Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

Все кроме Церкви у нас деградирует

Источник: Фома.ru

Певец Юрий Шевчук заявил недавно, что Церковь больна как и все другие общественные институты, больна теми же грехами, которыми больны и мы. С ним не согласен руководитель отдела социальных исследования Института общественного проектирования Михаил Тарусин, по мнению которого только Церковь и осталась единственной здоровой общественной силой в современной России. В беседе с корреспондентом «Фомы» он рассказал, как в постсоветские годы изменился портрет верующего и положение Церкви в обществе, а также объяснил: кого вообще можно считать верующим православным христианином, как минимум, с точки зрения социологии.

Михаил Аскольдович Тарусин
Михаил Аскольдович Тарусин
— Михаил Аскольдович, медицинские термины, наверное, не совсем применимы в социологии, но раз уж спор начался именно с них, скажите: Церковь больна или нет?

— Я скажу, что Шевчук неправ, когда ставит Церковь в ряд с другими общественными институтами, потому что других общественных институтов у нас просто нет, а Церковь есть. Церковь — это сегодня единственный, я бы сказал, последний окоп русской общественной, нравственной жизни. У нее масса проблем в отношении с той же властью, в возрождении социального служения, но это всё проблемы развития, проблемы существования живого тела. Что касается других институтов, то в них сегодня никакой жизни практически нет, поэтому сравнивать их проблемы и проблемы Церкви в сегодняшней России просто неправомерно.

— А что это за институты, которых нет, а должны бы быть?

— Во-первых, институты демократии. Мы же себя позицинируем как демократическая страна. Это свободные выборы, независимые СМИ и судебная система, а также независимые органы региональных властей и т.д. Во-вторых, малый и средний бизнес, который в экономике страны должен занимать не менее 50% ВВП, как в других развитых странах. В-третьих, — это неправительственные некоммерческие организации, роль которых в обществе должна быть, конечно, более серьезной и ответственной, чем та, которую они играют сегодня.

Вообще, национального возрождения за эти двадцать лет у нас очевидно не произошло. Мало того, произошла просто невероятная деградация национальной культуры, всего национального русского мира.

На этом фоне Церковь выглядит хорошо, но и ее силы не стоит переоценивать. Воцерковленными сегодня являются не более 16-17% населения России. Что же касается всех тех, кто называет себя православными людьми, то это скорее говорит о некой культурной и исторической традиции, но конечно не о внутреннем мироощущении и духовном состоянии этих людей. Среди них, конечно, много тех, кто не просто в своем нравственном состоянии, но даже в своей личной жизни далеки от христианского православного мира.

— Получается, что Церковь возникший вакуум все-таки не заполнила и проблем общественных решить не может? Или это вообще не ее задача?

— Ну, во-первых, что значит, «не заполнила вакуум»? Церковь это организация, как известно, добровольная, и она не может собой занимать все общественное пространство по той простой причине, что человек свободен в своем выборе: идти в Церковь или не идти в Церковь. Во-вторых, 20 лет в стране, которая до того не просто активно проповедовала, а воинственным методом насаждала атеизм — это не очень большой срок, так что даже те изменения, что уже произошли в обществе за это время, они, на мой взгляд, просто революционные. У нас в конце 1980-х годов было примерно 3-4% верующих в стране и примерно 5 500 — 6 000 приходов. Сегодня у нас 20 тысяч приходов, около 700 монастырей, и количество воцерковленных верующих увеличилось в разы.

Это, конечно, колоссальная победа Русской Православной Церкви, которая к тому же еще, могу об этом сказать с особой гордостью, сохранила национальную церковную традицию, чего абсолютно нельзя сказать о Европе, где либерализм и модернизация общества привели, фактически, к отказу от христианских традиций. Этого в России, слава Богу, не произошло.

