На протяжении нескольких лет волонтеры епархиального Общества милосердия, которым руководит священник Сергий Кляев, посещают социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Маленькая страна». Они занимаются с детьми художественным творчеством, физической культурой, устраивают рождественские и пасхальные праздники. Сегодня мы публикуем заметки одного из волонтеров — Натальи Спицыной. Натальи Викторовны — как называют ее дети.
На мне же крестик…
Сначала мы ходили в 4-ю детскую больницу, помогали медперсоналу мыть полы в отделениях, убираться. Потом нас стали приглашать на крещение отказных деток. А летом 2008 года волонтеры Общества стали посещать центр «Маленькая страна».
Отец Сергий порекомендовал мне вести занятия с детьми, ведь по профессии я — преподаватель, более 20 лет веду физическую культуру в вузе. Но, признаюсь, поначалу было страшно — ведь до этого я никогда не общалась с детьми, которые по разным жизненным обстоятельствам оказались на попечении государства. Поддержала меня тогда директор центра Нина Васильевна Якушева. Она и сейчас мне всегда помогает, за что я ей очень благодарна.
Моя задача — научить детей самым элементарным физическим упражнениям, познакомить со спортивными предметами и инвентарем, поддержать интерес к спорту и физкультуре. С малышами я стараюсь вести занятия в форме игры, со старшими (теми, кто уже учится в школе) провожу подвижные игры. Мальчишкам показываю силовые упражнения, у девочек совмещаю разминку с ритмической гимнастикой; учу азам игровых видов спорта, например — владению мячом. А еще пытаюсь рассказывать о здоровом образе жизни: к примеру, о том, как трудно бывает детям, начавшим курить, избавиться от этой привычки. Занятия проходят один раз в неделю, летом и весной — на улице во дворе, а в холодное время года — в актовом зале. Если у меня что-то не получается — в общении с детьми, с дисциплиной — на помощь приходит отец Сергий: не только добрым советом и наставлением, но подчас и своим влиянием. А еще бывают такие уроки, когда становится ясно, что эти занятия нужны не только детям… Помню, как однажды в старшей группе у нас сломалась ракетка от бадминтона. Мы пытались починить ее своими силами, и когда это получилось, один мальчишка сказал геройски:
— Ну, вот теперь она не сломается!
И я (считающая себя воцерковленным человеком!) по дурной привычке посоветовала ему «поплевать через левое плечо». На что он очень серьезно мне ответил:
— Не надо плевать, на мне же крестик…
Там ведь хорошо, правда?
В «Маленькой стране», как в большом доме, все течет и меняется, за неделю много всего происходит. Приходит время — привозят новых детей. Очень немногие, к сожалению, возвращаются в семью. Большинство отправляют в другие социальные учреждения. Все время думаешь: как он там…
Года два назад одного мальчика — родители у него были пьющие, им был дан срок на исправление, да напрасно — переводили в интернат. Он был не самым сильным учеником, да и хорошим поведением, мягко говоря, не отличался. И вот я прихожу на очередное занятие и не могу его узнать: самый непослушный и вертлявый воспитанник ведет себя как тихий мышонок. В середине занятия он не выдержал и начал делиться мыслями вслух, мол, ничего, смогу и там, в интернате, и, обращаясь ко мне, все уговаривал себя:
— Там же ведь хорошо… Правда, Наталия Викторовна?
Даже взрослым бывает тяжело куда-то уезжать, а каково это детям, которые уже привыкли к воспитателям, к своей группе, и вот опять новое место. Я не знаю, как нам, взрослым, быть, как смотреть им в глаза, как ободрять и говорить, что там хорошо?
«Бабочка», «рыбка», «часики», «ножницы»…
О воспитателях нужно рассказать отдельно. Я уже говорила, какой замечательный человек — директор центра Нина Васильевна. И коллектив у нее тоже очень хороший. Воспитатели и их помощники, или просто нянечки,— профессии женские, мужчины на таких должностях — редкость. Поэтому в основном на женских плечах лежит забота и ответственность за этих детей. Им очень непросто. Но какая радость и даже гордость светится в их глазах каждый раз, когда они начинают рассказывать про то, что Петя или Настя из младшей группы теперь говорит «спасибо» и за собой убирает игрушки, или научился собирать мозаику, или выучила песенку. После общения с ними у меня на душе становится чуточку светлее. Как и после общения с малышами.
Младшая группа — моя любимая, там дети от 2,5 до 8 лет, с ними можно учить упражнения, которые старшим не очень-то интересны. У малышей они вызывают восторг, и все вместе мы придумываем им названия: «бабочка», «рыбка», «часики», «ножницы», «птичка». Дети верят, что от этих упражнений они будут сильными и здоровыми, что правильно ходить строем и уметь прыгать со скакалкой — это ведь и в школе понадобится, а в школу малыши хотят.
Когда приходишь в младшую группу, то детки бегут к тебе, стараются прижаться, наперебой рассказывают, что произошло, кто сегодня баловался или кто заболел. Но есть одно, чего я боюсь и что мне очень трудно пережить каждый раз, когда наше занятие подходит к концу. Когда мы строимся и меня спрашивают:
— А вы сейчас куда, домой?
И пусть простит меня Господь за этот грех — я начинаю врать, что сейчас еду по делам или в поликлинику. Потому что сказать, что да, я еду домой, к дочерям и мужу, у меня не хватает мужества…
«Приемка»
В центре пять групп: две старшие (мальчики и девочки), средняя, младшая и приемная. Туда, в «приемку», как ее называют между собой, я хожу всегда. Пусть иногда не остается времени, сил или другие дела могут отвлечь, особенно когда готовимся к праздникам, «приемка» — это святое. Это самая первая группа, где оказывается ребенок, попавший в «Маленькую страну». Здесь он должен пробыть 21 день, пока с ним работают психологи, а медики проводят обследование.
В этой группе находятся дети разных возрастов. Старшие начинают рассказывать, какие виды спорта им нравятся, что умеют делать. А бывает и так: большой уже ребенок — а ни разу не видел гимнастический обруч или бадминтон. Тут начинаешь понимать, в каких условиях рос этот человечек… Но поскольку не в нашей власти что-то изменить в его жизни глобально, надо делать то, что нам по силам: я буду пытаться физкультуру вести, кто-то — рисование, кто-то — ящик апельсинов пожертвует. Так, по песчинкам, и будет расти горка добрых дел.