Икона — это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа?
Деталь фрески церкви Панагии ту Лагудера. Кипр. 1192(?)
Клав, фибула и
корзно
На иконах запечатлены императоры в парадных облачениях, воины-мученики в доспехах и длинных плащах, святые князья в богатых аристократических одеждах. Различные их типы и отдельные элементы, являясь историческими реалиями, могут рассматриваться в рамках истории древнего римского, византийского или русского костюма. Так, плащи воинов закреплены на плечах или груди особыми застежками-фибулами, круглыми, в виде дужки с иглой, реже — фигурными по форме. Имея совершенно конкретную функцию, они являлись и своеобразным украшением, использовавшимся с древнейших времен вплоть до эпохи Раннего средневековья. Заимствованием из римского костюма являются вертикальные полосы клава (клавия), изображаемые всегда на хитоне Христа и первоверховных апостолов Петра и Павла. Эти нашитые полосы ткани, отличающиеся по цвету от основной одежды, служили знаками отличия римских граждан.
Многие детали одежды, войдя в христианскую иконографию, были наделены символикой. Так, например, особая торжественная одежда архангела Михаила, в которой он изображается на древних иконах, является облачением византийского придворного. Ее отличительной особенностью служит далматика с широкими рукавами и так называемый «лор» — широкая длинная полоса ткани с жемчугом и драгоценными камнями. Ангел в лоратных облачениях — слуга Небесного Царя, лор является символом этого высокого служения.
Святые благоверные князья Борис и Глеб и святой равноапостольный князь Владимир. Двусторонняя икона из Новгородского Софийского собора |
Серьга — мужское украшение
Кажущиеся удивительными и неожиданными, детали на иконах доносят до нас свидетельства об ушедших в далекое прошлое традициях. На великолепном греческом образе святого мученика Иакова Перского (конец XII — начало XIII века) обращает на себя внимание серьга в виде колечка с небольшой подвеской. Такое украшение на Востоке издавна было мужским аксессуаром и могло указывать на высокий социальный статус.
Святой великомученик Иаков Перский (Персянин). Двухсторонняя икона. Конец XII - начало XIII века. Византийский музей. Кипр |
Существует предположение, что серьга в ухе мужчины издавна означала и то, что он единственный сын у своих родителей. Различия в ношении серьги в зависимости от того, каково было семейное положение воина, бытовали на Руси в казачьей среде, но эта традиция, по всей видимости, имеет древние корни. В греческой фреске 1192 года в храме Панагии-ту-Араку на острове Кипр круглая серьга с тремя подвесками в правом ухе Младенца Христа, Которого держит на руках Богоматерь, возможно, символизирует именно то, что Иисус — Единородный, Единственный Сын Божий.
Золоченые ковши
Особое обилие деталей, рассказывающих о традициях и быте, содержат русские памятники XVII столетия, как иконы, так и росписи храмов. Художники этого времени свободно и естественно насыщали древнюю иконографию бытовыми деталями и наблюдениями из окружающего мира. С топографической и архитектурной точностью изображали они русские монастыри на иконах святых основателей древних обителей, с большой увлеченностью писали интерьеры (так называемое «палатное письмо»), наполненные посудой и повседневными предметами. Так, на иконе из Музея имени Андрея Рублева неизвестный мастер конца XVI — начала XVII века расположил сцены рождества и младенчества Богоматери в интерьерах своего времени. Мать Пресвятой Богородицы Анна, лежащая на ложе, представлена в ярком киноварной платье со свисающим вниз длинным рукавом. Эта деталь очень точно взята художником из реальной жизни, ведь чрезвычайно длинные рукава были отличительной чертой национального русского костюма вплоть до реформ Петра I. Длинные рукава парадной одежды также подчеркивали знатность, но являлись при этом и символом материального благополучия, поскольку ткань на пошив такой одежды использовали с избытком.
Деталь иконы "Рождество Богоматери". Конец XVI - начало XVII века. Музей им. Андрея Рублева |
Несмотря на то что через такие детали в икону привносится
земное мироощущение, художнику удается не нарушить
идеальности образа, который прежде всего был создан для
молитвенного предстояния. В наши дни, прочитав перед
иконой молитву, мы можем всмотреться в нее и увидеть свое
забытое прошлое.