Говорят,
великому человеку нужно родиться в подходящее время.
Академик Игорь Дмитриевич Спасский оставался на
высоте в самые разные времена, и всегда у него
находился гениальный ответ на вызов эпохи. Он успел
за свою жизнь побыть и ученым, и менеджером, и
конструктором, и депутатом — и в любой
деятельности ему сопутствовал успех. Наше время таит
в себе не меньше сюрпризов, чем 1990-е, когда
конструкторское бюро «Рубин», которым
руководил Спасский, выращивало на крыше грибы, чтобы
выплачивать зарплату сотрудникам. Что за «ветер
перемен» ждет нас сегодня? Игорь Дмитриевич
уверен — в любом случае, грядущая эпоха будет
нескучной.
Семьдесят лет в тельняшке
— Игорь Дмитриевич, Вы — один из самых
признанных в мире конструкторов подводных лодок. Что
определило Ваш выбор жизненного пути?
— Я впервые надел тельняшку в 42-м году. Конечно, с той эпохой нас уже разделяет целая вечность. Сейчас трудно назвать какую-то одну причину, которая определила мой жизненный выбор. Я рос в том районе Москвы, где при Петре I происходило рождение новой русской армии. Каким-то таинственным образом аура петровской эпохи, этот здоровый авантюризм и творческий патриотизм ощущались в воздухе в тех местах, где я вырос. Может быть, это как-то передалось мне. Я поступил в Высшее военно-морское училище им. Ф.Э. Дзержинского, так как армейская служба в нашей семье считалась самым почетным и уважаемым занятием: мой отец служил еще в царской армии. В школе я был очень застенчивым, и отец решил, что лучший способ быстро избавиться от застенчивости — это поступить в военное училище. Он оказался, конечно, прав, в училище стеснительность мгновенно ушла, я стал увереннее в себе, был опьянен морской атрибутикой. Начало моей карьеры пришлось на те годы, когда в выбранной мною специальности просто невозможно было разочароваться. Ведь тогда происходило рождение нового могучего советского флота. Представляете, какая эта колоссальная работа, какое это было прекрасное и достойное приложение творческих сил для молодого человека! После военно-морского училища и короткой службы на Черноморском флоте я попал в конструкторское бюро (КБ), с первых же дней буквально горел на работе — такая она была интересная, захватывающая. Мы ощущали, что делаем что-то чрезвычайно важное. Чувствовали, что государство доверило нам стратегически важную область. Сознание востребованности, реализованности — что в молодости может быть важнее? Теория тогда шла рука об руку с практикой, этот принцип мы тоже впитывали с самых первых дней работы, хотелось увидеть все своими глазами. Я много ходил на подводных лодках, начиная с самого первого их поколения, которое теперь уже вспоминается как предание… Я прошел за свою жизнь более 40 000 километров под водой.
— Ваша конструкторская работа пришлась на
самые разные периоды нашей новейшей истории. В какой
период работать было особенно интересно? Когда наша
техническая наука развивалась интенсивнее
всего?
— Понимаете, для меня каждое время по-своему интересно. Советская эпоха дала мне возможность реализоваться как специалисту. Тогда было целое море возможностей для молодого человека, если только у него было желание работать и развиваться. Я не помню, чтобы кто-то создавал препоны талантливому человеку. Если говорить обо мне, то я рос по служебной лестнице очень быстро, быстро был назначен на руководящую должность и отработал в этом качестве более 35 лет… Конечно, это было интереснейшее время — время моего становления как специалиста, моей реализации в работе. Мы работали практически без выходных, но не потому, что кто-то заставлял нас, мы просто не вспоминали о выходных — так было интересно работать.
