Обзор событий православной жизни через призму СМИ: 25 октября – 1 ноября. – Два года «Норд-Оста». – Молитва и оружие. – беспредельные репортеры. – Законодательное прокрустово ложе. – Сам себе богослов из «Коммерсанта». – Толерантность как сборная солянка. – Угрожающий расцвет свободы. – Всемирное племя глобалистов. - Писатели-захватчики.- Преподобная Ефросиния Полоцкая.
В начале прошлой недели Россия вспоминала погибших во время теракта на Дубровке два года назад. 26 октября в Москве у памятного знака на площади перед Театральным центром на Дубровке прошла панихида по погибшим при захвате заложников «Норд-Оста», сообщает «Седимица.Ru». В этом же сообщении читателям напоминают, что «в Театральном центре террористы удерживали 923 заложника, 130 из них погибли».
«Родные и близкие погибших при теракте в «Норд-Осте» зажгли у входа в Театральный центр на Дубровке 130 поминальных свечей», - сообщает «Страна.Ru». Автор «Новых известий» Герман Петелин в статье «Он предложил себя вместо ребенка» вспоминает о мужественном поступке подполковника Константина Васильева, убитого в первый день захвата: «Он не был на мюзикле, и его не взяли в заложники… Он пришел в Театральный центр, чтобы обменять себя на жизнь ребенка из числа заложников... Он прошел сквозь оцепления благодаря своему удостоверению сотрудника правоохранительных органов. Бандиты выслушали его, посмотрели документы, а потом расстреляли». Его фамилию даже не хотели вносить в список пострадавших. И только спустя год родные и сослуживцы смогли доказать, что Константин погиб при исполнении служебных обязанностей.
Гибель людей в Москве, Беслане и других городах России от рук террористов каждый раз ставит общество перед вопросом о том, кто должен защищать мирных граждан страны, или иными словами, вопрос о боеспособности армии. За последние двадцать лет российскими политиками и общественными деятелями было много сделано для того, чтобы развалить и уничтожить российскую армию. Александр Владимирович Черкасов, генерал-майор в отставке, кандидат военных наук, в статье «Без молитвы оружия не обнажай…», опубликованной на сайте «Победа.Ru» рассуждает о значении Православия в духовно-патриотическом воспитании военнослужащих Российской Армии.
Он отмечает, что «система гражданского воспитания, образования, все усилия по созданию государства из правосознательных граждан плодотворны только при наличии высокой духовно-нравственной составляющей общественного бытия. Для России такой составляющей является традиция русского Православия. Освободившись от советской государственной идеологии, значительная часть народа России оказалась в духовном вакууме, который стал заполняться воинствующей безнравственностью, юридической вседозволенностью, бесчеловечными идеологемами и агрессивным невежеством. Однако в то же время, благодаря просветительской деятельности Русской Православной Церкви, российскому обществу были предъявлены традиционные для нашего Отечества исторические и духовные ориентиры во имя выхода из этого кризиса безвременья».
Автор анализирует ситуацию в России, указывая, что кризис нового «смутного времени» не мог не сказаться на духовно-нравственном облике Вооруженных Сил, кроме того, «до сих пор крайне негативное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих всех категорий оказывает целенаправленная систематическая деятельность разного рода деструктивных общественно-политических сил по очернению истории и действительности Армии и Флота России, подрыву их авторитета». Это, безусловно, сказывается и на «качественных характеристиках личного состава Армии и Флота».
Одной из важнейших причин духовного кризиса, в котором оказалась Россия сегодня, явилось разрушение традиционных для народов России нравственных ценностей, духовная опустошенность, - считает автор. И только возврат к истинным ценностям позволит России и русской армии преодолеть тяжелейший моральный кризис. Александр Черкасов приводит примеры того, какова была роль и значение Православия в объединении России и защите ее от многочисленных врагов и захватчиков, анализирует факты истории.
Вывод автора таков: «Православие выполняло на протяжении веков и продолжает выполнять сегодня в нашем обществе несколько важных функций: сплачивая народы России, объединяя и мобилизуя их на защиту российской государственности — важнейшую интегративную функцию. Включая в себя морально-нравственные нормы и нравственный опыт множества поколений, которые содержатся в основах Православия, оно выполняет и регулятивную функцию… Православие было основой воинского воспитания в Русской Армии и на Флоте… Являясь духовной опорой государства, Православие веками освящало и освящает ныне ратный труд, ибо считает, что воинское служение — важнейший фактор стабильности государства, его безопасности и обороноспособности... История вновь распорядилась так, что сегодня только Православие и Русская Православная Церковь духовно и нравственно противостоят духовному кризису России, ее Вооруженных Сил во всей полноте».
