Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 18-25 октября. – Духовность и демография. – Прогнозы для России. – Спасти мальчиков. – Времена без нравов. – Четыре религии в школах. – Партнеры или антагонисты. – Духовное мародерство. – Русский язык в украинской трактовке. – Сорос на Соловках.
Основной темой прошлой недели стал прошедший в Москве 18-19 октября церковно-общественный форум «Духовность и демография». Форум проходил под патронажем Русской Православной Церкви и при содействии полпреда президента в Центральном федеральном округе и Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». «Как сообщили «Росбалту» в пресс-службе «Деловой России», основная цель форума — выразить серьезную озабоченность глубоким демографическим кризисом в России и организовать широкую общественную дискуссию по проблемам преодоления демографического кризиса».
В первый же день работы форума с обращением к собравшимся выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. «Он призвал «объединить усилия Церкви, государства и общества» для вывода России из демографического кризиса. «Это та область, где можно и нужно объединить наши усилия. Сегодня мы уже стоим перед выбором, быть или не быть нашему Отечеству в будущем», - цитирует слова Святейшего Патриарха сайт «Мир религий».
Патриарх Алексий II отметил, что «вот уже более десяти лет население России неуклонно уменьшается». «Одна из причин - духовное неблагополучие нации, забвение высоких нравственных ценностей, утрата благоговения перед священным Божием даром жизни. Растет число супружеских пар, которые в угоду сиюминутному комфорту отказываются от рождения ребенка», - подчеркнул он. Он добавил, что по количеству абортов Россия занимает одно из лидирующих мест в мире. «Огромная ответственность в формировании идеала крепкой и благополучной семьи ложится на СМИ», - подчеркнул Алексий II.
«Еще одна причина демографического кризиса - высокий уровень смертности среди молодых людей», - сказал Патриарх. В частности, отметил он, возросло число самоубийств среди молодежи. Патриарх напомнил, что в ходе своего исторического развития Россия переживала и более трудные в экономическом отношении времена, но, будучи нравственно здоровыми, люди видели в семье безусловную ценность и ответственно подходили к воспитанию детей. «По словам Алексия II, в настоящее время для выхода из кризиса необходимо сотрудничество Церкви и государства в нравственном воспитании личности, укреплении и поддержки семьи, защите материнства и детства, помощи сиротам и обездоленным, борьбе с наркоманией, развратом и другими пороками»., - сообщает «Страна.Ru».
Полный текст «Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви.
Также Русская Православная Церковь намерена поставить вопрос о том, чтобы государство поощряло многодетные семьи, - сообщает «Первый канал». Автор репортажа Игорь Рискин отмечает, что форум, однако, не стал событием сугубо церковным: «Сюда пригласили министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, президентского полпреда в ЦФО Георгия Полтавченко. Важность темы побудила принять участие в форуме многих общественных деятелей».
Как сообщает «Страна.Ru», министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов, выступая на форуме, назвал среди главных причин демографического кризиса в РФ низкую рождаемость и высокую смертность. «Россия в начале 21 века находится в устойчивом состоянии депопуляции. С 1992 года в РФ регистрируется убыль населения. За этот период количество россиян уменьшилось более чем на 9 миллионов человек», - сообщил Зурабов. «По словам Зурабова, основными направлениями деятельности правительства в решении демографических проблем является повышение уровня жизни населения, укрепление семьи, материальное обеспечение семей, находящихся в сложном положении... Министр выразил благодарность Русской Православной Церкви за организацию демографического форума с участием государственных, общественных, церковных деятелей, представителей науки и культуры».
Управляющий делами Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент призвал в своем выступлении руководителей российских телеканалов к показу социальной рекламы, которая пропагандировала бы недопустимость аборта, сообщает сайт «Newsru.com». По его словам, на одного родившегося в России ребенка сегодня приходится три аборта. По данным медико-профилактического центра «Жизнь», абортами сейчас заканчиваются 61% беременностей, исключая самопроизвольные выкидыши и мертворождения. Также он предложил внести в Гражданский кодекс поправку, которая запрещала бы врачам склонять женщин к прерыванию беременности.
