Алексей Петрович Мальцев родился 26 марта 1854 г. в Ярославской губернии в семье священника. Учился в Ярославской духовной семинарии, позже в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 1878 г. со званием кандидата богословия. После этого он преподаёт философию, психологию и педагогику в Санкт-Петербургской духовной семинарии, а также педагогику в нескольких женских учебных заведениях. Женился на своей землячке, уроженке Ярославля Марии Аполлинариевне Крыловой. В 1882 г. был рукоположен во пресвитера к храму при Санкт-Петербургском училище и дирекции императорских театров. В те годы было издано два труда Алексей Петровича, связанных с его профессиональной деятельностью – "Основы педагогики" и "Вопросы матерям о детях" (совместно с П. Ф. Каптеревым). Тогда же и начала проявляться его склонность к благотворительности – он состоял действительным членом "Общества вспомоществования недостаточным студентам" Санкт-Петербургской духовной академии, жертвовал книги в библиотеку епархиального трёхклассного женского училища. Но поворотным моментом в биографии отца Алексея становится рекомендация митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Исидора (Никольского) назначить его настоятелем небольшого посольского храма в Берлине – это случилось осенью 1886 года.
Когда отец Алексей с семьёй прибыл в столицу Германии, то обнаружил, что его новое место служения – убогая внешне церковь, вмещавшая до 150 человек, рассчитанная на сотрудников русского посольства и их домочадцев и закрывавшаяся на лето. Отец Алексей сразу же принялся менять ситуацию коренным образом: богослужения начинают совершаться круглый год, а вокруг храма формируется приходская община, в которую входят не только русские, но и перешедшие в Православие немцы. Последнему немало поспособствовало то, что отец Алексей вскоре после своего назначения в Берлин стал совершать богослужения на немецком языке. В течение нескольких последующих лет он при участии своего соработника, священника Василия Гекена переводит на немецкий и издаёт большую часть православных богослужебных книг. Его переводы лежат в основе и современного немецкого православного богослужения. За годы жизни в Германии протоиерей Алексей Мальцев стал известен не только как переводчик на немецкий православного богослужения и миссионер, но и как богослов и полемист с представителями других конфессий. Однако мы остановимся на одном его детище – Свято-Князь-Владимирском братстве.
Приехав в Германию, отец Алексей столкнулся с большим количеством людей, нуждающихся в помощи со стороны Российской Православной Церкви. Это были и те, кто хотел вернуться в Россию после неудачных попыток найти работу за границей, и жители русской колонии Александровка, и конечно, новообращённые в Православие немцы. Итак, уже через год после своего назначения отец Алексей отправляет митрополиту Исидору докладную записку с ходатайством об учреждении в Берлине братства во имя святого равноапостольного князя Владимира.Уже в сентябре 1888 года митрополит Исидор утвердил устав братства. В основные задачи нового церковного сообщества входило оказание помощи всем находящимся в Берлине и его окрестностях нуждавшимся российским подданым всех наций и всех христианских исповеданий, а также строительство православных храмов и развитие духовного просвещения. В 1890 году Князь-Владимирское братство официально начало свою деятельность. По этому поводу митрополит Исидор написал в своей резолюции: "Нужда уравнивает все исповедания. Помогайте, сколько можете, всем!"
За год до открытия братства отец Алексей Мальцев овдовел, и на него вдобавок к устройству церковной и братской жизни легли заботы о двух дочерях и сыне. А братство стало центром, который сплотил русских, проживавших тогда в Германии. И в том же 1890 году оно начало оказывать помощь переселенцам-крестьянам, пожелавшим вернуться в Россию из Бразилии, а также тем из них, кто даже и не добрался до Америки и решил повернуть назад, ещё находясь в Германии. Многие из них остались на чужбине без средств, но в братстве они находили тёплый приём и поддержку. В 1891 году, когда голод начался в некоторых регионах России, отце Алексей после Литургии обратился с призывом к прихожанам, и в результате было собрано более 500 марок в помощь голодающим. Через некоторое время стало понятно, что посольский храм уже не вмещает всех новых прихожан отца Алексея, и братство приобрело два участка земли в северной окрестности Берлина, неподалёку от селения Тегель. К 1894 году там был построен храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены, При этом храме устроено кладбище, что было крайне важно потому, как до этого усопших отпевали или под открытым небом, или прямо в лавке гробовщика, куда в любой момент мог прийти новый заказчик, из-за чего обряд отпевания пришлось бы прервать. Кладбище было обнесено каменной оградой, рядом храмом построили домик для посетителей и разбили сад для отдыха.
В то время в Германии был рабочий кризис, и русским людям найти работу было почти невозможно. Поэтому братство решило устроить дом трудолюбия, где нуждающиеся находили бы не только найти приют, но и получали бы возможность добыть средства для пропитания и возвращения на родину. Братский дом в память императора Александа III (Keiser-Alexander-Heim) открылся в конце 1896 года к огромной радости прежде всего русских – собравшиеся на открытие люди плакали от радости и целовали друг друга, так важна для них была возможность собраться вместе вокруг русского православного храма. В нижнем, подвальном этаже братского дома трудолюбия были устроены мастерские: столярная, слесарная, переплётная, свечная. Этажом выше находились жилые помещения, а третий этаж занимали приёмные комнаты дял посетителей, библиотека и Русский музей, в котором были собраны экспонаты, рассказывающие о жизни русских людей на территории Германии. Музей этот сам по себе достоин отдельного рассказа, здесь же стоит упомянуть, что отец Алексей собирал различные предметы по всей стране, что-то даже приобретал на аукционах и в антикварных лавках. В итоге музей состоял из 14 витрин, в которых были выставлены иконы, гравюры, бюсты, кресты, медали, монеты и старинные бумажные деньги, живописные полотна и многое другое. Каждый экспонат был снабжён пояснениями на русском и немецком языках. Также отец Алексей внимательно следил за книжными новинками и приобретал для братской библиотеки книги по всем отраслям знания. Понятно, что богословская литература занимала в этом собрании особое место. Библиотека имела алфавитный и предметный каталоги. А посещение библиотеки и музея порой заканчивалось приглашением на чай в семейном кругу отца Алексея.
