Избрание нового Папы вызвало предсказуемо живое обсуждение во всем мире — вызвало и у нас. При том, что к самому институту папства православные относятся критически, новоизбранный Папа, насколько нам может быть известно, весьма достойный человек, за которым и его друзья, и его противники признают «личную скромность, доктринальный консерватизм и преданность делу социальной справедливости». Говорят, что у себя дома, в Буэнос-Айресе, он жил в простой квартире и ездил на городском автобусе. Правда вряд ли он продолжит ездить на автобусе. Хотя бы потому, что иначе какой-нибудь террорист или просто сумасшедший, ищущий геростратовой славы, может его убить с очень печальными последствиями для общего мира. Джона Леннона убили не потому, что он кому-то сильно досаждал — а просто потому, что он был знаменитостью. А Папа неизбежно досаждает многим. На Иоанна-Павла II, как мы помним, покушались.
Но искреннее стремление кардинала Бергольо, ставшего нынешним Папой, жить простой и воздержанной жизнью, конечно, налицо. Это может вызвать почтение, восхищение, желание подражать — но, увы, у некоторых это ничего подобного не вызывает. У некоторых это вызывает обострение ненависти — не к Папе, к Патриарху Кириллу, которому ставится в вину, что он-то ездит не на автобусе, а на машине. Само это обострение довольно интересно с точки зрения коллективной психологии. Оно еще раз проявляет основную черту нашей либеральной интеллигенции — негативизм. Люди выказывают симпатии к Католичеству (или Протестантизму) исключительно затем, чтобы пнуть Православие, хвалят другие страны исключительно затем, чтобы уничижать свою, отмечают чью-то добродетель исключительно затем, чтобы укорить тех, кто на их взгляд, недостаточно добродетелен.
В самом деле, со стороны глядя, можно подумать, что многие наши блоггеры и журналисты так умилились скромностью Папы, что сделались добрыми католиками — регулярно ходят к мессе, исповедуются в грехах, привели свою личную жизнь в соответствие со строгими требованиями Ватикана, так что Католическая Церковь вот-вот украсится многочисленным сонмом своих святых, просиявших в наших снегах.
Но увы — наше местное филокатоличество имеет очень мало отношения к, собственно, Католичеству. Люди не собираются присоединяться к РКЦ, не питают ни малейшего интереса к ее вере, истории или культуре, ни за какие коврижки не отличат Фому Аквинского от Фомы Кемпийского, и уж в страшном сне не собираются повиноваться ее нравственному учению. Более того, они настолько мало о нем осведомлены, что им кажется, что католики «либеральнее» и «современнее» православных. На самом деле РКЦ, по ряду вопросов, отличается даже большей жесткостью и строгостью, чем Русская Православная Церковь, и вызывает у прогрессивной общественности западных стран еще более бурную неприязнь, чем РПЦ — у нашей. Католичеством интересуются лишь постольку, поскольку его можно противопоставить Православию, его хвалят только затем, чтобы бранить Русскую Церковь. Это точно также и с людьми вроде Познера, рассуждающим про «протестантскую этику», не прочитав ни единой строчки из Кальвина — да не интересна им никакая протестанская этика и никакой протестантизм; все, что их интересует — это возможность пнуть Православие.
С «прозападностью» нашей прогрессивной общественности ситуация примерно та же — она не имеет отношения к реальному Западу, да и не интересуется Западом. Иначе она бы тут же обнаружила капелланов в армиях западных стран, кафедры теологии в западных ВУЗах, президентов, клянущихся на Библиях и другие ужасы клерикализма, которым она так решительно противостоит дома. Представления наших прозападников об истории и культуре Запада вообще отличаются крайней фантастичностью — как о предметах им незнакомых и неинтересных. Единственное, зачем им нужен Запад — так это затем, чтобы бранить свою страну.
Это же верно и в отношении добродетели. Считают ли эти люди преступлением ездить на машине? Ничуть. Многие из них — автовладельцы и ничего зазорного в этом не видят. В сетевых их дневниках обличения «роскоши РПЦ» могут запросто соседствовать с радостными фотоотчетами о шопинге в лондонских бутиках. Никому из них в голову не приходит предаваться францисканской бедности, препоясываться вервием и питаться подаянием. Реальная добродетель интересует их также мало, реальное Католичество или реальный Запад. Ссылки на добродетель других нужны только и исключительно затем, чтобы нападать на РПЦ (или еще кого-нибудь) за предполагаемый недостаток добродетели.
Что же, если Вы любите добродетель — последуйте ей; если Вас восхищает кардинал в автобусе — что же, добро пожаловать в метро, оставьте вашу машину в гараже, а то Ваш сетевой дневник полон горьких жалоб на пробки. Если Вы считаете, что у Вас есть уважительные причины ездить на автомобиле, питаться не акридами, и препоясываться не вервием — что же, допустите, что такие уважительные причины могут быть и у служителей Церкви.
Впрочем, католиков (и лично пап) много упрекают за то, что они не желают продать сокровища Ватикана, выставить на аукцион множество хранящихся там произведений искусства, и раздать деньги бедным. Ватикан — весьма роскошное место, если Вы не знали. Едва ли новый новый Папа от всего этого избавится — да по правде сказать, и не должен.
Если Вас восхищает новый Папа — прекрасно; восхищаться чужой добродетелью есть начало смирения. Попробуйте обратиться к чужой добродетели не для того, чтобы подкормить ею Вашу ненависть — а для того, чтобы подражать ей. Считаете, что надлежит расточить имущество бедным? Прекрасно, найдите заслуживающее доверия благотворительное служение и расточите ему, для начала, хотя бы рублей пятьсот — Ваших рублей, не чужих. Вы обнаружите интересную духовную и психологическую закономерность — чем спокойнее будет Ваша совесть относительно того, как Вы распоряжаетесь Вашим достатком, тем меньше у Вас будет желания нападать на РПЦ. Более того, чужая добродетель станет для Вас предметом искренней радости и желания подражать — а не желания кого-нибудь пнуть.