Роль прессы в развале российской армии и государственности сложно переоценить. Однако западные заказчики все еще остаются недовольны тем, как работают российские журналисты, а потому в рейтинге международной организация «Репортеры без границ» Россия занимает 140-е место по уровню свободы слова. С ужасом можно себе представить, что будет, когда Россия в этом рейтинге войдет в первую десятку, если сегодня, при всей чернухе и беспределе, царящей в СМИ, она оказывается всего лишь на 140 месте. Автор «Газеты» Марина Лемуткина в статье «Арифметика свободной прессы» рассказывает о том, кто еще вошел в указанный рейтинг и на какое место.
Как рассказал «Газете.Ru» руководитель службы информации Фонда защиты гласности Руслан Горевой, «в последнее время у нас складывается такое впечатление, что фактуру для своих рейтингов «Репортеры без границ» берут неизвестно откуда, а сами рейтинги составляют где-то на коленке». Как подытожил Горевой, «то, что делают в последнее время «Репортеры без границ», уж больно смахивает на подгонку задачки под ответ, данный в конце учебника. А это уже – чистый политический ангажемент». Естественно, подобные рейтинги не имеют никакой репрезентативной силы, и, по сути, являются инструментом политического давления, которое оказывает эта общественная организация на правительства тех или иных стран.
В то же время ситуация со свободой слова и права в той же Америке, выдаваемой многими либералами за идеал, далека от нормальной. «Техасская правозащитная организация Liberty Legal Insitute (LLI) представила ряду членов Сената США доклад о нарушении религиозных свобод в стране… «Удивительно, что подобный документ публикуется впервые, – заявила главный советник LLI Келли Шейкелфорд. – Если внимательно присмотреться к происходящему в стране, становится страшно».
Специалисты LLI выделили три организации, которые, по их мнению, осуществляют эту антирелигиозную кампанию. Это «Американский союз за гражданские права», «Объединенные американцы за отделение Церкви от государства» и «Народ за американский путь»… В Докладе приводятся случаи враждебного отношения к религии, главным образом со стороны руководства школ и колледжей. В частности, 12-летний школьник из Сент-Луиса получил выговор от руководства школы за то, что тихо читал молитву перед обедом. Школьнице из штата Колорадо было запрещено делать доклад по Библии или даже приносить ее в школу. Часто из-за своих религиозных убеждений страдают учителя, которые могут лишиться работы или повышения», - сообщает «Седмица.Ru».
Сегодня Америка, в каком-то смысле, проживает тот период притеснения религии, который уже прошла Россия. Именно поэтому неуместны всякие сравнения и равнение на Америку. Духовные лидеры России сегодня, фактически, являются новаторами в построении позитивных отношений между государством и религиозными организациями. Именно этим вызваны различные, в том числе, законодательные инициативы. Как сообщает РИА «Новости», лидеры традиционных религиозных конфессий России хотят участвовать в законодательных процессах, касающихся демографических проблем. Также, по словам митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла, «большой ошибкой» является мнение о том, что все религиозные интересы к законодательному процессу ограничены частью, касающейся только функционирования религиозных организаций». По его словам, к сфере религиозных интересов относятся вопросы, касающиеся экологии, информации о важнейших межгосударственных решениях, например, о Киотском протоколе.
Кроме того, «Русская Православная Церковь выступает также за изменение российского законодательства, которое регулирует деятельность религиозных организаций. «Законодательство загоняет религиозные организации в «прокрустово ложе», определенное советской идеологией», - Цитирует слова митрополита Кирилл «Радонеж». Между тем, «сегодня общество ждет от религиозных организаций не только осуществления культа, но и участия в решении вопросов, связанных с качеством жизни человека».
Газета «Коммерсантъ-Деньги» публикует статью Максима Черниговского «Недетский вопрос», материал републикован сайтом «Религия и СМИ». Статья является своеобразным откликом на прошедшую две недели назад конференцию по вопросам демографии. В первой часто статьи автор приводит цитаты из Конституции, в которых доказывает, что неродившийся ребенок не имеет никаких прав, является всего лишь куском материнского тела, а потому аборт не приравнивается к убийству. Данная часть статьи, несмотря на все законодательное цитирование, может вызывать только сожаления о том, что у нас существует именно такая Конституция.
