25 лет назад Протоиерей Лука Новакович, настоятель
храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в
Белграде и многолетний сотрудник сербского Патриарха
Павла, окончил Московскую духовную академию. Сегодня он
вспоминает годы учебы с архиепископом Верейским Евгением и
рассказывает о том, как получилось, что в советское время
серб из Югославии приехал изучать богословие в стенах
Троице-Сергиевой Лавры.
—
Отец Лука, как получилось, что Вы, серб, стали
учиться в Московской духовной академии?
— В Белграде я окончил семинарию (мы учимся пять лет), Святейший Патриарх Герман пригласил меня к себе и спросил, каковы мои дальнейшие планы. Я сказал, что буду учиться дальше, и Святейший решил, что мне надо будет ехать в Россию. У него были очень хорошие, отличные отношения с русским Патриархом Пименом, и для поддержания дружеских и братских связей между нашими Церквами студентов отправляли учиться Московскую Академию. Сербы учились здесь почти каждый год, так что мой случай не был каким-то исключительным.
— Было трудно сюда приехать?
— Время было, конечно, другое: требовалось получать разные разрешения…
— Я о другом. В Советском Союзе Церковь была в очень сложной ситуации. Не было страха ехать в страну, где Церковь в таком гонимом положении?
— Нет, страха не было. Можно сказать, что у нас – а тогда еще существовала Югославия - была похожая ситуация, хотя, конечно, немножко мягче, чем в России. Мы не считали, что это трудные времена для нас и для Церкви. Для Церкви ведь времена всегда непростые, даже сейчас, когда свобода, всегда есть удары на Церковь и на тех, кто хочет служить Церкви.
— Были трудности с языком?
— В семинарии я учил русский язык, а здесь, в Академии, меня приняли братски, с распростертыми объятиями, с открытым сердцем.
Друзья постарались за краткий срок помочь мне освоить русский язык, и через несколько месяцев после приезда я уже полностью включился в учебный процесс и мог сдавать первые экзамены, так что первый год окончил без осложнений.
Лука Новакович, 1987 год (год окончания Московской духовной академии) |
— Все же Россия – другая страна. Наверное, русское богослужение со стороны воспринимается как-то по-другому, чем сербское?
— Да нет, можно сказать, что богослужение одно и то же, разницы нет почти никакой. Литургия ведь та же самая и даже язык мы часто используем церковнославянский, в последнее время только какие-то богослужебные тексты стали переводить на сербский.
Главное мое впечатление было о другом: в Академии и Лавре богослужения намного роскошнее, чем те, которые совершаются в обычных храмах. Обычно на приходе у нас один батюшка, один диакон, хоров нет. А тут, в Академии, три хора (один на клиросе и два стоят внизу), десятки священников, архиерей, несколько диаконов. У нас такое бывает только если приезжает архиерей.
А вообще, когда приезжаешь в Россию, ощущение, что гостишь у своих дальних родственников, которые живут точно так же, как и ты сам. Трудностей в понимании языка у меня нет, проблем в понимании мировоззрения, жизненных понятий, психологии тоже не возникает, потому что они такие же, как у нас. Так что я не чувствовал никаких трудностей.
— Встреч выпускников ждете?
— Конечно! Время проходит и быстро. Сейчас мы отмечали 25-летие выпуска, последний раз виделись пять лет назад, а кажется, что с нашей последней встречи прошел год или два. Время течет быстро, мы все на своих должностях и послушаниях, в своих Церквах.
Сюда приезжаем – и видим, что ничего не изменилось, наша Академия та же. Помню ректорский кабинет еще когда приходил сюда на разговор к ректору Академии владыке Александру – и сегодня он остался таким же. Я встретил моих преподавателей- архимандрита Платона и профессора Иванова - они вообще не изменились! Единственное что изменилось – некоторые люди ушли: или упокоились, или перешли на другие посты.
Жизнь земная краткая, и, встречаясь раз в пять лет с однокурсниками, видишь, насколько она быстротечна. Кажется, что пять лет – это много, на самом деле это очень краткий срок.
— А что запомнилось со времен учебы в Академии?
— Духовная обстановка, которая существует на этом месте. Тем. Кто не бывал здесь, невозможно объяснить, что такое 200 или 300 монахов и еще столько же семинаристов плюс преподаватели. Около 800 человек как одна большая семья: все между собой связаны, знают друг друга, общаются.
Как я уже говорил, запомнились прекрасные богослужения в нашем академическом храме и - еще красивее – службы в лаврских храмах. Если человек действительно хочет напитаться духовностью, ему просто надо пребывать в лавре и даже не надо выходить за стены, потому что там другая жизнь, другие события, другой дух.
— Глядя на своего однокурсника, друга, Вы могли предположить, что он станет ректором Академии?
— По поводу дружбы…действительно можно
сказать, что мы с владыкой Евгением дружили. Нередко мы
вместе с ним и еще с будущим регентом хора архимандритом
Никифором гуляли после занятий, ходили в город, чтобы
как-то немного сменить обстановку. Тогда никто из нас не
был в сане, не был монахом и говорить о будущем было
сложно. Но сейчас, оглядываясь назад, я вижу, что и тогда
можно было увидеть, что кто-то более серьезен, кто-то
скорее склонен к шуткам, так что тогда можно было видеть,
кто каким путем идет. А потом, к концу Академии, на нашем
курсе 12 человек приняли постриг, и 4 или 5 из них спустя
годы стали архиереями. Так что у нас был класс,
благословенный Богом.