Для изменения ситуации с демографическим кризисом «достаточно, чтобы каждый зачатый ребенок в России был рожден на белый свет, тогда вся эта проблема просто исчезнет», - считает протоиерей Дмитрий Смирнов. Также он предложил целый ряд мер для решения проблемы демографии. «Помимо запрета государственного финансирования и рекламы абортов, помочь могла бы контрреклама, считает священник… Представитель Церкви также предложил «изъять из поля деятельности СМИ все то, что препятствует рождению детей», например, полностью запретить рекламу алкоголя и табака, в том числе и в кино. Священник также предложил прекратить государственное финансирование центров планирования семьи, при помощи Церкви разработать школьную программу под названием «Семья», предоставить Церкви время на государственном телеканале и покончить с «продажей детей за границу». Как утверждает священник, «наши департаменты образования по всей стране превратили это в шикарный бизнес... поэтому оформление ребенка при продаже за границу проходит за два-три дня, а отечественные усыновители ждут годами».
Как сообщает РИА «Новости», форум по проблемам демографии в России предложил запретить аборты. «До введения закона о запрете искусственного прерывания беременности министерству здравоохранения и социального развития рекомендуется в критериях врачебной этики квалифицировать искусственное прерывание беременности без врачебных показаний как преднамеренное убийство живого существа», - говорится в документе, подготовленном форумом. По мнению участников форума, демографический кризис в России во многом обусловлен пропагандой эгоизма, безнравственности и цинизма, в связи с чем предлагается «создать религиозно-общественную комиссию по вопросам соблюдения средствами массовой информации этических норм и защите нравственности».
Тот же сайт сообщает, что наравне с запретом абортов церковно-общественный форум по проблемам демографии призывает россиян «восстановить истинную роль семьи».
На сайте «Русской линии» опубликованы ответы Святейшего патриарха Московского и всея Руси на вопросы журналистов, заданные по окончании пленарного заседания Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России».
Пресс-релиз Форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» полностью опубликован на сайте «Седмица.Ru».
«В итоговом документе форума говорится о необходимости формирования «целевого государственного заказа» на рекламу против абортов в СМИ... Конференция призвала государственные власти разработать «долгосрочную стратегию повышения рождаемости и снижения смертности населения России». Предложено вести в школах программы, «направленные на приобщение школьников к общезначимым ценностям традиционной культуры и этики народов России». Признано целесообразным создавать повсеместно церковные «Центры защиты материнства» и «расширять практику социального служения монастырей и церковных приходов» в деле воспитания сирот», - сообщает «Радонеж».
Автор «Газеты» Надежда Кеворкова в статье «Определить причину» вымирания страны рассказывает о проходившем в Храме Христа Спасителя форуме и отмечает, что в зале, «забитом до отказа пожилыми людьми и монахами, практически отсутствовали те, на кого можно было бы надеяться в деле повышения рождаемости».
В газете «Известия» опубликовано интервью демографа, доцента Московского педагогического государственного университета Владимира Борисова Наталье Коныгиной. Статья републикована сайтом «Религия и СМИ». В частности, он отмечает, что «миру не угрожает перенаселение», «наоборот, мир вымирает». При этом, «проблема низкой рождаемости - это проблема богатых стран. Видимость роста населения во всем мире создают развивающиеся страны».