Далее автор рассуждает о том, как борются в так называемых цивилизованных странах за подъем рождаемости: мол, очень эффективны социальные программы, финансируемые государством, а также экономическое стимулирование рождаемости. Однако, несмотря на радужные описания автора, статистика благополучных материально стран свидетельствует о стойкой депопуляции. «Эффективные» меры не действуют, и материальной стимулирование не является привлекательным.
Во второй части статьи автор уже собственно касается вопросов отношения Церкви к абортам: вот, мол, какие нехорошие, приравнивают аборт к убийству. По словам автора, такая позиция «не лишена противоречий», более того, «жесткая позиция Русской Православной Церкви может быть истолкована как искажение христианского учения». Далее автор ударяется в богословские рассуждения, утверждая, что католичество и Православие, мол, имеют много общего, а потом заявляет, что вот, де, Фома Аквинский, (причем, автор не указывает, что это католический святой) частное мнение которого абсолютно не является авторитетом для Православной Церкви, утверждал, что «душа нерожденного ребенка подобна душе животного». Затем автор махом подписывает под этим мнением «многих отцов Церкви». Такая лихость в рассуждениях, особенно богословских, когда Максим Черниговский, вторгаясь в совершенно чуждую ему сферу, не удосуживается даже поинтересоваться мнением православных богословов, показывает тот самый уровень «свободной прессы», которая свободна, в первую очередь от порядочности и логики в рассуждениях.
Между тем, Православная Церковь считает зачатие ребенка и дарование души великой тайной, находящейся в руке Божией, вмешательство в которую есть ни что иное, как противодействие воле Божией, Духу Святому. (В статье диакона Михаила Першина «Почему эмбрион-человек?» эта тема рассматривается отдельно.
В заключение статьи Михаил Черниговский воображает, к чему может привести запрет абортов в стране: «Запрет приведет к умножению числа подпольных абортариев, которые будет контролировать организованная преступность и коррумпированная милиция». И здесь с автором можно согласится, потому что проблема абортов существует в первую очередь в головах и душах людей, и решить ее можно, только изменив понимание человека о том, что такое аборт, только вложив в его душу любовь и сострадание. И вот здесь-то статьи в защиту абортов, подобные статье Максима Черниговского, оказываются даже большим вредом, чем существование абортариев.
На сайте «Русской линии» опубликована статья протоиерея Владимира Переслегина «Чем Православная Церковь может вооружить народ в условиях его геноцида?». Приводя страшные факты истребления русского народа законодательным путем, автор пишет: «Церковь отвечает не только за свою сознательную паству, но также и за тот еще не просвещенный народ, в котором светит ее свет... Задача Святой Церкви - дать народу видеть свет, в светлости которого нельзя сомневаться, даже если он вызывает ненависть. Ведь это тот Свет, в Котором нет тьмы. Помощь Церкви убиваемым - быть светом миру и солью земли... Быть светом - значит являть бескомпромиссную оценку творящемуся в свете Истины... Реабилитировать наркозависимых и не препятствовать в то же время политике наркотизации населения - быть фарисеями, пренебрегшими судом, милостью и верой, и хвалящимися исполнением закона. …. Чего стоит борьба со СПИДом, если нет борьбы с проституцией, с «безопасным сексом», сражения за нравственную чистоту молодежи. Это не борьба, а пропаганда СПИДа… Церковь, еще раз подчеркнем, - спасает всех. Благодати хватит. Но, сознательно отвернувшись от раненого большинства, оказывать спецпомощь одному лишь агонизирующему меньшинству может только наемник. Сопротивление народоубийству – это, прежде всего, обуздание убийц. Без этого все остальные дела помощи несчастным не более чем фарисейство. В этом - главная помощь Церкви», - считает автор
Между тем, журналисты продолжают оценивать деятельность Церкви только по внешним, материальным критериям. И, естественно, что наибольшее внимание журналистов привлекают какие-либо шаги или предложения, связанные именно с материальным положением. Так, предложением митрополита Кирилла освободить Церковь от налогов в социальной, образовательной и издательской сфере деятельности, сразу же вызвало приступ писательского зуда у ряда авторов. Именно этому посвящены статьи Кирилла Василенко «Бог не подаст» во «Времени новостей», Ольги Тропкиной «Церковь хочет жить без податей» в «Известиях».
