Часть 1: Хроника поездки за 16-17 декабря »
Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Строительство велось с 1997 по 2003 г. |
Через два столетия, в 1856 году[1], сюда на плотах прибыли 60 казаков, основавших Усть-Зейский военный пост. Почти все они погибли в первую же зиму: «Отряд, поместившись в вырытых землянках, крайне скученно, подвергся страшным лишениям от холода, голода и болезней. Большая часть его погибла от тифозной горячки, а оставшиеся в живых были не в силах даже приготовить умершим могилы, и порешили срубить из бревешек двухсаженных квадратную мертвокладную, куда и положили до весны своих товарищей, положивших живот свой за страну сию»[2].
Первое здание Благовещенска – его свято-Никольская церковь |
В 1858 году[4] генерал-губернатор Н.Н. Муравьев подписал Айгуньский договор с Китаем, по которому весь левобережный Приамурский край отошел России. Он же предложил императору Александру II переименовать станицу в город Благовещенск: «Считаю необходимым учредить в этом месте город, а как сопутствующий в настоящую поездку на Амуре высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, заложил 9 мая в Усть-Зейской станице храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, то и полагаю приличным дать новому городу наименование “Благовещенск”»[5].
|
|
Так, в день памяти святителя Николая Чудотворца (9 мая по ст. ст.) город получил свое имя[6], а вместе с ним – и особое покровительство Царицы Небесной и самого любимого русским народом святого. В 1868 году Благовещенск стал хранителем главной Амурской святыни – чудотворной Албазинской иконы Пресвятой Богородицы «Слово плоть бысть», принесенной в эти края старцем Гермогеном еще в XVII веке. Край активно развивался[7], строились храмы и монастыри, росло население…[8]
Вид Благовещенска |
Но в XX веке на 70 лет по общему оскудению в вере[9] и грехам своим наш народ оказался в безбожном пленении, и все радужные перспективы развития края испарились, «яко не бывшие». С «перестройкой» место одной материалистической идеологии заняла другая. В погоне за золотым тельцом город широко распахнул свои двери бизнесменам Китая. И те, не имея возможности играть в азартные игры у себя на родине[10], сделали удел Пресвятой Богородицы своим игорным домом: к 2006 году Благовещенск вышел на третье место в мире по количеству казино на душу населения.
Нелегко пришлось назначенному в 1994 году на Благовещенскую и Тындинскую кафедру епископу Гавриилу (Стеблюченко). Первую свою литургию на амурской земле владыка вынужденно служил в здании бывшего костела, так как из существовавших до революции 20 православных храмов[11] в городе не осталось ни одного. Все они были уничтожены большевиками, несмотря на то, что по уникальности архитектуры являлись несомненным украшением города, его славой. Деревянная Никольская церковь, свидетель подвига первых поселенцев, простояла больше века, но и она в 1980 году была уничтожена.
|
|
Первым, за что взялся владыка, было строительство кафедрального собора. К 2003 году всем миром был построен и освящен красивейший каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на месте той самой Никольской церкви, рядом с могилой отца Александра Сизого, первого ее настоятеля. И именно здесь братия и хор московского Сретенского монастыря сослужили архиепископу Благовещенскому и Тындинскому Гавриилу в канун и в самый день памяти святого Николая Угодника 19 декабря 2006 года. И мы верим, что неслучайно. Верим, что в этом, как и во многих других «совпадениях» этой поездки проявилось несомненное действие Промысла Божия, пекущегося о нашем спасении и действующего подчас даже через таких грешных людей, как мы.
Триумфальная арка. Деталь |
8:00. Первое утро в Благовещенске. Кругом снег. По сравнению с Москвой удивительно тихо. Сквозь окно гостиницы видна часть улицы и проезжающие белоснежные японские автомобили. Из отечественных машин довольно много желтых маршруток – «Газелей». Не знал, что «Газель» может завестись при 40 градусах мороза.
Старая карта Благовещенска |
Возлагаем цветы к памятникам святителю Иннокентию (Вениаминову), воинам-амурцам, погибшим в Великую Отечественную войну (1941–1945) и генерал-губернатору Н.Н. Муравьеву[12]. Неподалеку от памятника погибшим воинам – воссозданная в 2005 году триумфальная арка. Когда-то, в 1891 году, через ее предшественницу проходил будущий государь-страстотерпец Николай Александрович, тогда еще цесаревич. «Земля Амурская была, есть и будет русской», – гласит надпись на арке. Интересно, знают ли об этом китайцы? Судя по некоторым их планам развития Дальнего Востока, – нет.
За Амуром – китайский город Хэйхэ |
Через арку выходим на набережную замерзшего Амура. Река в дымке, слепит солнце. На другом берегу – Китай, высотки его стремительно развивающегося города Хэйхэ. Контраст с пятиэтажным, застроенным «хрущовками» Благовещенском, разительный. Ясно, куда нацелен вектор развития приграничных китайских территорий[13].
На центральной площади имени Ленина – выставка ледяных и снежных скульптур, что для нас, приехавших из слякотной Москвы, почти экзотика. Среди экспонатов – китайский «божок счастья», характерный китайский лев и не менее характерный китайский дракон с табличкой «Не входить. Опасная зона» над пастью. Хорошо бы нам поменьше заигрывать с такими образами!