Унывать некогда
— Наверное, тем тяжелее Вам было принять
перемены 1990-х годов…
— Я бы сказал, что и то время было интересным! Только совсем по-другому. У меня не было времени на уныние, так как надо было выживать. Наша фирма ЦКБ МТ «Рубин» ни разу не сорвала график выплаты заработной платы персоналу. Представляете, чего это нам стоило? Я сам лично объездил 33 страны в поисках связей и заказов. Мы создали 23 акционерных общества. Выращивали грибы на продажу, на крыше поставили теплицу, где росли овощи для сотрудников. Но результат был достигнут: нам удалось выжить, сохранить персонал и установить новые связи. С тех пор мы стали браться за все подряд, на что был спрос, и до сих пор эта тенденция сохраняется. К примеру, при Анатолии Собчаке мною было получено указание сверху «создать высокоскоростной поезд». Я никогда не занимался поездами, поначалу даже испугался, что такую работу нам будет не потянуть. Но в итоге поезд с самыми современными характеристиками был создан нашим КБ. Позже, уже по политическим соображениям, нашему варианту был предпочтен немецкий аналог. Мы спроектировали и самый первый бизнес-центр в Петербурге. Было дано указание о том, чтобы превратить дом, расположенный по адресу Невский, 25, в нормальное жилое пространство. Сейчас уже мало кто помнит, что там было, а был там совершенно непригодный для жизни мрачный двор-колодец. Но просто снести старое и создать новое на его месте мы не могли, так как это было бы разрушение исторического наследия. Мы искали модернизаторское решение, и оно нашлось: был придуман атриум. Это решение стало настоящей находкой и использовалось впоследствии не один раз.
— Расскажите немного о Санкт-Петербургском
океанариуме. Это ведь тоже была Ваша
идея?..
— Я увидел океанариум в одну из своих заграничных поездок, мне стало ужасно обидно, что наши дети не могут видеть такую красоту. Я сразу же загорелся этой идеей. Как видите, сейчас она воплощена в жизнь. С самого начала мы задумали Санкт-Петербургский океанариум как комплекс для семейного отдыха. Проводилась специальная работа с персоналом на эту тему. Океанариум — это не просто музей, я хочу, чтобы каждый пришедший сюда захотел бы вернуться еще и еще.
— Как Вам удается совмещать столь различные
сферы деятельности?
— Если не разнообразить жизнь, то человек может профессионально выгореть, зачахнуть. Наверное, я бы не смог заниматься только подводными лодками. Мне интересно очень и очень многое. Мне пришлось поработать даже депутатом. Причем курировал я не область техники, а область культуры. Это был мой выбор, наверное, от техники я уже устал, хотелось чего-то нового. Я открыл для себя совершенно новый мир: мне было поручено опекать Пушкинский Дом. Мне пришлось руководить реконструкцией их здания, затем я участвовал в воссоздании кафе пушкинского времени «Вольф и Беранже». Сейчас я уже не занимаю должность депутата, но дружба с Пушкинским Домом продолжается.
— Реконструкция здания Пушкинского Дома
— это очень важно, но, будучи депутатом, наверное,
Вы не могли не заметить материальных проблем, которые
испытывают многие работники сферы культуры? Каково Ваше
мнение об этом?
— Безусловно, эти проблемы существуют — проблемы колоссального разрыва в доходах людей, трудящихся в разных сферах. Мне кажется, сейчас настал такой момент, когда власть уже не может больше этого не замечать, не может не идти навстречу своим гражданам. Возможно, мы находимся на пороге каких-то позитивных перемен. У нас в стране слишком много чиновников. Как технарь, могу сказать, что это резко снижает КПД страны.
— Как решает КБ «Рубин» кадровые
вопросы? Существует ли система стабильного притока молодых
специалистов?
— Безусловно, такая система есть. Молодые специалисты в нашей сфере востребованы всегда — это я Вам говорю как менеджер. Что касается сегодняшнего уровня подготовки технических кадров, по моему мнению, он гораздо выше, чем во времена моей молодости. Во-первых, выпускники технических вузов сегодня часто владеют иностранными языками. Во-вторых, у них гораздо шире, свободнее мышление, чем это было во времена моей молодости.
— Не испытывает ли Ваше предприятие
недостатка в профессиональных промышленных
рабочих?
