Блаженный духовник из скита Кавсокаливии отец Никодим поведал мне следующую историю, заимствованную из Афонских отеческих рукописей.
Один верующий христианин в продолжение пятнадцати лет ходил к своему духовнику на исповедь и поверял ему свои человеческие немощи. В один из дней, как он привык, он собрался навестить своего духовника, чтобы исповедаться. Подойдя к дому, этот человек открыл дверь и увидел своего духовника, грешащим с женщиной. Он сразу вышел из дома и, уходя, сказал самому себе: «Ах, увы мне, столько лет я у него исповедовался! Что мне теперь делать? Что я теперь – погибну? Как же могут быть прощены все те грехи, которые он мне отпустил, когда он сам – такой же грешник?» Так рассуждал этот человек, сгибаясь под тяжестью такого удара, и не зная, что ему дальше делать.
Идя по дороге назад, он захотел пить. Пройдя немного вперед, он наткнулся на небольшой быстро текущий ручеек с чистейшей водой. Он наклонился и стал пить. И пил, пил, и, утолив жажду, все еще хотел пить эту прохладную воду. И, вставая, подумал: «Если здесь, ниже по течению, вода такая чистая, то насколько же чистой она должна быть в истоке», – и с этой мыслью он отправился искать источник. И когда он нашел исток, что он там видит? О ужас! Вода истекала из морды трупа собаки, как раз из пасти! Тогда, воздохнув из глубины души, человек и воскликнул: «Увы, мне заблудшему, осквернился я и выпил этой заразной воды, похоже, что я и в правду грешный и скверный, что со мною случаются такие несчастья!»
Сама вода принадлежит не собаке, она – дар Божий, от Бога исходит
И вот, когда он находился в таком большом расстройстве, явился ему Ангел Господень, говоря: «Человече, почему ты расстраиваешься и печалишься из-за того, что с тобой происходит? Когда ты увидел ручей и стал пить из него, не обрадовался ли ты, что нашел такую чистую воду? Ты пил и не мог напиться, а вот сейчас, когда ты увидел, что вода истекает из нечистой пасти пса, говоришь, что ты заразился? Даже если пес дохлый и нечистый, то все равно не расстраивайся, потому что воду, которую ты пил, пьет весь мир, даже если она и истекает из нечистой собачей пасти. Ведь сама вода принадлежит не собаке, она – дар Божий, эта вода от Бога исходит.
Вот так же и твой духовник: грехи, которые ты ему исповедовал, тебе прощены, а прощение грехов – не его дар, это дар человеку от Бога. Пресвятой Дух дарует отпущение грехов тому, кто чисто и искренне исповедует свои грехи и немощи».
Сам Владыка Господь Иисус Христос сказал своим святым Апостолам и ученикам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20: 22-23). Эту власть дарует Бог людям в Таинстве Священства, но только лишь тем, кто был канонически рукоположен и имеет благословение исповедовать и отпускать грехи. Святые Апостолы передали эту власть первым епископам и их приемникам, те же в свою очередь – законно рукоположенным священникам и духовникам. Поскольку священники совершают Святые Таинства, их сан намного выше даже сана Царского. Священный сан выше любого мирского сана потому, что в каком бы мирском чине не находился бы человек, он все равно прибегает за оставлением грехов ко священнику, это установление Самого Христа, и традиция Святой Православной Церкви, другого порядка в ней не существует.
Ты видел только как он грешит, однако не можешь увидеть его покаяния
И вот, говорит ему Ангел: «Иди к своему духовнику, которого ты видел грешащим, положи ему поклон и попроси у него прощения за то, что ты его осудил. Что же касается его личных грехов, то Бог Сам испытает его совесть и Сам с него спросит, так ты видел только как он грешит, однако ты не можешь увидеть ни его покаяния, ни того, с какой горячностью он покаялся. Так у тебя, вместо покаяния, прибавился грех осуждения, а он же, если покается, то сможет принести Богу достойные плоды покаяния. Итак, запомни, никого нельзя осуждать».
После того, как Ангел сказал это, он стал невидим. Этот христианин, согласно повелению Ангела, вернулся назад к своему духовнику, положил ему поклон и поведал ему то, что видел и слышал от Ангела Господня. Духовник же, как только услышал о том, что сказал Ангел, начал плакать горько и стенать, сожалея о своем грехе, прося прощения у Всемилостивого, Благоутробного и Преблагого Бога, имея твердое намерение впредь исправиться и загладить свой поступок, во Славу Божию и ко спасению своей души.
После того, как мой духовник отец Никодим рассказал мне этот поучительный случай, он с любовью продолжил дальше: «Вот так, брат мой Харлампий (это было в 1934 году, еще до моего пострига), у нас нет никакого права судить и исследовать чужие грехи и поступки. Как говорит апостол Павел: “Ты кто, судящий чужого раба? Пред Своим Господом стоит он, или падает”. Тем более нет права судить священников и духовников, тех, кого намного серьезней испытывает Господь, и с изощренным лукавством и мастерством искушает дьявол. Господь, обращаясь абсолютно ко всем, говорит: “Не судите да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы” (Мф 7: 1-2). Нам заповедано прощать ближнему его ошибки и недостатки, каяться в своих личных грехах, осуждать и наказывать только самого себя. Если мы хотим спастись, да простим своего брата, согласно с Евангельской заповедью: “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный...” (Мф 6:14).
Мы получаем духовную пользу только тогда, когда прощаем с любовью наших братий
Да, брат мой, осуждение великий грех, и не должно нам заниматься другими и рассматривать грехи и прегрешения других людей! Какое нам дело до их грехов? Каждый то, что делает, к своему осуждению или к оправданию творит. Мы получаем духовную пользу только тогда, когда мы видим или слышим что-либо непотребное, прощаем с любовью наших братий и стараемся помочь им, молясь о них.
Спаси Господи!