хватает на борьбу с грехами и дерзновенной молитвы..
Татьяна25 февраля 2011, 09:47

Согласна со Светланой: название статьи и оскорбительно и кощунственно. Простите.
татьяна25 февраля 2011, 07:56
низкий поклон вам за этот рассказ бала у меня бабушка ей бы сечас было 106 лет вот терпеливица и смиринница из очень благочестивой семьи а замуж вышла в 20 годы без благословения и увез дед их кудато за урал и всамый голод 31 бросил беременую и поехала она к родителям оставив 2 детей в приюте за прощением к отцу и пока там родила вернувшись за ними потеряла сына а мою мать привезла а потом где только не искали не нашли и замуж тоже не вышла больше что то только не перенсла была она маленького роста но всю почти жизнь работала с лошадьми и что только не пришлось в колхозе вс е годы пережить и когда еепо бболезни мать перевезла к нам за всю жизнь не слышала ни кода не разу обид или плохого ниокм а под старость и еще испытание вобузу стала своим дочерям и пришлось доживать с сестрой очень яростно веруюшей монахиней в миру и приходилось иногда в строгий пост поткармливать ее тайком пока кресная не узнала и закрыла ее кресна всегда гщворила что это за все грехи и вот ивсю жизнь только улыбка и терпение и ядумаю это еепример больше вразумлял меня в вере простите за многословие. татьяна
Ирина25 февраля 2011, 05:32
согласна со Светланой. Хорошая статья, но неудачное название. Клишированное православное "благоухание веры" и то было бы лучше "послевкусия". "Послевкусие" звучит полным диссонансом и даже как-то коробит. Да и не послевкусие это. У вина есть послевкусие, а у веры нет: либо ты к ней прикасаешься и вовлекаешься в особое измерение Духа Святого, либо нет.
Татиана25 февраля 2011, 01:32
Spasibo za statjju.Moja prababushka,r.B.Natalija zaronila v moju,pionerskuju togda,dushu semena very.Mozhet bytj,tjazhelee gonenij za veru chuzhimi i po rodstvu i po vzgljadam aktivistami-ateistami byli gonenija sobstvennoj semji.Detej,vnukov.Neverie("a nam v shkole skazali,chto Boga net!Kosmonavty letali i nigde tam ne videli Boga")obzyvalo,obizhalo,nasmehalosj,zhalovalosj,spletnichalo. Sejchas stydno.Prosti menja,babushka Natasha.Carstvie tebe Nebesnoe!V truduju minutu zhizni moej ty,vera tvoja prishla mne na pomoshch.Blagodarja tebe,tvoemu,nashemu Bogu ja zhivu,u menja estj semja,deti.Prosti.
Марина25 февраля 2011, 00:55
Статья ко времени. И таким ясным и вдохновенным языком написана. Примите мое уважением и благодарностью, отец Дмитрий.
Герман24 февраля 2011, 23:17
Спасибо за статью. Добрая, написанная с любовью, а значит правдивая. Храни Вас Господь!
Наталия24 февраля 2011, 21:20
Большое спасибо за статью! Очень нужно то, о чем Вы написали! Очень важно! Спаси Христос и сохрани Вас, отец Дмитрий, и ваших подопечных!Низкий поклон...Наталия
р.б.Ольга24 февраля 2011, 17:32
"Я здесь впервые осознал, какая бездна лежит между Россией и Западом. Не бездна непонимания даже, но бездна разности опытов. С одной стороны – томящаяся душевность, а с другой – прозрение, совершенное обнажение духа. И этот сияющий на солнце страшный памятник «душевному» лейтенанту, усыпанный костями… Страшная месть… пустыня, бесконечно далекая от Вагнера, Шумана, Гете и Шиллера с их романтическими страданиями. Просто дыра, за которой единственная возможность бытия – радость о Господе! Радость сораспявшихся и совоскресших! И как же очевидна эта реальность выбора, где «быть или не быть» означает «верить или не верить». И только так! И как далека эта совершенная реальность от европейской рефлексирующей самости…"
Как верно, как верно...Это я (хоть мне и 37 лет и ГУЛАГ уже очень далеко), но это я иду в -50,в одном тоненьком пальтишке, а впереди может быть смерть, а рядом винтовка, нацеленная на меня, и я кричу (конечно же молча):"Господи, помоги"... Но я никак не могу быть там, где плаксивые разглагольствования под музыку Вагнера и бесконечные слова о том как бы спасти мир...
И поэтому то мы и Запад никогда не будем вместе.Поэтому надрыв русской души (не по национальному призаку"русской", но по своей ментальности)никогда не будет понят западной кисельностью.
И поэтому,когда приглашают сходить на концерт классической музыки подзарядиться духовностью или душевностью(так сказать),как же это пахнет суррогатом от истинного духа.
Любовь24 февраля 2011, 16:00
Спасибо!Вечная память пострадавших за ВЕРУ и пострадавших безвинно!А нам живым, дай нам Господи, память и разумение, и покаяние.
Светлана24 февраля 2011, 15:36
Глупыми безбожными детишками мы задавали старенькой бабушке "каверзные" вопросики - "А кто твоего Бога выдумал?". Она так грустно вздыхала и отвечала: "Он сам нас всех выдумал". Прости, Господи. Прости, милая бабушка, раба Божия Ефросинья.
Елена24 февраля 2011, 15:29
Спасибо за единомыслие!
Всего несколько недель назад мы чтили
память Новомученников земли Российской.
И подумалось мне тогда, что если бы не их
подиг жизненный и смирение, не смогли бы мы сейчас
и Храмы строить, и в Церковь свободно
ходить. За их страдание нам Господь
такую радость даёт - в вере жить!!!
Нам обязательно это помнить всю жизнь надо и детей
этой памяти научить!!!
Андрей24 февраля 2011, 15:21
Спаси Господи. Действительно чудесная статья.
Александр24 февраля 2011, 15:05
Отец Дмитрий, почему в качестве примера людоеда Вы приводите Сталина, а не Троцкого? Сталин- это человек, удержавший Россию и народ от полного уничтожения.Троцкий-это человек, для которого народ и Россия дрова для разжигания мировой революции. Странный выбор.
Светлана24 февраля 2011, 14:39
Спасибо за поднятую тему. Очень режет слух название - или автор живет в стерильных условиях и не слышит рекламу, или готов эпатировать публику подобными диссонансами.