Я не первый раз говорю о том, что, если бы от меня зависело, я бы поставил памятник русской православной старушке, потому что во многом благодаря этим старушкам Русская Церковь выжила во времена советской власти. Другие люди ходить в храмы в основном боялись, хотя, конечно, было много исключений. Старушки же не боялись ничего, и веру в своих душах сохранили именно они. Это был очередной подвиг русской женщины.

— Но теперь время меняется, меняются наверное и верующие?

— За последние 20 лет социальный портрет православного верующего в нашей стране сильно изменился. Если раньше соотношение мужчин и женщин было один к девяти, то сегодня это соотношение уже примерно три к семи. Значительно уменьшился средний возраст и выросло число образованных верующих. Этот портрет стал похож на портрет среднего россиянина, хотя, конечно, еще несколько отстоит от него по своим социальным показателям.

— А можно провести какую-то грань: верующий или не верующий? Кого можно считать верующим, а кого нет?

— Этот вопрос требует дополнительного разъяснения, потому что понятие верующий многосложное и не ординарное. С одной стороны, сегодня примерно 60-65% людей старше 18 лет по разным социологическим данным называют себя православными верующими. Но надо иметь в виду, что из них посещают храмы с разной степенью частоты не более половины из тех, кто так отвечает. То есть, около половины из числа опрошенных посещают храмы хотя бы один-два в год, например, по таким главным праздникам, как Пасха и Рождество Христово. Что касается воцерковленных верующих, то таковыми по моему мнению можно называть тех, кто ходит в храм не реже одного раза в месяц и хотя бы раз в год и чаще участвует в таинствах исповеди и причастия. Таких сегодня в стране примерно 15–18% от общего числа людей старше 18 лет. Я считаю, что это уже очень много, тем более, что эта цифра постоянно растет. Скажем, еще лет пять назад таковых было не более 10% - 12%.

— А чьи это данные?

— Это данные исследований, проведенных в Институте общественного проектирования, где я работаю. Я сам занимаюсь исследованиями вопросов религии и православной веры в нашей стране. Также эти цифры называют наиболее солидные социологические центры, которые занимаются этим вопросам, такие как ФОМ (Фонд общественное мнение), ВЦИОМ и еще два-три центра.

— Давайте попробуем подвести итог. На Ваш взгляд, должна ли Церковь быть сегодня агрессивной и активной в социальном плане?

— Понятия агрессивный и активный сильно отличаются. Навязывать свою социальную помощь обществу — я такого вообще не представляю, как такое может быть, тем более со стороны Церкви. А что касается социальной активности — несомненно.

Церковь уже ведет очень большую социальную деятельность. Патриарх говорил о том, что необходимо при храмах создать целый штат социальных работников, а фактически во многих приходах они уже есть. Может быть, они просто не в штате, но существует много специальных групп именно при храмах и приходах, которые занимаются социальной помощью нуждающимся, ведут масштабные социальные проекты, часто — при поддержке епархиальных властей и местного бизнеса. Мало того, сегодня эта социальная работа вышла на новый уровень, когда уже требуется активная организационная и иная помощь, в том числе правовая и со стороны властей и со стороны бизнеса, и, несомненно, со стороны священноначалия Русской Православной Церкви.