— На нашем предприятии такой проблемы нет. Почему? Здесь много факторов: система мотивации, различные бонусы. Мы создаем все условия для комфортной работы, сотрудники и рабочие имеют возможность посещать фитнес-клуб, сауну, имеют многие другие привилегии. Что касается страны в целом, то такая проблема существует. Я считаю, что о ней нужно не абстрактно беседовать, а делать конкретные шаги по поднятию престижа рабочей профессии, финансировать эту сферу. Слышал, что под Мюнхеном создали современный модернизированный центр подготовки промышленных рабочих нового типа — Академию рабочих профессий, обучаться там комфортно и престижно! У нас же работа в этом направлении пока что часто заканчивается лишь лозунгами и рекламными плакатами.
— А Ваши дети пошли по Вашим
стопам?
— Я считаю, что нельзя принуждать детей идти по чьим-либо стопам. Даже в моей семье есть яркий пример того, что у каждого человека — свое собственное призвание. Например, дочь всегда тянуло к животным, она мечтала, чтобы ее работа была связана с ними. Но в старших классах под влиянием своей учительницы неожиданно увлеклась физикой и поступила на физфак. После вуза она так и не работала по специальности, вырастила прекрасную дочь, а потом неожиданно вернулась к своей детской мечте — стала работать с животными. Моя внучка — девушка очень образованная. Она учится на психолога и имеет много жизненных интересов. А сын 20 лет отслужил в Военно-морском флоте.
«Православие пришло к нам»
— Вы являетесь попечителем Никольского
морского собора. Что для Вас значит эта деятельность? Как
этот собор вошел в Вашу жизнь?
— В моем знакомстве с собором огромную роль сыграла
личность его настоятеля, отца Богдана. Он сам пришел
познакомиться со мной и с КБ «Рубин».
Понимаете, у нас такая работа, что, в общем, на какие-то
иные интересы, помимо профессиональных, просто нет
времени. К тому же среда технических специалистов —
это не та область, где можно легко познакомиться с
православием. В общем, православию нужно было прийти к
нам. Что оно и сделало в лице протоиерея Богдана Сойко. А
потом уже завязалась личная дружба с отцом Богданом, с его
семьей, потом я стал помогать собору. Личность настоятеля
не могла не произвести на меня впечатление. Он человек
очень образованный, остроумный, прекрасный семьянин. Когда
я познакомился с его семьей, подумал, что такие люди
играют ключевую роль в сохранении русской духовности и
культуры. Мне не хотелось бы проводить здесь черту между
верующими и неверующими, я считаю, сохранение духовности
— это общее дело. Поэтому мы устраиваем встречи с
духовенством собора, на таких встречах собирается до 100
человек, моряки и священники. Эти встречи привлекают даже
неверующих сотрудников, они чувствуют, что собор —
неотъемлемая часть русского флота. На втором этаже
Николо-Богоявленского собора и в часовне расположены
многочисленные плиты с именами погибших подводников. Это
наша общая святыня, церковных и нецерковных моряков.
Игорь Дмитриевич Спасский родился 2 августа 1926 года в городе Ногинске. В 1949 году окончил паросиловой факультет Военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского, с 1950 года работает в судостроительной промышленности. В 1978 году — доктор технических наук, с 1987 года — действительный член Академии наук СССР. С 1974 по 2005 год являлся бессменным руководителем ЦКБ «Рубин» (в настоящее время — научный руководитель), по проектам которого построено около 200 советских и российских субмарин.
В трудные 1990-е годы КБ И.Д. Спасского продолжило
работу над атомными субмаринами, в их числе ПЛ «Юрий
Долгорукий», найдя источник финансирования в
расширении сферы деятельности КБ. Среди проектов —
разработка и постройка плавучих платформ для нефтедобычи,
проектирование бизнес-центров в Петербурге и др.
Значительную часть вырученных средств И.Д. Спасский тратит
на благотворительность. В частности, является попечителем
Николо-Богоявленского морского собора.