Вера в воскресение

Слово в Лазареву субботу

Воскрешение праведного Лазаря Воскрешение праведного Лазаря


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 10:08 мин. Размер 7.4 Mb)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы воспоминаем воскрешение праведного Лазаря. Это чудо должно было убедить иудеев древности, что воскреснет Иисус Христос. А нас это чудо должно убедить, что будет и всеобщее воскресение из мертвых.

Как минимум три чуда воскресения из мертвых явил Христос Своим ученикам. Он воскресил сына Наинской вдовы, имя которой так и осталось никому не известным, Он воскресил дочь Иаира, который был начальником синагоги в Капернауме, и, наконец, Он воскресил Лазаря из Вифании, которого любил и называл Своим другом (см.: Ин. 11: 3, 11).

В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же небедным. Судя по тому, что у него были слуги (см.: Ин. 11: 3), его сестра мазала ноги Спасителя дорогим маслом (см.: Ин. 12: 3), после смерти его положили в отдельную гробницу и его оплакивало множество иудеев (см.: Ин. 11: 31, 33), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком. Он жил всего в трех километрах от Иерусалима. Христос неоднократно обедал в доме Лазаря с множеством Своих учеников (см.: Лк. 10: 38–41; Ин. 11). Никто не сомневался в том, что если бы Лазарь внезапно заболел, то Иисус бы ему помог (см.: Ин. 11: 21). Однако однажды Христос отказался это сделать. Лазарь умер и три полных дня провел во гробе. На четвертый день смерти к нему пришел Иисус.

Сегодняшнее Евангельское чтение убеждает нас в том, что смерть была настоящей. Тело Лазаря разлагалось и смердело. Однако то же Евангелие свидетельствует, что и воскресение Лазаря было настоящим. Апостол Иоанн, очевидец событий, в деталях описал, как это происходило.

Иисус подошел к месту захоронения, подождал, пока придут родственники и друзья умершего. Вопреки возражениям окружающих Он приказал отвалить камень от входа в погребальную пещеру. После Его молитвы умерший вышел из гробницы, обвязанный пеленами по рукам и ногам. При этом пелены мешали ему ходить, а на главе был погребальный платок (см.: Ин. 11: 44).

Чтобы убедить читателя, что воскрешение Лазаря не было коллективной галлюцинацией, евангелист Иоанн сообщил о том, что по прошествии некоторого времени Иисус обедал в доме воскресшего Лазаря. Это видели и другие иудеи. Он же сообщил о том, что Синедрион постановил убить Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12: 11). Вполне возможно, что именно поэтому о воскрешении Лазаря умолчали первые евангелисты. Поскольку первая проповедь о Воскресении распространялась в Иерусалиме, апостолы захотели скрыть имя Лазаря, опасаясь, что его не минует смерть от рук первосвященников.

По свидетельству Епифания Кипрского, Лазарь переехал на Кипр, стал епископом и по прошествии 30 лет от воскресения умер в старости и был похоронен в городе Китии. Именно там в IХ веке был обнаружен саркофаг с его мощами, на котором присутствовала надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Особая черта чуда воскрешения Лазаря – то, что он вернулся из места «невозврата». Если бы он восстал в сам день смерти, его смерть можно было бы принять за сон. Если бы он поднялся в течение трех дней, можно было бы сказать, что душа вернулась в тело после странствий по поверхности земли. Но по истечении трех дней душа умершего, по преданию древности, должна была взойти на суд к Богу. И участь ее на четвертые сутки уже всецело была в руках Божиих. Следовательно, вернуть душу в тело мог только Один Бог. И это сделал Христос Своей волей. Он сказал Лазарю: «иди вон» из погребальной пещеры – и тот вышел (см.: Ин. 11: 43).

Но прежде, чем явить человечеству Свою власть над жизнью и смертью, Господь проверил, способны ли в это поверить окружающие Его люди. Это мы видим в загадочном диалоге между Марфой и Иисусом.

Непосредственно перед чудом, встречая Господа, Марфа плакала: «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус ее как будто утешил: «Воскреснет брат твой». Марфа, как традиционно верующая иудейка, отвечала: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11: 21–24).