Близкой по теме материальных выгод для светских журналистов оказалась и первая общецерковная конференция по православному паломничеству, прошедшая в Москве на прошлой неделе. Как пишет «Благовест-Инфо», конференция «Православное паломничество: традиции и современность» открылась 27 октября в Просветительском комплексе Паломнического центра Московской патриархии, где собрались 234 участника из более чем 30 епархий Русской Православной Церкви – из России, Украины и Молдавии. С докладами выступили митрополит Кирилл, заместитель председателя ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк (Головков), а также священнослужители и миряне, доклады которых были посвящены различным аспектам организации паломнической деятельности.
«Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам Первой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность» опубликовано на официальном сайте Русской Православной Церкви.
«Паломнические поездки к православным святыням России и других стран мира совершают ежегодно более миллиона россиян», - сообщает «Седмица.Ru». «Первые паломники на Руси известны с XII века, они шли в Святую Землю Палестины, желая своими глазами увидеть места, по которым ступал Иисус Христос», - отметил на открытии конференции епископ Егорьевский Марк, сам недавно возглавлявший Русскую Духовную миссию в Иерусалиме.
Автор «Коммерсанта» Павел Коробов, описывая прошедшую в Москве конференцию, заявляет, что «Церковь уводит паломников от налогов», так как «руководство Русской Православной Церкви полно решимости доказать, что паломничество является не просто турпоходом, а богоугодным делом». Автор пересказывает некоторые выступления и пишет: «Для того чтобы турфирмы не посягали на святое, Церковь считает необходимым внести поправку в законодательство, которая должна выделить паломничество из структуры турбизнеса и освободить от налогообложения, как религиозную деятельность».
Другой важной темой прошлой недели оставалась тема школьного образования. Как сообщает «Радонеж», «история религий как факультативный предмет может повсеместно появиться в московских школах только по результатам специального эксперимента, проходящего в 10 школах, сообщил журналистам заместитель мэра Москвы Михаил Мень». При этом, московским властям так хочется ввести новый предмет, что эксперимент проводится без учебника, потому как, учебник пока только создается: «Учебника по «Истории религий» пока не существует, над его созданием работает коллектив сотрудников РАН под руководством Александра Чубарьяна. Через полгода, когда предполагается выпустить учебник, он должен появиться на прилавках книжных магазинов Москвы», - сообщает сайт «Религия в светском обществе».
На эту же тему – опубликованная в «Российской газете» статья Марии Алексеевой «Божья грамота». В статье приводится мнение преподаватель предмета истории религий в московской гимназии №1541 Елены Титовой, которая отмечает, что интерес к новому предмету есть, «но сил (у школьников) уже нет». «О широкомасштабном эксперименте по введению истории религий мне, например, ничего не известно. Я очень сомневаюсь, что он возможен, так как педагогов по этому предмету специально не готовят, а желающих его преподавать очень мало», - отмечает учительница.
Автор «Курантов» Надежда Тарбаева в статье «Толерантность» по ксенофобии» утверждает, что предмет в московских школах вводится для того, чтобы решить проблему нарастания в обществе антимусульманских настроений и межнациональных проблем. Этот вывод она делает со слов чиновника мэрии М. Меня, который намерен таким образом «менять сознание молодого поколения»: «Подросткам легче привить некоторые моральные нормы и ценности, обучить веротерпимости и лояльности», хотя, как утверждают психологи, подростки уже имеют свои ценности и нормы и прививать их, уповая на один предмет, да еще и в подростковом возрасте, довольно безнадежное занятие. Так что, слова М. Меня, как и его заявления о том, что «Москва должна стать примером толерантности», по-видимому, не более, чем оправдание для спешного введения нового предмета. Видимо, толерантность воспринимается в московской мэрии как этакая сборная солянка – вот, мол, у нас в школе изучают и христианство, и иудаизм, и ислам, и еще много чего. Такие мы толерантные! А если бы ввели только основы православной культуры, нечем бы было хвастаться. Поэтому московские власти сделали все, чтобы никаких упоминаний о предмете «Основы православной культуры» в Москве не звучало.
