— У Вас большая семья?
— Очень большая — больше двухсот человек. Мы регулярно проводим съезды потомков Льва Николаевича в Ясной Поляне. Они живут в России, Европе, Америке — по всему миру. И это не просто встречи раз в два года. У нас действительно семья, хорошая семья, где добрые, человеческие отношения. Мы регулярно общаемся — переписываемся, ездим друг к другу в гости. Например, в прошлом году я был в Швеции, где живёт около ста потомков Льва Толстого.
— А сколько в России Толстых?
— Нас около двадцати человек.
— Получается, что в Швеции потомков Толстого в пять раз больше, чем в России?
— В России вообще уже могло никого не быть из
Толстых, если бы мой дед Владимир Ильич и его брат не
вернулись из эмиграции из Югославии в 1945 году. В семье
Толстых люди с разными менталитетами. Толстые, живущие в
Италии, несут католические традиции, в Швеции —
протестантские. В Уругвае, Бразилии у них совершенно
другое религиозное представление. В США и Франции,
например, наши родственники сохранили Православие, которое
идёт из дореволюционной России, которого, к сожалению, не
осталось у нас.
В Ясной Поляне |
— Я внутренне русский человек. Мне Православие ближе, чем любая другая религия, но мне многое не нравится. Так же, как, например, Льву Толстому не нравились какие-то обрядовые, внешние вещи. Так, он осуждал священников, не соответствовавших сану, чья личная жизнь не соответствовала тому, что они проповедовали и говорили. Всякий нормальный человек, если он это видит и чувствует, должен дать этому оценку. Мои дети (а у меня четверо детей) учатся в православной гимназии. Наверное, если мы отдавали детей в православную гимназию, мы делали это осознанно. И мы воспитываем их в православной вере.
— Что Вам не нравится в сегодняшней религиозной жизни?
— Мне не нравится, что в какой-то момент Православие
стало напоминать моду, что в какой-то момент многие пошли
в священники не по вере, а как в профессию, где можно
получить больший достаток. Это было в основном в
девяностые годы. Сейчас этого меньше. Сейчас происходит
процесс внутреннего очищения, но это длительная
история.
В Ясной Поляне |
— Я знаком с Достоевскими. Не могу сказать, что мы часто встречаемся. Но расхождений в наших взглядах нет, хотя мы глубоко не копали. На самом деле, нет такого противопоставления между Толстым и Достоевским, как некоторые пытаются показать. Все серьёзные специалисты говорят, что никакого антагонизма между ними нет, он искусственно придуман. Хотя, конечно, они люди и писатели разные.
— В своём семейном кругу вы часто спорите?
— У нас иногда возникают очень жаркие, острые споры на разные темы. Например, о политике. Вы наверняка знаете, что, скажем, Фёкла Толстая и Пётр Толстой стоят на полярных политических позициях. Я в каких-то вещах гораздо ближе к Петру, в каких-то — более солидарен с Фёклой.
— Вы прочли все девяносто томов Полного собрания сочинений Льва Толстого?
— И некоторые даже по нескольку раз, с карандашом в руках.
— А сами пишете рассказы, романы?
— Это вопрос вдохновения и времени. Сейчас у меня нет возможности написать больше, чем короткое эссе или предисловие к какой-нибудь книге, на что-либо серьёзное времени нет. Когда я стал директором «Ясной Поляны», у меня был порыв создать здесь домашний театр, и начал думать, что здесь ставить. Ставить Толстого не хотелось, и я писал пьесу, потом бросил её. Может быть, позже к ней вернусь. В двадцать один год я написал роман, он, к сожалению, сгорел при пожаре, но образы остались, они никуда не уходят, судьбы тех моих героев меня до сих пор волнуют.
— Есть ли среди Толстых нелюбители Льва Николаевича?
— Та же Фёкла иронично относится к Толстому и вообще
к его фигуре. Толстой — настолько масштабная фигура,
что мне казалось бы странным, если бы некий человек
сказал: «Я ненавижу Толстого». Тогда надо
объяснить, что же ты в нём ненавидишь: его религиозные
взгляды, его философию, его как художника, как учителя,
как человека, как личность. Точно так же и полностью
любить его странно: «Ах, я обожаю Толстого!».
Всегда надо разбираться, что тебе близко, что нет. Я могу
сказать, что именно мне близко в нём, а что — нет. В
разные периоды времени это бывают разные вещи.
В Ясной Поляне |
— Я шёл в журналистику как в призвание. На самом деле, призвание не меняется. Я люблю слово, мне нравится писать. Я вырос в журналистике очерков, в журналистике человека. Современная журналистика мне не близка. Мне неинтересна новостная журналистика, я абсолютно равнодушен к блоговой системе. Человек выражает сам себя через блог, а журналист раскрывает другого человека для огромного количества людей. Что такое очерк? Это мини-роман, это попытка передать характер другого человека, а не себя, любимого. Это не описывать свое отношение к тому или этому, а раскрывать других людей для большой аудитории. Мне более близка та журналистика, которая ближе к художественной литературе.
— Вы часто вспоминаете учёбу в Московском университете, преподавателей?
— Вам не повезло: вы не застали таких великих
преподавателей, как, например, профессор Елизавета
Петровна Кучборская. Это совершенно выдающаяся,
блистательная актриса со своей философией, это личность
невероятного масштаба. Невысокого роста старушка, она
заходила в Ленинскую аудиторию, с порога швыряла свой
портфель на кафедру и, пока он летел, произносила монолог
из греческой драмы. И ты был заворожён этим голосом, этой
манерой преподавания, и невозможно было не читать, стыдно
было прийти к ней на экзамен и плохо отвечать. У неё была
система оценок, которые она ставила, как минимум,
двадцатибалльная. Если она писала студенту в зачётке
«хор.» с точкой — это значило, что ты
ничтожество, полное, а если «отлично» большими
буквами, и всё подчёркнуто тремя чертами, и с десятью
восклицательными знаками — это было высшее
признание. Она почти не ставила никаких
«неудов» или «удов». Это вещи,
которые не забываются. Кучборская — не какая-то там
экстравагантная старушка. Это человек, который открыл мне,
моим друзьям и сотне других людей мир античной литературы,
мир литературы в целом. Ведь преподаватель должен нести
огонь, его задача — зажечь. И если он зажигает этим
огнём хоть кого-то (а если он талантливый человек, то как
можно большее количество людей), то это и есть настоящее
университетское преподавание. Такие люди были в Московском
университете, а отчасти и сейчас остаются, как, например,
профессор Владимир Яковлевич Линков, который читал нам на
третьем курсе историю русской литературы. Всегда должна
быть преемственность. Великие профессора — они
ученики других, может быть, даже более великих
преподавателей. И если это есть, то университетское
образование живёт. Конечно, может появиться блистательный
самоучка, яркая личность, но если он не создаёт после себя
школы, если он не является продолжателем чьей-то школы, то
так и остаётся яркой одиночкой. Но это мало имеет
отношения к университетским традициям, которые надо
собирать и преумножать.