В Черногории на острове Свети Стефан восстановили разрушенный в годы коммунизма храм в честь князя Александра Невского. Строительство сопровождалось спорами вплоть до судов и тюрем и чудесным «бэби-бумом».
Русских в Черногории очень любят — с чуть ли не равным воодушевлением говорят о русских святых, русских императорах и о русских туристах. В середине сентября с самым большим энтузиазмом повторяли имя святого князя Александра Невского. На восстановление третьего в Черногории храма в его честь ушло несколько лет, притом что здание настолько маленькое, что когда все препоны были сняты, оно было отстроено за пару месяцев.
Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, освятив храм 14 сентября 2013 года, неоднократно называл его храмом-мучеником. Речь шла о распятии и воскресении: церковь, построенная в XIV веке, возродилась уже во второй раз. Сейчас она почти по крышу утоплена в гостиничный комплекс. На черепичную кровлю легко взберется ребенок и дотянется до колокольни. Внизу за забором храма плещется море, с остальных трех сторон расположены элитные отели.
От храма Рождества Богородицы к руинам храма Александра Невского
На острове Свети Стефан еще сравнительно недавно, менее ста лет назад, жили обычные черногорцы из племени Паштровичей — рыбаки и ремесленники. Тогда на небольшом клочке земли действовало несколько храмов: святителя Спиридона, святого Стефана, Преображения Господня и Александра Невского. Даже с берега видно, что над островом доминирует высокая колокольня, а у самых ворот крепостной стены стоит еще один небольшой храм.
Бурный ХХ век коснулся нынешней Черногории гораздо мягче, чем России, но все же ощутимо. Однажды власти выселили жителей с острова на материк, а Свети Стефан застроили гостиницами. Тогда, в 1939 году, под террасой одной из гостиниц скрылся фундамент и остатки стен разрушенного коммунистическим правительством храма Александра Невского. Место, где стоял храм, было известно только приблизительно и лишь тем, кто помнил, что на острове их предков храмов было несколько. Открыли руины в XXI веке, готовя котлован для новой стройки: на месте отеля советской эпохи решили поставить современный. Тогда остров передали в аренду на 30 лет коммерческой фирме, но греческий инвестор не собирался не только восстанавливать храм, но даже пускать на ставшую частной территорию простых прохожих. Менеджеры из Сингапура указания исполняли отчетливо: пройти на остров было затруднительно, а на вывесках отелей увеличивалось количество звездочек.
Бои на руинах
Черногорцы из племени Паштровичей помнят, сколько храмов у них было до начала ХХ века, и стремятся возобновить все. Пусть это будут маленькие и ничем особенно не примечательные постройки, пусть литургия будет служиться не каждое воскресенье — главное, чтобы такая возможность была. Поэтому на предложение властей закрыть стеклом обнаруженный на острове фундамент храма XIV века, сделав его музейным объектом, православные ответили, мягко говоря, с недоумением. Им был нужен «живой» храм — c возможностью совершать там Бескровную Жертву. И пусть у священника, которому предстоит там служить, уже есть несколько храмов и воскресная школа: он же служит в окрестных женских монастырях, где нет своих батюшек.
Изначально храм был посвящен Рождеству Богородицы, но здание XIV века пришло в упадок, и когда югославская королева Мария Кара-Георгиевич восстановила его, он был переосвящен 3 июля 1938 года в честь святого покровителя ее супруга Александра Кара-Георгиевича. Храм также служил памятником благодарности русским беженцам, сделавшим много доброго для этих мест в первой половине ХХ века.
— Получилась глупенькая политическая история, — комментирует митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий. — Некоторые говорили, что мы пытаемся восстановить династию Кара-Георгиевичей, и что из-за этого нельзя воссоздавать храм. Причем тут династия? Нужно же было восстановить храм XIV века и вернуть туда иконостас, который хранился в Прасквице в монастыре.
Так или иначе, когда в Черногорию приехал старец Илий (Ноздрин), на месте храма можно было увидеть казино и ресторан, но ни клочка земли для церковного строительства.
— Батюшка Илий благословил во что бы то ни стало восстановить храм. Хоть на столбах поднять его над рестораном, — рассказывает местный житель Милорад Джурашевич, который показывал старцу окрестные святыни. — Тогда я не верил, что это возможно.
Поднимать храм на столбы не стали — попытались восстановить стены на открывшемся фундаменте. За годы ситуация неоднократно менялась: иногда жителям разрешали открыто носить стройматериалы на остров, и тогда кирпичи и черепицу несли даже женщины. Иногда верующие подбирались к храму с моря на плотах и лодках и строили только по ночам.