Тем не менее, передача «Православная энциклопедия» поднимает вопрос о преподавании этого предмета. На сайте «Седмица.Ru» опубликована расшифровка программы на тему «Основы Православной культуры в школе: pro et contra». В передаче участвовал аналитик Александр Журавский. Он отмечает, что «на протяжении нескольких лет … в основном дискуссия вращается вокруг основ православной культуры, хотя известно, что в таких регионах как Башкортостан, Татарстан преподаются свободно и достаточно давно основы исламской культуры, основы ислама». У этой дискуссии есть несколько аспектов: предмет преподавания, место подобного предмета в школе и т.д. При этом, Александр Журавский считает, что изменение названия предмета на основы религий не должно пугать: «Важно не то, как называется предмет, важно то, что в нем преподают. Здесь Церковь должна быть открыта общественной дискуссии и конкретным предложениям».
Доктор исторических наук Ольга Васильева считает, что и школьники, и студенты должны получать знания о Православии, также она высказывает мнение, что кампания против предмета «Основы православной культуры», в частности, муссирование в СМИ утверждения о том, что этот предмет идентичен «Закону Божьему», имеет политическую подоплеку.
Пока правительство Москвы и министерство образования России решают, быть ли предмету, связанному с религий, в школе или нет, на территории России продолжают действовать сектанты, пользующиеся полной религиозной безграмотностью молодежи, потому что именно молодежь является «целевой аудиторией» сектантов. В Москве прошла пресс-конференция на тему «Сектантство в России. Угроза обществу или расцвет свободы совести? Точка зрения традиционных религий России», - сообщает «Седмица.Ru». Подробнее о конференции рассказывает статья Леонида Малаховского «Духовные мародеры» в газете «Россiя». «В современной России самая крупная секта – Свидетели Иеговы. В ее рядах насчитывается почти 150 тыс. последователей. Преимущественно иеговисты сосредоточены в крупных городах Сибири, Дальнего Востока и Юга России. Довольно заметными остаются сайентологи, муниты, многочисленные группы сатанистов, неопятидесятников». Сегодня «наибольшую опасность представляют секты, прикрывающиеся лозунгами ислама. Их адептов сегодня в стране десятки тысяч, называющих себя ваххабитами». В сектах, как утверждает автор статьи, находится от двух до пяти процентов населения, то есть более семи миллионов наших граждан, «причем, как утверждают исследователи, это люди с сильно поврежденной психикой, на которых оказывается сильнейшее психологическое воздействие. Естественно, традиционные религии, отвергая сектантство, ищут способы противодействия ему».
Газета «Тверская жизнь» публикует статью Лидии Григорьевой «Черные сети черного братства» о секте сатанистов. Материал републикован «Русской линией».
«Кришнаитам не удастся построить свой храм в Москве», - сообщает сайт «Седмица». «О завершении истории со строительством кришнаитского храма в Москве сообщил журналистам исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России (МСР) и СНГ Роман Силантьев… Силантьев напомнил, что все члены МСР единодушного признали Общество сознания Кришны (ОСК) сектантской организацией и высказались против строительства Центра ведической культуры на Ленинградском проспекте. Мнение традиционных конфессий было услышано в правительстве Москвы: по словам Силантьева, заместители мэра Владимир Ресин и Михаил Мень уже заявили, что никакого храма кришнаитов не будет. Участок земли еще принадлежит кришнаитам, разъяснял выступавший, но там стоят временные сооружения, и скоро его «отберут» как используемый не по назначению. Максимум, на что могут надеяться члены ОСК, – это арендованный участок и сооружение не больше снесенного прежнего храма на Беговой».
Однако представители МОСК пока не подтвердили эту информацию. «На конференции в РАГС председатель исполкома Центра обществ сознания Кришны в России Сергей Зуев сказал, что пока нет никаких серьезных сдвигов в том, что касается строительства центра. По словам президента МОСК Сергея Андреева, в этом вопросе сохраняется «неясность», - сообщает сайт «Религия в светском обществе». В данной ситуации настораживает отсутствие реакции у привычно агрессивных кришнаитов, которые активно лоббировали идею строительства своего храма на Ходынке. В связи с чем возникает подозрение о существовании договоренности между мэрией и сектантами «замолчать» проблему, создать у общественности впечатление благополучного разрешения ситуации, А когда храм будет построен, возмущаться и шуметь будет поздно. Месторасположение кришнаитского комплекса, его дизайн (высота 38,5 м) и описание проекта по-прежнему вывешены на сайте кришнаитов.