Михаил Тарусин

Источник: Фома.ru

1 ноября 2011 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 11 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Сергей Сидоров10 января 2013, 10:52
Каждый человек может искренне заблуждаться. Возможно такое и для людей Церкви. Но у людей Церкви, в отличие от сотрудников СМИ, от власть придержащих и тех, кто за ними стоит, нет желания манипулировать сознанием людей.
Есть в Церкви и люди, пришедшие за "хлеба кусом", ради карьерного роста (обычно они в Церкви надолго не задерживаются, уходят в юриспруденцию, в дипломатию, в скандальную журналистику, в ФСБ, туда, где им комфортнее). Каждый находит в ней то, что ищет. Если вы ищете в Церкви грех, "человеческое, слишком человеческое" (Ф. Ницше) то вы его найдете. Если ищете святость, то и ее можно найти. Причем не обязательно у какого-нибудь батюшки из глухой глубинки, но даже в здании на Чистом переулке ("головной офис" Московской Патриархии). Способны ли вы сами понять, что это именно святость, если не являетесь святыми и даже не сталкивались с этим качеством?
У меня честность Шевчука вызывает очень сильные подозрения после фотографий, где он запечатлен вместе с Чириковой и Толокном. Эти две дамочки уже показали свою антицерковную ориентацию. Поэтому - "скажи мне, кто твой друг..."
Сергей Сидоров10 января 2013, 10:50
Александру по поводу сообщения от 4.11.2011.
Я тоже рокер. И что дальше? Я обязан протестовать ради протеста, по-вашему?
Лично я вижу, что болезней в обществе гораздо больше, чем в Церкви. Собираясь каждый день на работу, я на ВСЕХ телеканалах и радиостанциях вижу рассказы "из жизни поливающих", гороскопы и т.д. Слушать ведущих этих теле- и радиопрограмм реально невозможно, поскольку они пытаются формировать общественное сознание, а мне, выпускнику философского факультета МГУ, прошедшему очень жесткую подготовку противодействия манипуляциям, любую фальшь слышать непереносимо. Единственное место, где этой фальши нет - Церковь.
Я протестую против тотального оболванивания российских граждан посредством СМИ самой разной ориентации (можно очень легко распознать одинаковые методы манипуляции на столь разных радиостанциях, как "РСН", "Свобода", "Эхо Москвы", с одной стороны и "ВестиФМ", "Финам" с другой). Я протестую против лукавства светских правителей России. Но лукавства в словах большинства православных батюшек, в выступлениях и посланиях нашего Патриарха нет!
Василий 8 января 2013, 22:41
Шевчук ведь говорит не о Церкви в целом (Вселенской), а о конкретной поместной церкви - Русской. Я считаю, что он прав.

