Великий Новгород, 28 сентября 2014 г.
При раскопках в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Великом Новгороде ученые Института археологии Российской академии наук обнаружили множество фрагментов фресок, относящихся к первой трети XII века; исследователи рассчитывают воссоздать из этих находок целостные композиции, что позволит открыть новое "окно" в мир древнерусского искусства, сообщили РИА Новости в Институте археологии РАН.
"Новгородская археологическая экспедиция в этом полевом сезоне проводила масштабные раскопки в алтарной и подкупольной части Георгиевского собора, одного из древнейших соборов Руси — его строительство было начато в 1119 году. В результате были обнаружены древние конструкции, в частности, епископская скамья в главном алтаре, плиты древнего пола, древние престолы, а также уцелевшие в нижней части стен фрески с декоративными орнаментальными композициями, изображающим полированный мрамор", — говорится в сообщении.
Во время переборки и просеивания вынутого во время раскопок грунта ученые также нашли огромное количество фрагментов первоначальной росписи собора, которую датируют 1120-ми годами. Среди них и несколько ликов святых. Это ценное открытие позволит составить более полное представление о стилях и направлениях работы древних живописцев, полагают в институте археологии.
Как отметил руководитель нынешней археологической экспедиции Владимир Седов, "находка даже фрагмента лика или орнамента из другого, неизвестного до того комплекса, воспринимается как сенсация". "Каждый, даже незначительный фрагмент дополняет общую картину развития древнерусской фресковой живописи, делает ее сложнее и богаче. В лике же сосредоточена вся философия, весь внутренний мир той эпохи. Такая находка – это окно в прошлое, возможность еще раз увидеть художественные и духовные идеалы далекого времени", — добавил ученый.
Он подчеркнул, что живопись очень "графичная", "то есть там не так много цвета, а много контура, что является необычным и находит параллели в некоторых византийских памятниках конца XI века". Однако пока с полной уверенностью сказать, кто были авторы этих образцов — византийцы или русские, — ученые не могут. Все фрагменты будут тщательно исследованы.
Нынешнее открытие российских археологов примечательно и тем, что в России практически не сохранилось целостных древнерусских фресковых комплексов домонгольского периода. Полностью дошли до нас лишь росписи в соборе Мирожского монастыря в Пскове, и частично — в некоторых других храмах и монастырях Новгорода, Старой Ладоги, Владимира и Суздаля.