16 февраля

"Вскрытие
Вскрытие мощей преподобного Германа Соловецкого
1919 год – Коллегия Наркомата юстиции приняла первое постановление об организованном вскрытии св. мощей.

Постановление предусматривало «порядок их инспекции и конфискации государственными органами». Согласно постановлению, вскрытие, т. е. снятие с мощей церковных облачений и т. п., должны были производить сами священнослужители в обязательном присутствии представителей местных органов советской власти, ВЧК, медицинских экспертов. После оформления протокола вскрытия мощей, подписанного священнослужителями и медицинскими экспертами, к их осмотру рекомендовалось привлекать «самые широкие массы». В феврале было произведено 26 вскрытий святых мощей.

"Патриарх
Патриарх Московский и всея Руси Тихон. Нач. 1920­х гг.
1923 год – Состоялся очередной допрос Святейшего Патриарха Тихона.

На допросе святитель отвечал на вопросы, касающиеся посланий, написанных им в 1918–1919 гг. и определивших отношение Церкви к советской власти (прежде всего речь шла о послании в СНК в годовщину советской власти). Патриарху пришлось объяснять причины написания этих посланий. Они были составлены, по его признанию, в соответствии с настроениями и решениями Поместного Собора 1917–1918 гг. — в духе непримиримой и активной борьбы против советской власти. Наконец, на этом допросе Я. С. Агранову удалось вынудить патриарха подписать протокол допроса, где говорилось: «Я признаю свою вину перед советской властью в том, что с 1918 г. по осень 1919 г. издал ряд посланий контрреволюционного характера, направленных против советской власти и использованных (обращение мое в Совет Народных Комиссаров от 13/26 Октября 1918 г. — последнее без моего ведома) ген. Деникиным и другими белыми организациями в их борьбе с советской властью... Я признаю, что мое послание от 19/I–1918 г. заключало в себе анафематствование советской власти и призывало верующих сплотиться и организоваться в духовные союзы для отпора всяким покушениям на Церковь и политике советской власти в отношении Церкви».

1926 год – Скончался святитель Макарий (Парвицкий-Невский).

1960 год – На конференции советской общественности «За разоружение» в Московском Кремле выступил Святейший Патриарх Алексий I.

"Алексий
Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси
С высокой трибуны предстоятель Русской Православной Церкви произнес слова о гонениях. Их услышал мир.

Это была беспрецедентная мера. Свое выступление в Кремле патриарх «использовал для вынесения на суд общественности трагического положения Церкви».

Патриарх так начал свою речь: «Моими устами говорит с вами Русская Православная Церковь, объединяющая миллионы православных христиан — граждан нашего государства».

Далее патриарх говорил о роли и значении Церкви в истории Российского государства, ее вкладе в культуру страны, о выдающейся патриотической деятельности Церкви в годы Великой Отечественной войны и работе во благо мира на земле в последующие годы.

Закончил патриарх свою речь словами: «…Что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его».

Несколько позже, в июле 1960 г., митрополит Николай (Ярушевич) так передал атмосферу зала после выступления патриарха: «А вы знаете, что произошло потом? Когда патриарх закончил читать речь, в зале раздались два-три жидких хлопка, а вслед за тем один за другим поднялись представители “общественности” и начали громить патриарха: “Вы хотите нас уверить, что вся русская культура создана Церковью, что мы ей всем обязаны, но это неправда...” Произошел целый скандал».

Русская Православная Церковь встретила новые гонения, имея большой опыт существования в советском государстве.

Беспрецедентное публичное заявление патриарха поставило точку в карьере Г. Г. Карпова. 21 февраля он был отправлен на пенсию, председателем Совета по делам Русской Православной Церкви стал В. А. Куроедов, партийный функционер, не имевший и сотой доли способностей своего предшественника.

С отставкой Карпова закончился особый период в истории государственно-церковных отношений, период, когда эти отношения были действительно отношениями государства и Православной Церкви, период, когда церковная политика определялась и направлялась действительно в интересах государства — безусловно, интересов государства 1940-х гг. и, безусловно, интересов конкретных лидеров советского государства того времени.