Также он озвучивает несколько прогнозов для России: «Для нашей страны также существует несколько прогнозов, которые сильно отличаются друг от друга. Например, профессор Антонов из МГУ говорит о 80 миллионах россиян к 2050 году. ООН два года назад говорила о 120 миллионах, а теперь снизила эту цифру до 101 миллиона. Представляете, всего за два года! Но прогнозы ООН тоже страдают большими недостатками. Организация Объединенных Наций почему-то исходит из того, что у нас рождаемость еще года два будет снижаться, а потом начнет расти. Но никаких оснований для такого оптимизма нет. Лично я больше склоняюсь к варианту Антонова. Потребность во втором ребенке существует только у половины российских семей, в третьем - всего у трех процентов. Спасти нас могут только совместные усилия государства и общества для изменения отношения к рождению детей».
«Литературная газета» также не остается равнодушной к проблемам демографии. В статье «А где же мальчик?» читатели могут познакомится с мнением доктора медицинских наук, профессора Владимира Базарного, который почти тридцать лет занимается детским здоровьем. Он считает, что сложившаяся в России ситуация – результат трагического эксперимента: «мы игнорировали полоролевое воспитание и активно внедряли бесполую педагогику. Вот результат... В условиях, когда до основания разрушена народная воспитательная культура, когда до основания разрушено семейно-родовое воспитание, наша школа, нацеленная на некую сумму знаний (без воспитания чувств!), есть величайшее преступление перед народом». Ситуация постоянно усугубляется разрушением семьи.
По мнению Владимира Базарного, причина разрушения семьи заключается в том, что разрушается мужская модель поведения, причем с самого детства. Чтобы выправить ситуацию, нужно «немедленно переходить на параллельно-раздельный тип воспитания и обучения мальчиков и девочек в детских садах и школах. Нужно немедленно создавать условия для отбора и приёма в педвузы и педколледжи юношей (не менее 50% всех абитуриентов и студентов). Нужно добиться, чтобы мужчины пришли в школы и детские сады... Словом, воспитание мужества в мальчиках – эта задача для нас сейчас не менее важна, чем поддержание армии в боеспособном состоянии. И может, даже более важна. Иначе через два десятка лет в армии уже будет служить некому. Повторял, повторяю и буду повторять: спасём детей – спасём Россию! Спасём мальчиков, сбережём мужчин – будет у нас народ. Дадим нашим девочкам идеалы добра, красоты, целомудрия – будет у нас крепкая семья. И родовое древо России будет иметь крепкие корни».
О демографическом форуме также сообщают автор «Времени новостей» Кирилл Василенко в статье «Демография с духовной составляющей», журналист Надежда Кеворкова в материале «Запретить аборты и упразднить женские консультации». Эти материалы кратко излагают содержание выступлений и итоговые документы Форума.
Текст телепрограммы «Православная энциклопедия» по теме «Грех детоубийства – аборты» опубликован на сайте «Седмица.Ru». Гость программы врач-акушер Роман Николаевич Гетманов рассказывает о том, насколько страшные последствия имеет аборт для организма женщины, а также рассуждает о причинах огромного количества абортов: «Причина очевидна – то, что мы живем в мире, который забыл Евангелие, в постхристианском мире, то есть в полном непонимании греха, абсолютном непонимании духовных законов». Также он высказывает мнение о том, что запрет абортов поможет улучшить демографическую ситуацию в стране.
В материале «Радонежа» «О, «Времена»!» отмечается, что попытки наладить сотрудничество Церкви и государства, в том числе, в вопросах демографии, не идут дальше декларации о намерениях: «Пока дальше «декларации о намерениях» дело не пошло. При попытке в Думе предложить хоть какие-то меры для ограничения чудовищного вала абортов, представитель правительства сообщил, что у нас зато аборты лицензированные. Вот тонкие же люди у власти нынче – эдакую дистинкцию ухитряются провести. Мол, лицензированное массовое детоубийство чем-то лучше нелицензированного. А результат все тот же – минус миллион населения в год. Та же ситуация с преодолением долженствующих, по мнению президента, быть преодоленными нравственным дефицитом и религиозной безграмотностью. … при упоминании православной культуры у чиновника стекленеют глаза, а диафрагма сама начинает булькать про «многонациональную и многоконфессиональную»...