Распространение сект в России – явление последних двадцати лет, оно связано, с одной стороны, с развалом СССР, с другой стороны, с навязыванием глобализационной идеологии толерантности, всеядности и диктата отрицания Истины. «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II считает, что в противостоянии глобализму России необходимо сохранить свою национальную самобытность... «Россия имеет свою тысячелетнюю историю, и нам нельзя раствориться в западном менталитете», - цитирует интервью Предстоятеля Русской Церкви газете «Труд» сайт «Радонежа». Он сообщил, что Архиерейский Собор поручил Священному Синоду выработать ясную позицию Церкви по проблеме глобализма, «который, действительно, активно наступает во всем мире». Однако Предстоятель предупредил, что противостоять ему надо «не с оружием в руках, а своим вкладом в сохранение национальной самобытности».
О проблеме глобализма написана и статья Сергея Кара-Мурзы «Глобализация - угроза культуре». Автор дает такой определение глобализации: «глобализация – это мировая контркультурная революция. Это реванш Тьмы... Разработка доктрины глобализации велась в тех же организациях, теми же людьми и теми же методологическими средствами, что и разработка стратегического плана последней большой кампании холодной войны против СССР. Можно даже считать обе стратегические концепции частями единого плана нового мироустройства».
«Для глобалистов нет своих стран и культур, а есть они - всемирное племя-каста - и всемирные туземцы, которых надо обирать. Произошел их разрыв со всеми правовыми и нравственными нормами, на которых держалось прежнее мироустройство. Человек парализован той наглостью и последовательностью, с которой глобалисты ведут демонтаж всего здания культуры и морали. Мы переживаем общечеловеческую культурную катастрофу. ... Сегодня каждая страна, каждая культура и каждая личность стоят перед выбором, от которого уже нельзя уклониться. Те, кто выберет сопротивление и борьбу, вынуждены будут отказаться от многих иллюзий и догм и собраться для выработки нового языка и нового мышления, адекватного природе и структуре угрозы. Универсализм Просвещения, как в версии либерализма, так и в версии марксизма, не дает основы для такого языка и мышления».
Рука об руку с глобализмом шествует и секуляризм. В докладе Архиепископа Львовского и Галицкого Августина (Маркевича) в Греции на мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций» поднимается проблема положения традиционных религий перед вызовом секуляризации. «Секуляризация открыто не проявляется как борьба с религией, но она теснит ее и релятивизирует религиозную картину мира и тем самым ее обезоруживает. В итоге религия стала восприниматься как частное дело. Секуляризация создает мнение, будто есть вещи поважнее, чем вера. Это привело к тому, что традиционные религии или религия стали рассматриваться как ограниченные по составу группы, которые теперь не играют существенную роль в публичной жизни. Мир все меньше и меньше обращается к религиозным нормам и обрядам в поисках источника этики и смысла. Таким образом, секуляризация вытесняет религию из общества».
Но «поскольку вера не является отвлеченной философской концепцией и выражается в культе, который лежит в основе многочисленных культур, то вытеснение религии с необходимостью сопровождается сдвигами в цивилизации, которая произрастает из основной культуры... Выдавливание веры из общественного сознания и переведение ее в сферу частных интересов лишает культуру метафизической целесообразности и целеустремленности».
Далее архиепископ Августин касается истории и причин «упадка религиозного начала», формирования «гуманистических ценностей», которыми пытаются заменить религию. «В настоящее время уровень секуляризации общества определяется глобализацией», - считает автор доклада, - «В мире возникла целая сеть международных политических организаций, охватывающих в той или иной мере практически все страны, и эти организации принимают решения и правовые акты, обязательные для исполнения всеми странами - участницами». Обеспечивая «блага» золотого миллиарда, соответствующие организации навязывают и необходимую идеологию: «есть … понимание блага, согласно которому оно заключается в праве и свободе тленного и греховного человека делать то, что он считает полезным для себя, вплоть до греха. Ограничение человеческой свободы рассматривается как преступление, с которым нужно бороться. Такое представление о благе связано с минимальным набором этических норм, в результате чего религиозная этика вырождается в нормы биологического выживания… Таким образом, несправедливое распределение средств в рамках мирового хозяйства обусловлено идеологией «золотого миллиарда», поэтому он, «золотой миллиард», заинтересован в повышении уровня секуляризации, в последовательном вытеснении религиозного мировоззрения и замене его на секулярный гуманизм, чтобы легитимизировать свои права и претензии».
