Русская Православная Церковь ХХ век
29 апреля

"Епископ
Епископ Дамиан (Воскресенский)
1918 год – Состоялась хиротония архимандрита Дамиана (Воскресенского) во епископа Переяславского, викария Владимирской епархии.

Это была первая архиерейская хиротония, совершенная по благословению Святейшего Патриарха Тихона.

1923 год – В Москве открылся обновленческий лжесобор.

На «соборе», по данным Е. А. Тучкова, ГПУ имело «до 50% своего осведомления». Деловые заседания «собора» проходили в «3-м доме Советов». В лжесоборе участвовало 476 делегатов, которые разбились на партии: 200 – «живоцерковников», 116 – депутатов Союза общин древлеапостольской Церкви (СОДАЦ), 10 — из Союза церковного возрождения, 3 – беспартийных обновленца и 66 – депутатов, названных «умеренными тихоновцами», – православные по убеждениям епископы, клирики и миряне, малодушно подчинившиеся обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ). В числе главных был вопрос об «отношении Церкви к Октябрьской революции, к советской власти и Патриарху Тихону». Считаясь с существующими настроениями в церковном обществе, «собор» значительно ограничил размеры реформаторства, оставив неприкосновенными и догматы, и Таинства, и богослужебный чин. Доклады Александра Введенского и Владимира Красницкого «О реформах Церкви» не встретили по ряду аспектов поддержки. «Собор» узаконил равнозначность женатого и безбрачного епископата, а после некоторых колебаний — и второбрачие клириков. Был введен григорианский календарь.

"«Митрополит»
«Митрополит» Антонин (Грановский) среди поклонников. Москва. 1923 г.
В качестве руководящего органа Церкви был избран Высший церковный совет (ВЦС) под председательством «митрополита» Антонина из 18 членов, пропорционально представительству на «соборе»: 10 – от «Живой церкви», 6 – от СОДАЦ и 2 – от Союза церковного возрождения. Согласно принятому Положению об управлении Церковью, епархиальные (губернские) управления должны были состоять из 5 человек: 4 выборных (священнослужители и миряне поровну), а также председателя – епископа, назначенного ВЦС. Викарные (уездные) управления включали председателя-епископа и 2 членов – священнослужителя и мирянина. Решения «собора» показали, что программа «Живой церкви» оказалась неприемлемой для большинства его участников, им более импонировали умеренные идеи СОДАЦ. Лидер «Живой церкви» Владимир Красницкий лишился должности заместителя председателя ВЦС, но после того как он отказался от предложенного сана «архиепископа Петроградского», ему был пожалован титул «протопресвитера всея России». Александра Введенского «собор» постановил посвятить во «архиепископа Крутицкого» и после хиротонии лидер СОДАЦ окончательно переехал в Москву, значительно приблизившись к руководству обновленческой Церковью в целом.

1988 год – Состоялась встреча М. С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви.

Она стала ответом на обращение патриарха Пимена и Синода с просьбой о встрече. В близком окружении генсека эта идея была одобрена. Была дана команда разработать сценарий и подготовить проекты возможных выступлений во время встречи и перечень просьб Церкви, которые можно поддержать в первую очередь.

Работа над документом проходила в условиях сверхсекретности, дабы исключить всякую возможность утечки информации. Лишь поздним вечером в канун дня встречи материал был направлен Горбачеву. Именно тогда в документ был внесен текст: «…Точек соприкосновения для заинтересованного и, надеюсь, плодотворного диалога у нас очень много. У нас общая история, одно Отечество и одно будущее. Так давайте и поразмышляем обо всем этом вместе, как говорится – соборно», – много раз и на разные лады затем прокомментированный советскими и зарубежными средствами массовой информации.

"В.
В. М. Васнецов. Крещение Руси. Подготовительная роспись над входом на хоры в соборе во имя св. Владимира в Киеве. 1885—1886 гг.
На встрече было решено отмечать 1000-летие Крещения Руси не только как церковный, но и как общественно значимый юбилей. Горбачев определил Крещение Руси в Киеве 1000 лет назад следующим образом: «…Это знаменательная веха на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности». Патриарх официально пригласил Горбачева на юбилейные торжества и получил согласие. Дано было указание подключить к разрешению проблем в связи с готовящимися торжествами все необходимые государственные органы и ведомства. Кроме того, патриарху удалось заручиться поддержкой со стороны Горбачева для решения важных проблем: открытия новых церквей, духовных учебных заведений, монастырей; увеличения тиражей богослужебной и церковно-просветительской литературы; возвращения Церкви ранее национализированных культовых зданий и т. д.

Горбачев пообещал отменить дискриминационные по отношению к Церкви акты и законы, заметив: «Для Русской Православной Церкви важно обрести нормальный правовой статус».

1992 год – Святейший Патриарх Алексий II посетил Санкт-Петербург.

В Исаакиевском соборе Его Святейшество совершил заупокойную Божественную литургию, а затем отпевание главы Российского императорского дома великого князя Владимира Кирилловича.

Вечером того же дня патриарх совершил вечерню в верхнем храме Иоанновского монастыря на Карповке в сослужении архипастырей. За входом патриарх возвел настоятельницу обители монахиню Серафиму (Волошину) в сан игумении и вручил ей наперсный крест, а после богослужения – посох. Вечером того же дня Первосвятитель отбыл в Москву.

1993 год – Во время первосвятительского визита в Эстонию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил епископу Таллиннскому и Эстонскому Корнилию томос.

Томос  подтвердил предоставление самостоятельности Православной Церкви в Эстонии в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских.