Когда же за дело берутся общественники, дискуссия о возможности допустить Церковь в общество становится более откровенной. Пример – последний выпуск программы «Времена» на Первом канале. Тема программы, сообщил ведущий (телеакадемик) - «все возрастающая активность Русской Православной Церкви и не только в жизни общества, но и, в общем, деятельности государства… Дальше в течение часа телеакадемик, настоящий академик и еще двое обеспокоенных атеистов объясняли призванным к ответу православным и всей телеаудитории, где Церкви, по их мнению, место. …раз религия частное дело, и даже «сугубо частное (это как же понять-то) то и высовываться с кухни вы не имеете права».
Расшифровку программы «Времена», о которой упоминает редакция «Радонежа» можно прочитать на сайте «Первого канала». Надо отметить, что, несмотря на все желание ведущего программы В. Познера вызвать у зрителей опасение «все возрастающей ролью Православной Церкви», в выступлениях депутата Госдумы Наталии Нарочницкой, диакона Андрея Кураева и сотрудника отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви протоиерея Александра Макарова опровергаются ложные установки ведущего, доказывается, что Церковь и верующие люди не могут оставаться в стороне от процессов, происходящих в стране.
Так, о Александр на заявления В. Познера о том, что религия – «частное дело» и потому, Церковь не может претендовать на какую-то роль в обществе, отвечает: «Понимаете, и частное, и не частное. Конечно, мое отношение с Богом - это мое частное дело. Но я человек верующий, я живу в обществе, и я не могут быть от общества свободным. Что же общество желает освободиться от меня? Я не могу быть в церкви верующим христианином, дома - мусульманином, на работе - атеистом. Это будет растроение сознания… Скажите, пожалуйста, что плохого и кому будет плохо, если наше общество будет в большей степени верующим и православным? Я только одну вижу такую фигуру, по имени Господин Принцип. Вот покажите, где он живет и в чем ему будет плохо оттого, что будет у нас более православных, верующих людей».
А Наталия Нарочницкая говорит: «Когда мы говорим о том, что Церковь не может быть отделена от общества, мы имеем в виду нравственную составляющую. Вот я, как депутат Государственной Думы, как верующий человек, думаю не только о том, что правильно, но и о том, что праведно. Не о том только, что нужно и полезно, но и о том, что должно с нравственной точки зрения. Потому что религия, может быть оно и частное дело, но вера пронизывает жизнь человека. Она побуждает его постоянно думать о нравственном содержании любого поступка и любого положения».
Между тем, несмотря на все нагнетание В. Познером истерии вокруг «усиления роли Православной Церкви в государстве», практика свидетельствует об обратном. Так, правительство Москвы, упорно сопротивлявшееся «Основам православной культуры», теперь чемпионскими темпами намеревается ввести в школу историю религий. Как сообщает сайт «Мир религий», «Юрий Лужков однозначно высказался за то, что в школах Москвы должен быть введен курс истории религий. Преподавание должно осуществляться по факультативному принципу. На эту позицию мэра опираемся в своей работе и я, и руководитель департамента образования Любовь Кезина», - рассказал М. Мень»
Подробнее об этом рассказывают в «Газете» Екатерина Бабкова, статья «Москва станет школой четырех религий», в «Известиях» - Юлия Игнатьева, статья «Православных детей научат уважать ислам». В «Известиях», кстати, отмечено, что преподавать факультатив будут «учителя-адепты одной из одобряемых властями конфессий»: «По замыслу правительства, в одном классе предлагается собрать детей верующих и неверующих и доверить их выпускнику педагогического истфака - но обязательно верующему... Следовательно, речь идет не об истории религии как многогранного феномена (на такой факультатив дети валом бы валили вместе с родителями), а о религиозном образовании в буквальном смысле», утверждает автор.