Секуляризм в борьбе с религиозностью прошел несколько фаз, вершиной которой был открытый атеизм, не достигший своих целей: «Современный гуманизм лишен безбожного пафоса, он формально благожелательно настроен к религии, как праву каждого человека на мировоззренческий выбор... Вполне возможно, что современная ситуация будет поощрять религиозность как стиль, как способ сохранить идентичность, как язык, как поведенческую экзотику, но, в то же время, секуляризация…, которая не нуждается в религиозном обосновании, будет направлена на окончательное выдавливание религиозных ценностей как основы жизни и нормы взаимоотношений».
В завершение своего доклада архиепископ говорит: «Сегодня никто не может уклониться от глобализации, поэтому необходимо критическое отношение к ней. И, естественно, необходимо сопротивление глобализации. Оно должно выражаться в осмыслении и сохранении собственной культурной идентичности, собственной истории и культуры. И тогда те, кто представляет мировую власть, будут ограничены встречной властью. Специфика культур и обществ, уникальность исторического опыта будет противиться нивелированию, деградации национальной культуры в унифицированную культуру мира. В этом будет выражаться и ответственность Церкви».
Автор газеты «Гудок» Андрей Якимов в статье «Купола над Амуром» рассказывает о том, что в Хабаровске «распахнул двери для прихожан третий в России по величине православный храм – Спасо-Преображенский кафедральный собор. Этот собор – самый грандиозный среди хабаровских храмов – сегодня виден из любого района столицы Дальневосточного федерального округа».
На сайте «Русской линии» опубликовано интервью с духовником Софрониевой пустыни Нижегородской епархии, протоиереем Владимиром Цветковым. Журналист Людмила Ильюнина назвала материал словами из беседы: «Храмы и монастыри уже построены и восстановлены, пора строить души». В частности, о. Владимир считает, что «сейчас задача возрождения России ложится, прежде всего, на плечи верующих. Архиереи, священники и простые миряне, все мы должны понимать, что от нас зависит наше будущее. И не надо думать, что вот мы создадим патриотические православные партии, которые всё и устроят. Нет. Необходимо воцерковление народа, только тогда появится внутреннее единство. Национальное единство появится тогда, когда все русские люди будут причащаться из Одной Чаши». Осуществить это можно, прежде всего, через миссионерство.
«Литературная газета» опубликовала на своих страницах статью Ивана Бурсова «Преподобная Евфросиния, княжна полоцкая», в которой рассказывается о том, как духовными подвигами прославила свою жизнь и свою землю внучка Всеслава Чародея, вошедшая в историю и православные святцы под именем преподобной Евфросинии Полоцкой. «Будущая просветительница и святая родилась в год смерти своего прославленного деда в семье одного из младших его сыновей … и была названа распространённым славянским именем Предслава». С детства она любила читать, выросла мудрой, красивой и образованной. «Но когда по достижении двенадцати лет родители решили выдать её замуж, Предслава тайком ушла в монастырь, где игуменствовала её тётка, и приняла монашеский постриг под именем Евфросинии». Со временем она перебралась в церковь Святой Софии, где «всецело посвятила себя служению слову – списыванию книг».
«Но затворническая деятельность не приносила Евфросинии полного духовного удовлетворения. И когда полоцкий епископ Илья предложил ей в дар загородную церковь Спаса в Сельцах, она с радостью приняла его» и основала там женский монастырь. «Основав женскую обитель, Евфросиния заводит ещё один монастырь – мужской, с храмом Богородицы. Эти монастыри становятся очагами духовности, центрами просвещения и культуры в Полоцком княжестве. В них открываются школы, причём одна из них женская».
Последним духовным подвигом Евфросинии Полоцкой было паломничество в Святую землю, где она хотела умереть: «Три дня молилась она у Гроба Господня... Ей хотелось ещё дойти до Иордана и омыться святой водой, но сил на это уже не хватило. Она скончалась 23 мая 1173 года в келье русского Богородицкого монастыря на Святой земле. … лишь в 1910 году святые мощи «покровительницы Белоруссии» … были перенесены из Киева в Полоцк. 23 мая под колокольный звон всех полоцких церквей, при стечении многих тысяч верующих и в присутствии членов царской семьи, а также королевы Греции, они нашли упокоение в соборном храме Спасо-Евфросиниевского монастыря. И не иссякает поток идущих к ней за поддержкой, утешением и надеждой людей...».