Ее слова намекают на пророчество из Книги Иова: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19: 25–27). Пророк Исаия возвещал, что «восстанут мертвые тела» (Ис. 26: 19). Иезекииль в подробностях сообщил, как это будет: засохшие кости будут обложены жилами, затем плотью, затем кожей. Наконец вернется в тело дух, и мертвые восстанут на ноги, выйдут из гробов (см.: Иез. 37: 1–14). Но это воскрешение умерших будет, по пророку Даниилу, в далекие последние времена, после различных войн и вселенских катаклизмов (см.: Дан. 12: 1–4).

Вряд ли Марфа, стоя в ясный мирный день перед Иисусом на краю маленькой деревни, накануне светлого иудейского праздника пасхи, предчувствовала, что для нее «последний судный день» уже настал. В момент недоумения Марфы Христос как будто поменял ее угол зрения в представлении о «последнем дне». «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», – сказал Он (Ин. 11: 25–26).

Выходит, что для восстановления человеческой жизни во плоти не надо ждать конца света. Христос, как Альфа и Омега (см.: Откр. 1: 8), смыкает границы времени в одну точку веры. Главное – не просто надеяться, что когда-то будет всеобщее обновление мира, но – знать и верить, что это совершает Бог. А раз это в Божией власти, значит, Он вправе преодолеть границы времени и воскресить любого умершего раньше всеобщего воскресения. «Веришь ли сему?» – спросил Господь Марфу. Она ответила Ему: «Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11: 26–27). И после этого исповедания веры Спаситель мира вернул к жизни ее брата Лазаря.

Можно сказать, что исполнение чуда для семьи Марфы и Марии предварило их испытание веры. Но еще большее испытание веры было для более широкого круга учеников Христовых, для апостолов и всех, кто видел Господа во плоти.

Нам с вами трудно представить себе, что переживали ученики, когда Господа распяли на Кресте. По ветхозаветным представлениям, Мессия после воцарения никак не должен был погибнуть. Сын Человеческий в конце времен должен был восстановить Царство, которому уже не будет конца. «Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и Царство Его не разрушится», – писал пророк Даниил (Дан. 7: 14; 7: 27; 2: 44). Воскрешая Лазаря, Христос ясно говорил о том, что Его чудо ведет «к славе Божией» (Ин. 11: 4, 40).

При торжественном входе Господнем в Иерусалим Его встречали как обетованного Царя (см.: Ин. 12: 13). Однако Он был распят и вновь, в день Великой субботы, испытывал человеческую веру. Не дожидаясь ответа от людей, Он в третий день Сам восстал из мертвых и явил Себя миру. Сейчас празднуем Его славное Воскресение!

Дорогие братья и сестры, мы с вами сегодня не просто воспоминаем какое-то из Христовых чудес. Мы с вами – часть и продолжение Евангельской истории. Воскрешая Лазаря, Христос показал нам, что пророчества о воскресении умерших сбудутся. Совершая Свое Воскресение, Он убеждает нас в том, что когда-то снова придет на землю в славе Отчей. И задавая личный вопрос Марфе: «Веришь ли сему?», он испытывает веру каждого из нас. Скажем ли и мы, что Он – «Христос, Сын Божий, грядущий в мир»? Если да, значит Он для нас – «воскресение и жизнь». Если нет, то мы станем в один ряд с теми, кто память и о Лазаре хотел стереть (см.: Ин. 12: 10).

Не будем же ждать конца света, но будем верить, что «живущий и верующий во Христа, не умрет вовек» (Ин. 11: 25–26).

Вера во Христа – Сына Божия дает надежду на жизнь, вера во Христа избавляет от суда, вера во Христа делает нас причастниками славы Божией (см.: Ин. 11: 40)!

Аминь.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Виктор11 мая 2016, 08:09
"Познание Бога без сознания нашей немощи производит гордость. Сознание же нашей немощи без познания Иисуса Христа ведет к отчаянию. Но познание Иисуса Христа ограждает нас и от гордости и от отчаяния, ибо в Нем мы обретаем, как сознание своей немощности, так и единственный путь к ее уврачеванию."
Блез Паскаль
mila toll 5 апреля 2015, 08:10
Gospodi Slava Tebe!
Сергей Артёмов12 апреля 2014, 21:07
C огромной теплотой и сердечием послушал эту маленькую для тела но большую для души,проповедь.Спасибо вам за ваш труд в море искушений и греха.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×