В статье «Рецидив атеистического гуманизма», опубликованной в «Русском доме», протоиерей Димитрий Лескин, директор Православной классической гимназии г. Тольятти пишет, то в общественное сознание последовательно внедряется мысль о том, что «Основы православной культуры» - это Закон Божий, а потому преподавать этот предмет в школе - нельзя. Автор рассматривает основные аргументы против основ православной культуры, выдвигающиеся и на страницах отечественных СМИ и в официальных документах, опровергает их и делает вывод, что «аргументация, используемая противниками введения «Основ православной культуры», рассчитана прежде всего на некомпетентность основной части народонаселения России».
По мнению автора, «причины борьбы с «Основами православной культуры» как формой образования и воспитания подрастающих поколений в духе национальных духовных и культурных традиций имеют глубокие либерально-атеистические, враждебные Российской государственности корни. В этой учебной дисциплине определённые круги усматривают попытку Православной Церкви усилить своё влияние на общественные процессы, чему либералы готовы решительно противодействовать, видя в Церкви институт, препятствующий вхождению России в систему «нового мирового порядка».
Вопроса отношений государства и Церкви коснулся в интервью газете «Труд» Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В частности он сказал: «Иногда в средствах массовой информации звучат предположения о том, что Русская Православная Церковь стремится стать государственной Церковью. Нет, у нас нет такого стремления. У Церкви и государства разные задачи, но соработничество по многим вопросам мы должны осуществлять». Полностью текст интервью «Добро в конечном счете победит» можно прочитать на страницах «Труда».
«Еженедельный журнал» задается вопросом о том, являются ли Церковь и государство антагонистами или же партнерами. «Некоторые эксперты видят выход в создании госоргана по делам религий, который взял бы на себя регулирование этих проблем. Мнение «за» … отстаивает глава Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко. Ему оппонирует руководитель Центра этнорелигиозных и политических исследований РАГС Александр Журавский»
Так, Максим Шевченко в интервью утверждает, что «религиозные организации, не имеющие «партнера сверху», стремятся к абсолютному господству». Поэтому он выступает «за то, чтобы в переходный период в нашей стране существовал естественный ограничитель этой тотальной религиозной корпоративной экспансии – назовите этот орган как хотите… Это должен быть государственный орган с министерскими полномочиями, достаточными для того, чтобы, не вмешиваясь в частную жизнь верующих, отстаивать интересы государства и нации в контактах с религиозными организациями (корпорациями)».
Александр Журавский возражает Максиму Шевченко: если «государство начинает приглядывать за Церковью, когда ему хочется манипулировать ею». «По мысли некоторых сторонников такой структуры, цель ее создания – защита слабого государства от религиозно-клерикального влияния. Предполагается, что защищать необходимо от Русской Православной Церкви, эдакой религиозной корпорации, наиболее мощной в России, которая имеет свои цели и задачи, противоположные задачам государства. На самом деле Русская Православная Церковь не корпорация, а скорее сетевая организация, почти половина ее епархий находится за пределами Российской Федерации. Есть Украинская, Молдавская, Эстонская и другие православные церкви, находящиеся под юрисдикцией Московского патриархата. Русская Православная Церковь на протяжении последнего десятилетия была единственной силой, выступавшей за культурную и политическую интеграцию постсоветских стран и удерживавшей стремительно распадавшееся пространство бывшего Советского Союза. Нелепо говорить о защите государства от тех, кто в некотором смысле защищал его целостность».
Органы контроля религиозных организаций «возникали в авторитарном или тоталитарном государстве, которое было на тот момент вовсе не слабым: «Обер-прокуратура создавалась Петром I с целью управления Православной Церковью, о других конфессиях речь поначалу не шла. Тогда же последовала отмена патриаршества и начался синодальный период со всеми его достоинствами, но больше недостатками. При Сталине, не в самом слабом за всю отечественную историю государстве, орган назывался Совет по делам РПЦ… Сегодня сторонники подобной структуры тоже надеются, что она будет заниматься контролем Русской Православной Церкви, а уж потом, по остаточному принципу, – других религиозных институтов. Лично я вижу очевидное лукавство в утверждениях, будто государство необходимо защищать от РПЦ. У России есть более серьезные и опасные вызовы, и исходят они не из православного мира».