Вот как высказался о русских братских учреждений в разных странах гостивший в Князь-Владимирском братстве в 1895 году епископ Алеутский и Аляскинский Николай (Зиоров): "Я, как епископ епархии, находящейся вне пределов нашего отечества, более чем кто другой, понимаю и смысл святого дела, и заслуги создателей и благотворителей его! Этим добрым делом спасена будет не одна душа русского человека от уныния и тоски по родине, от голода душевного!... Здесь будут объединяться между собой православные люди не только в духе молитвы, но и в духе русской народности, в духе всеславянства!" Между тем, братство активно помогало нуждающимся, в коих не было недостатка. В мастерских братского дома люди зарабатывали деньги для того, чтобы возвратиться в Россию. Для них были также построены часовня, два жилых домика, оранжерея, отапливаемые теплицы и 20 парников. Каждый рабочий, проживавший в братстве 7-8 недель, получал за труды по хозяйству 2 марки в день, причём одна марка выдавалась ему на руки, а вторая откладывалась на его дорогу до родины. Тем беднякам, кто по каким-либо причинам не мог работать, братство безвозмездно выдавало выдавало на проезд и содержание 9-10 марок или больше, смотря по нужде. Братство организовывало и медицинскую помощь для своих подопечных, приглашало врачей, доставляло больным всё, необходимое для жизни, а также книги.
С помощью привлечённых благотворителей отец Алексей приобрёл участки для строительства православных храмов и в других городах Германии. К 1908 г. было построено ещё семь храмов в разных уголках страны, которые стали не только духовным убежищем для православных христиан, но и свидетельством истины Православия для инославных жителей Западной Европы. Тем более, что отец Алексей вёл обширную полемику с представителями различных конфессий и мировоззрений, занимался издательским делом. Как уже было сказано выше, немало немцев приняло Православие при его содействии. Увы, не сбылась мечта отца Алексея построить в центре Берлина собор во имя святого апостола Андрея Первозванного – этому помешала Первая Мировая война. Объём данной статьи не позволяет даже вкратце остановится на самых разных сторонах жизни и деятельности протоиерея Алексея Мальцева. В 12-м номере журнала "Христианская мысль" за 1916 г. есть такое воспоминание об отце Алексее одного из его знакомых: "Кого бы ни занесла судьба в Берлин, он не мог там чувствовать себя одиноким и покинутым, пока там был Алексей Петрович. Всех приютить, успокоить, приискать дело, всячески помочь – вот что ставил своей прямой задачей Алексей Петрович". Отец Алексей переписывался с руководителями всех германских фабрик и заводов, на которых работали русские люди, а также ходатайствовал за своих подопечных перед представителями власти и дипломатами. Например, если рабочий терял паспорт, отец Алексей выправлял ему новый у губернатора той области, из которой рабочий являлся. По воспоминаниям современников, отцу Алексею при этом было неизвестно то, что теперь принято называть профессиональным выгоранием – столь широкая деятельность его не угнетала. При этом в личной жизни отец Алексей был очень скромен. Характерен такой эпизод из его биографии: ближайшие его сотрудники собрали 300 марок на приобретение креста любимому священнику и руководителю братства, но отец Алексей уговорил их потратить эти деньги на братство, строительство храма и помощь голодающим. Вот как он сам говорил в одной из своих проповедей, произнесённой в Великий Четверг: "Если мы пожелали бы стать истинными и верными последователями Христа, то не могли бы сделать ничего для Него более угодного и любезного в сей день, как принять на себя посильное исполнение завещанной Им заповеди о любви к ближнему".
Реализации многих планов отца Алексея помешали его физическое состояние и начавшаяся в 1914 г. Первая Мировая война. Когда война началась, он хотел остаться в Берлине, но по решению германских властей он вынужден был вернуться в Россию. Сначала он поселился в Москве, но по совету врачей в январе 1915 г. переехал в Кисловодск, где также успел зарекомендовать себя, как человека, отзывчивого к бедам других. Но физическое истощение дало о себе знать, и в ночь 29 апреля протоиерей Алексей Мальцев скончался. Он похоронен в Санкт-Петербурге, неподалёку от своей alma mater – Санкт-Петербургской духовной академии, на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. В Германии до сих стоят православные храмы, основанные им. До сих пор существует и Свято-Князь-Владимирское братство. Конечно, в ХХ веке его деятельность в силу известных причин не была столь масштабной, как при отце Алексее. После Первой Мировой войны в братском доме долгое время жили беженцы. В 1983 г. председателем Свято-Князь-Владимирского братства стал известный публицист русского зарубежья Глеб Алексанндрович Рар, который много сделал для восстановления его благотворительной и издательской деятельности.