1918 год – Состоялась хиротония архимандрита Дамиана (Воскресенского) во епископа Переяславского, викария Владимирской епархии. Епископ Дамиан (Воскресенский)
Это была первая архиерейская хиротония, совершенная по благословению Святейшего Патриарха Тихона.
1923 год – В Москве открылся обновленческий лжесобор.
На «соборе», по данным Е. А. Тучкова, ГПУ имело «до 50% своего осведомления». Деловые заседания «собора» проходили в «3-м доме Советов». В лжесоборе участвовало 476 делегатов, которые разбились на партии: 200 – «живоцерковников», 116 – депутатов Союза общин древлеапостольской Церкви (СОДАЦ), 10 — из Союза церковного возрождения, 3 – беспартийных обновленца и 66 – депутатов, названных «умеренными тихоновцами», – православные по убеждениям епископы, клирики и миряне, малодушно подчинившиеся обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ). В числе главных был вопрос об «отношении Церкви к Октябрьской революции, к советской власти и Патриарху Тихону». Считаясь с существующими настроениями в церковном обществе, «собор» значительно ограничил размеры реформаторства, оставив неприкосновенными и догматы, и Таинства, и богослужебный чин. Доклады Александра Введенского и Владимира Красницкого «О реформах Церкви» не встретили по ряду аспектов поддержки. «Собор» узаконил равнозначность женатого и безбрачного епископата, а после некоторых колебаний — и второбрачие клириков. Был введен григорианский календарь.
«Митрополит» Антонин (Грановский) среди поклонников. Москва. 1923 г. |
1988 год – Состоялась встреча М. С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви.
Она стала ответом на обращение патриарха Пимена и Синода с просьбой о встрече. В близком окружении генсека эта идея была одобрена. Была дана команда разработать сценарий и подготовить проекты возможных выступлений во время встречи и перечень просьб Церкви, которые можно поддержать в первую очередь.
Работа над документом проходила в условиях сверхсекретности, дабы исключить всякую возможность утечки информации. Лишь поздним вечером в канун дня встречи материал был направлен Горбачеву. Именно тогда в документ был внесен текст: «…Точек соприкосновения для заинтересованного и, надеюсь, плодотворного диалога у нас очень много. У нас общая история, одно Отечество и одно будущее. Так давайте и поразмышляем обо всем этом вместе, как говорится – соборно», – много раз и на разные лады затем прокомментированный советскими и зарубежными средствами массовой информации.
В. М. Васнецов. Крещение Руси. Подготовительная роспись над входом на хоры в соборе во имя св. Владимира в Киеве. 1885—1886 гг. |
Горбачев пообещал отменить дискриминационные по отношению к Церкви акты и законы, заметив: «Для Русской Православной Церкви важно обрести нормальный правовой статус».
1992 год – Святейший Патриарх Алексий II посетил Санкт-Петербург.
В Исаакиевском соборе Его Святейшество совершил заупокойную Божественную литургию, а затем отпевание главы Российского императорского дома великого князя Владимира Кирилловича.
Вечером того же дня патриарх совершил вечерню в верхнем храме Иоанновского монастыря на Карповке в сослужении архипастырей. За входом патриарх возвел настоятельницу обители монахиню Серафиму (Волошину) в сан игумении и вручил ей наперсный крест, а после богослужения – посох. Вечером того же дня Первосвятитель отбыл в Москву.
1993 год – Во время первосвятительского визита в Эстонию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил епископу Таллиннскому и Эстонскому Корнилию томос.
Томос подтвердил предоставление самостоятельности Православной Церкви в Эстонии в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских.
Это произошло на Соборе Эстонской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха. В Соборе приняли участие делегаты от 59 из 80 имевшихся в Эстонии православных приходов: 32 из 39 священников, 59 мирян, 2 монахини. С докладом выступил епископ Таллиннский и Эстонский Корнилий. Основное внимание он уделил вопросу о статусе Православной Церкви в Эстонии: в условиях создания независимого Эстонского государства у Эстонской епархии Московского Патриархата отсутствует какой бы то ни было гражданский Устав. Епископ Корнилий изложил существующие крайние точки зрения по юрисдикционным вопросам: согласно одной из них, Православная Церковь Эстонии, оставаясь в лоне Московского Патриархата, является оккупационной, и, следовательно, надо возродить существовавшую до войны Автономную Апостольскую Православную Церковь Эстонии. Согласно другой точке зрения, православным приходам в Эстонии следует придать статус зарубежной епархии Русской Православной Церкви. Оба этих варианта, как нетрудно заметить, имеют недостатки: в первом случае не только нарушается церковное единство, теряется связь с Матерью – Русской Православной Церковью, но и создается социальная напряженность: заметная часть православной эстонской паствы – русские, проживающие в Эстонии, и принадлежность их именно к Русской Православной Церкви рассматривается ими как естественная. Второй вариант решает, казалось бы, последнюю проблему, но грозит исключением Эстонской епархии из полнокровной и полноправной жизни в современном эстонском обществе, в значительной степени лишает ее, как заграничное учреждение, социальной базы и, следовательно, уменьшает возможности для христианского свидетельства в стране, для участия в построении справедливого христианского государственного устройства. От лица собравшегося духовенства епископ Корнилий предложил третий вариант: Эстонская епархия, имея наименование Эстонская Православная Церковь, остается в каноническом подчинении Московского Патриархата, но приобретает самостоятельность в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских.
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий |
«Считать Эстонскую Православную Церковь преемницей православного наследия в Эстонии в дореволюционный период, так же как и после образования Ревельского викариатства Рижской епархии в
Собор с благодарностью принял восстановление автономии Эстонской Церкви и ее наименования – Эстонской Апостольской Православной Церкви, – установленного в
Собор постановил на основании томоса и Устава Эстонской Апостольской Православной Церкви
Параллельно Поместному Собору в таллинском Преображенском храме происходило альтернативное собрание – расширенное собрание Синода ЭАПЦ. В своем обращении к Константинопольскому патриарху Варфоломею от 29 апреля
Точка зрения, выдвигаемая под давлением политиков националистического крыла, не получила и духовенства: в таллинском собрании участвовало всего семь человек.
1998 год – В актовом зале гостиничного комплекса «Даниловский» состоялся вечер «Жемчужина Северной Фиваиды», посвященный 600-летию Ферапонтова монастыря.