На сайте «Центра «Новая политика» также развернулась дискуссия по близкой теме. Правда, она касается отношений государства и религии в целом, и проблемы терроризма в частности. Александр Кырлежев в статье «Терроризм и система религиозных смыслов» рассуждает о том, какая существует связь между религией и терроризмом. По мнению автора, «следует различать религиозную традицию, с одной стороны, и религиозные мотивации, с другой. Совершенно очевидно, что у тех людей, которые являются исполнителями террористических актов «с исламским оттенком», есть религиозная мотивация». Автор считает, что «российские православные радикалы», выступающие против ИНН, также сопротивляются «государству по религиозным мотивам». «Таким образом, и мягкие, и жесткие формы экстремизма могут иметь религиозное обоснование, а люди, ведущие себя как экстремисты, – религиозную мотивацию». «…единственный способ какого-то реального воздействия на ситуацию заключается в том, чтобы давать изнутри конфессий такие интерпретации, которые квалифицируют определенные религиозные представления и практики как девиантные, ложные, не соответствующие аутентичной религиозной традиции. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что в таком случае возникает новая опасность – опасность раскола внутри религиозного сообщества, внутрирелигиозного напряжения, что, разумеется, не способствует общественной стабильности».
По мнению другого автора, Владимира Легойды, высказанном в статье «О демократии, терроризме и религиозных ценностях», проблема терроризма заключается не столько его религиозной мотивации, сколько в противоположной демократии системе ценностей: «терроризм в любые времена, есть прежде всего специфическая идеология, то есть ценностная система. Следовательно, вопрос «может ли демократия победить терроризм» можно переформулировать таким образом: способна ли либеральная демократия как ценностная система победить терроризм или эффективно противостоять терроризму как определенной системе ценностей? В каком-то смысле перед нами – уравнение как минимум с двумя неизвестными: демократия и терроризм... Мне представляется, что подоплека рассматриваемого вопроса состоит в том, насколько эффективно демократическая система, декларирующая немилитаристский характер своего внешнего и внутреннего устроения, способна противостоять терроризму, основное содержание которого сводится к военным действиям». И если рассматривать проблему с технологической точки зрения, «то придется констатировать, что терроризм победить нельзя. Ни в демократическом, но практически в любом другом обществе (за исключением, пожалуй, тоталитарного)».
Поэтому вопрос должен решаться в мировоззренческой плоскости: «Мне представляется, что современное светское демократическое общество не очень готово к тому, чтобы вести ценностную борьбу с религиозно мотивированным экстремистом. И вот почему. Современный либеральный дискурс объявляет высшей, абсолютной ценностью человеческую жизнь как таковую. В религиозной перспективе такая позиция чрезвычайно уязвима, ибо человеческая жизнь есть ценность именно потому, что она связана с Абсолютной Ценностью – с Творцом. Религиозно мотивированный террорист не боится отдать жизнь за свои взгляды. Немотивированный подобным образом современный человек не может ему ничего противопоставить. Ценностная борьба уже проиграна… Борьба террористов против современного мира есть во многом следствие оппозиционности традиционного религиозного сознания современному секулярному… Для серьезного противодействия терроризму обществу необходима укорененность в традиции, в которой есть сопоставимые ценности. Адекватным ответом на ценностный вызов со стороны терроризма может стать обращение к традиционным религиозным ценностям». А поэтому, «демократия как порождение христианской европейской цивилизации, должна каким-то образом переосмыслить свои христианские корни. Это переосмысление потребует в первую очередь от политиков нефункционального взгляда на Церковь – понимания не только социальной роли церковной организации, но и значения Церкви как духовного института общества, и значения христианства как универсальной основы современной демократии».
