150 лет назад равноапостольный Николай Японский, а
тогда – молодой иеромонах Николай (Касаткин) приехал
на острова, где христианами были только дипломаты, а он
создал живую Православную Церковь. Через 100 лет после его
кончины Предстоятель Русской Церкви приехал в Японию,
чтобы пройти по путям святителя и, по его примеру,
говорить с людьми другого менталитета на их языке. Как
Патриарх процитировал одно из самых изысканных хайку Басё
и кодекс самурайской чести, а японцы, у которых нет звука
«л», учатся произносить «Господи,
помилуй», рассказывает Александра СОПОВА(фото
автора).
Ворота в Японию для иностранцев
Обычно самолеты риземляются в мегаполисах, а не в
относительно небольшом Хакодате на острове Хоккайдо.
Впрочем, когда летишь над погруженными в ночь островами,
внизу расстилается море огней, с виду побольше
московского.
Патриарх Кирилл и митрополит Токийский Даниил в храме в Хакодате |
Несмотря на это, еще до снятия запрета, в 1870 году
православная община насчитывала свыше 4 тысяч человек.
Святитель долгое время терпел враждебное отношение местных
жителей. Первым крещеным японцем стал в 1868 году
синтоистский служитель Такума Савабэ, бывший самурай,
который пришел в дом к святому, чтобы расправиться с ним.
Немало воды утекло до 1904 года, когда святой Николай смог
остаться в Японии во время русско-японской войны, а
местные жители тогда уже видели в нем не представителя
враждебной державы, а своего пастыря.
Иеромонаха Николая (Касаткина) принимали настороженно, а
теперь православные именно ему обязаны тем, что Патриарха
Московского и всея Руси встречает мэр Хакодате и они
обсуждают восстановление пострадавших от землетрясения и
цунами районов Японии.
Так и наметились две главные темы поездки: воспоминания подвига святого Николая, сделавшего японскую культуру своей культурой, а свою веру — японской верой, и катастрофа марта 2011 года, которую здесь помнят так живо, словно она произошла вчера.
Храм в Хакодате местные жители называют Монастырем бам-бам за непривычный для Японии колокольный звон |
Шрамы и раны Сендая
Восточное побережье Японии наиболее пострадало от цунами
— в Восточно-Японской епархии, например, погибли или
пропали без вести одиннадцать прихожан, полностью сгорел
храм в п.Ямада, потребовалась капитальная перестройка
одного храмового здания, еще один храм нуждается в
капитальном ремонте, 15 храмов были частично повреждены.
В кафедральном благовещенском соборе в Сендае особых разрушений не было, здесь о катастрофе напоминают гирлянды разноцветных журавликов у Распятия, присланные сочувствующими горю людьми. Но стоит продвинуться на несколько километров к морю — и увидишь все еще не восстановленную землю: тут и там она покрыта морским песком, торчат остовы погибших сосен, для уменьшения радиационного фона местами снят дерн и грунт…
Сендай - Благовещенский собор |
На бывшей набережной в обувь тоже набивается песок. По безлюдному берегу довольно долго идти до кромки океана. По песку бегают дети, в основном из смешанных русско-японских семей и семей православных, пострадавших от цунами. Стоит представить себе за спинами девочек в ярких платьицах десятиметровую волну — становится страшно.
Патриарх у мемориала погибшим |
У памятника жертвам цунами Святейший Патриарх процитировал хайку Мацуо Басе «Отцу, потерявшему сына»:
Поник головою,
Словно весь мир опрокинут,
Под снегом бамбук.
— Для многих людей, кто видел эту страшную катастрофу, весь мир был опрокинут, — сказал Патриарх.
Архиепископ Сендайский Серафим подтвердил: катастрофа помнится так ярко, словно произошла вчера. И все же заметно, что и доверие Богу, и помощь извне, и внутренний стержень народа помогают людям постепенно ставить опрокинутый мир на ноги.
Апостольский брак и самурайский путь
Русские в Японии, как и во времена святителя Николая, чаще
всего оказываются по службе. Только теперь девушки нередко
находят на островах супругов и остаются насовсем, рожают
детей и проповедуют христианство среди новообретенных
родственников.