Пальцы замерзают окончательно, фотоаппарат превращается в трудно управляемую игрушку. Наконец-то мы садимся в теплый автобус и едем в амурский краеведческий музей. По дороге узнаю, что, начиная с «перестройки», в Благовещенске не разрушили ни одного памятника архитектуры и даже несколько исторических памятников, таких как триумфальная арка и Гостиные ряды, восстановили. Как это не похоже на Москву, лишившуюся за последние годы сотен своих памятных мест!
10:20. Мы в краеведческом музее. Богатство животного и растительного мира здешних мест поражает. Недаром наши предки стремились освоить эту землю и утвердиться на ней: «Добрые хлебородные земли, черностию земля в человеческий пояс… На той Даурской земли всякой хлеб родится: рожь и яровой из единой меры родится 50, 60 и 70 мер; а по великой реке Амуре, по берегам и островам, сам собой виноград растет кроме человеческого труда; в великой реке Амуре… рыб: белуг чистых, больших калужек, осетров, стерлядей, сазанов и всякой мелкой безчисленно много, и всякие безчисленные ягоды родятся, иные же им имены не знати. А с левой стороны Амура… зело великие леса и всякого зверя без числа много»[14].
Рыба калуга |
До сих пор в Амуре водится калуга – рыба, которая в 80-летнем возрасте достигает длины 5–6 метров и веса больше тонны. Из зрелой 15-летней рыбины извлекают до 20 ведер черной икры. Хорошо бы приехать сюда летом… В одном из залов стоит чучело тигра, забредшего в город относительно недавно. Или не приезжать?
Отдельный зал посвящен амурским первопроходцам. В его центре – точная модель Албазинского острога и список чудотворной Албазинской иконы Пресвятой Богородицы. Там же два памятных бревна – единственное, что осталось от Никольской церкви после ее уничтожения.
Странно оформлена экспозиция, посвященная предреволюционному периоду города: под сверкающим двуглавым орлом – криво развешенные фотографии государя-страстотерпца Николая II, его семьи и верных солдат. Зато революционных залов несколько. Можно подумать, что вся история города, названного в честь Благовещения Пресвятой Девы, состояла из подготовки революций, организации стачек и забастовок.
12:30. После обеда – встреча с архиепископом Гавриилом. Владыка благодарит отца Тихона и хор за то, что они откликнулись на его просьбу посетить епархию, «взбодрить» ее.
Целый год потребовался на подготовку этой поездки. Никто уже не верил, что обещание приехать было дано всерьез. И вот теперь, когда все здесь, по мнению владыки, происшедшее – несомненное Божие чудо, чудо Пречистой Божией Матери. Владыка награждает всех памятными медалями в честь Албазинской иконы Пресвятой Богородицы и благословляет не снимать эти медали на территории его епархии.
14:00. Пресс-конференция архимандрита Тихона, братии и семинаристов. Оказывается, СМИ только о приезде московских гостей и говорят. Задают множество интересных вопросов. Саму пресс-конференцию транслируют по телевидению и радио.
15:50. Впереди – трехчасовое всенощное бдение. Опасаясь, что не хватит места на flash-карте под фотографии, отправляюсь в центр города. Подхожу к белоснежному такси. Водительское место пустует, на правом переднем сиденье спит какой-то мужчина. «Вот это доверие пассажирам», – думаю я. И зря. Водитель на месте: просто автомобиль праворульный.
16:30. Мы в кафедральном соборе. Хористы поднимаются на клирос. В ожидании преосвященного Гавриила осматриваю собор. В нем три придела. Главный – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, боковые – во имя особо чтимых святителей: Николая Чудотворца и Иннокентия (Вениаминова), просветившего евангельским светом весь Дальний Восток. Фресок пока нет. «Богородичного» синего цвета софринский живописный иконостас. В центральном приделе главная святыня края – чудотворный Албазинский образ Пресвятой Богородицы «Слово плоть бысть». Там же большая икона святителя Иннокентия (Вениаминова) с частицей мощей. В боковых приделах – ларцы-мощевики. В одном из них с удивлением замечаю частицу мощей «святителя Никона, Патриарха Московского»… На его сугубое почитание здесь, наверное, повлияло то, что именно он учредил православную миссию в Приамурье в 1671 году.
17:00. В собор входит архиепископ Гавриил, и начинается служба. Храм заполнен. Ощущение родства и единства с молящимися усиливается знакомыми московскими богослужебными распевами, знакомыми голосами клирошан и даже видом солеи, ограда которой – точно такая же, как в соборном храме московского Сретенского монастыря[15]. Владыка служит чинно, не спеша, звонким голосом четко выговаривает слова. Четко читают канон уже знакомый нам отец Иннокентий и еще один священноинок. Елеопомазание длится долго – много народа. Среди богомольцев отрадно видеть серьезных, сосредоточенных на богослужении мужчин, юные чистые лица подростков…
Служба закончена. По последнему разу все прикладываемся к аналойной иконе святителя Николая – того, кто многократно творил чудеса на Амурской земле и, верим, устроил и наш приезд в этот богоспасаемый город. По умиротворенным и кротким лицам благовещенцев видно, что на службе людям удалось главное – помолиться. И слава Богу!