В России продолжается политика молчаливого покровительства сектантам. Так, в Москве несмотря на судебный запрет «Свидетели Иеговы» вновь провели конгресс, на котором обсудили, как лучше вовлекать людей в свою секту, сообщает «Седмица.Ru». Мероприятие прошло на основной арене спорткомплекса «Измайловский». В нем участвовали около 3 400 представителей этого религиозного течения из общин северо-восточной части Москвы и прилегающих районов Московской области. «Преимущественное внимание в выступлениях, молитвах, театрализованных инсценировках на конгрессе было уделено идее активного проповедования иеговистского вероучения».
Сегодня в России по данным Межрелигиозного совета в стране действует до 5000 сект. «Ссылаясь на данные Минюста РФ, Р. Силантьев сказал, что наибольшая доля сект сегодня находится в Приморском крае, где они достигают четверти всех зарегистрированных религиозных организаций. При этом секты не зарегистрированы вовсе в таких регионах, как Эвенкия, Чечня, Ингушетия и Агинский Бурятский автономный округ, то есть там, где население преимущественно мусульманское или крайне малочисленное. Довольно велика доля сектантских организаций в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, а также в Краснодарском, Ставропольском краях и на Северном Кавказе в целом. По словам Силантьева, самой крупной, активной и быстрорастущей сектой являются Свидетели Иеговы (сейчас в России насчитывается около 150 тыс. ее адептов). Довольно заметными на этом поле остаются сайентологи, муниты, многочисленные группы сатанистов и неопятидесятники». Со своей стороны руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священник Олег Стеняев назвал сектантов «духовными мародерами, которые пользуются тем, что люди не знают своей религиозной традиции».
Примером такого «духовного мародерства» стало появление сайентологов в Беслане после трагедии в школе №1. «МВД Северной Осетии изгнало из республики сайентологов», - сообщает «Интерфакс». «Согласно проверке, проведенной управлением Минюста России по Северной Осетии, оказалось, что секта сайентологов не зарегистрирована в России, а ее представители не имеют надлежащих сертификатов и лицензий на подобную деятельность. По информации, полученной в правоохранительных органах республики, в настоящее время идет проверка законности деятельности других религиозных сект в Северной Осетии», передает сайт «Регионы России». Как сообщает НТВ, в Беслане сайентологи вводили подростков в транс. Ситуация в Беслане должна была бы стать поводом для властей еще раз задуматься о том, для чего работают в России секты, что они несут людям, и, возможно, побудить чиновников к более решительным действиям против сектантов. Однако, этого не произошло.
На прошлой неделе в СМИ уже началась «идеологическая подготовка» к грядущему Хэллоуину. На сайте «НГ-Религии» в статье Павла Урушева «Праздник к нам приходит» с читателями проводят разъяснительно-подготовительную работу по поводу предстоящего «праздника». Надо сказать, что автор забыл упомянуть о том, что сегодня праздник имеет совсем не то значение, которое ему придавали древние кельты, умалчивает он и о сатаниской окраске «дня всех святых» на западный лад. В общем, читатели совсем не испугаются и будут радостно «праздновать» Хэллоуин. Между тем, в американских школах в Вашингтоне детям запретили праздновать «День Всех Святых», - сообщает «НТВ». Правда, причины запрета праздника далеки от благочестивых: оказывается, переодевание в волшебников и ведьм может обидеть настоящих колдунов.
Кроме того, что сегодня обществу со стороны секулярного общества навязываются инородные праздники, не прекращается агрессивная деятельность и католической церкви. «Римско-католическая церковь продолжает заниматься прозелитизмом среди православных россиян. Об этом заявил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, выступая накануне в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы». Как сообщает сайт «Newsru.com», «он обратил внимание на двойственную позицию Ватикана, который, по его словам, заявляет, что не намерен обращать православных людей в католичество. «С другой стороны, появляются католические миссионеры из Центральной и Восточной Европы, которые полутайно начинают работать с детьми из приютов и говорить им о том, что Католическая церковь лучше Православной», - сказал Всеволод Чаплин. Такая деятельность, по его мнению, «ведется нечестно» и это «вызывает боль наших верующих».