С 1960-х гг. начался новый этап в этой истории, когда характер отношений с религиозными организациями, с Русской Православной Церковью и верующими определялся исключительно идеологическими установками партии и правительства. Обновленному Совету по делам Русской Православной Церкви отводилась лишь роль инструмента для реализации и проведения этих установок в жизнь.

1963 год – По заказу Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» записаны Ростовские звоны.

"Ростов
Ростов Великий.
Колокольный звон — ярчайшая страница нашей культуры. С глубокой древности он сопутствовал жизни народа, созывая на битву, оповещая о пожаре, мерно и торжественно провожая людей в последний путь, радостно приветствуя возвращение героев с поля брани. Кого только из русских композиторов не привлекало богатство колокольных звонов: Глинку, Мусоргского, Чайковского... На всю Россию славились ростовские колокола. Звон производился на три различных настроя по особым нотам, составленным Аристархом Израилевым. В 1884 году в Петербурге вышла его книга «Ростовские колокола и звоны». В ней исследователь воспроизводил нотную запись древних звонов. По чертежам Израилева были сделаны специальные камертоны. На Всемирной Парижской выставке эти камертоны и исполняемые на них Ростовские звоны были удостоены Гран-при и золотой медали. Есть такая русская пословица: “На Москве звонят, а в Вологде слышно”. Ан, выходит, что не только в Вологде, а и во всем мире услышали.

Вот только в родном нашем отечестве чуть было не утеряли секрета звонарного искусства. Считали, что после войны и звонарей-то в живых не осталось. Долгие годы и в Ростове даже стояла немота, языки колоколов были обвязаны тряпьем и притянуты к каменным столбам.

Вот почему 16 февраля 1963 г. — день особенный. После тридцати с лишним лет немоты заговорили ростовские колокола. Слава Богу, не все они на переплавку пошли. И звонари нашлись: старшему, А. С. Бутылину, — восьмой десяток. Остальные ненамного от него отстали. М. С. Урановский — потомственный звонарь, из монастырских. Н. Г. Королев тоже до революции звонил. Еще мальчишками забирались на звонницу П. А. Шумилин и В. М. Чушкин. Вместе с реставратором Ростовского кремля В. С. Баниге звонари проверили и наладили колокола, восстановили систему цимбален, припомнили, что и как. Дирижировать ростовским “оркестром” по предложению архитектора-реставратора П. Д. Барановского пригласили искусствоведа и музыканта с лагерным стажем Н. Н. Померанцева.

1989 год – Группа из пяти человек объявила о создании «Инициативного комитета по возрождению Украинской автокефальной Православной Церкви».

Председателем этого самообразовавшегося комитета стал клирик Рижской епархии Богдан Михайлечко, бывший настоятель Свято-Успенского храма г. Елгавы. Комитет предлагал православным христианам Украины «создать региональные комитеты по возрождению УАПЦ для последующего слития их во “Всеукраинскую православную раду”» — аналог «Всеукраинской православной церковной рады», которая выступила инициатором созыва так называемого «всеукраинского церковного собора» 1921 г. Комитет развернул широкую деятельность в движении за «автокефалию и национальное возрождение», охватывая все новые круги «передовой» интеллигенции и политизированного духовенства. Вскоре начали подаваться документы на регистрацию новообразованных общин УАПЦ, однако в то время государственная власть их регистрировать отказывалась.

"архиепископ
архиепископ Клинский Лонгин
1999 год – Состоялось заседание Священного Синода.

Синод поручил архиепископу Клинскому Лонгину и протоиерею Павлу Недосекину, настоятелю Свято-Никольского собора в Брюсселе (Бельгия), доводить до сведения Евросоюза позицию Русской Православной Церкви по вопросам, имеющим отношение к моральной, юридической и мировоззренческой проблематике. Было решено принять приход во имя св. мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро в юрисдикцию Русской Православной Церкви в состав Аргентинской и Южноамериканской епархии.

14 февраля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×