Лариса Николаевна 5 января 2013, 21:07
Молодым все плохо.Уж очень хорошо вы живете.Не знаете прошлых времен. Я работала в проектном институте. И у нас одна девушка одела крестик. Нас ВСЕХ 1500 челдовек загнали актовый зал ее поставили посредине и всячески унижали и нас стращали. Церковь была от нас в 100 метрах от института. Мы боялись ходить знали что следят. А накажут или премией или путевки не дадут или из очереди на квартиру выкинут. Еще рассказать.Хватит с вас. Церковь больная. Надо же такое придумать. Везде где святости больше там и искушений больше.А человек немощен. И не надо за цифрами гоняться.Только ГОСПОДУ известно сколько у кого веры.Не дерзите Господу говоря что " больная наша церковь". На все воля Божья. Попускает ОН это. За наши грехи.А бес обязательно покажет какую-нибуть гадость. Ну почему мне никогда не попадалоь ничего подобное. А обьездила я пол России. Во многих монастырях была. Жила в монастыре. Бес знает кого искусить. Прости меня за дерзость Господи.
Александр 4 ноября 2011, 22:02
Шечук рокер. Рок - это протест. Протест - это недовольство жизнью. Ты не доволен жизнью - ты не доволен Богом?
Любовь 3 ноября 2011, 16:43
Серафим Саровский сказал "стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся". Ну что вы все и всех подвергаете сомнению. Измените каждый самого себя, направте всю свою злобу и энергию на искоренение зла из сердца СВОЕГО и только тогда мир станет другим ,лучше , чище.А вы ,все критиканы, к мировому злу прибавляете еще и свое маленькое или большое зло. Остановитесь, пока еще не поздно.
IEFAI 3 ноября 2011, 08:30
УВЫ - ПРАВЫ ОБА - И ШЕВЧУК И МИХАИЛ - РАЗНИЦА В ТОМ - ЧТО ШЕВЧУК ГОВОРИТ ТО ,ЧТО ВИДИТ - И ЭТО ПРАВДА! - А МИХАИЛ ГОВОРИТ ТО ВО ЧТО ОН ВЕРИТ И ЭТО ПРАВДА! - ШЕВЧУК ГОВОРИТ ТО ЧТО ОН ДУМАЕТ - И ЭТО ПРАВДА! - А МИХАИЛ ГОВОРИТ ТО ЧТО ОН ЗНАЕТ - И ЭТО ПРАВДА! - ЧЬЯ ПРАВДА БЛИЖЕ К ИСТИНЕ - ОНИ ОБЕ РЯДОМ - А ИСТИНА В ТОМ - ВЕРА (ТО ВО ,ЧТО МЫ ВЕРИМ) - ТО И БУДЕТ ВОКРУГ НАС - КАК ТО ЧТО МЫ ВИДИМ , ЗНАЕМ , И ДУМАЕМ ... - А РАЗВЕ ЭТО НЕ ОЧЕВИДНО? - Евр.11:1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом... ПОМИЛУЙ И БЛАГОСЛОВИ НАС ВСЕХ ГОСПОДЬ!
Сварожичъ 2 ноября 2011, 23:28
Не знаю как в России, а на Украине 99.9% всех так называемых "батюшек"-это жиды, и это по вашему православная вера? Это больше похоже уже на синагогу с христианским уклоном!
Крестьянин 2 ноября 2011, 20:35
Шевчук в живую видел "батюшек" творящих беззаконие и разврат, в отличие от автора этой статьи. На мой взгляд статья ничем не отличается от речей наших политиков, очередное словоблудие.
ВАЛЕНТИНА 2 ноября 2011, 16:53
Слава Богу, последним значительным достижением Православной Церкви является открытие социальных служб, которые развиваются при помощи благотворителей. самих верующих, священноначалия и волонтеров, осваивающих патронирование болящих, сестричество; учеба в медицинских училищах и конечно Церковное служение- молебны, чтение Акафистов, требы и др. Дел много! Возрождается, то , что было неотемлемой частью в дореволюционной России Русской Православной Церкви, святым подвижникам мы молимся сейчас!
Владимир Иванович 2 ноября 2011, 01:28
Правдиво и коротко о главном. Замечательный ответ г-ну Кукушечку и всем тем, кто постоянно стонет и ноет. Таких у нас сегодня очень много. И вот ведь что интересно, чем лучше материально живём, тем больше стоноты. Это что, одна из черт национального характера? Даже иностранцы подметили.
Нашим старушкам, хранившим Православную Веру в самые жестокие времена, должно поставить памятник на Поклонной горе. Они выиграли битву по своему значению не уступающую Великой Победе в войне. А может быть и превосходящую. Нижайший им поклон.
Владимир 2 ноября 2011, 00:11
Всё это прекрасно, но прав, увы, Шевчук.
Валерий 1 ноября 2011, 15:20
Уважаемый Михаил Тарсин либо сам не ходит в церковь (храм), либо сознательно (непонятно, зачем на этом портале)приводит неверную статистику, ссылаясь, впрочем, на Центры изучения общественного мнения. Возможно, в отдельно взятом московском храме соотношение мужчин и женщин действительно три к семи, но если зайти хотя бы еще в один храм, то невооруженным глазом видно, что это не так. А если говорить о сельских храмах, то там соотношение один к пятидесяти, если не к ста. Воцерковленных в России не более 1% от населения, а иногда верующих (православных)- 4-5%. ФОМ и ВЦИОМ, к сожалению, не солидные центры, как утверждает автор, а ангажированные организации, имеющие вес только в глазах наивных обывателей, и то - только потому, что результаты их опросов просто некому публично опровергнуть. В том числе, как выяснилось из прочитанной статьи, и Институту общественого проектирования, сотрудником которого является г-н Михаил Тарсин, с чем его можно поздравить. А читателям "Православие.РУ", вынужденным потреблять искаженную информацию, можно только посочувствовать. С общим смыслом статьи и утверждением Михаила, что в России нет общественных иснститутов, и Цервовь является единственным оплотом нравственности, согласен.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×