Однако «Эхо Москвы», опираясь на данные блиц-опроса, утверждает, что «деятельность Католической церкви в России не опасна для страны». Расшифровка беседы Сергея Бунтмана с о. Всеволодом Чаплиным м о. Игорем Ковалевским о взаимоотношениях Православной и Католической Церквей в России и на Украине опубликована на сайте «Эха Москвы».
На Украине продолжается борьба с «русским языком», да и вообще со всем русским. Интернет-портал «Украинская правда», издаваемый сторонниками кандидата в президенты Украины Виктора Ющенко, опубликовал открытое письмо украинских писателей Юрия Андруховича, Александра Бойченко, Андрея Бондара, Мыколы Рябчука, Юрия Винничука, Наталки Билоцеркивець, Тараса Прохаско, Юрко Издрика, Александра Ирванца, Ирены Карпа, Ивана Андрусяка, Васыля Кожелянко с призывом голосовать за Ющенко, в котором русский язык назван «языком блатняка и попсы». Дословно, в русском переводе, это звучит так: «Сегодня украинский (?) «премьер-министр» Янукович обещает придать языку попсы и блатняка абсурдный статус «второго государственного», а уже ЗАВТРА он окончательно вытеснит «первый государственный» на все возможные обочины и маргиналии, уже завтра язык малограмотного «профессора» и его братвы будет безальтернативно господствовать на всей «калиново-соловьиной» территории». Как сообщает «Новый регион-Крым», российские деятели культуры и политики вступились за русский язык. Также, заведующий кафедрой русской литературы Таврического национального университета, профессор и вице-премьер крымского правительства Владимир Казарин очень сожалеет о том, что его коллеги по цеху культуры, двенадцать украинских писателей выступили с заявлением по поводу недопустимости придания русскому языку статуса второго государственного. «Уважительное отношение к любому другому языку – это обязательная черта интеллигентного человека, тем более писателя. Как после этого не вспомнить слова классика, который сказал: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек».
О подобной ситуации в Прибалтике – статья «Эстония объявила войну российской истории» Валентины Кулябиной в газете «Время новостей».
О сохранении истории, в том числе, духовной, статья Владимира Семенко «Зачем Соросу Соловки?» в «Литературной газете». «Паломники, посетившие Соловецкий монастырь, возмущены деятельностью расположенного на его территории музея», - сообщает со ссылкой на «Церковный вестник» сайт «Религия в светском обществе». «Паломников возмутила деятельность расположенного на территории монастыря музея, в частности, слишком высокие, по мнению авторов письма, расценки. За вход на его территорию взимается плата 75 рублей – «в пять раз большая, чем при посещении Эрмитажа». В музейной гостинице минимум 250 рублей с человека, при этом «удобства» здесь в конце коридора и горячей воды едва хватает на одного постояльца». Резиденция губернатора строится на берегу озера, в зоне прямой видимости монастыря, при этом для строительства были вырублены деревья. Директор музея не препятствует вырубке, поскольку сам является «представителем губернатора Архангельской области на Соловках».
Авторы письма особенно подчеркнули, что план музея-заповедника разрабатывался экспертами из Фонда Сороса. Признавая необходимость деятельности музея, паломники сомневаются в правомерности содержания за государственных счет «предприятия, ставящего главной целью одно лишь получение прибыли — даже ценой разрушения духовного мира Соловков». Авторы обращения призывают предоставить монастырю «законное право голоса, чтобы многочисленные проекты и мероприятия, реализующиеся на Соловках, не оскорбляли бы православных людей и не позорили бы нашу государственную власть, от имени которой действует музей-заповедник».