Русские в Японии говорят, что привести к Богу современного жителя Страны восходящего солнца куда сложнее, чем соотечественника. Японцы погружены в материальное — это не значит, что все они готовы погибнуть за технологии или презренный металл, но куда больше внимания они уделяют природе, чем метафизике.
— Мы почитаем камни, воду, деревья, — на неуверенном русском рассказывает японский журналист, успевший пару лет прожить в России. — Религия не играет значительной роли в нашей жизни.
При этом в небогатом активном словаре японца есть слово «анимизм», знакомое далеко не всем русским, не имеющим религиоведческого образования. Так он описывает свою веру; обычно под этим понимают первоначальную стадию развития язычества, веру в одушевленность предметов природы.
Полноценной статистики за три дня, разумеется, не составишь, но мы видели гораздо больше русских девушек с японскими мужьями, чем русских мужчин с женами-японками.
Татьяна Тэросима (или Попова) живет в пригороде Сендая. В своем поселке она единственная русская, и соседи относятся к ней с доброжелательным интересом: за восемь лет привыкли, Татьяна уже может сказать «сердце у меня русское, а голова — японская».
4 года назад в Сендай приезжал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Уроженка Смоленщины, Татьяна не знала толком, кто именно из русских архиереев навестил Японию, но сказала близким: «Если это наш Смоленский митрополит — хоть на попутках буду добираться». Тогда будущий Патриарх благословил ее и трехлетнего сына. Сейчас мальчик уже пошел в школу и начал прислуживать в алтаре. Татьяна принесла на Патриаршее богослужение фотографию с той встречи, где японский малыш и митрополит улыбаются друг другу, чтобы подарить ее московскому гостю: «Вдруг он помолится о нас».
Татьяне удалось вручить Патриарху памятный снимок — но эмоции сразу и начисто вытеснили из памяти сказанное в ответ.
Муж Татьяны Тэросима ходит с ней в храм, хотя до знакомства вовсе не был религиозен. К Крещению он пришел почти самостоятельно: невеста после знакомства уехала на год к родителям, а он ждал ее и ходил в «ее» церковь. Потом они обвенчались.
Апостольство дается не всем. Прихожанин токийского кафедрального собора Николай-до (храма Воскресения Христова) рассказывает, что его жена не торопится креститься: вот уже несколько лет пытается разобраться в сути веры. «Подкованный» раб Божий Александр дает всему правильные наименования: супруга проходит катехизацию, многолетнюю, как в древние времена, да и вообще неверующая жена освящается верующим мужем, то есть им, а значит, все по апостольским установлениям.
Протоиерей Николай Дмитриев был семинаристом, когда познакомился со своей будущей матушкой – японкой, в крещении Светланой. В 1992 году он уехал в Японию, успел послужить в Николай-до, а теперь окормляет приход в Хакодатэ. Русский священник вполне освоился с японским текстом богослужения, да и куда деваться: ни одного русского в его общине нет.
В центре - протоиерей Николай Дмитриев, женатый на японке русский священник в Хакодате |
— Японцы приходят к Богу по-разному. Около 40% усваивают веру от родителей-христиан, еще примерно 40% приходят через изучение культуры, чтение книг. А 20% — через озарение: увидел храм, захотел зайти — и остался, — рассказывает отец Николай Дмитриев из Хакодате.
— Есть настоящие православные девушки — они еще перед тем, как выйти замуж, ставят условия, чтобы жених покрестился и венчался, чтобы потом не было проблем с духовным согласием в семье, — добавляет протоиерей Николай Кацюбан, настоятель подворья в Токио. — Это правильный подход.
Как и во времена святителя Николая (отец Николай Кацюбан приводит в пример его обычай ходить в синтоистские храмы и прислушиваться в уголке, чтобы понять миросозерцание людей, с которыми довелось жить и общаться), с людьми другой культуры православные стараются говорить на их языке.
Так Патриарх Кирилл сравнил апостольское выражение «сораспяться Христу» с известной цитатой из «Хагакуре», кодекса самурайской чести: «Если каждое утро и каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти и сможешь жить так, словно твое тело уже умерло, ты станешь подлинным самураем». Встать на путь подвига и жертвенности во имя другого человека — способ сораспяться Христу, победить грех в себе и явить любовь Бога в мире, уверен Святейший Патриарх.