Это произошло на Соборе Эстонской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха. В Соборе приняли участие делегаты от 59 из 80 имевшихся в Эстонии православных приходов: 32 из 39 священников, 59 мирян, 2 монахини. С докладом выступил епископ Таллиннский и Эстонский Корнилий. Основное внимание он уделил вопросу о статусе Православной Церкви в Эстонии: в условиях создания независимого Эстонского государства у Эстонской епархии Московского Патриархата отсутствует какой бы то ни было гражданский Устав. Епископ Корнилий изложил существующие крайние точки зрения по юрисдикционным вопросам: согласно одной из них, Православная Церковь Эстонии, оставаясь в лоне Московского Патриархата, является оккупационной, и, следовательно, надо возродить существовавшую до войны Автономную Апостольскую Православную Церковь Эстонии. Согласно другой точке зрения, православным приходам в Эстонии следует придать статус зарубежной епархии Русской Православной Церкви. Оба этих варианта, как нетрудно заметить, имеют недостатки: в первом случае не только нарушается церковное единство, теряется связь с Матерью – Русской Православной Церковью, но и создается социальная напряженность: заметная часть православной эстонской паствы – русские, проживающие в Эстонии, и принадлежность их именно к Русской Православной Церкви рассматривается ими как естественная. Второй вариант решает, казалось бы, последнюю проблему, но грозит исключением Эстонской епархии из полнокровной и полноправной жизни в современном эстонском обществе, в значительной степени лишает ее, как заграничное учреждение, социальной базы и, следовательно, уменьшает возможности для христианского свидетельства в стране, для участия в построении справедливого христианского государственного устройства. От лица собравшегося духовенства епископ Корнилий предложил третий вариант: Эстонская епархия, имея наименование Эстонская Православная Церковь, остается в каноническом подчинении Московского Патриархата, но приобретает самостоятельность в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских.

"Митрополит
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий
На епархиальном собрании Святейший Патриарх вручил епископу Корнилию томос, подтверждающий предоставление самостоятельности Православной Церкви в Эстонии, дарованной в 1920 г. Святейшим Патриархом Тихоном, в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских. При этом Православная Церковь Эстонии остается в канонической юрисдикции Московского Патриархата. В своем выступлении Святейший Патриарх отметил, что Церковь освободилась от тоталитарного режима и надо возрождать ее традиционное церковное устройство. Отвергая обвинения экстремистов в том, что Русская Православная Церковь является в Эстонии оккупационной и поддерживает в суверенном государстве «власть Москвы» (в день приезда Патриарха в Эстонию в одной из эстонских газет появилась статья с подобными обвинениями), Святейший Патриарх подчеркнул: все епископы, возглавлявшие Эстонскую епархию в послевоенные годы, были местными жителями, владели эстонским языком. При современном состоянии общества политика шумно врывается в область церковную. Но, как показывает история, ее вмешательство в церковные дела к хорошему привести не может. Границы церковные не обязательно должны сводиться к территории одного государства, тому есть примеры других православных Патриархатов. Нельзя допустить нового раскола в Православной Церкви. Святейший Патриарх сказал о необходимости принятия нового Устава Православной Церкви Эстонии, который следует разработать на основе Устава 1935 г. и который должен отражать положение Церкви в новом Эстонском государстве. На собрании было решено, каким образом будет происходить разработка Устава Эстонской Православной Церкви, который представят на утверждение Святейшему Патриарху и Священному Синоду Русской Православной Церкви. Мнение Церкви по вопросу о правопреемстве было выражено в итоговом документе Собора:

«Считать Эстонскую Православную Церковь преемницей православного наследия в Эстонии в дореволюционный период, так же как и после образования Ревельского викариатства Рижской епархии в 1917 г., а затем по получении от Святейшего Тихона, Патриарха Всероссийского, в 1920 г. статуса Автономной Церкви, признанной в 1923 г. Святейшим Патриархом Константинопольским Мелетием. В дальнейший период ряд происшедших структурных изменений не исказил существа, и на этом основании Эстонскую Православную Церковь при ее нынешней структуре следует признать субъектом канонического и государственного права, который не прекратил своего существования в 1940 г., но приспосабливал свою внешнюю структуру к реалиям времени для продолжения и осуществления главного назначения Церкви».

Собор с благодарностью принял восстановление автономии Эстонской Церкви и ее наименования – Эстонской Апостольской Православной Церкви, – установленного в 1935 г.

Собор постановил на основании томоса и Устава Эстонской Апостольской Православной Церкви 1935 г. разработать новый Устав (новую редакцию Устава ЭАПЦ 1935 г.), для чего была выбрана редакционная комиссия.

Параллельно Поместному Собору в таллинском Преображенском храме происходило альтернативное собрание – расширенное собрание Синода ЭАПЦ. В своем обращении к Константинопольскому патриарху Варфоломею от 29 апреля 1993 г. собрание именовало себя «собранием членов приходов Апостольской Православной Церкви граждан Эстонской Республики». (В этом обращении участники собрания заявляли о своем стремлении восстановить Эстонскую Апостольскую Православную Церковь. Критерий членства в ЭАПЦ – гражданство Эстонской Республики, хотя наука о Церкви говорит,  что все христиане как члены Церкви являются гражданами Небесного Отечества. Председательствовал на собрании глава Стокгольмского Синода протоиерей Н. Суурсеет.

Точка зрения, выдвигаемая под давлением политиков националистического крыла, не получила и духовенства: в таллинском собрании участвовало всего семь человек.

1998 год – В актовом зале гостиничного комплекса «Даниловский» состоялся вечер «Жемчужина Северной Фиваиды», посвященный 600-летию Ферапонтова монастыря.

29 апреля 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×