Я повторяю свой вопрос: Христос в земной жизни был образцом нестяжания, что Вам в свете этого, мешает стать христианином (т.е. кроме прочего, человеком, которому настолько важен и интересен Христос, что чужие лексусы -- мелочь) ?
p.s. Спасибо Вам за еще один случай мысленно сопоставить 2 величины: Бог и Lexus.
Православие, наверное, нельзя скомпрометировать. А вот церковь (разумеется, не Церковь в высоком смысле слова, а конкретную поместную церковь) - очень даже можно.
Скомпрометировать православие, может быть, и нельзя, но вот оттолкнуть от него других - запросто.
Одно уточнение. Православие - это ведь не мирская организация. Его, Православие, нельзя скомпрометировать. Тот кто грешит, а грешат все, отрезает себя от Церкви, и есть возможность соединиться с Ней, Церковью, вновь в таинстве покаяния.
Как повторяли когда-то слова Господа православные Римские Папы: Et ego dico tibi: Tu es Petrus, et super hanc petram aedificabo Ecclesiam meam; et portae inferi non praevalebunt adversum eam. Так и нам надо верить.
Вы, уважаемый автор статьи, что-то перепутали. Ваше слово "исключительно" тут не уместно.
И не Православие вовсе пинают, а тех кто компрометирует Православие, тех, кто по долгу службы должен подавать положительный пример, быть образцом благочестия, но не делает этого.
После прощеного воскресения все это уже не актуально. Патриарх, клирики и все православные просили прощения друг у друга. Насколько искренне? Время покажет.
Именно у него 12 марта угнали Lexus." http://diak-kuraev.livejournal.com/
Мы много читаем, слушаем душеполезного, но не применяем по отношению к себе. Неужели не понятно, что мы никого не призовем в церковь в столь нищей стране, если у иеромонаха в гараже такой автопарк.
2) Видел я такие надписи, где на основании личной скромности кардинала Бергольо, высказывалась готовность срочно стать католиком.
Ко всем согласным с этим, вопрос.
Христос не ездил на мерседесе, плавал на совсем не "яхте Абрамовича", был лично очень скромен -- на основании этого надо стать христианином, согласны?
И, не сомневайтесь: у него еще будет тяжелый разговор с охраной. Здесь шутки в сторону: проглядеть идиота-одиночку и дать ему возможность убить человека, любимого многими (даже с учетом того, что Бог попустил это по каким-то нам неизвестным соображениям) -- люди этого могут и не простить.
Патриарха, конечно можно поправить для его же пользы, особенно можно Геннадию-либералу, а толкователем пользы будет Геннадий-либерал -- никто не сомневается. А еще Познер, а еще... длинный список одних только толкователей пользы -- этак пользы не останется от изобилия толкователей. :)
Друзья, вне сомнений Ваше стремление к благу, но в Вашей полной правоте сомневаюсь вот по этим причинам.
А еще Господь сказал что нужно творить дела добродетели в тайне...(это я не о поездке на общественном транспорте если что). Поэтому настораживает такой мощный PR...
Принципы у него конечно хорошие, заслуживают уважения бесспорно, но зачем при этом Патриарха и РПЦ обижать, и что самое неприятное, свои же.
С. Худиев: «иначе какой-нибудь террорист или просто сумасшедший, ищущий геростратовой славы, может его убить с очень печальными последствиями для общего мира».
«В то же время Папа Франциск с первых дней своего понтифика не слишком следует правилам безопасности, к которым привыкли в Святом престоле. Нынешнему Angelus предшествовала утренняя месса во внутренней ватиканской церкви Святой Анны, отслужив которую понтифик вышел к окружившим церковь людям, пожимая руки и приветствуя которых он, в обход правил, направился за пределы ватиканской территории, чем поразил всех и в первую очередь собственную охрану» (новости).
Если же понимаем, что видим ставшее необычным должное, то зачем ищем причины этого действия среди плохого? Типа: так ведет себя, потому что "горя не знает" или просто глупец. Может лучше предположить, что верит - "волос не упадет без воли Бога", потому и не пользуется услугами охраны и не приобретает, пуленепробиваемый от ближних, легковой бронетанковый лимузин с мигалкой. Неужели нам завидно, что верит, пусть и католик, Богу и людям?
Доводы автора: "поездка в автобусе — становятся непозволительной роскошью" и "он должен ездить на машине с личным шофером не для того, чтобы роскошествовать — а для того, чтобы успевать", нелепы и дают право на критику, причем самую примитивную. В самом деле, например, Апостол Павел, исходил пешком всю Малую Азию и пол-Европы по бездорожью, насыщенным всяким лихим и не очень людом и зверьем, и ничего везде успевал: и благовествовать, и учительствовать, и наставлять, и обличать, и работать. Такой вот пример трудов только одного пешехода.
А если кто и сравнивает, то что в этом плохого? И родитель сравнивает своего ребенка с чужими, и найдя примерное, может и своего поправить к его же пользе.
Ну вообще-то священник и монах должен быть примером для большинства людей. Обычный человек не брал на себя обетов нестяжания и его никто не рукополагал, он не является и не называется пастырем. А иеромонах, сбивший насмерть двух человек, как выяснилось, имел автопарк общей стоимостью около 15 миллионов рублей; так какой он подает пример? И какое право он имеет кого-то "учить жить по Евангелию"?