Если честно, сочетание рядом исповеди, смерти, (вымирания народа) и прочих проблем, поднятых здесь - и гастрономической метафоры "послевкусия" оскорбительно, если не сказать кощунственно.
Алексей24 февраля 2011, 14:36
Спасибо!
Алексей.
Наталия24 февраля 2011, 14:18
...Читаю и плачу...
Храни Вас Господь, батюшка Димитрий!
То, что написала в отклике Марина, я могу подписать своим именем. И у меня была моя баба Лена (Царство ей Небесное!), а у нее свой "Гулаг" и такая же простая, святай Вера!..
Воистину всем нам надо постараться сохранить "послевкусие" той Веры! Дай нам Бог!
Низкий Вам поклон за пронзительность и правдивость!
Наталия
мнение24 февраля 2011, 14:11
Статья интересная, но просматривается ложное смирение у народа и безграмотность,они добровольно клали свою голову на "плаху" без справедливого сопротивления, а это сродни самоубийству. Злодей со своими слугами радуется.
Марина24 февраля 2011, 13:45
Спаси Господи за чудесную статью! Вспомнила свою бабушку. Прямо про неё написано! Царство ей Небесное. Благодаря ей, Дух Христов возродился во мне и моем сыне, минуя поколение моих родителей. На нас огромная ответственность лежит, сохранить и передать веру своим потомкам. А сделать это можно только своим примером.
Александр24 февраля 2011, 13:41
Спаси Бог! Статья хорошая, но на мой взгляд немного не точно вот в этом месте:
"Я здесь впервые осознал, какая бездна лежит между Россией и Западом. Не бездна непонимания даже, но бездна разности опытов. С одной стороны – томящаяся душевность, а с другой – прозрение, совершенное обнажение духа. И этот сияющий на солнце страшный памятник «душевному» лейтенанту, усыпанный костями… Страшная месть… пустыня, бесконечно далекая от Вагнера, Шумана, Гете и Шиллера с их романтическими страданиями. Просто дыра, за которой единственная возможность бытия – радость о Господе! Радость сораспявшихся и совоскресших! И как же очевидна эта реальность выбора, где «быть или не быть» означает «верить или не верить». И только так! И как далека эта совершенная реальность от европейской рефлексирующей самости…"
Россия это безусловно часть Европы и в духовном смысле тоже. У нас общие христианские корни. Но соглашусь с автором, что опыт разный особенно в 20 веке. России эти страдания выпали чтобы вернуться к себе самой. Для европейца такая задача не стоит, но проблемы то те же. У нас духовная пустыня стала следствием советского ига, у них - абсолютизации дем. ценностей и потребительства. И встреча тут вполне возможна. Так что опыт России 20 века важен не только для России, но для всего человечества.

Наталия24 февраля 2011, 13:21
Благодарю автора за рассказ о таких простых людях, и о такой непростой жизни.Многая лета тем, кто жив и вечная память тем кого не с нами!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×