Русская Православная Церковь XX век
15 ноября

1912 — Скончался Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

1917 — Опубликована «Декларации прав народов России».

Декларацию подписали В. И. Ленин и И. В. Сталин. Согласно Декларации, Церковь отторгалась из сфер гражданской жизни, отменялись все религиозные привилегии и ограничения. В области церковно-государственных отношений и прав верующих этот документ не привносил ничего нового по сравнению с тем, что было декларировано Временным правительством: сначала 20 марта 1917 г. — в постановлении «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», а затем, 14 июля, — в законе «О свободе совести». Но, изданный на исходе первой недели полномочий органов новой власти, этот документ, сопровождаемый слухами о «расстреле большевиками кремлевских храмов», был воспринят как дискриминация свобод Православной Церкви.

В этот же день — Церковь попыталась примирить враждующие стороны.

Делегаты от Поместного Собора во главе с митрополитом Тифлисским Платоном (Рождественским) посетили московский Военно-революционный Комитет (ВРК) с просьбой о прекращении огня.

В тот же день Собор принял обращение, в котором просил победителей при всех обстоятельствах щадить жизнь побежденных, не допуская мести и жестокости по отношению к ним.

1923 — Арестован архиепископ Иларион (Троицкий).

В обвинительном заключении говорилось: «Из перехваченных писем устанавливается то, что гр. Троицкий распространял слухи о связи ВЦУ с Соввластью». По данным ГПУ, в одном из писем архиепископ назвал социализм «величайшей мерзостью», а изъятие церковных ценностей — «ненужным предприятием», так как затраты на его проведение были не многим меньше полученных средств. Кроме того, учитывалась информация Владимира Красницкого о том, что архиепископ Иларион ночью собирает собрания епископов. Последним аргументом при вынесении приговора был следующий: «Кроме того, гр. Троицкий является ярым приверженцем Тихона». И далее говорилось: «Принимая во внимание все вышеизложенное, полагаю гр. Троицкого подвергнуть административной высылке на три года».

1923 — Обнародован указ Московского епархиального совета всем благочинным Московской епархии о поминовении властей.

В указе говорилось: «Распоряжением Его Святейшества, согласно постановлению епархиального совещания вводится за богослужениями следующее моление о Правительстве Российской Советской Республики. На великой ектении перед прошением: о граде сем... о богохранимой стране Российстей и о власти ея — Господу помолимся. На сугубой ектении: …Еще молимся о богохранимой стране Российстей и о властех ея. На многолетствовании — богохранимой стране Российстей и о властех ея — многая лета. Кроме того, удалялась формула заупокойного моления: о благочестивых царях и благоверных царицах. Этим указом также предписывалось, что «на всех богослужениях в надлежащих случаях после имени Святейшего Патриарха надлежит произносить имя управляющего Московской епархией в такой форме: И о господине нашем преосвященнейшем архиепископе Иларионе…

Протоиерей Василий Виноградов привел интересные подробности переговоров патриаршей делегации с Е. А. Тучковым о том, какой должна быть формула поминовения власти. Тучков требовал указать наименование «о советских властях», но его с трудом удалось убедить в том, что это слово русское и его нельзя вставить в славяноязычную богослужебную формулу. Интересно такое замечание протоиерея Василия Виноградова: «В новой формуле не было никакого дополнительного выражения, которое бы указывало: о чем, собственно, нужно молиться при поминовении “властей”, о их ли благоденствии, или же о их вразумлении и обращении на путь истины, или же, наконец, об избавлении от нее». Указ этот исполнялся далеко не во всех храмах, часто диаконы произносили вместо слов: о стране Российской и властех ее — слова: о стране Российской и областех ее. ГПУ не прослеживало выполнение этого указа; в сводках 6-го отделения, которые говорят о состоянии патриаршей Церкви, об этом не упоминается. Не было ни одного случая привлечения кого-либо к ответственности за непоминовение властей.

1925 — Советская печать обвинила митрополита Петра (Полянского) в контрреволюционных действиях

В «Известиях» (№ 261) появилась статья под названием «Среди церковников», в которой высшее церковное управление во главе с митрополитом Петром обвинялось в контрреволюционных действиях. Статья заканчивалась словами: «В огромной степени от самого митрополита Петра зависит отвергнуть эти подозрения, и в столь же большой степени от самих церковников зависит раз и навсегда положить конец черносотенным интригам и контрреволюционным махинациям тех лиц, которые направляют церковную жизнь»

1989— Архиереи Украинского Экзархата обратились к духовенству, монашествующим и всем православным верующим Украины с посланием.

Они призвали украинскую паству сохранять церковное единство и не поддаваться соблазну раскола:

«В этот ответственный период мы, епископы Украинского Экзархата, проявляя заботу о единстве Церкви и спасении вверенной нам Богом паствы, призываем духовенство 6000 приходов Православной Церкви на Украине служить в воскресные и праздничные дни, после Божественной литургии, ревностные молебные пения за православных христиан, которые пострадали от насилия униатов в г. Львове, а также о вразумлении тех, кто ушел в раскол, и о возвращении их в лоно Матери-Церкви. Мы просим нашу украинскую паству установить 23 ноября 1989 г. однодневный пост — в связи со скорбью, которая случилась в г. Львове».

Кроме того, епископат призвал духовенство Украинского Экзархата к особому попечению о духовно-моральном состоянии вверенной ему паствы.

В результате переписки патриархов Иерусалимского и Московского было принято решение о возрождении Иерусалимского подворья в Москве.

1994 — В гостиничном комплексе «Даниловский» проведена богословская конференция «Единство Церкви».

Председательствовал на конференции епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов). Конференция была организована Московской духовной академией и Свято-Тихоновским богословским институтом. В конференции приняли участие епископ Таллинский и Эстонский Корнилий (Якобс), епископы Новогрудский Константин (Горянов), Белгородский Иоанн (Попов), находившийся на покое епископ Василий (Родзянко), священнослужители, богословы, церковные историки, зарубежные гости. Было сделано ок. 60 докладов, вызвавших острые дискуссии. В центре внимания оказалась своеобразная пастырская практика двух московских священников — Георгия Кочеткова и Александра Борисова, а также их сомнительные богословские воззрения, проповеди, публикации, лекции, выступления по радио и многочисленные интервью, вызывающие резкое неприятие у большинства священнослужителей, и православных мирян.

1996 — Святейший Патриарх Алексий II совершил освящение храма во имя Святой Троицы г. Каракола (Пржевальска).

Его Святейшество отслужил в нем Божественную литургию.

Вечером Святейший Патриарх молился в молитвенном доме во имя священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, в г. Чолпон-Ата и передал в дар молитвенному дому икону Спасителя.

15 ноября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×