— В 2011 году мы работали в ночь на Страстную Пятницу и уже думали, что успеем все доделать. Собрались жители нескольких окрестных поселков — Режевичей, Свети Стефан, Рафаиловичей, Петровачей. Никогда бы не подумали, что кто-то станет разрушать храм. Но власти привезли на остров заключенных из тюрьмы. Им пообещали, что сократят сроки или даже отпустят, если они разрушат стену, но не сказали, какую именно стену нужно будет ломать. Когда заключенные увидели храм, они побросали кувалды в море, — вспоминает Милорад Джурашевич.
Дайверы извлекли со дна кувалды, и теперь они — экспонат монастырского музея в Прасквице. Храм, впрочем, все равно разрушили, и местные жители до сих пор не знают, сделали ли это привезенные на остров албанцы или сотрудники гостиниц. После этого мало кто продолжал надеяться, что через два года храм будет отстроен за два месяца и освящен.
Вход на остров был закрыт для окрестных жителей, а территория объявлена частной. Когда однажды летом 2011 года священник Синиша Смилич и несколько прихожан попытались пройти к руинам храма, менеджеры гостиниц вызвали полицию. Той же ночью священника арестовали и депортировали из страны: он гражданин Республики Сербской, а в Черногории живет и служит по годовым визам. Поскольку власти были склонны оказывать больше поддержки расколу — малочисленной и никем, кроме других раскольников на Украине, не признанной «Черногорской автокефальной церкви», — каждый священник канонической Сербской Православной Церкви должен был получать регистрацию для служения. Такой регистрации отца Синишу лишили. Год он провел в Сербии, о чем не жалеет: что рассуждать о депортации, если Господь счел эту историю исповедничеством? Награда оказалась велика: после возвращения из депортации в семье Смиличей родилась дочь Ангелина, притом что за шесть лет до этого им сказали, что они бесплодны.
Награда до тысячи родов
В то, что Господь посылает детей за участие в восстановлении храма, поверили многие. Убедились на практике: долгожданный сын родился у местного жителя Кристо (до этого у него рождались только девочки), внук родился у Милорада Джурашевича. Кристо и Милорад не могли быть депортированы, но суд по делу об их участии во «вторжении» на территорию острова до сих пор идет.
— В полиции я говорил, что хотел просто поставить свечку у стен храма, — рассказывает Милорад. — В полиции меня перепутали с однофамильцем из поселка, потом хотели прекратить дело, но оно до сих пор идет. Нужно либо заплатить 600 евро штрафа, либо просидеть месяц в тюрьме. Митрополит Амфилохий сказал нам, что если мы заплатим штраф, мы признаем, что были неправы. А мы не хотим этого признавать, тем более что храм уже построен. Если будет нужно, я готов провести 30 дней в камере.
Когда Милорада арестовали, он молился князю Александру Невскому: «Я уже сделал, что зависело от меня, теперь делай ты», — вспоминает черногорец. Святой, исповедовавший веру в Орде перед ханом Батыем, не посрамил надежд: до сих пор Джурашевич живет, не слишком часто вспоминая о судебной тяжбе. Если же уже после освящения храма придется посидеть за него в тюрьме, Милорад надеется на награду от Бога.
Сына Кристо крестили в день освящения храма Александра Невского — в честь святого Александра, которому благодарны за предстательство. В Сербской Православной Церкви крещальная литургия отличается от обычной: крещение происходит перед службой. Миропомазание совершал митрополит Амфилохий перед чтением Апостола, и вокруг аналоя ребенка носили под пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Детский плач попадал в микрофоны на равных правах со словами архиерейских молитв.
А после службы митрополит Амфилохий вручил Кристо орден святого Саввы Сербского — практически за то же самое участие в восстановлении храма, за которое он может сесть на месяц в тюрьму или заплатить штраф.
Русские святые в Черногории — воины и цари
Храм Александра Невского на острове Свети Стефан — уже третий престол в Черногории в честь этого святого. Целая область в Черногории считает его своим святым покровителем, так как в день его памяти была одержана победа над турками.
— Мне очень близки слова святого Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». И я очень хочу, чтобы сербы жили по этому завету, который однажды сказал один русский святой, а потом не однажды доказывали все верующие Русской Православной Церкви, — сказал митрополит Амфилохий после освящения храма. Он вспомнил и сербскую поговорку: «Сила Бога не молит, но Бог силу не любит», — своеобразное продолжение слов святого князя.
Александр Невский — не единственный из русских святых, кого почитают в Черногории. В Херциге-Нове построили храм в честь праведного Феодора Ушакова в благодарность за защиту от войск Наполеона: там расположено кладбище русских беженцев и эмигрантов. У подножия горы Румии матушка Феодора, уроженка Перми, и 3 или 4 русских монахини строят монастырь во имя преподобного Сергия Радонежского. Еще один небольшой монастырь будет посвящен праведной Матроне Московской: там были свои трудности, строительство запрещали, но митрополит Амфилохий уверен, что святая Матрона позаботится о своей святыне. В Будве выделен участок под храм преподобного Серафима Саровского.
Особенно чтят в Черногории дом Романовых.
До 1907 года Романовы оказывали помощь монастырю Режевичи в Черногории. В 1839 году на средства Российского Синода была построена колокольня монастыря, а затем пожертвования передавались ежегодно по указанию Александра I. Он же подарил в монастырь богато украшенную икону Божией Матери. Следующий чтимый подарок от русских в монастырь сделал старец Илий (Ноздрин), он подарил икону Божией Матери «Державная».
Три грамоты русского царского двора — две от Екатерины Великой и одна от Павла I — хранятся в монастыре в Прасквице. Здесь же ухаживают за могилой Егора и Елизаветы Строгановых: с ними связана трогательная история из прошлого обители. По преданию, дочь Егора Строганова сбежала из дома с военным. Отец девушки вызвал соблазнителя на дуэль и убил его, но и сам в бою потерял руку. Он снял мундир и отправился замаливать грехи в монастырь в Прасквице, где одной рукой таскал камни и строил дорогу в горах. Дорогу эту до сих пор показывают паломникам. Однажды в монастырь явился молодой безусый послушник. Некоторое время он жил в обители и трогательно заботился о престарелом Егоре Строганове, а потом тяжело заболел и перед смертью открылся: это оказалась покаявшаяся дочь Строганова Елизавета.
Со знаменитым русским архитектором Николаем Красновым связана память о часовне святого Петра Цетиньского на Ловчине. Коммунисты снесли часовню в 1970 году. Митрополит Амфилохий надеется, что однажды она будет восстановлена:
— Это было преступление и против Петра Цетиньского, и против похороненного там Петра II Петровича Негуша, и против русского архитектора Николая Краснова, а значит, и против России. У меня есть дерзновение — договор с Богом: пока я не построю разрушенный католиками храм Архистратига Михаила и не восстановлю часовню Петра Цетиньского, пока мы не увидим золотой крест на Ловчине, — Господи, не бери меня с земли! А тогда уже я скажу: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».
Встретить русского Патриарха как собственного отца
В октябре черногорцы с нетерпением ждут приезда нескольких Патриархов и представителей Поместных Православных Церквей на празднование 1700-летия Миланского эдикта, прекратившего гонения на христиан. Святой равноапостольный царь Константин родился вблизи нынешнего сербского города Ниши — там, в «апостольской столице» и пройдут торжества. Кроме того, Патриархи освятят собор в честь Воскресения Христова в Подгорице — столице Черногории.
— Думаю, наряду с Храмом Христа Спасителя в Москве и собором в Белграде, этот храм — важнейший вклад православия в современную культуру, — считает митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий.
Среди высоких гостей, как кажется, самый желанный — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
— Во-первых, он Патриарх православный, во-вторых уже — русский. Он и мой отец, и я на каждой литургии молюсь о том, чтобы Господь помог ему нести тот крест, который Он ему дал, — говорит настоятель монастыря Режевичи архимандрит Хризостом. — Мы едины: нет Христа русского или сербского, английского или китайского. Да хранит Бог Россию, а Россия да хранит веру православную!
Чем досадила миру ты, сестра, –
Монастырями, верою, судьбою?
В горниле разведенного костра
Тебе мешают быть самой собою.
Ты ныне затаилась, словно мышь,
Перед чудовищем в цилиндре белом
И плачешь, и горюешь, и скорбишь,
Вся отдана на откуп лицемерам.
Да, бытие твое – нелегкий труд,
И без войны ты обходилась редко.
Цивилизованный глумится люд
Над верностью твоей великим предкам.
Ах, Сербия, святая сторона!..
Нет, велика ты прошлым и грядущим!
Не все здесь кончится, держись, страна,
Ты дорога безмерно райским кущам.
Враги твои засохнут на корню,
Духовно ты сильней, за то и злоба
Обрушилась на голову твою,
А им уже отверсты недра гроба.
К тебе на помощь снова Русь придет,
А коли и ее поставят к стенке,
Знай: ничего бесследно не пройдет,
Ведь на свободе – мрак, и Свет – в застенке.